Картотека дидактических игр, способствующих формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников через ознакомление со своим организмом. Тренинг по формированию полезных привычек для зож

Дата публикации: 12.03.16

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ ТВОИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Бенько Марина Алексеевна – воспитатель высшей квалификационной категории

Адрес организации исполнителя

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Адрес организации исполнителя, телефон/ факс

Россия, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Проспект Победы- 23А

География

проекта

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Целевые группы

Тип программы

Образовательная

Объект исследования

Процесс формирования привычек здорового образа жизни у воспитанников.

Сроки реализации программы

Цель проекта

Сформировать у дошкольников и семьи основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Направленность проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ ТВОИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»

– комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников. Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям:

  • Культурно-гигиенические навыки
  • Строение тела, правила ухода за ним; культура питания
  • Основы двигательной культуры

«Чистота – залог здоровья»;

«О себе хочу все знать!»;

«Движение – это жизнь!»

Предполагаемые результаты реализации проекта

В результате поэтапной, систематической, работы с детьми, родителями, педагогами:

  • Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о здоровом образе жизни в повседневной жизни на 40%;
  • Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДС по вопросам здорового образа жизни на 40%;
  • Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 80%.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон «Об образовании» от 12.05.1995г., гл.5, ст.51;
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ», ст.14. «Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях»;
  • «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» (Приказ Министерства образования России, Министерства здравоохранения России, Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16.07.2002г. №2715/227/166/19;
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003г. №24;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-р).

Введение

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой, необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально – педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях образовательного учреждения. Использование педагогами технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное (отклоняющееся) поведение.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В дошкольном образовательном учреждении для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен грамотно, с учетом основных научных принципов, последовательности режимных процессов, их длительности, правильным рациональным, сбалансированным питанием, соблюдением двигательного режима, водным, воздушным, солнечным закаливанием. Проведение всех указанных мероприятий носит воспитывающий характер и является основой здорового образа жизни.

Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность и необходимость этих процедур для здоровья, осознанно и активно их использовал в повседневной жизни, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях.

Образовательный проект «Полезные привычки твои верные друзья» позволит воспитывать у ребенка, привычку к чистоте, аккуратности и порядку. Будет способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков. Знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

В помощь к реализации проекта подобраны модели занятий, дидактические и пальчиковые игры, физкультурные паузы, консульта­ции для родителей на различные темы: здоровье ребенка, заня­тия спортом, закаливание, игры на свежем воздухе. Художественная литература, за­гадки, пословицы и поговорки, также будут хорошими помощниками при организации занятий.

Обоснование необходимости проекта.

Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше 60 % детей в возрасте 2-7 лет имеют отклонения в состоянии здоровья.

Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но привычки поведения, в большинстве своём, – результат воспитания. Поэтому привлечение педагогов к оздоровлению детей путём воспитания у них привычек здорового образа жизни (ЗОЖ) – это перспективное направление работы по улучшению здоровья.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ. Дети этого возраста интенсивно развиваются физически и психически, они постоянно находятся под присмотром и опекой родителей. Всё это позволяет решать задачи оздоровления не только в учебных заведениях, но и одновременно в домашних условиях с участием родителей.

На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, можно сделать вывод, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Нижневартовска влияют следующие факторы:

  • Климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;
  • Техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка;
  • Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;
  • Социальные: падение уровня жизни, стрессы, недостаточная подготовка воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля в ДС.

В условиях сурового климата нашего региона и экологического неблагополучия важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровым, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

Учитывая социально-образовательный заказ, проводимую политику в области образования в деле сохранения и укрепления здоровья детей, в 20015 году мною был разработан проект «Полезные привычки твои друзья».

Основные его задачи:

1. Создать условия для правильного, безошибочного выбора в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного через внедрение в образовательный процесс элементов проблемного обучения.

2. Повысить уровень культуры здоровья родителей посредством нетрадиционных форм и методов.

3. Осуществить комплексно-целевой подход при планировании воспитательно-образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование осознанного отношения к своему здоровью детей дошкольного возраста.

Данные задачи предопределяют творческий поиск более эффективных способов организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни.

Цели и задачи проекта

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Объект исследования – процесс формирования привычек здорового образа жизни у воспитанников.

Предмет исследования – проектная деятельность как средство формирования привычек здорового образа жизни.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику работы ДС современные технологии обучения здоровому образу жизни, с целью сохранения и укрепления здоровья детей.

2. Помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению психофизического здоровья.

3. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

4. Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил (личная гигиена, гигиена окружающей среды).

5. Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни; закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона.

6. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Комплекс условий, обеспечивающих реализацию педагогического проекта:

  • материально-техническое обеспечение;
  • комплектование Банка методических материалов;
  • подготовка нормативных документов - рабочих программ, календарного планирования с включением современных технологий обучения здоровому образу жизни
  • изучение контингента воспитанников;
  • систематичность работы с детьми;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
  • организация и проведение интегрированных занятий;
  • организация и проведение развлечений и досугов;
  • организация и проведение открытых занятий для коллег ДС, города;
  • организация и проведение семинаров, мастер – классов по обобщению и распространению опыта;
  • подготовка учащихся к конкурсам, соревнованиям;
  • организация мониторинговых исследований и обработка полученных данных;
  • определение эффективности и дальнейших перспектив развития проекта.

Основное содержание проекта

Ключевые понятия и термины:

Здоровье - полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Выделяется несколько компонентов здоровья:

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.

Культура здоровья - общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДС и семье.

Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо и быстро выполнять действие, а привычка - это ещё и потребность, стремление выполнить данное действие.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования. Поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.). Проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.

Поиском необходимых методов воспитания привычек издавна занимались педагоги и ученые (Дж. Локк, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.). Между тем, анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что над проблемами улучшения здоровья детей работают многие ученые (В.Г. Алямовская, Г.П. Зарудян, Л.М. Студеникин и др.), но фундаментальных трудов, посвященных проблемам формирования привычек здорового образа жизни старших дошкольников пока нет.

Можно выделить основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью»:

научность - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;

реалистичность и доступность - предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощенности или усложненности;

ценностное отношение к жизни и здоровью - весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье - это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь чело­века, что здоровый образ жизни - необходимое условие челове­ческого существования;

деловитость и занимательность - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;

личностно ориентированная направленность - основное вни­мание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм;

развивающее обучение - развивать личность творца собст­венной жизни;

исследовательское познание - постановка ребёнка в актив­ную позицию исследователя.

Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов :

Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

Наблюдения;

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые);

Игровые обучающие ситуации с игровой мотивацией;

Опыты и эксперименты;

Моделирование;

Игры-тренинги;

Игры-забавы;

Подвижные игры;

Психогимнастика;

Пальчиковая и дыхательная гимнастика;

Самомассаж и др.

Формы работы:

Специально организуемые занятия (различных типов и видов);

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);

Нерегламентированные виды деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы)

Развлечения и досуги.

Ресурсы

Реализация проекта не предъявляет особых требований к кадровому, методическому и техническому обеспечению. Для реализации проекта разработана система взаимодействия между воспитателями, родителями, медицинским персоналом которая позволяет организовать работу более эффективно.

  • Информационные ресурсы - это программно-методическое обеспечение по формированию заботливого, бережного отношения к себе и своему здоровью, информационные ресурсы сети Интернет.
  • Человеческие (кадровые) – воспитатели коррекционной группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физрук, медицинский работник.
  • Материально-технические – ТСО, групповые помещения, музыкальный зал, спортивный зал, мини – стадион, групповые площадки, спортивный инвентарь, учебно-методические пособия, нестандартное оборудование для закаливания, массажеры, модели, дидактические игры,

Партнеры

Партнеры

Предмет отношений

Воспитатель – руководитель проекта

Разработка, реализация, руководство проектом

Воспитанники

Осваивают программу

Родители

Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей. Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно семья является институтом первичной социализации растущего человека.

Реализация системы преемственности образования, обучения и воспитания детей

Целевая аудитория

Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети с младшей группы и до подготовительной, родители и воспитатели.

План реализации проекта

Педагогический проект «Полезные привычки твои друзья» реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей поэтапно.

Этапы реализации проекта

Формы реализации

Подготовительный этап (май 2015 г.)

* Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

* Изучить социальный заказ родителей;

* Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг;

* Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на формирование привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности;

* Подобрать практический материал для работы с родителями и детьми;

* Провести первое родительское собрание по теме: «Проектная деятельность – как средство формирование привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Психолого-педагогическая, методическая литература;

Перспективный план по работе с детьми;

Перспективный план по работе с родителями;

Перспективный план по работе с педагогами;

Диагностический инструментарий;

Здоровье сберегающие технологии;

Консультации;

Памятки;

Комплекс непосредственно образовательной деятельности с детьми;

Родительское собрание.

Диагностический этап

(сентябрь 2015г.)

1. Выявить уровень представления детей о частях тела и органах человека и их функциях.

2. Выявить уровень сформированности представлений о способах сохранения и укрепления здоровья

3.Выявить у детей уровень сформированности представлений о факторах, влияющих на здоровье человека.

4. Выявить уровень сформированности представлений о заболеваниях, причинах их возникновения и мерах профилактики

5. Выявить представление о человеке, как о живом организме.

Наблюдение за детьми

Мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье.

Организовать и провести мероприятия, конкурсы, досуги, занятия согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;

* Провести беседы, консультации, выпустить памятки для родителей и детей;

* Организовать совместные выставки;

* Обучать родителей здоровье сберегающим технологиям

(дыхательная гимнастика по Стрельниковой, гимнастика для глаз, точечный массаж, «Гимнастика маленьких волшебников», музыкотерапия).

* Учить родителей работать с практическим материалом по формированию у детей привычек здорового образа жизни (игры и упражнения);

* Знакомить родителей с системой работы по формированию привычек здорового образа жизни.

Мероприятия:

Беседы: «Наши верные друзья», «Полезные и вредные привычки», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней»,

«На зарядку становись»

«Чистота – залог здоровья», «Зимние игры и забавы», «Откуда берутся болезни»;

Занятия: «Где прячется здоровье», «С утра до вечера», «Да здравствует мыло душистое», «Как устроено тело человека», «Будем стройные и красивые», «Витамины и мое здоровье», «Микробы и вирусы», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить!»;

Познавательные минутки;

Обучение детей здоровье сберегающим технологиям;

Кукольный спектакль «Волшебная страна»;

Занятие-игра с родителями «Пейте дети молоко-будете здоровы!»;

Развлечение «Глазки уши и носы быть здоровыми должны!»;

Занятие-тренировка «Поход по стране здоровья».

Итоговый этап (май 2016г.)

* Выявить уровни представлений о человеке и его здоровье у детей дошкольного возраста посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы;

* Выявить эффективность проектной деятельности для формирования привычек здорового образа жизни у дошкольников;

* Определить перспективы дальнейшего развития проекта.

Мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье,

после проведения различных форм и методов работы в рамках проекта;

Выпуск стенгазеты «Береги здоровье смолоду»;

Провести праздник «Путешествие в страну спора и здоровья»;

Презентация проекта.

Механизм реализации проекта.

Здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.

Основные задачи по данному разделу:

Вторая младшая группа:

Формирование культурно-гигиенических навыков

Формирование представлений о том, что причиной возникновения болезней может стать нарушение поведения

Формирование представлений о строении тела человека.

Средняя группа:

Продолжать формировать представления о значении личной гигиены для здоровья человека

Формировать представления детей об органах человека и их функциях (глаза, уши, рот, нос, сердце, желудок)

Формировать представление о микробах и вирусах. Дать элементарные сведения о наиболее распространенных заболеваниях в нашем регионе, их признаках, причинах возникновения и о простейших способах профилактики заболеваний

Продолжать знакомить с правилами здорового образа жизни. Формировать потребность в движении, закаливании, личной гигиене.

Дать первые представления о том, что человек – живой организм.

Старшая группа:

Побуждать самостоятельно, выполнять основные санитарно-гигиенические нормы и правила; продолжать формировать понятие о том, что здоровье человека связано с поведением и соблюдений правил личной гигиены

Продолжать знакомить с внутренними органами (мозг, нервы, кишечник, легкие и т.д.)

Учить дифференцировать понятия «здоровье», «болезнь»; продолжать формировать представления о болезнях, их признаках, причинах возникновения и мерах профилактики

Дать представление о том, что нарушение здоровья может произойти из-за ухудшения состояния окружающей среды

Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни

Уточнять представления о потребностях человека как живого существа.

Подготовительная группа:

Автоматизировать выполнение санитарно-гигиенических норм и правил (личная гигиена, гигиена окружающей среды)

Формировать представление об основных системах тела человека и органах, образующих эти системы (нервная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная и т.д.)

Формировать представления о болезнях, связанных с загрязнением окружающей среды, а также некоторых распространенных заболеваниях нашего региона, причинах их возникновения и способах лечения

Учить связывать охрану окружающей среды со здоровьем человека

Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни; закреплять представления о способах сохранения и укрепления здоровья в условиях региона

Закреплять знания о человеке как биосоциальном существе.

Педагогические условия, способствующие решению вышеперечисленных задач, формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье:

  • Создание развивающей среды в ДС.
  • Компетентность педагогов.
  • Система работы с детьми. Работу по формированию заботливого, бережного отношения к себе и своему здоровью надо начинать с младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом – путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений, которые будут дополняться, усложняться и развиваться.
  • Сотрудничество с родителями. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду навыки и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример бережного отношения к своему здоровью.

Диагностические материалы, позволяют диагностировать уровень:

Сформированности представлений детей о человеке и его здоровье;

Компетентности педагогов по данному направлению

Осведомленности родителей о содержании работы по формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье.

Исходя из этого, я считаю, что у ребёнка-дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

1 этап – подготовительный (май 2015 г.)

На первом этапе работы я изучила психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме. Выяснив, что существуют проблемы в формировании привычек здорового образа жизни дошкольников, я провела анкетирование родителей и выявила, что родительская общественность так же заинтересована в решении данной проблемы. Далее я систематизировала диагностический инструментарий: мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений у детей о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни. Составила перспективный план работы с родителями, детьми, педагогами направленный на формирование привычек здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Далее осуществила подбор практического материала для работы с родителями и детьми: консультации, дидактические игры и упражнения, памятки, беседы, сценарии (праздники, досуги, театрализованная деятельность, КВН, викторины).

Провела первое родительское собрание по теме моей работы, на котором я познакомила родителей с существующей проблемой: у детей не сформированы представления о здоровье человека, способах его сохранения и укрепления; дети негативно относятся к закаливанию и утренней гимнастике, не следят за чистотой своего тела и вещей. Показала, как эту проблему можно решать посредством проектной деятельности.

Родители активно включились в работу, и в дальнейшем было решено работать по данному направлению во взаимосвязи со всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения, оказывая поддержку и помощь в формировании у детей привычек здорового образа жизни. На собрании я продемонстрировала весь материал, приготовленный для предстоящей работы, методы работы с играми, художественной и методической литературой; были предложены памятки по проведению закаливания, гимнастики для глаз, точечного массажа.

2 этап – диагностический (сентябрь 2015 г.)

Проведя диагностическое обследование, я сделала вывод, что у большинства детей представления о роли организма в общем плане соответствуют действительности. Рассуждения старших дошкольников основаны на практическом опыте и физиологических ощущениях. Значение и роль организма в жизни человека дети понимают очень односторонне. Они недооценивают всей важности режима дня, физических упражнений, закаливания, рациональное питания, соблюдение личной гигиены.

Создавая комплекс непосредственно образовательной деятельности, я опиралась на следующие положения:

1. Проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи.

2. Логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования привычек здорового образа жизни дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены.

3. Совершенствование формирования привычек здорового образа жизни у старших дошкольников через тематическое планирование. Тематическое планирование отражает взгляд на процесс образования как сложную систему, включающую в себя задачи развития, формы организации образовательного процесса и развивающую предметную среду.

4. Использование разнообразных форм организации работы с детьми: фронтальные – командные, подгрупповые – командные, индивидуальные – парные.

Систему работы я построила по следующим направлениям:

В системе работы с детьми по обучению здоровому образу жизни можно выделить два этапа:

  • Информативный - ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни.
  • Деятельный - приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях сурового климата и экологического неблагополучия, умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края, здоровье сберегающие технологии.

Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

При организации непосредственно образовательной деятельности по этим этапам мной использовались различные методы и приемы.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Выбор произведений обуславливался их содержанием. Например, чтение С.Черного «Про Катюшу» - воспитывает привычку содержать одежду в чистоте. В.Сутеева: «Кто сказал мяу?» - формирует представления об органах слуха и зрения. Т.Воронкова «Маше – растеряша». В.Бианки «Купание медвежат» - формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки «Как Андрейка победил кариес», «Приключение микроба» - формируют представление о микробах и КГН. К.Чуковский «Айболит» - формирует представления и уважение к людям медицинской профессии.

Эффективно использование в работе приема разрешения проблемных ситуаций. Например, воспитатель рассказывает детям короткую историю с простым сюжетом, где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.). Детям предлагается разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. Но воспитатель не просто рассказывает историю, а одновременно рисует (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также дорисовывают либо воспитателем, либо детьми. Таким образом, проблема разрешается.

В своей работе я учитывала, что игра является ведущей деятельностью в жизни детей дошкольного возраста, кроме того, игра это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен, доброжелателен. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни я использовала дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры с определенно дидактической целью - игровые обучающие ситуации (ИОС).

При использовании метода ИОС применяла прием игровой мотивации. Это позволяет с раннего детства формировать гуманное отношение к окружающему, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться. Из ИОС и личного опыта дети переносят сюжет и сюжетно-ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, профессии врача, привычку к здоровому образу жизни.

Используя дидактические игры, систематизировала и закрепляла полученные детьми знания: Д/и «Собери правильно», «Какие органы потерял человек» - закрепляют представления детей об органах человека, Д/и «Да и нет» - закрепляют навыки ухода за зубами, Д/и «Здоровье из корзинки» - формир

"Занятие-игра направлено на пропаганду здорового образа жизни. На примере сказочных персонажей рассказывается о вреде табакокурения и употребления алкоголя. а также ведется рассказ о пользе и перспективности здорового образа жизни. Проведение занятия требует подготовки: разучивания сказки по ролям детьми. Непосредственное участие в действии дает возможность лучше усвоить и понять предлагаемый материал. Также в разработке используется игра в ассоциации, которая усиливает эффект контраста между вредными привычками и полезными привычками.

Тема : Вредные привычки. Занятие – игра.

Цели.

  • Рассказать о вреде курения и употребления алкоголя.
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
  • Развивать речь, слуховое и зрительное восприятие.

"
Оборудование: маски, изображающие сказочных персонажей, оборудование для показа мм презентации.

"Ход занятия.
I. Организационный момент.
Поговорим сегодня мы
О том, как нам без бед,
Прожить без малых
Сотню лет.

II. Основная часть.
1. Беседа.
Что такое привычка?
Ответы детей.
Привычка, это то, что мы делаем довольно часто и не задумываясь.
Какие бывают привычки?
Ответы детей.
Есть привычки полезные. Например, мыть руки перед едой.
Перечислите, какие полезные привычки вы знаете?
Есть - вредные. Например, грызть ногти.
Назовите, какие привычки, по-вашему, являются вредными.
Ответы детей.
А есть очень вредные. Это табакокурение и употребление алкоголя.

2. Инсценировка сказки.
"Автор.
У нас в лесу давным-давно
Моралью строго настрого
Курить и пить запрещено.
Но есть и те, кто все равно
Советами пренебрегая
Сидит и курит под кустом,
Дым едкий выдыхая.
Кто любит выпить алкоголь,
Потом ходить дурея.
Так вот, однажды
Вызвал Волк к себе врача:

"Волк.
«Скорее!
Скорее доктор. Плохо мне.
Я кашляю. В груди болит.
Шатает, словно я во сне.
Шерсть клочьями. Внутри горит!»

"Сова.
«В больницу! Срочно!»

"Сова.
«Проблемы с сердцем,
Печень, почки – все это никуда!
А легкие, скажу вам честно, как сажа. Чернота!
И как мой друг, скажите вы
Свой организм так довели?
Вы спортом занимаетесь?»

"Волк.
«Да нет» -

"Сова.
«А, может, закаляетесь?»

"Сова.
«А правильно ль питаетесь?
Вы курите, вы пьете, быть может, алкоголь?»

"Сова.
«Так вот, вам, Волк, помочь теперь бессильны доктора.
Вы сами, дорогой, угробили себя.
Прожить могли вы много лет,
Теперь же шансов просто нет.»

3. Беседа по сказке.
Что случилось с Волком?
Ответы детей. (Волк серьезно заболел и вызвал скорую помощь. У него заболело сердце, был жар, клочьями выпадала шерсть.)
Почему заболел волк? (Он не вел здоровый образ жизни. Не занимался физкультурой, употреблял алкоголь, курил)
Какой образ жизни надо вести, чтобы быть здоровым и избежать таких проблем?
Ответы детей. (Заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться, не курить, не употреблять алкоголь)

4. Инсценировка сказки.
"Автор.
Сегодня на полянке
Лесной - соревнованья.
Кто выше, кто быстрее
И кто сильнее всех.
Спортсменам столько почестей,
Цветов. И все вниманье!
Наполнен воздух радостью
И слышен звонкий смех.
И тут же журналисты
У зайца – победителя
Спешат взять интервью.

"Журналист.
«Вы лучше многих бегали
И прыгали в длину.
В чем ваш секрет? Откройтесь!»

"Заяц.
«Секрет мой очень прост.
Я в меру ем и только
Полезные продукты.
Люблю все овощи и фрукты.
Я спортом занимаюсь.
Не пью и не курю.
Я рано поднимаюсь
И вовремя ложусь»

5. Беседа по сказке.
В чем секрет успешности Зайца?
Ответы детей. (Заяц ведет здоровый образ жизни. Соблюдает режим дня, ест полезные для здоровья продукты. Не курит, не пьет алкоголь. Занимается спортом)
На кого из героев сказок вы хотели быть похожи: на Волка, или на Зайца?

6. Игра в ассоциации.
У человека всегда есть выбор, какой образ жизни ему вести. Но он должен помнить, к чему приведет тот или иной путь.
Какого человека вы себе представляете при виде этих картинок. Какой образ жизни он, по-вашему, ведет.
(Показ слайдов с изображением сморщенного и наливного яблока, солнечной и дождливой погоды, засохшего и цветущего дерева, спокойного моря и моря во время шторма, сухой и свежесрезанной розы).

Цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Обоснования проведения занятий

Cемья как общественный институт, в силу различных причин, стала существенно изменяться. Одним из неблагоприятных факторов, разрушающих душевное равновесие ребенка, является пьянство, а вместе с ним и аморальное поведение родителей. и выпивке связан с подражанием взрослым, киногероям, кумирам…

Кто-то может возразить: мол, об этом говорить с дошкольниками еще рано. Но ведь профилактику нужно проводить с детства. Наши наблюдения показывают: большинство детей старшей группы пробовали вино и пиво, о чем и рассказывают своим сверстникам.

Поскольку дети живут в среде, в которой нередко можно встретить пьяного взрослого, они очень хорошо ориентируются в том, кто пьян, а кто нет, какие алкогольные напитки существуют. Когда на занятиях по формированию здорового образа жизни у ребят как-то спросили об их отношении к пьянству взрослых, то в отношении пап дети были настроены более миролюбиво, а к пьянству мам отнеслись отрицательно. Чего можно ожидать от детей, если они раньше, чем научатся читать и писать, учатся у взрослых ориентироваться в том, что можно выпить?

И тогда на родительском собрании, проведя рейд-проверку по детскому саду, отметив, в каком состоянии приходят за детьми родители, мы предложили провести с детьми старшего дошкольного возраста цикл бесед по профилактике социальных вредностей.

Возражений со стороны родителей и педагогов не было - ведь это нам, взрослым, решать, как жить, как воспитывать своих детей. Нельзя забывать, что уже своим существованием, своим поведением мы являемся примером для подражания, и воспитание детей нужно начинать с себя.

Цель занятий: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о здоровье человека как самом ценном и дорогом; формировать представление о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм человека; воспитывать умение противостоять дурному влиянию окружающих.

Проведение таких занятий зависит от контингента семей (полные, неблагополучные, проблемные, неполные) и от подбора детей в группе. Если у детей старшего дошкольного возраста хорошо развито умение выражать собственные мысли («Я думаю…», «Мне кажется…», «Я заметила…»), то наши беседы идут хорошо. Им чаще надо задавать вопрос: «А как вы думаете?»

Нельзя забывать, что у дошкольников хорошо развито наглядно-образное мышление, поэтому мы используем рисунки со строением внутренних органов человека, по которым движется жидкость. Показываем, как организм человека реагирует на алкоголь и на сок, на состояние кожи здорового человека и курильщика.

Хорошо заканчивать такие беседы рефлексией: «Мне понравилось (не понравилось) занятие, потому что…», когда дети высказывают свое мнение, говорят, о чем бы они еще хотели услышать. Можно предложить им обсудить дома полученную информацию, узнать мнение родных, а затем на тренингах моделировать различные ситуации. Самое главное - понять важность и актуальность этой проблемы.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о здоровье человека и путях его сохранения.

Основные понятия: здоровье, режим дня, личная гигиена, привычки (вредные, полезные).

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня с вами будем говорить о нашем здоровье. Какого человека можно назвать здоровым? (Который себя хорошо чувствует, не болеет, не нервничает по пустякам, не голодает, не нищенствует…)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Здоровье человека зависит от многих причин:

  • болезней (некоторые болезни передаются по наследству, от мамы и папы);
  • профилактики, лечения (плохо, когда вовремя не началось лечение, нет рядом врача, лекарств);
  • окружения (какие люди живут рядом, могут ли они прийти на помощь в трудную минуту);
  • образа жизни (как человек живет, какие у него привычки, характер, режим дня, занимается ли физкультурой, закаливанием, употребляет ли алкоголь, курит).

В. У каждого человека, в зависимости от возраста, работы и рода занятий существует свой режим дня. Что же такое режим дня? (Это то, что человек постоянно делает в определенное время суток.)

Игра «Когда я это делаю».

В. Отличается ли режим дня взрослого человека от режима дня ребенка? В чем эти отличия? (Дети больше играют, спят, не так рано встают, не ходят на работу.)

Здоровье человека зависит и от пищи. Как надо питаться, чтобы быть здоровым? (Перед едой нужно тщательно вымыть руки, есть не спеша, не разговаривать во время еды.)

Правильно. Надо всегда поддерживать в чистоте свое тело, чтобы хорошо выглядеть, умываться, чистить зубы, расчесываться только своей расческой, постоянно менять свое нижнее белье перед сном.

Человек живет среди людей, все они очень разные. А что у них разное? (Цвет глаз, волос, рост, вес, у каждого свои мысли, все по-разному думают и поступают.)

Игра «Мы такие разные».

В. На счет 1, 2, 3 - все ко мне беги! Воспитатель приглашает к себе детей с определенным цветом волос, глаз, тех, кто маме помогает, никогда не дерется, не говорит бранных слов…

В. Нам надо, ребята, научиться жить среди людей и уметь жить без плохих привычек.

Игровая ситуация.

В. Ты играешь во дворе. К тебе подходит мальчик старшего возраста, предлагает закурить сигарету. Как ты поступишь? Что ты ему скажешь? А если он будет настаивать и запугивать тебя? (Ребенок отвечает.)

Правильно, никогда нельзя делать то, что считается вредной привычкой - курить, пить спиртное, драться, ругаться плохими словами. И если вас заставляют что-то делать, чего вы не хотите, то лучше об этом скажите маме или папе, старшему брату или сестре.

Игровой тренинг: « ».

В. Ответьте, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым? (Заниматься физкультурой, чистить зубы, хорошо питаться, не курить…)

Привычки и здоровье

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о полезных и вредных привычках; воспитывать умение противостоять дурному влиянию окружающих.

Основные понятия: привычка (полезная, вредная).

Ход занятия

Дети заходят в зал, педагог наблюдает за детьми, которые усаживаются на ковре полукругом.

В. Почему вы так разместились на ковре? Я ведь вам ничего не говорила, что вам делать? (Кто-то из детей начинает вставать, кто-то остался сидеть, кто-то начал оправдываться, что мы, мол, всегда так садимся, нам так удобно.)

Да, человек привык к тому, как он обычно располагается на своем рабочем месте. Просто мы привыкаем к каким-то постоянно повторяющимся действиям или чувствам, например, кто-то рано ложится спать, кто-то - поздно, кто-то чистит зубы перед сном, а кто и нет… (Дети называют другие привычки.) Кто-то постоянно кричит, дерется, обижает других, а кто-то и муху не обидит. Люди привыкают к любимой одежде, месту жительства, к пище…

Привычка вырабатывается в результате многократных повторений, когда человек что-то делает много-много раз, а потом уже и не думает, как это сделать по-другому, а просто выполняет привычные действия. (Например, ребенок аккуратно кушает, не опаздывает в детский сад, помогает маме…) Те привычки, которые не мешают здоровью человека, называются полезными.

Тренинг «Мои полезные привычки».

В. Я всегда при встрече со всеми здороваюсь, чищу зубы перед сном… (Каждый ребенок дополняет ответ.)

Привычки, которые наносят вред здоровью, называются вредными.

Предложить детям назвать их (есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, разговаривать во время еды, перебивать взрослых при разговоре…)

В. Но есть очень-очень вредные привычки - курить, употреблять алкоголь, принимать наркотики. И если человек это делает (и ребенок в том числе), то портятся его внутренние органы - сердце, печень, желудок, почки, человек начинает болеть. Но страшнее всего то, что он сам об этом не догадывается, думает, что здоров, а на самом деле болеет такими болезнями, как алкоголизм, наркомания, привыкает к табакокурению.

Постепенно он начинает хуже видеть, слышать, у него теряется память, изменяется поведение - он шатается (может вообще упасть), он злой (кричит на всех). В таком состоянии он очень опасен.

Жизнь алкоголика становится неинтересной - он только и делает, что, проснувшись, ищет спиртное. К этой вредной привычке человек привыкает очень быстро, и потом сам не может остановиться.

Вам приходилось встречаться с такими людьми на улице. Они очень отличаются от остальных людей. Как они выглядят, помните? Их называют бомжами, пьяницами, вид у них всегда неприятный. А ведь когда-то они были нормальными, красивыми, аккуратными людьми. Вот что делает с человеком водка. Этим людям поможет теперь только лечение, но чаще всего они отказываются от него.

Игра «Представьте, что…»

Предложить представить детям, что чувствует сын или дочь алкоголика, почему им стыдно? А что нужно делать, чтобы не стать таким? Ведь многие пробуют водку уже в детском возрасте.

В. Кто-то из вас не привык вставать рано утром, и вас начинают будить. Как вы на это будете реагировать? (Плачем, не хотим вставать, просим чуточку поспать, обижаемся, а даже когда встаем, не можем сразу проснуться, ходим вялые, сонные.) Или наоборот. Вам говорят рано ложиться спать, а вы крутитесь, прячетесь под одеяло, капризничаете… Но вот вас просят один день, второй, третий, вы понимаете, что маму уже не изменишь, она все равно будет рано поднимать. И у вас появится привычка рано, без плача, вставать и получать удовольствие от того, что все успеваете сделать.

А вот от таких вредных привычек, как алкоголь, курение, наркотики трудно избавиться самому, без помощи близких и врачей.

Алкоголь, попав в кровь, отравляет ее, ослабляет организм. Человек так и живет - слабым, болезненным. И если алкоголик не выпьет, его «клеточки-алкоголики» требуют подкрепления - «еды» (алкоголя). И так - каждый день. Человек без спиртного обходиться уже не может. Особенно трудно избавиться от этой вредной привычки, если она сформировалась в детском возрасте. Детский организм быстрее привыкает к алкоголю, так как он еще молодой, все органы только начинают формироваться.

Давайте с вами задумаемся над тем, что вы сегодня узнали, и будем учиться только хорошему.

«А представь, что…»

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста отрицательное отношение к алкоголю.

Материал: бумага, карандаши, фломастеры, картинки для рассматривания и сравнения.

Ход занятия

Занятие проходит в виде мини-беседы.

В. А представьте, дети, что вдруг, как по велению волшебной палочки, пропали вредные привычки, такие, как… (дети подсказывают). Все перестали курить, пить спиртное, принимать наркотики. Что бы было?

Рассуждения детей: «Люди бы меньше стали болеть, в магазинах продавали бы только соки, мороженое, взрослые не ругались бы в семье, не кричали на детей, не было бы детских домов, не было бы брошенных детей, деньги тратились бы на хорошее питание, конфеты, одежду…»

В. Какая бы наступила жизнь? А почему некоторым взрослым она не нравится? Почему так много пьяниц?

Потому что уже многие взрослые страдают таким заболеванием, как алкоголизм. А если бы с ними проводили такую беседу в детстве, может, многие бы и не стали алкоголиками. Все зависит от человека. Если он понимает, что это делать нельзя, и не поступает себе во вред, то ему болезнь не грозит.

А сейчас на одну минутку представьте, что все вдруг стали употреблять спиртное, курить - и мужчины, и женщины, и старики, и дети… Что бы было?

Рассуждения детей: «Вся красота пропала бы, никто бы не ходил на работу, в детский сад, магазины не работали бы, т. к. продавцы были бы пьяны, не ходили бы автобусы или были бы аварии, кругом была бы грязь»…

В. Вот вы и нарисуйте, дорогие ребята, какая вам понравилась жизнь: без вредных привычек, когда радостные мама и папа с вами отдыхают на природе, все вместе вы идете в цирк? А может, кому-то нравится такая жизнь, когда все только и думают, как добыть спиртное, сигареты и никого не видят вокруг?

Рисунки детей. По желанию они рассказывают про свой рисунок.

«Реклама и здоровье»

Предварительная работа: разъяснить детям такие понятия, как «реклама», «товар», «покупатель», «рекламодатель».

Товар - это предметы, одежда, продукты питания, которые изготавливают для продажи.

Покупатель - это мы с вами, это люди, которые приобретают товар в магазине, на рынке. Купив тот или иной товар, люди делают свои выводы о нём. Это называется отзывы покупателей. Таким образом другие смогут его прочитать и решить нужна им это вещь или нет

Ход занятия

Дети расположились так, как им удобно: кто на стуле, кто на ковре. Звучит музыка, потом вдруг… реклама про «Алису - шоколадный крем», затем про жевательную резинку «Орбит»…

В. Что это звучит? Как вы догадались? Где вы это слышали? Как часто? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает назвать еще какую-нибудь рекламу. Дети называют «Доктор Дизель», «Красный Бык», пиво «Толстяк».

Детям дается красивая бутылка в форме виноградной грозди, золотистая наклейка на ней, необычная пробка, розовый цвет жидкости в бутылке.

«Розовый, прозрачный напиток, который так и хочется выпить весь без остатка из этой бутылки, напоминающей зрелую гроздь винограда. Пейте все на здоровье! Это вкуснейший напиток - это правда!»

В. Так всегда ли правдива реклама? А рекламируют ли спиртные напитки? (Дети называют рекламу про пиво.) Почему, когда рекламируют алкоголь, сигареты, хвалят только внешний вид, а не говорят о том, как они пагубно влияют на здоровье человека? (Никто бы не купил.) Какая цель стоит у рекламодателей спиртных напитков, сигарет? (Продать товар, получив большие деньги, их не интересует здоровье людей и то, что рекламу смотрят и дети.) Просто у рекламы есть свои приемы. В целях привлекательности для людей, производители рекламы алкогольных напитков прибегают к следующим приемам: выставляют алкоголь в качестве символа взросления (выпил пиво - и чувствуешь себя взрослым), демонстрируют, что люди, употребляющие алкоголь, интересные и необычные. Они никогда не упоминают о здоровье.

Известная артистка или актер заявляют, что она (он) постоянно пользуется этим товаром. А раз они пользуются, то люди думают, что товар хорошего качества. Еще в рекламе говорится, что все люди используют этот товар и человек не хочет оставаться не таким, как все. «Рекламные» герои всегда счастливые и веселые. Они всегда добиваются успеха, и нам кажется, что мы тоже всего добьемся.

Еще в рекламе много шуток, юмора, чтобы люди быстрее запомнили смешные картинки и фразы. Видите, сколько различных приемов надо знать, чтобы сделать рекламу. А давайте сделаем, придумаем правдивую рекламу пива, спиртного напитка.

«Не все золото, что блестит», - говорит старинная пословица. Это прозрачное, золотистое, светлое, пенистое пиво, которое с таким удовольствием сегодня пьют как мужчины, так и женщины, как парни, так и девушки, даже мальчики и девочки (и это очень плохо), но последствия употребления необратимы. (Детям показывают рисунки - мужчина с большим животом, красным носом, женщина неопрятная, с авоськой бутылок, дети (подростки) стоят у школы и пьют пиво, опоздав на урок, а малыши, боясь последствий, представляют себя с «огромными красными ушами, носом».)

Воспитатель еще раз убеждает своих воспитанников в том, как важно с детских лет приучить себя к утренней зарядке, правильному режиму дня, к здоровому образу жизни. Говорит о том, что не надо курить сигареты, пробовать вино. Тогда вся жизнь у человека будет полна светлой радости, доброго здоровья, счастья.

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ПРИВЫЧКИ ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ»

воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель занятия: формирование у учащихся четкого представления о последствиях влияния привычек на здоровье человека.

Задачи:

Развивать знания воспитанников о здоровье и здоровом образе жизни;

Способствовать стремлению приобретать полезные привычки и избавляться от вредных;

Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Форма проведения: диалог с элементами игры

Предварительная работа: разработка сценария, изготовление карточек к упражнению, составление и написание списка привычек, подбор художественной литературы.

Оборудование: карточки к упражнению, список привычек, карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежит карточка. Что написано на карточке? (приложение 1)

Ответы детей

Воспитатель: Ваша задача - вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Какое слово у вас получилось?

Ответы детей

Сообщение темы

Воспитатель: Кто из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие сегодня?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о привычках, попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и об их влиянии на наше здоровье.

Воспитатель : Что означает слово «привычка»?

Ответы детей

Воспитатель: В «Толковом словаре» Д.Ушакова привычка обозначает «образ действий, состояние, поведение, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным»

Привычка- это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка рано ложиться спать, чистить зубы, заправлять постель и так далее.

Привычки формируются в результате многократных повторений. Когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.

Увидеть, как формируется привычка, нам поможет игра «Привычка».

Описание игры:

Дети встают в круг. Если команда ведущего начинается со слова «Прошу!», то все выполняют различные движения: «Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять левую руку» и так далее. Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники игры привыкли выполнять их. В определенный момент воспитатель перед командой не произносит слово «Прошу», и тогда дети не должны выполнять его указания.

Обсуждение игры:

Воспитатель: Привыкнув выполнять команды, многие из вас не сразу смогли переключиться и выполняли команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас привычки: стоит только многократно повторить то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.

У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека.

Как называются привычки, способствующие сохранению здоровья человека?

Ответы детей

Воспитатель: Как называются привычки, наносящие вред здоровью человека?

Ответы детей

Работа с карточками

Воспитатель: У меня есть карточка с заданием. В ней перечислен список привычек.

1. Прочитаем вместе список привычек.

2. Выберем из списка полезные привычки и поставь напротив каждой «+»

3. Выберем из списка вредные привычки и поставь напротив каждой «-»

Список привычек: (приложение 2)

Обманывать

Драться

Умываться

Конфликтовать

Чистить зубы

Соблюдать гигиену

Грызть ногти

Соблюдать режим дня

Класть вещи на место

Прогуливать занятия

Сутулиться

Много сидеть у телевизора

Выполнять домашнее задание

Пропускать уроки

Закаляться

Заниматься спортом

Посещать кружки

Говорить правду

Грубить

Лениться

Не уважать старших

Курить

(После выполнения задания проводится обсуждение)

Физкультминутка

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри

Раз, два, три!

Воспитатель: Мы уже с вами сказали, что привычки бывают полезными и вредными. Предлагаю послушать стихотворение «В стране вредных привычек» Н.И.Саловой (приложение 3)

Обсуждение стихотворения

Воспитатель:

Как вы считаете, с кем приятнее вам будет общаться: с человеком, который имеет вредные привычки или с человеком, который имеет полезные привычки?

Ответы детей

Воспитатель: Конечно же, вы правы, человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему здоровью, у него также портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятнее общаться, так как подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих.

Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?

Ответы детей

Воспитатель: Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?

Ответы детей.

Итог занятия

Воспитатель: Подошло к концу занятие. Давайте подведем итог. О чем говорили сегодня?

Ответы детей

Воспитатель: Какие привычки называют полезными?

Ответы детей

Воспитатель: Какие вредными?

Ответы детей

Воспитатель: К чему приводят вредные привычки?

Ответы детей

Воспитатель: Может ли человек сам избавиться от вредной привычки?

Что для этого необходимо сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Можно сделать следующие выводы:

Существуют разные привычки: полезные и вредные.

Хорошие привычки можно в себе развить

Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек.

Не иметь вредной привычки помогает сила воли.

Приложение 1

Приложение 2

Обманывать

Драться

Умываться

Конфликтовать

Чистить зубы

Соблюдать гигиену

Грызть ногти

Соблюдать режим дня

Класть вещи на место

Прогуливать занятия

Сутулиться

Много сидеть у телевизора

Выполнять домашнее задание

Пропускать уроки

Закаляться

Заниматься спортом

Посещать кружки

Говорить правду

Грубить

Лениться

Не уважать старших

Курить

Приложение 3

«В СТРАНЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

Не в каком-то древнем царстве,
В современном государстве
Детки школу посещали,
Книжки умные читали,

Увлеклись литературой,
Подружились с физкультурой,
В секции, кружки ходили,
Для других примером слыли.

До всего им было дело,
Только Вовке надоело.
Бросил сумку и дневник
Наш примерный ученик.

Бросил школу – музыкалку,
На спортивную закалку
Тоже он махнул рукой,
В общем парень стал другой.

С папой, мамой он простился,
В путь-дороженьку пустился
Посмотреть на дальний свет
Так живут там или нет.

Шел лесами он, полями.
За двумя потом холмами
Вырос город перед ним.
И куда ни глянь - все дым

Вовка кашлять стал, чихать.
Как же этот город звать?
А в ответ все говорят:
«Это наш ТАБАКО – град »

Ну чего тут только нет:
Марки разных сигарет,
И табак для трубки здесь,
И курительная смесь.

Что захочешь, все бери-
На здоровьице кури.
Выбрал смесь и затянулся.
Сам не помнит, как очнулся.

Видит, рядом карлик-дед
(Значит, курит много лет).
Тусклыми моргнув глазами,
Желтыми сверкнув зубами,

Говорит: «Сынок, беги!
Нет друзей здесь, всё враги
Не пугаю, но учти-
Перестанешь ты расти,

Частый кашель и отдышка
Заберут тебя, парнишка…»
Понял Вовка, что табак
Для здоровья злейший враг.

Еле выбрался беглец.
Думал: «Все, кажись, конец!»
Ну а как в себя пришел,
Снова по миру пошел.

Долго странствовал иль нет,
Но забрел он в Новый Свет.
Как река, вином полна
Алкоголия - страна.

Шумный здесь живет народ.
Молодой и старый пьет.
Пьют здесь женщины, мужчины,
Даже если нет причины

Никакой у них заботы,
Без жилья и без работы.
Ребятни не сыщешь там-
Все по детским по домам.

Сами грязные, больные.
Ночью, днем – всегда хмельные
Рады Вовке, что зашел.
Приглашают сесть за стол

Хоть герой и храбрый очень,
Испугался, между прочим.
В голове сверлило: «Да,
Пить не буду никогда!»

Благо, что спортсменом был-
Два прыжка и птицей взмыл
В сердце он хранит завет:
«В ту страну дороги нет»

Только сказке не конец.
Возмужал, подрос юнец.
Не дает покоя, сна
Эта чудо-сторона
Ночью плакали дожди:
«Туда, парень, не ходи!»
Ветер злобно выл в трубу:
«Не испытывай судьбу!»

Только Вовку не унять,
Он прошел кварталов пять.
Наконец-то вот она,
Наркомания – страна

Шприц- король сидит на троне,
С ним игла в златой короне,
Рядом дочка – Несмеяна
Радость их Марихуана.

Тут же бегает малыш,
Черноглазенький Гашиш.
Входит чинно, не спеша,
Мать- старушка Анаша

Кто тот странный господин?
-Дядюшка их Героин
А у двери, чуть в сторонке,
Место Маковой Соломки

Молодежь тут ловит кайф
Ну не жизнь,
А сущий драйв
Все, что слышал, ерунда
Ну какая ж здесь беда?

Пить не пьют, а все хмельные.
Глаза томные, шальные.
Ведут речи невпопад,
Все движенья наугад.

А бывает, что ломает,
Доктор вдруг не успевает…
Вовка ойкнул: «вот беда!
Не вернусь назад сюда!»

Долго он еще скитался,
С Ленью даже повстречался.
А еще узнал, чем СПИД
Для здоровья ядовит.

А потом затосковал,
Школу, близких вспоминал.
Друзья стали ему сниться,
И решил он возвратиться

Раскрывает двери дом-
Как тепло, уютно в нем!
Ждет давно его семья,
Одноклассники, друзья.

Сумки он нашел, дневник.
Вовка снова ученик
Ну-ка солнце ярче брызни!
Ведь здоровый образ жизни

В каждом доме должен жить,
Чтобы с ним могли дружить

Разработка классного часа "Привычки и здоровье"


Цели занятия:
  • выяснить представления у учащихся о том, что является полезным и вредным для человека;
  • познакомить с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;
  • способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
План занятия:
  1. Что полезно, а что вредно для человека.
  2. Что такое привычки
  3. Полезные и вредные привычки.
  4. Основной вывод занятия.
Словарь

Привычка – это то, что делаешь постоянно.

Ход занятия

I. Что полезно, а что вредно для человека

Мы любим многое в нашей жизни:

  • любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше тревожились и огорчались;
  • Любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами.
Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми.
  • Мы любим занятия спортом и весёлые игры:
  • Любим путешествовать и каждый день узнавать, что - то новое;
  • Любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки.
Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своём пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.

Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?

Задание:

  • соблюдать режим дня
  • соблюдать гигиену
  • правильно и регулярно питаться
  • заниматься спортом
  • вовремя и самостоятельно делать уроки
  • бывать на свежем воздухе
  • делать утреннюю зарядку
  • следить за чистотой своей одежды и своего жилища
  • слушать родителей и близких людей
  • закаляться
  • посещать кружки
  • читать книги прогуливать занятия в школе
  • грубить и не уважать старших
  • много сидеть у телевизора или за компьютером
  • гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни
  • пробовать незнакомые вещества
  • есть много сладкого
  • грызть ногти
  • драться
  • курить
Перечисли свои привычки
Мои вредные привычки……………………..
Мои полезные привычки……………………
Меня хвалят за……………………………………
Меня ругают за…………………………………..
Я хотел/а бы иметь (укажи привычку)………………………………………..

II. Что такое привычки

Привычка – это то, что делаешь постоянно. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое –то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь.

Процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».


Описание игры:
Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слов «прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п.)
В определённый момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять указание.

III. Полезные и вредные привычки


(На столе лежит пакет с коробочками, пачки из - под туалетного мыла, духов, косметических кремов и сигарет.)

Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы.
- Почему вы именно так разгруппировали? (кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей человека и приносить пользу, а сигареты приносят вред человеку)

Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.

Привычки и последствия (работа с карточками: учитель показывает карточки с привычками, дети должны назвать последствия и показать на карточке)

Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть привычки, которые часто становятся губительными для здоровья

Употребление алкогольных напитков

Алкоголь может стать причиной:

  • ссор и драк;
  • Болезней;
  • смерти людей.
Употребление наркотиков


Ещё более опасно, чем употребление алкоголя

  • Изменения психики
  • Появляются галлюцинации, т.е. видения, которые реально не существуют
Наркотики могут стать причиной:
  • ссор и драк;
  • Болезней;
  • аварий на дорогах и предприятий;
  • смерти людей.
Курение табака

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое табак и откуда он к нам пришёл, что происходит с человеком, когда он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают его дым от его сигарет.

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.

Европейцам долго не было известно табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свёрнутых в трубки, зажженные на конце.
Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».

В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго.

В России табак был завезён англичанами в 1585 году через через Архангельск. Курение и нюханье табака жестоко преследовались. С приходом к власти Петра 1 запрет был отменён.

Табачный дым вреден всем! В горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ.

В табачном дыме содержится много вредных веществ:

  • Никотин – это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
  • Смолы – это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
  • Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
  • Пассивное курение – это вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками.
На какие органы влияет табачный дым?

Табачный дым при входе попадает в лёгкие (загрязняет лёгкие., он мешает чистому воздуху поступать в лёгкие.)
сигаретный дым влияет на работу сердца (сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце, сердце начинает болеть)

Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака.
Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опаснее для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни.

Как влияет курение на внешность человека?

  • человек худеет;
  • цвет лица у него становится некрасивым;
  • волосы не блестят – они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими;;
  • кожа становится тонкой и сухой, становится морщинистой, цвет кожи желтоватый, нездоровый;
  • под глазами тёмные круги, глаза воспалённые, покрасневшие;
  • зубы желтеют, начинают портится, изо рта у курильщика всегда идёт неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают;
  • одежда курильщика имеет неприятный запах, пахнет кислым табачным дымом.
Вредными эти привычки (употребление алкогольных напитков,