Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков —. Лексическая тема «Профессии. Занятие по дифференциации звуков — Логопедия конспект по дифференциации звуков ж ш

В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Автоматизация звуков проходит в игровой занимательной форме на материале слогов, слов и предложений (рассказ-схема "Жужелица").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие

Тема: «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и

Предложениях. Буквы Ш-Ж.»

Цели: - закрепить необходимые артикуляторные движения для произнесения звуков

Ш-Ж;

Закрепить правильную позицию органов артикуляции при произношении

Звуков «Ш»- «Ж»;

Автоматизация «Ш»-«Ж» в слогах, словах, предложениях;

Развитие фонематического слуха;

Согласование прилагательных живой-неживой с существительными в роде,

Числе;

Спряжение в настоящем времени словосочетания « обошла лужу»;

Проговаривание предложений по опорным картинкам со словом «между»;

Развитие речевого дыхания;

Закрепление движений приёма и подачи мяча двумя руками с речевым

Сопровождением;

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, чувства ритма.

Оборудование: компьютер, предметные картинки.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

А) Логоритмическое упражнение.

Мы - шоферы

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль

Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы - хоть куда!

Б)Дидактическая игра «Будь внимательным».

Я хочу предложить тебе послушать и решить задачку, только будь очень внимательна!

а ) У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Жанна . Сколько всего

Детей у мамы?

Познакомься с Жанной и назови первый звук её имени! Какие ещё ты знаешь имена с этим звуком?

2. Развитие движений губ, дыхания.

1). «Бублик» Сделаем губами бублик:

Бублик мы изобразили-

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

2). «Маляр»- Красить потолки пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд- назад.

Наш маляр работе рад!

Дыхательная гимнастика «Мой любимый носик».

1)Ты вдохни одной ноздрёй,

Ну а выдохни другой.

2) Глубоко вдохни,

На выдохе мычи, м-м-м

По крыльям носа

Пальчиками стучи. (выполнять 3 раза)

3.Знакомство с темой занятия.

Сегодня мы вместе с Жанной сравним звук «Ш» и «Ж».

Посмотри в зеркало и рассмотрите артикуляцию звуков «Ш»- «Ж».

Ж - губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

Широкий язык наверху;

Горлышко «работает».

Ш-- горлышко не «работает».

Расскажи стихотворения о буквах, используя кинезиологические упражнения

Буква Ш с тремя шипами (на обеих руках загибая пальцы)

Не хватай её руками.

Буква Ж жужжит как жу(щепоть-хлопок в ладоши – удар по столу)

На жука похожа:

У жука шесть лапок есть и у буквы тоже.

4. Пальчики здороваются.

Шта-жда што- ждо шту-жду шты-жды

5.Дидактическая игра «Наоборот».

Ша- ша шо- шо шу-шу ши-ши

Шар- шить- шаль- шутка- шесть- шалость-

5. Работа на компьютере «Уроки тётушки совы», Ш-Ж.

6. «Живое-неживое».

7. Загадки

Помоги Жанне рассказать, что находится между лужами? И т. д.

8. Больше-меньше?

9. Рассказ «Жужелица».

10. Игра «Звук пропал»

Аба -ираф -ук -ивот

Уба -ало - елудь - ляпа


Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.

Задачи занятия:

  • Коррекционные
    • уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
    • упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
    • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
  • Развивающие
    • развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
    • развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.
  • Воспитательные
    • воспитывать интерес и желание работы с компьютером.

ОБОРУДОВАНИЕ

    • Мультимедийное оборудование
    • Настольное зеркало.
    • Дидактическая игра “Умный поезд”.
    • Магнитная доска.
    • Каринка “Теремок”

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед показывает картинку “Теремок”.

    В какую игру поиграем?

    Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).

    Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)

    Проблема:

    Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?

    Как помочь этим звукам попасть в теремок?

  3. Изолированное произношение и характеристика звуков.
  4. Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).

    Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).

    Чем похожи, чем отличаются звуки?

  5. Звуковой анализ и синтез слов.
  6. А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.

    Что получится если исчезнет звук [Ш].

    На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш . (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).

    Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] - жаба, жираф, ежик, ножницы.

  7. Дифференциация звуков в слогах.
  8. Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)

  9. Зрительная гимнастика.
  10. Открываем глазки - раз,

    А зажмуриваем - два,

    Раскрываем глазки шире.

    А теперь опять сомкнули,

    Наши глазки отдохнули.

  11. Дифференциация в словах.

А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

  • Шуба, рубашка, шорты, жилет . (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
  • Ножницы, пассатижи, шпатель , ножовка.
  • Ежик, кошка , жираф, жеребенок.
  • Ложка, чашка, ножик, кувшин.

Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Игра “Умный поезд”

Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).

А “песенке жука”? (ребенок отвечает).

Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.

Самостоятельная работа детей на магнитной доске.

А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например - поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами ).

Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.

Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.

  1. Рефлексия.

Что мы сейчас делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [[Ш ] в словах, предложениях».

Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях.

2. Развивать умение выделять слова со звуками [ж] и [ш].

3. Закрепить правило написания жи – ши.

4. Учить сопоставлять слова-паронимы по смыслу и звучанию, написанию.

5. Учить работать над деформированными предложениями.

6. Учить составлять предложения по схемам.

Коррекционно-развивающие:

1. развивать, обогащать и уточнять словарь.

2. Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии с заданными правилами.

2. Воспитывать самоконтроль.

3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: зеркала, елки, новогодние игрушки, компьютер.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Логопед: Вот опять звенит звонок.

Начинается урок.

Встали ровно, подтянулись…

И друг другу улыбнулись.

II . Введение в тему занятия.

Логопед: А сейчас сядет тот, кто назовет слова со звуками [Ж ] и [Ш ].

(Ответы детей)

Логопед : Сели ровно, положили руки на парту, ноги должны касаться пола.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас возьмите зеркала, будем выполнять артикуляционные упражнения.

(Дети выполняют упр. «Заборчик», «Дудочка»)

Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Теперь выполним упражнения «Шарик», «Флажок».

(Дети вслед за логопедом выполняют упражнения).

Работа над стихотворениями.

Логопед: А теперь давайте прочитаем стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Жаба жабе предложила

Ежевичный вкусный джем.

Ежевичный? – та спросила –

Ну, тогда, пожалуй, съем!

Дети: Звук [Ж].

Логопед: Обратите внимание, какие знаки препинания здесь встречаются?

Дети: Вопросительный знак, восклицательный знак, точка, тире.

Логопед : Прочитайте стихотворение, не забудьте про знаки.

(Дети читают)

Логопед: А теперь давайте прочитаем другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Трое маленьких мышат

В тишине ночной шуршат,

Если кошку вдруг услышат,

То шуршат они потише.

Дети : Звук [Ш].

(Дети читают)

Логопед: Ребята, кто из Вас догадался, надкакимизвуками мы сегодня будем работать?

Дети: Мы будем работать над звуками [Ж] и [Ш].

    Работа над темой занятия.

Логопед: Мы сегодня будем работать над звуками [Ж]-[Ш]. Тема сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».

Логопед: Откройте тетради, возьмите ручки, запишите число и тему занятия.

(Дети записывают в тетрадь число и тему.)

Логопед: К нам в гости пришли наши давние знакомые. Это гномики ЖИК и ШИК. Они принесли нам много разных заданий. Мы обязательно с ними справимся.

А теперь скажите, какой первый звук в имени ЖИК?

Дети: Звук [Ж].

Логопед: А теперь скажите, какой первый звук в имени ШИК?

Дети: Звук [Ш].

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ж].

Дети: Звук [Ж] – согласный твердый звонкий.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ш].

Дети: Звук [Ш] – согласный твердый глухой.

Логопед: Что общего у звуков [Ж-Ш]?

Дети: Эти звуки согласные и всегда твердые.

Логопед: Чем различаются звуки [Ж-Ш]?

Дети: Звук [Ж] – звонкий, а звук [Ш] – глухой.

Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

Дети: Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

Дети: Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».

Логопед: Наши Гномики хотят поиграть с нами в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – хлопаете в ладоши, а если слышите звук [Ш] – закрываете уши. Приготовились, начали…

Логопед: Сэтим заданием Вы справились хорошо, а теперь другое испытание. Кто скажет, какой скоро праздник?

Дети: Новый год!

Логопед: Правильно! На Новый год принято наряжать елку. Давайте поможем Жику и Шику нарядить елочки. На елку Жика повесим игрушки со звуком [Ж], а на елку Шика со звуком [Ш].

Игра «Наряди елочку».

(Дети достают из мешка игрушки и развешивают их по елочкам.)

Логопед: МОЛОДЦЫ!

А вот еще одно задание «Звуки, буквы называй – слово собирай».

Вы должны назвать первые звуки (на экране появятся буквы), составить слово. Со словом составить предложение.

Дети: Шапка – [Ш], буква «Ша»

Ананас – [А], буква «А»

Жираф – [Ж], буква «Жэ»

Осы - [О], буква «О»

Кран - [К], буква «Ка»

ШАЖОК

Малышсделал первый шажок.

Работа над ПАРОНИМАМИ.

Логопед: Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.

У Саши красный ШАР.

У Миши сильный ЖАР.

Дети: ШАР-ЖАР

Логопед:

Дети:

По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].

По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».

По значению. Шар –это… Жар - это…

Логопед:

У зайца длинные УШИ.

В траве живут УЖИ.

Дети: УШИ-УЖИ

Логопед: МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети:

По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]

По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».

По значению. УШИ-это… УЖИ – это…

Логопед: Правильно, ребята!

Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу называются ПАРОНИМЫ. Повторите.

Дети: ПАРОНИМЫ.

Логопед: А теперьзапишем в тетрадь эти слова.

(Обратить внимание на посадку, положение тетради…)

Слова запишем, а буквы «ша» и «жэ» подчеркнем. Скажите, какой карандаш нам понадобится?

Дети: Синий карандаш, т.к. эти звуки всегда твердые.

Физминутка.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Один – много». Я буду называть предметы в единственном числе, а Вы во множественном.

(Дети называют слова во множественном числе)

Логопед: Кто догадался, почему некоторые слоги выделены красным цветом?Скажите, с какой орфограммой Вы здесь встретились?

Дети: Красный цвет опасный. Можно сделать ошибку.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Логопед: Ребята, давайте, с Вами выполним задания на карточках. Каждый выберет себе задание (одно из 3-х) и попытается его выполнить.

Работаем с ЖИ и ШИ.

1 уровень:

Ё .. к, .. р, ..шка, кув..н, пи.., ..ть

2 уровень:

У Ната.. ..вут чи.. и стри.. .

3 уровень:

У машы и мишы в чулане жыли мышы.

Зарядка для глаз

Логопед: Молодцы! Посмотрите, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в них целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения (На первой схеме: Маша, кран, груша. На второй схеме: бабушка, клубки, носки).

Дети: Маша моет грушу.

Бабушка вяжет носки.

Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи.

Логопед: Запишем в тетрадь эти предложения. А к доске пойдет…

(Работа на доске и в тетрадях).

Подчеркнем буквы синим карандашом.

Молодцы! Ребята, ЖИК и ШИК выполняли домашнее задание, составляли предложения. Посмотрите, все ли правильно у них получилось?

Шарф положил Женю в шерстяной шкаф.

Давайте исправим ошибки.

Дети : Женя положил шерстяной шарф в шкаф.

Логопед: У кожаного саквояжа в руках был пассажир.

Дети: У пассажира в руках был кожаный саквояж.

Логопед: Молодцы ребята, Вы справились с заданием.

Но опять новое испытание. Надо составить предложения, используя слова и картинки. Кто попытается это сделать? (Даны слова: Шура, собирала, и. Картинки: ежевика, крыжовник.

Дети: Шура собирала ежевику и крыжовник.

Логопед:

Дети: Шура –[Ш], ежевика – [Ж], крыжовник – [Ж].

Логопед: Давайте составим следующее предложение (Даны слова: шустрый, бежит, за. Картинки: жеребенок, лошадь).

Дети: Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Логопед: Назовите слова со звуками [Ж] и [Ш].

Дети: Шустрый –[Ш], жеребенок –[Ж], бежит –[Ж], за лошадью –[Ш].

    Итог занятия.

Ребята, мы сегодня выполнили очень много заданий. Гномики довольны Вашей работой.

Скажите, а Вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какие задания вызвали затруднения?

С каким настроением Вы уходите с занятия?

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида № 1472

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект

открытого индивидуального логопедического

занятия по развитию произносительной стороны речи

Тема занятия: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Учитель – логопед: Галушкина М.В.

Москва, 2011

Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]

Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш], подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению звука [р]

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш] ;

3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

4)Формировать навык слогового анализа слов;

Коррекционные

1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

2) Развивать мелкую моторику рук;

3) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные :

1)Соблюдать правила поведения на занятии;

2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях;

предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

Речевой материал:

1.Ряд слов для развития фонематического восприятия , дифференциации звуков [ж] и [ш] на слух :

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

2.Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговой
структурой слова
:

животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

подушка, машина, ножницы, шкаф;

подснежник, жук, пиджак, лошадь.

3.Предложения для дифференциации звуков [ж] и [ш]:

В лукошке вишни. Женя едет на машине.

У Наташи вкусная ежевика. Хороши наши лыжи .

У Жанны большой флажок .

Миша и Маша кушают баклажаны .

4.Слова для слогового анализа:

душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

План – конспект

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Логопед загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове ко ш ка? Правильно, звук [ш].

Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?

Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].

Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].

Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа, (Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает. (Пальчики отскакивают друг от друга)

Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Артикуляционная гимнастика:

«Грибок» , «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .

Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку.

«Грибок» - нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» - Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд.

Игра «Поймай звук»

Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с кошкой, а если я произнесу слово со звуком [ж], что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:

«Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».

Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].

Игра «Добавь слово»

Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по... (животикам).

К. Чуковский

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему... (поможет).

С. Маршак

Как на тоненький ледок выпал беленький …(снежок)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на... (машине).

Молодец, все слова в стихотворения добавила правильно.

Игра «Четвертый лишний»

А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»

Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.

Игра «Закончи предложение»

Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.

Миша и Маша кушают …баклажаны . Повтори все предложение.

Умница, закончила и повторила все предложения правильно.

Игра «Поделим слова на слоги»

Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога, а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.

Давай попробуем.

Душ. Сколько слогов в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.

Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

Умница, все слова разделила правильно на слоги и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.

Подведение итога занятия

С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?

Придумай слова со звуком [ш] , со звуком [ж].


Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]». Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях. Лексическая тема «Профессии».

Цель:

  • Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте;
  • закреплять знания детей о звуках и буквах Ш-Ж;
  • расширять словарный запас;
  • формировать навыки построения связного высказывания;
  • развивать артикуляционную моторику:
  • воспитывать эмоционально-волевую и мотивационную сферу с учетом коррекционно-образовательных потребностей детей.

Оборудование:

  • предметные картинки для каждого обучающегося, карточки со словами, компьютер, зеркала, снежинки, карточки с печатными буквами «Ш», «Ж», медальки, солнышки, схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь. Присаживайтесь.

У нас сегодня много гостей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы, мы здоровы.

Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту и красоту. А через рот выдохнем все обиды, злобу и огорчения.

Начнем занятие.

С девиза: «Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно»

Учитель: Молодцы, ребята!

Скажите мне, какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

А какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев?

Назовите весенние месяцы.

Мимическое упражнение.

Учитель: Сейчас я буду показывать смайлики с разными настроениями, а вы должны изобразить то или иное настроение мимикой лица.

Что выражают эти смайлики? (Слайд 1 (а), (б), (в))

Дети: Спокойствие. (а)

Дети: Грусть. (б)

Дети: Радость. (в)

Учитель: С каким настроением мы продолжим наш урок?

Дети: С радостным!

Дыхательные упражнения

Учитель: Пришла весна и скоро она прогонит зиму вон. А мы сейчас отправим в далекий путь снежинки, которые снова прилетят к нам следующей зимой. Итак, возьмите снежинки. (Слайд 2) Налетел сильный ветер. Дуем на снежинки сильно (вдох через нос, плечи опущены, выдох через рот). Понемногу ветер стихает, и мы подуем тихо. Снова налетел сильный ветер. Дуем сильно, но бесшумно.

Артикуляционная гимнастика.

Самомассаж лица и шеи.

Перед занятием дети должны вымыть руки. Такой самомассаж желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике.

Ручки растираем и разогреваем (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались (разминаем губки: верхнюю и нижнюю)
Мы теперь, утятки, – клювики потянем (губы в трубочку)
Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
И с тобой друг другу мы улыбку дарим.

Учитель: А сейчас мы разомнем наш язычок.

  • «Улыбка»
  • «Хоботок»
  • «Язычок широкий- узкий»
  • «Чашечка»
  • «Маляр»
  • «Качели»
  • «Грибочек»

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке будем учиться правильно произносить и различать звуки Ш-Ж в словах, предложениях и тексте.

III. Работа по теме урок.

1. Характеристика звуков Ш-Ж.

Учитель: Произнесите звук Ш. Как расположены органы речи при произношении этого звука?

Дети: Губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык приподнят вверх к альвеолам в форме чашечки. Сильная струя воздуха.

Учитель: Произнесите звук Ж. Как сейчас расположены органы речи?

Дети: Органы речи расположены так же, но колеблются голосовые складки, выдыхаемая струя воздуха слабее и щель между кончиком языка и твердым небом меньше.

Учитель: Чем похожи звуки Ш и Ж?

Дети: Согласные звуки, всегда твердые.

Учитель: Чем отличаются?

Дети: Ш – глухой, Ж- звонкий.

2. Дифференциация букв.

Какими буквами обозначаются эти звуки?

Подумай, на что похожа буква Ж? На что похожа буква Ш?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

На что похожа буква Ш?

На змею, что шуршит в камышах.

Нарисуй эти буквы на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Ж. Выложи их из мелких предметов (например, из мозаики, бусинок и т. д.)

Сколько здесь букв Ж и Ш?

Подчеркни букву Ж в ряду букв:

3. Дифференциация ж-ш в словах.

1 задание.

Прочитай слова. Подбери антонимы.

Какие слова называют «антонимы» (слова, противоположные по смыслу) .

ГРУБЫЙ -
УЗКИЙ-
СВЕЖИЙ -
ВЫШЕ-
ЩЕДРЫЙ -
БЛИЖЕ-
ДРУЖБА -
ЧАЩЕ -
УСТОЙЧИВЫЙ-

2 задание.

Найдите слова среди букв.

Смимашиниствахужожникчампрсапожникло.

Назови одним словом.

Что такое профессия?

Прочитайте название профессий в которых есть звук ш, ж.

Задание 3.

Подними карточку с буквой ж. Если в слове есть звук ж или ш, если в слове слышим звук ш (на слух).

Пишет, сажает, пашет, шьет, сторожит, тушит, штукатурит, дирижирует, жонглирует, мечтает.

На какой вопрос отвечают эти слова?

Какой частью речи являются?

Что обозначают? (действия людей разных профессий)

Дифференциация ж-ш в предложении.

Задание 1.

Вставить пропущенные буквы. (взаимопроверка)

Как вы думаете, что нужно сделать?

На какое правило пропущены в словах буквы?

Журналист Гриша делал репорта… . Он забрался в глу…ь. Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь. Летит чи…. Какая ти…ь! Лишь шумит камы….

Задание 2.

Прочитай карточку. Это предложения? Почему? (Нет, так как слова не связаны грамматически)

Поставь слова по порядку и составь предложения по вопросам.

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?)

(КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?)

ДОБЫВАТЬ УГОЛЬ ШАХТЕР
ПИСАТЬ ПЕЙЗАЖИ ХУДОЖНИК
ПОВАР НОЖ РЕЗАТЬ ПИРОЖОК
САПОЖНИК ШИТЬ САПОЖОК
ПОЖАР ТУШИТЬ ПОЖАРНЫЙ
ПОЕЗД МАШИНИСТ ВЕСТИ
ЖОНГЛЕР ЦИРК В ВЫСТУПАТЬ
ШВЕЯ ШИТЬ ОДЕЖДА ШЕЛК ИЗ
ЖУРНАЛИСТ ПИСАТЬ СТАТЬЯ ГАЗЕТА В

Дифференциация ж-ш в тексте.

Задание 1.

Рассмотри план рассказа по картинкам. (картинки разрезаны, их надо собрать и догадаться человеку какой профессии принадлежат эти вещи)

Расскажи о профессии. Используй план на карточках.

  1. Название.
  2. Что делает.
  3. Какие инструменты или приспособления использует.
  4. В каком месте работает.

А. САПОЖНИК, ШИТЬ, ОБУВЬ, ШИЛО, ДРАТВА, САПОЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ОБУВНАЯ ФАБРИКА.

Б. ШВЕЯ, ШИТЬ, ОДЕЖДА, НОЖНИЦЫ, НИТКИ, ШВЕЙНАЯ МАШИНА, АТЕЛЬЕ, ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА.

Задание 2.

Восстановление деформированного текста.

Предложения записаны на отдельных карточках. После составления письмо по памяти.

Все профессии важны.
Все профессии прекрасны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.

IV. Итог занятия.

Составить из слов пословицу.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Чему учились на занятии?

С каким настроением мы законим наш урок? Выберите смайлик,соответствующий вашему настроению.