Исторические зарисовки. Линкоры «Нельсон» и «Родней. Несостоявшиеся модернизации "родни" и "нельсона" Эскадра из камня

Во время Битвы за Атлантику немецкие подводные лодки отправили на дно около 200 военных кораблей противника. Атака вражеского корабля считалась весьма почётным делом и в случае успеха не оставалась без награды, но она не была приоритетной, так как главной целью для подлодок всегда оставались торговые суда. Исключение делалось лишь для крупных кораблей – авианосцев и линкоров, потопление которых сулило немедленное награждение Рыцарским крестом.

Неудивительно, что немецкие подводники страстно мечтали о встрече с такой «добычей» и атаковали тяжёлые корабли при первой возможности. Такая охота часто сопровождалась курьёзами, которые были связаны с ошибками в опознавании цели. Героем двух подобных историй стал английский линкор «Нельсон» (HMS Nelson), который дважды был «торпедирован» немецкими подлодками.

Линейный корабль «Нельсон» и его собрат «Родней» обладали уникальным узнаваемым силуэтом - три орудийные башни главного калибра размещались перед надстройкой. Корабль оставался в строю с 1930 по 1948 гг.

Ошибка в радиограмме

5 декабря 1939 из Киля вышла в море подводная лодка U 23 (тип IIB) под командованием капитан-лейтенанта Отто Кречмера (Otto Kretschmer), получившая задание действовать против судоходства в районе северо-восточного побережья Шотландии и у Шетландских островов. 7 декабря в 23:26 при смене позиции лодка обнаружила и атаковала конвой из четырёх судов, но торпеды прошли мимо целей. Успеха Кречмер добился спустя полчаса, атаковав и потопив одиночный пароход «Скотия» (Scotia, 2400 тонн), шедший под флагом нейтральной Дании.

Спустя четыре дня произошёл любопытный казус. Ночью 12 декабря U 23, находясь у Шетландских островов, в 02:08 выпустила поочерёдно две торпеды в эсминец, который стоял на якоре в проливе Йелл-Саунд. Одна из торпед взорвалась, и в воздухе вырос высокий столб пламени. На лодке решили, что торпедировали корабль, о чём доложили в штаб. Однако никаких потерь в эсминцах британцы в этот день в этом районе не понесли, а торпеды, вероятнее всего, попали в скалу, которую в темноте на U 23 приняли за военный корабль.


Подводная лодка U 23 попала в объектив фотографа в довоенное время, о чем свидетельствует крупный номер на рубке - с началом боевых действий он был закрашен

Канадский исследователь Теренс Робертсон в своей книге-биографии Отто Кречмера рассказывает забавную историю: когда Кречмер понял свою ошибку, то послал в штаб юмористический доклад: «Торпедировали скалу. Не затонула» . Это имело определённые последствия, когда U 23 вернулась на базу:

« Вернувшись в Киль, они узнали, что U 23 провела в море больше времени, чем любая другая лодка их флотилии. Явившись на борт плавбазы с докладом, Кречмер с удивлением обнаружил, что все без исключения рады его успехам. Поскольку сам он был весьма недоволен своими промахами, всеобщие восторги его не порадовали. Он удивился еще больше, когда сам Дёниц потребовал от него подробнейший рапорт обо всех действиях во время похода. Ознакомившись с рапортом, Дёниц послал за Кречмером и поинтересовался, по какой причине тот умолчал в рапорте о торпедной атаке на «Нельсон».

– «Нельсон»? – совершенно искренне изумился Кречмер. – Но я не торпедировал «Нельсон»! Я его даже не видел!

– Что? – завопил Дёниц. Он позвонил начальнику связи и приказал немедленно доставить ему отчет о последнем походе U 23. – Вот! – воскликнул он и указал нужное место в бумаге. – Читайте, что здесь написано!

Все еще недоумевая, Кречмер прочитал сообщение: «Нельсон» торпедирован, но не затонул». Ему потребовалось несколько секунд, чтобы осознать ошибку. Дело в том, что скала по-немецки « F elsen». Где-то при расшифровке радиограммы оно трансформировалось в « Nelson » .

Дёниц сел.

– Скала, – пробормотал он, словно беседуя с самим собой. – Значит, все дело в том, что вы атаковали скалу. – Через минуту он весь сотрясался от хохота. – Ох, Кречмер, знал бы ты, о чем я сейчас думаю. Кажется, у нас обоих нет повода для веселья. Представь себе на минуту лицо Геббельса, когда он об этом узнает.

Дёниц взял телефонную трубку и попросил соединить с министерством пропаганды в Берлине. Затем он обернулся к Кречмеру:

– Хорошо, иди. Я прослежу, чтобы сегодняшнюю передачу отменили. Они собирались поинтересоваться у Черчилля, где сейчас «Нельсон». Не нужно обладать сильно развитым воображением, чтобы догадаться, какой ответ дал бы английский премьер».

Для Кречмера случай со скалой закончился каламбуром, но история имеет свойство повторяться, и казус с «Нельсоном» получил продолжение. Правда, в этот раз героем, торпедировавшим британский линкор, стал уже другой будущий немецкий ас.

Эскадра из камня

13 января 1940 года из Вильгельмсхафена вышла в поход подлодка U 25 (тип IA) под командованием капитан-лейтенанта Виктора Шютце (Viktor Schütze). Командир лодки получил приказ выйти в Атлантику, обогнув Британские острова с севера, и, добравшись до Бискайского залива, начать патрулирование подходов к нему. Начало похода было удачным – днём 17 января U 25 потопила два судна: британское «Ползелла» (Polzella, 4751 тонна) и норвежское «Энид» (Enid, 1140 тонн).


Погрузка торпеды в носовой отсек подводной лодки U 25

Записав на свой счёт почти 6000 тонн, на следующий день Шютце продолжил охоту. Находясь к северу от Гебридских островов, U 25 встретила затемнённое судно, шедшее в охранении сторожевика. Лодка вышла в атаку и в течение получаса произвела три одиночных торпедных залпа. Первая и третья торпеды попали в цель, и через 27 минут после второго попадания судно затонуло. За это время эскорт успел подобрать его экипаж из воды, после чего, обнаружив субмарину в надводном положении, загнал её под воду артогнём и сбросил вдогонку глубинные бомбы. Но судьба благоволила Шютце, и U 25 благополучно ушла от преследователя. Потопленным судном оказалась шведское «Пайяла» (Pajala, 6873 тонны), которое в сопровождении британского траулера ПЛО шло в Керкуолл для досмотра на предмет контрабанды.

К вечеру 18 января лодка находилась к северу от Шотландии у острова Сула Сгейр. В 19:12, находясь на небольшом расстоянии от этого острова, Шютце заметил тени двух больших кораблей, идущих в кильватерной колонне. На лодке идентифицировали их как линкоры. В 19:20 Шютце с расстояния в 1200 метров выпустил торпеду в самый большой корабль, который опознал как линкор «Нельсон», но промахнулся. Лодка сделала разворот для того, чтобы атаковать цель из кормовых аппаратов, но в этот момент, сблизившись, Шютце отчётливо увидел – то, что он принял за корабли, на самом деле оказалось скалами! В журнале боевых действий U 25 Шютце с раздражением отметил: «Это Сула Сгейр – скала, в которую я не смог попасть из-за слишком большого расстояния!»


При большом желании скалы острова Сула Сгейр вполне можно принять за вражескую эскадру

Недовольство командира лодки вполне объяснимо. Досада Шютце заключалась в том, что он не только потратил драгоценную торпеду впустую, но и даже не смог попасть в скалу, которую принял за вражеский линкор. Командир U 25 был крайне недоволен собой, но в штаб о своей атаке «военного корабля противника» докладывать не стал.

Возможно, Шютце не обладал таким чувством юмора, как Кречмер, или же знал об истории, приключившейся ранее с U 23, поэтому не захотел выставить себя на посмешище. Если в случае с U 23 Кречмер был уверен, что атакует эсминец, то Шютце повысил статус шотландских скал до уровня линкора. Правда, командир U 25 лишил доктора Геббельса возможности протрубить о торпедировании британского линкора, вовремя заметив свою ошибку.


Неудачники мнимых атак на «Нельсон» - командир U 23 капитан-лейтенант Отто Кречмер и командир U 25 капитан-лейтенант Виктор Шютце

Стоит отметить, что настоящий «Нельсон» тоже не избежал атак немецких подлодок. Рано утром 30 октября 1939 года западнее Оркнейских островов U 56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана (Wilhelm Zahn) атаковала британскую эскадру в составе линейного крейсера «Худ» (HMS Hood), линкоров «Родней» (HMS Rodney) и «Нельсон», а также 10 эсминцев. Цан выпустил по «Нельсону» три торпеды, но испытал жестокое разочарование – на лодке слышали звук металлического удара, который приняли за попадание несработавших торпед в корабль. По непроверенной информации, на «Нельсоне» в тот момент находился весь цвет британского флота: командующий Флотом метрополии адмирал сэр Чарльз Форбс, Первый морской лорд сэр Дадли Паунд, Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Но если в тот день судьба благоволила «Нельсону», то спустя месяц она от него отвернулась. 4 декабря 1939 года линкор получил тяжёлые повреждения, подорвавшись на мине, установленной немецкой лодкой U 31 на входе в залив Лох-Эве. Ущерб от взрыва оказался настолько серьёзным, что корабль был вынужден пройти полугодовой ремонт в Портсмуте и вернулся в строй только 8 июня 1940 года.

Если провести аналогию обоих случаев ошибочных атак с настоящей охотой на зверя, то, вероятно, не один охотник на хищника стрелял в тайге в колоду или пень, принимая их за тигра или медведя. Гораздо хуже, пожалуй, когда за пень, наоборот, принимают тигра или медведя. Стоит отметить, что для Шютце и Кречмера всё закончилось благополучно, но если бы за скалы были приняты настоящие корабли, то повода для шуток у подводников в не было бы.


Первый вахтофицер U 23 Адальберт Шнее курит трубку на мостике лодки

Любопытным фактом представляется то, что практически все главные участники этих событий впоследствии стали известными подводниками. Кречмер и Шютце вошли в пятёрку лучших немецких подводных асов Второй мировой. Их вахтенные офицеры Адальберт Шнее (Adalbert Schnee), Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) и Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Dietrich von Tiesenhausen), став командирами подлодок, также стали асами, а последнему даже удалось торпедировать и потопить настоящий линкор. 25 ноября 1941 года торпеды U 331 капитан-лейтенанта фон Тизенгаузена отправили на дно Средиземного моря британский линейный корабль «Бархэм». Но сначала были скалы…

Список источников и литературы:

  1. Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха. – М.: Центрполиграф, 2009
  2. Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
  3. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
  4. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  5. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  6. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996

Никто не призывает побеждать врагов одним ударом, руководствуясь легендой о Давиде и Голиафе. Но, с другой стороны, надо же соблюдать хоть какие-то грани приличия!


Адмирал Марк Митшер выиграл главный бой своей жизни, утопив “Ямато” силами почти трехсот самолетов. Впрочем, обвинять американского офицера не в чем: он справедливо полагал, что лишь таким количеством авиатехники сможет что-либо доказать японскому монстру. А на случай, если атака авиации сорвется из-за погоды, приказал готовиться к бою шести линкорам и “группе поддержки” из 7 крейсеров и 21 эсминца.

Но что бы получилось, не окажись в эскадре адмирала Митшера “Хорнета”, “Хэнкока”, “Беннингтона”, “Беллоу-Вуда”, “Сан-Хасинто” и “Батаана”? Если бы в его эскадре были лишь “Эссекс” и “Банкер-Хилл”? (В реальности у него были все восемь перечисленных авианосцев.)

Вчетверо меньшее количество авиатехники не позволило бы своевременно утопить “Ямато”. Линкор успел бы добраться до Окинавы и выброситься там на мель, превратившись в неприступный форт. Надо было скорей переворачивать монстра торпедами, пока тот шел по глубокой воде. И Митшер отправил в бой 280 самолетов (из которых 53 заблудились и не смогли выйти на цель).

“Ямато” потопили, но остался один вопрос: у всякого ли адмирала было под рукой 8 авианесущих кораблей?

Систершип “Ямато” переросток “Мусаси” погиб при схожих обстоятельствах. Линкор в течении четырех часов шел под ураганным огнем авиации ВМС США (суммарно в атаках приняли участие две сотни самолетов с семи авианосцев).

Несмотря на сильные разрушения на верхней палубе (японские суперлинкоры получили, по разным оценкам, от 13 до 19 попаданий авиабомб), гибель обоих кораблей стала прямым следствием повреждений в подводной части корпуса. Это очень важный момент.

Бесславная гибель линкоров в Таранто и Перл-Харборе целиком на совести командования этих баз. Жизнерадостные итальянцы поленились натянуть противоторпедную сеть, за что и поплатились. Результаты американской халатности: четыре из пяти потопленных линкоров стали жертвами японских торпед. Единственной жертвой авиабомбы был маленький устаревший линкор “Аризона” (1915 г.), толщина главной броневой палубы которого составляла 76 мм. Японцы, в свою очередь, использовали 800-кг бомбы, созданные путем приваривания стабилизаторов к бронебойным снарядам калибра 356 мм.


Севшая на грунт "Вест Вирджиния" (9 торпед) и "Теннесси" (попадания двух авиабомб причинили лишь косметические повреждения), Перл-Харбор, 1941 г.


Там, где противоторпедную сеть ставить не забывали, все оказалось гораздо серьезнее. За годы войны англичанам пришлось 700 раз слетать к месту стоянке “Тирпица” в Каа-фьорде. Большинство попыток закончилось безрезультатно, британская авиация потеряла в этих рейдах 32 самолета.

…Линейные корабли Её Величества «Энсон» и «Дюк оф Йорк», авианосцы «Викториэс», «Фьюриэс», эскортные авианосцы «Сичер», «Эмпьюер», «Песьюэр», «Фэнсер», крейсера «Белфаст», «Беллона», «Роялист», «Шеффилд», «Ямайка», эскадренные миноносцы «Джавелин», «Вираго», «Метеор», «Свифт», «Виджилент», «Уэйкфул», «Онслот»… - всего порядка 20 единиц под британскими, канадскими и польскими флагами, а также 2 флотских танкера и 13 сквадронов палубной авиации.

Вот в таком составе британцы завалились в гости к “Тирпицу” в апреле 1944 г. (операция “Вольфрам”). И, естественно, ничего не добились - несмотря на 14 попаданий авиабомб, линкор вновь вернулся в строй спустя 3 месяца интенсивного ремонта.

Столь же безрезультатным стал летний поход (“Талисман”, 16-я по счету операция по потоплению фашистского зверя) - самолеты вообще не добились ни одного попадания в корабль.

“Тирпиц” забили лишь осенью 1944 г. при помощи фантастически мощных бомб.

Сейсмический “Толлбой”, без сомнения, являлся интересным и грозным . Но его массогабариты (как и его носитель - четырехмоторный “Ланкастер” со снятыми створками бомбоотсека и демонтированным оборонительным вооружением) есть немое свидетельство удивительной стойкости немецкого линкора. Исчерпав все обычные способы, британцы дошли до применения пятитонных бомб.

“Тирпиц” мрачно высился среди норвежских скал. Британские эскадры бороздили Норвежское море, пытаясь достать немецкого монстра. Сжигая десятки тысяч тонн топлива и отвлекая на попытки уничтожения линкора значительные силы.

"Пока существует "Тирпиц", британскому флоту необходимо постоянно иметь в наличии два линкора типа "Кинг Джордж V". В водах метрополии постоянно должны находиться три корабля данного типа - на случай нахождения одного из них в ремонте."


- Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд

Паника в Британском адмиралтействе стала следствием незабываемой встречи с однотипным “Бисмарком”. Во время своего первого (и последнего) рейда в Атлантику, тот “грохнул” линейный крейсер “Худ” вместе со всем экипажем в 1400 чел. Поднялась тревога - в погоню за фашистским киллером бросилось 200 кораблей Британского флота.

Линкор “Родни” в этот момент шел в США на ремонт, одновременно конвоируя быстроходный лайнер “Британник” (использовался для перевозки военных грузов). “Бросьте лайнер к черту!” - таков был приказ Адмиралтейства. И “Родни” подключился к погоне за “Бисмарком”.

Линкор “Рэмиллес” сопровождал конвой HX-127. Приказ: “Немедленно следуйте на Запад, зажимайте немецкий рейдер между собой и преследователями с др. стороны”. А конвой? Конвой справится сам.

И ничего бы у них не вышло, если не шальная торпеда с палубного самолета “Суордфиш”, попавшая в самое удачное место. Взрывом были повреждены рули и немец лишился управления.

Утром подошли линкоры и тяжелые крейсера, которые выпустили в “Бисмарк” 2500 снарядов главного и среднего калибра. Потом всадили в него четыре торпеды. Наконец, “вундерваффе” затонуло.

Казалось бы, всего одна торпеда сгубила первоклассный корабль!

Редкая удача. На которую не приходилось рассчитывать в последующих боях. Итальянский линкоры “Литторио” и “Витторио Венето” были торпедированы дважды, но, всякий раз, благополучно добирались до базы. Был торпедирован американский “Норт Кэролайн”. В другой раз янки торпедировали “Ямато”. Увы, ни разу одиночная (а то и две за раз) торпеда не смогла привести к столь фатальным последствиям.

Показывает, что вероятность повторения судьбы “Бисмарка” была чрезвычайно низка. В марте 1942 г. одиночный “Тирпиц” (эсминцы отпустили на базу, ввиду нехватки горючего) попал под массированную атаку самолетов с авианосца “Викториес”. Британцы выпустили 24 торпеды, но не смогли добиться ни одного попадания в быстроходный линкор. “Тирпиц”, в свою очередь, сбил два самолета, затем врубил 29 узлов против ветра и ушел от тихоходных “Суордфишей”, как от стоячих. Это к тому, как “фанерная этажерка с легкостью топила линкоры”.

Атака линейного корабля с воздуха всегда была рискованным мероприятием. И ладно немцы или британцы. У американцев корабельная ПВО лет на пять опережала все разработки других стран. В результате, линкор “Саут Дакота” однажды завалил 26 японских самолетов, из 50, пытавшихся атаковать американское соединение (даже если половину указанного кол-ва сбили эсминцы эскорта - результаты воздушного погрома у о. Санта-Крус есть удивительный военно-технический рекорд). “Умные” снаряды со встроенными радарами и централизованное наведение зениток по данным РЛС и аналоговых компьютеров. Расскажите зенитчикам “Саут-Дакоты” о могуществе фанерных аэропланов!

Среди потопленных линкоров, скорую кончину от торпед приняли “Бархэм” и “ Ройал Оук”. Оба были спущены на воду в 1914 г. Оба были торпедированы в годы ВМВ немецкими подлодками и “кончились” всего от 3-4 попаданий торпед. Данные случаи можно вынести за скобки. Линейные корабли эпохи Перовой мировой имели весьма слабую противоторпедную защиту, ввиду условий, в которых проектировались эти корабли.

Как уже догадался читатель, мы рассматриваем лишь линкоры, построенные в период конец 30-х - середина 40-х гг., когда эти корабли достигли пика своего развития.

Британские ЛК типа “Кинг Джордж V” и “Вэнгард”
Французские ЛК типа “Ришелье”
Немецкие ЛК типа “Бисмарк”.
Итальянские ЛК типа “Литторио”
Японские ЛК типа “Ямато”
Американские ЛК типа “Норт Кэролайн”, “Саут Дакота” и “Айова”.

Шедевры мирового кораблестроения. Огромные и мощные. Настоящие плавучие крепости, прекрасно защищенные от любых типов угроз. Несмотря на многочисленные попытки их уничтожения, ни один из них не смог быть потоплен “обычными” методами с применением вменяемого кол-ва самолетов (хотя бы силами пары эскадрилий; для примера: Мидуэй, где одна группа Мак-Класки решила исход всего боя) или обычных авиабомб (массой до 1 тонны, сбрасываемых со средних для того времени высот).

Даже поврежденный торпедой “Бисмарк” каких-либо крупных разрушений и потерь среди экипажа поначалу не имел. В иных условиях, он мог бы добраться до берега и после короткого ремонта вернуться в строй. Для окончательного решения вопроса пришлось часами “дырявить” вундарваффе крупнокалиберными боеприпасами, а затем добивать фашистскую гадину залпом торпед.

На иллюстрации - итальянский ЛК “Рома” (типа “Литторио”). Погиб в сентябре 1943 г., попав под удар двух управляемых авиабомб “Фриц-Х”. Бронебойный боеприпас специальной конструкции массой 1380 кг, сбрасываемый с высоты 6 километров.

Ввиду его массогабаритов, круг возможных носителей “Фрица” ограничивался двух- и четырехмоторными бомбардировщиками. В открытом океане применяться не мог, т.к. был неподъемен для палубных самолетов того времени (если бы у Рейха даже были авианосцы). Притом, гарантии 100% не давал: в том же, 1943 году, немцы трижды атаковали бомбами “Фриц-Х” пожилой британский линкор “Уорспайт” (одно прямое попадание, один близкий взрыв у борта и один промах). “Уорспайт” через полгода вернулся в строй, а безвозвратные потери среди его экипажа составили всего 9 человек.

Французский ЛК “Жан Бар” (типа “Ришелье”). Потребовалось двое суток обстрела, чтобы неподвижный недостроенный линкор с отсутствующей ПВО, негерметизированными отсеками и сокращенным экипажем наконец выбросил белый флаг. Несмотря на попадания трех 450-кг авиабомб и снарядов с американского ЛК “Массачусетс” (пять 1220-кг сверхзвуковых “болванок” калибра 406 мм), французский линкор все еще сохранял боеспособность, а после войны был отремонтирован и введен в строй. Потери экипажа “Жан Бара” в том двухдневном бою составили 22 моряка (из 700 находившихся на борту).

Гибель линкора была на удивление быстрой (всего пара часов сопротивления и четыре торпеды), но нельзя же закрывать глаза на такие очевидные факторы! Из всех ЛК позднего периода британские ЛК типа “Кинг Джордж V” имели худшую противоторпедную защиту. Ширина ПТЗ британского линкора была 4,1 - 4,4 метра, тогда как у немецкого “Бисмарка” целых 6 метров! Вдобавок, у них была наихудшая система ПВО, а сами ЛК типа “Кинг Джордж V” были бюджетным вариантом настоящего линкора, призванным “заткнуть брешь” в Королевском флоте, до появления новых “Вэнгардов” и “Лайонов”. Достаточно сопоставить главный калибр “британца” (356 мм) и его зарубежных аналогов (от 381 мм и выше). Строго говоря, между “Кинг Джордж V” (1940) и какой-нибудь американской “Айовой” (1944) лежит целая технологическая пропасть, а сам британский линкор не совсем вписывается в концепцию линкоров позднего периода.


Бронирование "Айовы" - основной внутренний бронепояс (310 мм) постепенно переходил в нижний, входивший в систему противоторпедной защиты корабля


“Принс оф Уэлс” погиб быстро: взрывом первой торпеды был погнут вал гребного винта, который, при вращении, разворотил линкору весь левый борт. Потом в ЛК попала еще одна торпеда. “Принц” еще сохранял плавучесть, мог двигаться собственным ходом и применять оружие, но новая атака поставила точку в этой грустной истории.

Выводы

На 23 линкора позднего периода приходятся семь боевых потерь. Шесть из семи - совершенно дикие случаи с применением колоссальных усилий по выводу из строя этих гигантов.

Вот и вся статистика.


"Атлантический нос" линкора "Бисмарк"


Современный эталон сверхживучего корабля. В 1992 году новейший “суперлинкор” USS Ingersol вступил в бой с танкером “Мацуми Мару 7” за право прохода первым через Малаккский пролив. Быстроходный американец почти выиграл гонку, но вражина нанесла подлый удар. Зацепила USS Ingersol своим якорем и вскрыла боевой корабль, словно консервную банку.

Виктория Суворова. Зачем англичанам тихоходные линкоры? Среди линейных кораблей, с которыми Великобритания встретила Вторую мировую войну, есть два корабля, выбивающихся из общего ряда, своими несколько странными характеристиками. Это "Лорд Нельсон" и "Родней". Обращает на себя внимание их очень мощное вооружение (по сравнению с остальными британскими линейными кораблями) - они были вооружены 9-406 мм орудиями, а также тихоходность - из скорость была всего 23 узла, что явно не соответстовало мировым требованиям и стандартам к линейным кораблям, которые сложились в 30-е годы 20 века. Что же послужило причиной постройки столь странных кораблей? А предыстория их появления такова: В 1919 году, британское правительство, по инициативе Черчилля, отправило на Балтику эскадру кораблей для борьбы с большевиками, помощи белому движению, а также для защиты фашистских режимов Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. 10 октября 1919 года войска генерала Юденича начали наступление на Петроград. 16 октября им удалось взять Красное Село. Дальнейшее продвижение на Петроград было остановлено огнем фортов "Красная Горка" и Серая Лошадь". 21 октября 1919 года 7-я армия большевиков перешла в контрнаступление. Находившаяся в том районе британская эскадра, состоящая из легких крейсеров и эсминцев, не могла поддержать белых, находясь под прицелом тяжелых 12-дюймовых орудий большевистских фортов. Для того чтобы подавить сопротивление большевиков, командующий британской эскадры вызвал из Бьеркэ монитор "Эребус", который 27 октября в 3 часа 30 минут начал обстрел Красной Горки. За время двухчасовой бомбардировки, монитор выпустил 20 снарядов калибра 381 мм, но не добился ни одного прямого попадания в русские орудия, несмотря на то, что его огонь корректировался с самолета. Ответный огонь большевиков, как ни покажется странным (огонь вели революционные матросы с полностью расшатанной дисциплиной), был более точным, хотя прямых попаданий они тоже не добились. 30 октября 1919 года, "Эребус" снова обстреливал форты, выпустив более 30 снарядов калибра 381 мм, и снова безрезультатно. Поскольку армия Юденича потерпела поражение, и стала отступать, британская эскадра прекратила действия против большевистских фортов. После окончания боевых действий и установления дипломатических отношений с Советским Союзом, британское командование, через своего агента, большевистского министра иностранных дел Меера Геноха Моисеевича Валлаха*, получило доступ к военным документам, описывающим результаты действий огня монитора "Эребус". В результате их изучения были сделаны следующие выводы:

    -- Мощности 15-дюймовых снарядов не хватает для разрушения большевистских укреплений, и необходимы артиллерийские системы более крупного калибра. -- Для гарантированного уничтожения одного форта необходимо выпустить от 60 до 70 снарядов калибром 16 дюймов. -- Для пристрелки по английским кораблям, большевистским орудиям требуется 6 минут, после чего они переходят к стрельбе на поражение цели. То есть у английских кораблей есть всего 5 минут для уничтожения форта, прежде чем его ответный огонь достигнет цели. Следовательно для уничтожения одного форта необходим сосредоточенный огонь не менее пятнадцати 16-дюймовых орудий в течении 5 минут, за которые они сумеют выпустить по цели 75 снарядов.
Кроме того, было принято во внимание влияние углового размера цели на точность ведения огня. Традиционно у британских кораблей половина орудий располагалась в носу, а половина в корме, и для того, чтобы максимально использовать всю свою огневую мощь, им приходилось разворачиваться к противнику всем бортом, тем самым значительно увеличивая ему площадь прицеливания. Такое расположение артиллерии на линейных кораблях не годилось для ведения борьбы с береговыми укреплениями. Еще одним фактором, влияющим на проект корабля были малые глубины Балтийского моря и Финского залива, где им предстояло действовать. В следствие вышесказанного проектирование кораблей вызвало длительную дискуссию и многочисленные споры. Очень много вариантов было отвергнуто. В окончательно утвержденном проекте были приняты следующие элементы: Водоизмещение стандартное 35.000 тонн Длина наибольшая 216,40 метров Длина между перпендикулярами 182,90 метров Ширина 32,30 метров Осадка при Dст 9,15 метров Высота борта в носу 8,84 метров Высота борта на миделе 7,77 метров высота борта в корме 8,23 метров Мощность главных механизмов 45.000 лс Число валов 2 Скорость хода 23 узла Число оборотов винтов в мин 160 Вместимость нефтяных цистерн 4.000 тонн Экипаж при использовании в качестве флагманского корабля 1400 человек. Вооружение: 3*(3*406мм/45); 6*(2*152мм/50); 6 120мм/40 зенитных орудий; 8 40мм зенитных автоматов; 2 609мм ПТА. Бронирование, мм: Главный пояс 356 Барбеты 381 Башни (лоб) 406 Палуба 160 Заказы на постройку линкора "Нельсон" были переданы в начале декабря 1922 года фирме "Армстронг-Уитворт и Ко" ("Armstrong Whitwort & Co") в Тайне, а на постройку линкора "Родней" - фирме "Кэммел Лэйрд и Ко" ("Cammell Laird & Со") в Биркенхеде. Закладка обоих кораблей была произведена 28 декабря того же года. Механизмы для первого корабля изготовлялись формой "Уоллсенд слипвэй энд инджиниринг и Ко" ("Wallsend Slipwau and Engineering & Co&"), а для второго - строившей его фирмой. Фирма "Армстронг..." выполнила также лафеты 406мм орудий для обоих кораблей и лафеты 152мм орудий для линкора "Нельсон". Лафеты 152мм орудий линкора "Родней" изготовила фирма "Виккерс Лтд" ("Vickers Ltd"). "Нельсон" был спущен на воду 3 сентября 1925 года, достройка его закончилась 10 сентября 1927 года; "Родней" сошел на воду 17 декабря 1925 года и окончен постройкой 10 ноября 1927 года.
Особенности проекта. Размещение артиллерии главного калибра. Необходимый 406мм калибр главной артиллерии заставил ввести в английском флоте не применявшиеся ранее орудийные установки. Уменьшение веса этих установок было достигнуто тем, что вместо двухорудийных были приняты трехорудийные башни. Требуемое стандартное водоизмещение удавалось получить при группировке трех таких башен в носу (причем средняя башня была приподнята). Такое же расположение главной артиллерии было предположено и для линейных крейсеров: оно давало возможность достигнуть наименьшей длины бронированной цитадели, что, в свою очередь, позволяло применить броню максимальной толщины и в то же время обеспечить хорошую защиту погребов. Считалось. что полученные таким путем преимущества с избытком компенсируют отсутствие кормовых углов обстрела. Такая группировка башен в носу потребовала смещения мостика на середину длины корабля, что придало кораблям этого типа весьма своеобразный вид. В целях устранения влияния дыма на посты управления, котельные отделения пришлось расположить позади машин. Это дало возможность поместить дымовую трубу на достаточном расстоянии от мостика. Облегчение веса. Проблема уменьшения веса разрешалась в двух направлениях. Во-первых, общая конструкция корабля была разработана таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность брони и вооружения при наименьших размерах цитадели. Во-вторых, самое серьезное внимание было обращено на детали корпуса, механизмов и арматуры с целью устранения всего несущественного и применения соответствующих своему назначению наиболее легких материалов. Для максимального уменьшения веса корабля аналогичные требования были предъявлены фирмам, поставлявшим механизмы, арматуру и материалы для постройки корабля. Это сотрудничество выразилось в тщательном обсуждении всех деталей, включая переделку многих стандартных образцов адмиралтейства и усиленном контроле за изготовлением контрагентских поставок. Одним из наиболее эффективных средств экономии веса явилось применение стали типа "D" вместо стали типа "НТ" применявшейся ранее для главных элементов набора тяжелых кораблей. Сталь "D" имеет временное сопротивление от 58 до 68 кг/кв.мм при минимальном пределе упругости 27 кг/кв.мм. Для изготовления корпуса каждого корабля было израсходовано около 6500 тонн этой стали, и так как ее применение допускает более высокие напряжения, оказалось возможным пойти на уменьшение размеров профилей и толщины листов. Допуски, установленные для проката, также были изменены для обеспечения полного соответствия веса выполняемых листов с весом, предусмотренным в заказах. При изготовлении мелких деталей и таких предметов, как лари и инструментальные ящики, шкафы для продуктов, полки в столовых и т.п., широко использовался алюминий и его сплавы, причем часть этих сплавов изготовлялась по предложениям фирм, а часть - по спецификациям адмиралтейства. При дальнейшем усовершенствовании конструкций и самих материалов эти сплавы должны были получить широкое применение для деталей, не подвергающихся воздействию атмосферных осадков или тяжелым нагрузкам при работе. Результаты использования этих материалов для наружной арматуры и деталей, подверженных влияниям морского воздуха и брызг, оказались неудачными, а потому необходима была дальнейшая работа для получения действительно надежного легкого сплава для таких целей. Верхние палубы "Нельсон" и "Родней" были покрыты сосной вместо обычного тика, причем ради уменьшения веса пришлось пожертвовать прочностью и внешним видом палубного настила. Небольшие переборки и разделительные выгородки были выполнены из фанеры. Тяжелые стандартные предметы мебелировки были переделаны и значительно облегчены, причем также была широко применена фанера. Все дерево было подвергнуто огнестойкой пропиткой процессом "Оксилен". Общее расположение. Из схем линкоров видно, что корабли вместо обычного удлиненного полубака имеют ровную верхнюю палубу при увеличенной высоте кормового надводного борта. Благодаря этому, пространство, отведенное для помещений команды корабля, оказывается больше. Более половины длины верхней палубы занято главной артиллерией, помещенной в трех башнях, из которых вторая башня стреляет поверх первой. Углы обстрела башен составляют 298 градусов для носовой башни, 330 градусов для средней и 250 градусов для кормовой башни. Снарядные и зарядные погреба ГК расположены непосредственно у вращающейся части башен, а в прилегающих к ним помещениях находятся гидравлические приводы для башенных механизмов подачи и заряжания, а также рефрижераторные установки для охлаждения погребов. Противоминная артиллерия, состоящая из двенадцати 152мм орудий, размещена в башнях на верхней палубе. По тем же соображениям, что и в отношении главного калибра, эти орудия расположены в группах из трех двухорудийных башен по каждому борту, причем средняя башня приподнята, чтобы иметь возможность вести стрельбу поверх обеих крайних башен. Таким образом, восемь орудий из двенадцати могут стрелять прямо по носу или по корме. Зарядные и снарядные погреба скомбинированы в одном помещении и расположены впереди машинных отделений. Боеприпасы подаются прямо в башни посредством электрических подъемников. Если не говорить о весе, размещение артиллерии среднего калибра в башнях представляет большие преимущества по сравнению с казематным расположением, ограничивающим углы возвышения и обстрела, или расположением орудий под прикрытием щитов на открытой палубе. Боевая рубка с бронированным вращающимся постом УАО помещена непосредственно позади башен ГК. За боевой рубкой находится мостик. Пришлось преодолеть много трудностей, чтобы обеспечить командно-дальномерным постам надлежащую защиту и максимально возможные углы обзора. Для этого мостик и фок-мачта соединены в очень высокую и массивную надстройку (башню), имеющую мало сходства с прежними конструкциями мостиков. В этой надстройке расположены приборы центральной наводки 406мм, 152мм и зенитного калибров, адмиральский мостик, пост управления торпедной стрельбой и командирский мостик с сигнальным и наблюдательным постами и навигационными мостиками; внизу находятся различные корабельные рубки и отделения. На мостиках и постах управления приняты специальные меры для защиты персонала и приборов от газов при стрельбе задних башен на кормовых углах. На верхней надстройке, и районе башнеподобной мачты, дымовой трубы и грот-мачты, установлены зенитные орудия и пулеметы. Средняя часть этой надстройки занята дымовой трубой, вентиляционными шахтами котельных отделений и кузнечной, механической и котельной мастерскими. На корабле имеется четыре 914мм прожектора, по одному с каждой стороны дымовой трубы и два на площадке грот-мачты. Шлюпки помещены посередине корабля, между грот-мачтой и дымовой трубой; спуск их и подъем производится кранами с электрогидравлическими приводами. Бронирование и противоторпедная защита. Цитадель защищена толстым броневым поясом, идущим от первой башни ГК до последней башни 152мм калибра. Над этой же площадью находится броневая палуба для защиты от навесного огня и авиабомб. Конструкция этой палубы была разработана весьма тщательно, с учетом возможного повышения эффективности воздушных атак (в связи с дальнейшим усовершенствованием авиации), в виду чего число и размеры отверстий вентиляционных труб и т.п. на этой палубе уменьшены до минимума. Для обеспечения возможности выхода в броневой палубе прорезаны люки особого типа, причем механизм для приведения в действие каждой крышки люков помещается снизу под защитой брони. Подводная часть корпуса снабжена наиболее эффективной системой защиты, разработанной на основе многочисленных испытаний. При постройке корпуса линкоров "Нельсон" и "Родней" производились специальные исследования прочности обшивки и шпангоутов двойного дна, с целью уменьшения веса их до минимума. Не менее тщательно были обследованы напряжения, возникающие при постановке корабля в док, ввиду больших сосредоточенных нагрузок, которыми являются главное вооружение и броня. Система набора главных палуб продольная, с расположенными через большие промежутки рамными бимсами в комбинации с рамными шпангоутами, что дает возможность обеспечить устойчивость палубы при восприятии продольных нагрузок и при уменьшенной толщине палубного настила. Благодаря этому получена большая экономия веса. Корабли приспособлены для постановки в док на три ряда кильблоков, причем доковые кили проходят от передней переборки носового машинного отделения. Устройство броневой палубы требовало установки крупных механизмов и котлов до спуска корабля. Вследствие этого нагрузка на стапель от корабля, несущего бортовую и палубную броню при наличии машинных установок, значительно превысила нагрузку, получающуюся в обычных условиях. Поэтому было решено произвести спуск линкоров на четырех полозьях вместо обычных двух. Описание спускового устройства и полученные при спуске значения нагрузки и напряжений приведены в докладе автора в институте корабельных инженеров в 1926 году ("Trans.Inst.Naw.Arch." 1926 p.13. Опубликован в сборнике "Спуск кораблей большого тоннажа" издания ОНТБ). Энергетическая установка. Главные механизмы. Машинная установка линкоров "Нельсон" и "Родней" общей мощностью 45.000лс состоит из двух агрегатов турбин "Браун-Кертисс" ("Brown-Curtis"), работающих на два гребных вала через одинарные редукторные передачи. Эта установка размещена в четырех машинных отделениях по два рядом, разделенных продольной переборкой в диаметральной плоскости. В каждом носовом машинном отделении находится турбины высокого давления переднего хода и турбины низкого давления переднего и заднего хода, а также холодильник, главные циркуляционные насосы и главные парораспределительные клапаны; в кормовых отделениях помещаются редукторные передачи и упорные подшипники. Таким образом, каждый машинный агрегат, работающий на один вал, совершенно изолирован от агрегатов другого вала. Турбины высокого давления снабжены маневренными ступенями, применяемыми при малых мощностях. В бортовых кормовых отделениях установлены вспомогательные механизмы, испарительная и опреснительная установки, вспомогательный холодильник и другое оборудование. Котлы. Пар подается восемью водотрубными котлами с пароперегревателями и форсированным дутьем, расположенными по два в четырех котельных отделениях, причем топки котлов обращены к диаметральной плоскости. Шесть котлов обеспечивают механизмам пар для развития каждый по 5800лс, а два котла - по 5100лс. Котельные отделения, подобно машинным, расположены по два рядом и разделены продольной переборкой в диаметральной плоскости, причем могут быть объединены как самостоятельные установки каждого борта. Рабочее давление пара в котлах 17,6атм. Пар подводится к турбинам под давлением 14,1атм при температуре перегрева 66 градусов Цельсия. Электро-энергетическая установка. Каждый корабль имеет шесть электрогенераторов общей мощностью 1800кВт и напряжением 220в. Два дизель-генератора установлены с каждого борта в районе котельных отделений и четыре турбогенератора - в отдельных помещениях в нос от машинных отделений. Благодаря такой системе в случае любого местного повреждения выводится из строя лишь минимальная часть системы электропитания, дающей ток в кольцевые магистрали. Рефрижераторная система. Рефрижераторная углекислотная установка с электроприводом состоит из семи компрессоров, производительностью по 15.120кал/час. Два компрессора обслуживают рефрижераторные камеры, а также служат для приготовления льда. Остальные пять предназначены для охлаждения зарядных погребов. Гидравлическая система. Имеется три гидравлических установки для привода механизмов наводки и заряжания ГК, каждая производительностью 4,2 кубометров в минуту при давлении 88атм с приводом от паровых машин "Компаунд", помещающихся в отдельных водонепроницаемых отсеках, защищенных броней. Палубные вспомогательные механизмы, системы и устройства. Якорное устройство. На корабле имеется три бесштоковых становых якоря типа Бейера, весом каждый 17,5тонн, с якорными цепями длиной 915 метров. Предусмотрены два шпиля для подъема станового и запасного якорей. Первый, с шпилевым барабаном в диаметральной плоскости, приводится от электрогидравлической установки с регулировкой числа оборотов, причем эта установка состоит из трех отдельных силовых агрегатов, которые могут быть использованы независимо или в комбинации. Преимущество этого устройства заключается в устранении длинных трубопроводов свежего и отработанного пара, которые потребовались бы при обычном паровом приводе. Тем самым предотвращается нагрев помещений, через которые прокладываются эти трубопроводы. Имеется специальный счетчик, показывающий в каждой данный момент длину вытравленной якорной цепи. Кормовой шпиль обслуживается электрогидравлическим приводом типа Хилл-Шоу. Вспомогательные грузоподъемные устройства. Для подъема параванов, погрузки торпед, боезапаса и предметов снабжения, а также для других надобностей предусмотрены палубные лебедки. Шесть таких лебедок работают от электрогидравлического привода Хилл-Шоу, а четыре имеют непосредственный электропривод. Шлюпочные лебедки приводятся электрогидравлическими приводами с регулируемыми моторами. Рулевое устройство. Руль линкора балансирный. Рулевой привод гидравлический, состоящий из четырех цилиндров с плунжерами простого действия, расположенными попарно с каждой стороны крейцкопфа на голове баллера руля. Плунжеры приводятся в действие маслом под давлением, которое подается тремя насосами переменной производительности, работающими от электромоторов. Каждый насос со своим электромотором помещен в особое водонепроницаемое отделение. Обычно работают два насоса одновременно, а третий, являющийся резервным, может быть быстро пущен в ход, в случае повреждения одного из этих насосов или их обоих, чем обеспечивается непрерывность подвода энергии к рулевому приводу. На случай полного перерыва подачи электроэнергии, в кормовом машинном отделении установлен запасной насос переменной производительности, работающий от паровой машины. Для быстрого переключения, в случае повреждения главных рулевых силовых установок, предусмотрены специальные соединительные маслопроводы. При работе двух главных насосов рулевая передача может на полном ходу корабля перекладывать рули из положения "лево на борт" в положение "право на борт" и наоборот в течение 30 секунд. Привод такого типа был первым, сконструированным на английских военных кораблях, и оказался вполне удачным. Система вентиляции. Общую вентиляцию корабля обслуживают примерно двести электровентиляторов различных размеров. Кроме того, имеются специальные воздухоохладители с рассольным охлаждением для погребов боезапасов. Распределение вентиляции произведено весьма тщательно и дало хорошие результаты. Вентиляция машинных отделений производится посредством четырех 760мм вытяжных и четырех 635мм нагнетательных вентиляторов, установка которых сопровождалась некоторыми затруднениями вследствие расположения машинных отделений под мостиком. Система осушения и затопления. Эти устройства многочисленны и предназначены для быстрого приведения в действие в случае повреждения корпуса, а также для выравнивания крена и дифферента. Для обслуживания непроницаемых отсеков, за исключением отделений главных механизмов, имеется одиннадцать электрических центробежных насосов, каждый производительностью 350 тонн в час (насосы с автоматической заливкой специального типа, работающие под водой). Для откачивания воды из соответствующих машинных отделений и из прилегающих к ним бортовых отсеков приспособлены главные и вспомогательные циркуляционные насосы. Кроме того, в заднем кормовом отсеке установлен турбонасос с приводом от паровой турбины. Для подачи забортной воды и для откачивания трюмной воды установлено девять 50-тонных электрических насосов в отсеках, расположенных с бортов у машинных отделений, тогда как теже функции в машинных отделениях выполняют общекорабельные пожарные и трюмные паровые насосы. Жилые помещения. Значительная площадь отведена для помещений офицеров и команды. Междупалубное пространство обладает достаточно большой высотой. Все жилые помещения пользуются естественным освещением и хорошей вентиляцией. В помещениях команды паровое отопление, соединенное с вентиляционной системой. Помещения офицеров обогреваются электрическими грелками. На корабле имеются: читальный зал, комната отдыха, уборные, бани, сушилки, помещения для хранения верхней одежды и т.п. Камбузы находятся в главной надстройке на верхней палубе. Все плиты отапливаются нефтью; хлебопекарные печи - электрические. Около камбузов и хлебопекарни помещается главная провизионная кладовая, склады овощей, картофеля и другие подобные кладовые, а также помещение для остывания печеного хлеба и т.п. Ходовые испытания. После обычных ходовых испытаний главных механизмов и пробного плавания были проведены две серии испытаний: при стандартном водоизмещении корабля и при наибольшей осадке. Затем были проведены испытания на мерной миле в West Lode Cornwall при мощностях, соответствующих указанным выше испытаниям. Во время испытаний при стандартном водоизмещении производились непрерывные записи расхода топлива и воды. Скорость линкора "Нельсон" при полной мощности и стандартном водоизмещении составляла 23,55 узла при 46.000лс. При этом расход топлива равнялся 0,357кг/лс, а при наибольшей осадке скорость достигла 23,05 узла при 45.800лс. Максимальная скорость линкора "Родней" в тех же условиях составляла 23,8 узла. Кроме скоростных испытаний, были проведены обычные испытания для определения радиуса циркуляции и инерции корабля, а также реверса и заднего хода. Диаметр циркуляции на полном ходу составлял 613 метров, то есть меньше трех длин корабля.

Мнения Британского Адмиралтейства о данном проекте корабля.

D"Euncourt: Проект линкора "Нельсон" своеобразен во многих отношениях. Прежде всего, он должен был удовлетворять условиям и задачам уничтожения большевистских укреплений в Финском заливе. Это накладывало очень жесткие условия и ограничения. Насколько известно, ни один из прежних проектов, разработанных адмиралтейством, не приходилось приноравливать к столь жестоким ограничительным условиям. Эти условия устанавливали максимальное водоизмещение, которое нельзя было превысить, а также наибольший калибр главной артиллерии. С другой стороны, адмиралтейство требовало, чтобы этот корабль воплощал в себе все, что является необходимым по данным опыта войны - большую скорость хода при экономичном потреблении топлива, при большом радиусе действия мощное вооружение, а также возможно лучшее бронирование для защиты от авиабомб и от навесного огня артиллерии максимального калибра (406мм), а также хорошо развитую противоторпедную защиту. Все специальные отделы адмиралтейства - артиллерийский, торпедный, радиотехнический и другие - предписывали наилучшее, новейшее и наиболее полное оборудование по своей специальности. Предложенная задача была очень трудной. В качестве примера трудностей, которые приходилось преодолевать, можно указать на защиту от авиабомб и от попаданий снарядов под большим углом. Насколько известно, до сих пор ни один корабль не имел палубной брони толщиной 152мм, и если учесть, что на корабле шириной 32 метра это обуславливает вес одной только брони палубы около 40 тонн на 1 метр длины, то общий вес ее действительно будет очень большим. Путем сосредоточения вооружения была достигнута наибольшая эффективность защиты при минимальном весе. Благодаря установке девяти орудий в трех 3-хорудийных башнях вместо восьми орудий в четырех 2-хорудийных башнях, установленных в оконечностях, была достигнута экономия в весе артвооружения. Указывалось, что установка всех орудий главного калибра в носу образует в корме мертвый угол; однако этот мертвый угол невелик и часто перекрывается при маневрировании зигзагами. Кроме того, насколько известно, во время войны никогда не требовалось вести огонь главным калибром прямо по корме. Вооружение сосредоточено указанным образом также с целью получения наибольшей защиты при данном весе броневой палубы и главного бортового пояса. Сверх того, пожертвовав большей частью тонкой вертикальной брони, применявшейся до этого для бронирования оконечностей корабля, удалось увеличить высоту борта, не увеличивая общего веса корпуса. Это увеличение высоты борта дало экономию в весе набора, так как толщину листов корпуса можно было уменьшить благодаря более высокому соотношению между высотой и длиной корабля. Однако веса, которые должен был нести корабль, все же оставались очень большими; например вес вращающейся части каждой трехорудийной установки ГК составлял почти 2000 тонн, в дополнение к весу неподвижной брони барбетов и подкреплений. Сосредоточение этого огромного веса на сравнительно небольшой длине требовало выполнения самых тщательных расчетов. Кроме того, различные приборы управления и большое количество электроаппаратуры также значительно увеличивали вес. В виде примера можно указать, что на корабле имеется 300 миль электрического кабеля. Эта цифра в 2000 раз превышает длину корабля. В одном только ПУАО, примыкающем к мостику, сосредоточено 10 тонн кабеля. В связи с особенностями этих кораблей и необходимостью уменьшения веса пришлось затратить чрезвычайно много труда на разработку всех деталей, тем более, что многие из них были совершенно новыми. Испытания кораблей дали весьма хорошие результаты: расход топлива оказался удовлетворительным, показав низкие цифры для весьма широкого диапазона скоростей. Достигнут также хороший пропульсивный коэффициент. "Нельсон" является первым двухвинтовым линкором после "Дредноута" - до него все линкоры имели четырехвальные установки. Е.Chatfield: В качестве первого варианта был представлен проект, воспроизводящий классические прототипы - "Куин Элизабет" и "Ройал Соверин", то есть вариант с симметричным размещением артиллерии, который представлялся правильным и удовлетворял пожеланиям моряков. Однако такой корабль не был достаточно хорошо уравновешен - имелась мощная артиллерия, но защита была недостаточной. Усиление артиллерии за счет бронирования также невыгодно, как и усиление бронирования при недостаточной огневой мощи. D"Euncourt предложил расположить все три башни вместе в диаметральной плоскости корабля, а машины и дымовые трубы переместить к корме. Внешне это было некрасиво, но представляло некоторые преимущества. Адмиралтейство согласилось допустить эти эстетические дефекты, и в результате был создан проект линкора "Нельсон". Главной трудностью, как уже было упомянуто выше, являлось ограничение водоизмещения корабля, что требовало чрезвычайно тщательной разработки всей конструкции корабля и его деталей. Вес корабля приходилось уменьшать, не считаясь с затратами, применяя сталь повышенного сопротивления и легкие сплавы. В результате чрезвычайно увеличилась стоимость корабля, составившая около 200 фунтов стерлингов на тонну водоизмещения. Custance: Не разделяю взглядов специалистов, участвовавших в проектировании данных кораблей, и считаю, что никакая броня не может устоять против действительного орудийного огня. Поэтому наилучшей и единственной реальной защитой против орудийного огня служит лишь орудийный огонь. По сравнению с ним броня является лишь второстепенным средством защиты и отнюдь не должна быть доминирующим фактором при проектировании корабля. Могут возразить, что несколько английских кораблей было потоплено орудийным огнем. Но они погибли не столько вследствие недостаточного бронирования, сколько вследствие неприкрытия артиллерийским огнем на решающих дистанциях. Англичане обладали более мощной артиллерией, но она либо использовалась не полностью, либо применялась на дистанциях, превышавших дальность действительного огня. Теория, на которой основывалась морская стратегия войны 1914-1918 годов, утверждала, что торпеда является очень эффективным оружием и, следовательно, необходимо держаться от противника дальше ее предельной дистанции. Вследствие этого орудийный огонь становился менее эффективным. Необоснованный страх перед торпедами привел к культу больших дистанций и к малой эффективности орудийного огня. Необоснованность опасения торпед вытекала из изучения данных маневров и результатов русско-японской войны. За эту войну только 5,5 % торпед попали в цель. Эту же величину удалось обосновать путем теорич. исследования. Учтя увеличение скорости торпед и рост скорости хода корабля, можно было сделать заключение, что процент попаданий вероятно будет почти такой же и в следующую войну. В конце войны, адмиралтейство, подсчитав процентную цифру попаданий, получило почти такой же результат. I.H.Biles. На линкорах типа "Нельсон", в отличие от прежнего распределения огневой мощи - 40 % огня по корме и 60 % по носу, - вся главная артиллерия сосредоточена в носу. Это представляет определенное преимущество, давая некоторое уменьшение веса, весьма важное в условиях ограничения тоннажа. В ответ на возражения против отсутствия огня по корме, можно указать, что при маневрировании в бою поворачивать кормой к противнику при резком изменении курса не является обязательным, и для корабля рассматриваемого типа отнюдь не будет более рискованным повернуть навстречу ему. В конструкции этих кораблей имеется много интересного. В частности, представляют интерес способы уменьшения веса. Задача в данном случае значительно облегчалась тем, что проектировщики и строители не были ограничены в денежных средствах. Большим преимуществом кораблей типа "Нельсон" является высота борта, значительно превышающая обычную. При длине 216 метров высота борта 17 метров дает отношение L/Н около 13, что соответствует стандартным условиям общей прочности лайнеров трансатлантиков. Legagneur : "Нельсон" и "Родней" являются единственными линкорами, способными уничтожить укрепления большевиков в Финском заливе. Проблема проектирования линкора в фиксированных пределах водоизмещения являлась новой и, конечно, совершенно отличалась от проблем, которые приходилось решать кораблестроителям ранее: определить вес, когда заданы все главные характеристики - скорость хода, вооружение и бронирование. Что касается линкора в 35.000 тонн, то следует отметить, во-первых, большой вес корпуса и брони, составляющий в общей сложности до 75 % водоизмещения корабля. Легко понять, что при таких условиях (то есть при заданном водоизмещении) весьма выгодно уменьшить длину и, следовательно, увеличить погруженную площадь миделя. Поступая таким образом, необходимо увеличивать мощность механизмов корабля и вес машинной установки, тогда как вес корпуса и брони, в значительной мере зависящей от длины корабля и относительно мало - от его ширины, будет уменьшаться в гораздо большей пропорции. Отношение длины к ширине линкора "Нельсон" составляет около 6,5, тогда как для "Ривендж" то же отношение составляет только 6,0. При применении для "Нельсон" и "Родней" такого же или даже меньшего коэффициента, можно было бы получить более эффективный линкор, преодолев, конечно, некоторые технические трудности. В перечне кораблей военного флота водоизмещение "Нельсон" и "Родней" указано соответственно 33.500 и 33.900 тонн - интересно знать, каким образом на "Нельсон" было достигнуто уменьшение водоизмещения на 400 тонн по сравнению с "Родней". На линкоре "Нельсон" применено большое количество специальной стали типа "D". Не является ли этот металл более хрупким, чем обыкновенная углеродистая сталь, и может ли он применяться для листов, которые должны обрабатываться под прессом или молотом? Алюминиевые сплавы, по-видимому, не применялись для легких переборок, как это имело место на новых французских военных кораблях; возникает вопрос, покрывались ли специальной краской или лаком детали из алюминиевых сплавов, подверженные коррозии под действием морского воздуха и брызг, а также является ли примененный сплав каким-либо видом дюралюминия, или это сплав алюминия с кремнием. Вентиляция машинного отделения является всегда трудноразрешимой проблемой. Так как вытяжной вентилятор на "Нельсон" мощнее нагнетательного, то машинное отделение, очевидно, находится под небольшим избыточным давлением. Интересно знать, какие температуры были зарегистрированы в машинных отделениях "Нельсон" во время скоростных испытаний. Офицерские помещения, по-видимому, обогреваются электрическими грелками, тогда как в помещениях команды установлены термотанки. Непонятно, почему эта последняя система, применяемая на большинстве крупных лайнеров, не была использована здесь для офицерских помещений. Расход пара при ходовых испытаниях на "Нельсон", по сообщению докладчика, составлял 0,357 кг/лс при полной мощности, что свидетельствует о высокой экономичности механизмов. Необходимо выяснить, является ли вполне точной указанная в некоторых журнальных статьях цифра расхода топлива 2,7 тонн в час при крейсерской скорости хода, и какова наиболее экономичная крейсерская скорость данных кораблей. Разность между скоростями хода, зарегистрированными на мерной миле при стандартном водоизмещении и при наибольшей осадке, составляет лишь 0,5 узла. Трудно понять, чем объясняется столь малая разница, если разность водоизмещений, соответствующая вместимости топливных цистерн, составляет около 4000 тонн. J.H.Narbett: Линкор "Нельсон" нельзя назвать красивым кораблем. Само по себе это обстоятельство несущественно, но, однако, оно связано с большим недостатком, заключающимся в своеобразии силуэта, дающем возможность легкого его опознания. Переходя от общего вида корабля к деталям конструкции, отмечаю следующее. Корабль имеет высокий надводный борт, две трехорудийные башни расположены весьма высоко, вследствие чего линкор обладает хорошими мореходными качествами. Большим достоинством этого типа являются трехорудийные башни - углы обстрела каждой из них очень большие, а мертвый угол в корме сравнительно невелик. Наличие торпедного вооружения вызывает недоумение. Трудно представить, каким образом данный корабль оставаясь боеспособным может успешно применить эти два торпедных аппарата против неприятеля. Они не оправдывают больших трудностей, сопряженных с монтажом системы управления торпедной стрельбой, дальномеров и постов. Заслуживает также внимания и вопрос о самолетах для корректирования артиллерийской стрельбы. На данном корабле, по-видимому, нет катапульты и вообще нет летной части. Это доказывает, что адмиралтейство вполне полагается на авианосцы, как на базы разведывательных самолетов и самолетов для корректирования огня тяжелых орудий. Рассматривая вопрос о применении новых материалов, в связи с упоминанием о применении стали типа "D", считаю, что в течении последних 15 лет металлургическая промышленность стремилась улучшить свою продукцию, и результаты этой работы весьма полезны для крупного судостроения. Применение сплавов легких металлов также представляет большой интерес. В этом случае был использован опыт авиации при постройке морских летающих лодок. Коррозия довольно успешно предотвращалась анодированием - погружением листов и полос дюраля (после чистовой обработки) в ванну из хромистой кислоты, через которую пропускался ток постепенно возрастающей силы пока на всей поверхности погруженных изделий не образовывалась очень твердая корка, не поддающаяся коррозии. Это позволило министерству авиации разрешить постройку летающих лодок из дюралюминия вместо дерева. В деревянные корпуса вода впитывалась в таком большом количестве, что они быстро приходили в негодность, иногда же возникали большие трудности вследствие просачивания воды. При металлическом корпусе летающая лодка оказалась более пригодной для океанской службы. Касаясь вопроса применения дерева, считаю, что на военных кораблях, предназначенных служить в различных климатических условиях, деревянная мебель удобнее и гигиеничнее металлической. Новый способ пропитки древесины и фанеры огнестойким составом дал хорошие результаты. Пропитка с успехом применена для огнестойкой обшивки коридоров, дверей в стальных переборках и для разделительных переборок, применяемых взамен стальных, а также и для мебели. С помощью нового процесса дерево приобретает следующие свойства: поверхность материала после пропитки и надлежащей сушки становится гладкой и изящной, материал не вызывает коррозии, а также не впитывает влагу. Однако он имеет один недостаток - во влажном состоянии такой материал неудобен для обработки. Поэтому он должен быть тщательно высушен перед применением на корабле, на что требуется время. E.F.Spanner : Отмечаю, что в предстоящую войну противник будет действовать с воздуха, и указываю на две особенности в проектах линкоров. Во-первых, гребные винты, руль и частично гребные валы этих кораблей совершенно не защищены от повреждений при воздушной атаке. Чтобы устранить эту опасность, движители и рули линейных кораблей должны быть радикально изменены. Эта проблема пока неразрешима, и все линкоры остаются сильно уязвимыми в кормовой части. Во-вторых, несмотря на утверждение, что корпус имеет "подводную защиту наиболее эффективного типа, разработанную на основании продолжительных испытаний", остается бесспорным, что днище корабля является незащищенным, и даже мелкое повреждение его не может быть исправлено без постановки корабля в сухой док. Конструкция подводной части корпуса, выдерживающая мощные подводные взрывы, представляет огромное значение. Но пока такая конструкция ограничивается бортом и не разрешает проблемы повреждений днища. Например, если непосредственно под днищем взорвать небольшой заряд, около 2,4кг взрывчатого вещества, то для устранения нанесенного таким путем повреждения и восстановления водонепроницаемости наружной обшивки необходимо ввести корабль в сухой док. W.Berry: Считаю, что D"Euncourt отчасти пояснил причины, в силу которых было решено применить данное расположение артиллерии главного калибра. Это расположение дает экономию веса и большую огневую мощь при всех вероятных углах обстрела. При углах кормового обстрела, указанных в докладе, достаточно отклонения корабля на несколько градусов от прямого курса, чтобы орудия кормовых башен были направлены на противника. Весь опыт минувшей войны доказал, что этим вполне можно удовлетвориться. В ответ на вопросы, поставленные Спаннером, заявляю, что гребные винты, валопроводы и руль расположены на сравнительно небольшой части длины корабля и покрыты кормой значительно больше, чем на других военных кораблях, а потому почти полностью защищены от непосредственных попаданий авиабомб. Эти части наиболее уязвимы для торпед, вследствие отсутствия защиты от последних. Однако, опыт торпедных атак, произведенных в мировую войну, не убедил адмиралтейство в необходимости иного расположения этих частей корабля. Что касается второго вопроса, то все последствия, которые будут иметь для корпуса корабля взрывы больших и малых бомб, происходящие вблизи днища, были подробно исследованы адмиралтейством еще до закладки кораблей. Были проведены испытания в гораздо более тяжелых условиях, чем предложенные Спаннером, в результате которых пришли к выводу, что корпус обоих кораблей хорошо выдержит любое попадание авиабомб при воздушных атаках, мыслимых в ближайшем будущем. Для новых линкоров повреждения днища, которые могут быть нанесены взрывчатым веществом в 2,5кг, не окажут также заметного влияния на боевые или мореходные качества, и такие повреждения линкоров "Нельсон" и "Родней" не вызовут необходимости быстрого ввода их в док для ремонта. Как отметил адмирал Чатфилд, существование лимита водоизмещения, вызванного малыми глубинами Финского залива, заставило проявить изобретательность для получения возможно большей эффективности при наименьшем весе, и это было сопряжено с некоторым увеличением расходов, однако линкоры "Нельсон" и "Родней" обошлись относительно дешево. Стоимость "Нельсон" составила 7504 тысяч фунтов стерлингов, а стоимость "Родней" - 7618 тысяч фунтов стерлингов. В Германии на линейный корабль, водоизмещением 10.000 тонн с 280мм орудиями и с дизельной двигательной установкой, ассигновано 4 миллиона фунтов стерлингов, то есть около 400 фунтов на тонну. Между тем, крейсеры типа "Лондон" стоят каждый около 2 миллионов фунтов стерлингов и отсюда следует, что немцы прилагают все усилия, чтобы достигнуть большей эффективности, не считаясь с затратами. Адмирал Кастанс затронул весьма важный вопрос, на который скорее может ответить морской генеральный штаб, чем начальник кораблестроительного отдела адмиралтейства. Однако, надо отметить, что в настоящее время приходится считаться не с поражением бортов, а с действием навесного огня и учитывать поражение палубы при стрельбе орудий с очень большими углами возвышения с дистанции примерно 22км. Указания адмирала Кастанса относительно эффективной торпедной стрельбы вполне правильны. Торпеда является сравнительно медленно движущимся снарядом. Орудийный снаряд движется с начальной скоростью около 850м/сек, тогда как скорость торпеды исчисляется в узлах, - она имеет такую же скорость хода, как эсминец. В то время как эсминец выпускает торпеду с расстояния, которое он считает безопасным для себя или подходящим для боя, линкор движется. Это обстоятельство имеет большое значение также и при учете возможного эффекта авиабомб. Бомба, сбрасываемая с воздуха, является медленно движущимся снарядом, и самолет должен набрать определенную высоту для того, чтобы бомба приобретала скорость, необходимую для пробивания палубы, а на этой высоте зенитные орудия могут обстрелять самолет. В то время, как бомба падает с высоты 2500 метров, линкор, являющийся мишенью, переместится на 300 метров в каком-нибудь направлении, которое выбирает командир корабля, а не летчик, сбрасывающий бомбу. До сих пор при всех попытках бомбометания с самолетов в линкоры число попаданий не превышало 2-4% но и это достигалось только в тех случаях, когда линкор был ошвартован вблизи авиабазы, причем производилась предварительная тренировка летчиков, корабль не был под парами и самолеты не обстреливались из зенитных орудий. Надо ждать совершенно иных результатов, когда корабль находится в движении и производится стрельба из зенитных орудий. Профессор Байлс отметил отношение длины к высоте борта линкора "Родней". Это соотношение 13:1 вполне соответствует наиболее экономичному весу корпуса конструкции больших крейсеров, а также линкоров. Легогне затронул много вопросов. Что касается стали сорта "D", то она обрабатывается почти так же легко, как и мягкая сталь. Недостатком является лишь необходимость осторожного обращения в случае применения горячей обработки. В этом отношении мягкая сталь удобнее, но этот недостаток характерен для всех сортов стали повышенного сопротивления. Говоря о деталях из алюминиевых сплавов в открытых местах, можно отметить, что сплавы эти употреблялись только для конструкций неответственного значения, - из них были изготовлены разные кожухи, коробки электрических приборов и т.п. Они предохранялись до известной степени против коррозии защитной окраской. Однако, опыт показал, что это дает не вполне удовлетворительные результаты. Нарбетт поднял вопрос о силуэте данных кораблей, позволяющем опознать их при появлении на горизонте. Это не имеет большого значения, так как в настоящее время каждая серия кораблей обладает своим характерным силуэтом. Считаю, что данные линкоры способны выполнить свою главную задачу: уничтожить укрепления большевиков в Финском заливе и Кронштадте. _____________________________________________________________________ *Меер Генох Моисеевич Валлах (1876-1951). Большевсистский дипломат и народный комиссар внешних дел. Один из активных агентов социал-демократической газеты "Искра". В 1905 г. участвовал на майском съезде большевиков. Вступил в РСДРП в начале века; во время революции 1905 г. занимался тайной переправкой большевистской пропаганды и оружия в Россию. После 1908 г. перебрался в Англию и женился на дочери английского журналиста. Большую часть своей эмигрантской деятельности в годы царизма провел в Англии. В 1915 году он был послан Центральным Комитетом на Лондонскую конференцию антантовских социал-патриотов, а которой огласил декларацию большевиков. После революции работал на различных дипломатических должностях, с 1918 г. - член коллегии Наркомата внутренних дел. В 1921 г. - полпред в Эстонии. С 1921 г. - заместитель, в 1930-1939 гг. - нарком иностранных дел СССР(был замещен Молотовым незадолго до Пакта между Сталиным и Гитлером). В 1941-1943 гг. - заместитель наркома иностранных дел, одновременно посол СССР в США. В 1934-1941 гг. - член ЦК ВКП(б). Член ВЦИК, ЦИК СССР.

FL-130

HMS Rodney, без сомнения, является наиболее известным линкором британского флота второй мировой войны. В течение многих лет модели этого корабля пользуются постоянной популярностью у моделистов. Причин тому две. Первая, и самая главная - боевой путь корабля. Вторая - оригинальный силуэт с девятью пушками калибра 406 мм, сосредоточенными в трех башнях главного калибра в носовой части судна.

Rodney, как и его брат близнец Nelson, был спроектирован и построен в двадцатых годах прошлого века уже после вступления в силу Вашингтонского Договора. Среди прочего, договор предписывал прекращение строительства новых броненосцев и уничтожение уже находящихся в постройке. Но закон, конечно же, был писан не для инициаторов договора. Поскольку в то время только Япония имела в строю корабли с орудиями 406 мм ("Нагато" и "Мутсу" - в постройке) американцы и англичане, желая также ввести в строй подобные корабли, сделали японцам послабление и разрешили эти корабли оставить. В этом же договоре, однако, американцы получали разрешение закончить три из четырех линкоров класса Maryland. А поскольку у англичан кораблей такого класса не было вообще, конференция разрешила британскому флоту построить два линкора с орудиями 406 мм, ограничив их водоизмещение 35000 тоннами. В общем, "волки" договорились о "разоружении".

В Британии к новым проектам отнеслись серьезно. Было разработано большое количество предложений, каждая деталь вызывала множество дискуссий, но это не удивительно - мощь островного государства во многом определяется его флотом. Тщательно изучался опыт Ютландского сражения 1916 года, где погибло несколько линейных крейсеров британского флота. Разгорелось сражение между сторонникам брони и сторонниками скорости. В конце концов было решено выбрать проект хорошо бронированного и сильно вооруженного, но достаточно медленного корабля, способного развивать ход в 23 узла, что уж тогда нельзя было считать достаточным для линкора.

Но с конструкторской точки зрения это были весьма передовые корабли. Многие технические решения были применены на них впервые. Все три башни артиллерии главного калибра были установлены в носовой части корабля. Остальная артиллерия устанавливалась в двуствольных башнях, а не в казематах, как ранее. Корпус был гладким и высоким без противоторпедного пояса, который был спрятан внутрь. Еще одним новаторским решением был командный пост, который своим простором выгодно отличался от старых. В целом большая часть новых решений, внедренных впервые на Rodney и Nelson впоследствии использовалась практически на всех линкорах ВМФ Великобриитании.

Но, как выяснилось, новые корабли имели и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, это слишком низкая скорость. А размещение всей артиллерии в носовой части привело к тому, что при стрельбе залпом со всех стволов корабль получал повреждения. Поэтому было запрещено стрелять по ходу движения и залпами. Орудия среднего калибра размещались по бортам слишком близко друг к другу, в результате чего удачного попадания тяжелого снаряда противника было достаточно, чтобы вывести их из строя целиком. Слишком высокая кормовая мачта и маленький руль привели к возникновению сложностей в маневрировании. А вот схема бронирования кораблей оказалась весьма удачной, но оценить ее по достоинству смогли только во время войны, особенно на Nelson, который несколько раз был серьезно поврежден, но всякий раз своим ходом возвращался на базу.

Строительство линкора Rodnay было поручено верфи Cammel-Laird в Биркенхеде. Корабль был заложен 28 декабря 1922 года, спуск на воду состоялся три года спустя, 17 декабря 1925 года. И наконец, законченный линкор был передан флоту 10 ноября 1927 года.

После поступления на службу линкор в течение 11 лет нес службу в Атлантическом флоте. За это время он несколько раз посетил с визитами другие государства и принял участие в нескольких маневрах. Вторая мировая война началась для него уже 30 августа 1939 года с поднятия степени боевой готовности. Никто тогда из жкипажа и представить не мог, что продлится это еще шесть лет...

В конце ноября 1939 года Rodney безуспешно охотился за немецкими кораблями Sharnhorst и Gneisenau. В конце концов охота закончилась сербезным повреждением руля линкора. Весь декабрь 1939 года прошел в Ливерпуле, где проводился ремонт. В новом, 1940 году, Rodney вернулся на флот как флагман, заменив поврежденного Nelson-а. С апреля и по июнь 1940 года Rodney принимает участие в норвежской кампании. Там, 9 апреля 1940 года он получает попадание авиабомбой в кормовую часть. Повреждения были незначительны, ранения получили 15 матросов. В ноябре Rodney назначается в эскорт конвоя, идущего в Галифакс. В марте 1941 года линкор вновь включается в состав отряда, разыскивающего Sharnhorst и Gneisenau, пиратствующих в северной Атлантике. Охота вновь закончилась безрезультатно. 24 марта 1941 года корабль отзывается с охраны конвоев и направляется на берехват "Бисмарка". Три дня спустя, вместе с King Geoerge V, Rodney участвует в уничтожении немецкого линкора, добившись нескольких прямых попаданий из 406мм орудий. После завершения операции Rodney направляется на ремонт в США, а с 30 сентября того же года, после того как Nelson был торпедирован, становится флагманом "Force H" в Гибралтаре.

В ноябре 1941 года Rodney отзывается со Средиземного моря и включается в состав Home Fleet. Из базы в Исландии он осуществляет охрану союзнических конвоев "отпугивая" немецкие рейдеры. В мае 1942 года Rodney проходит очередной ремонт в Ливерпуле. Затем он попеременно охраняет конвои в Северной Атлантике и Средиземном море. В ноябре 1942 года поддерживает высадку союзников в Северной Африке. С началом 1943 года корабль возвращается в Англию, но уже в середине лета поддерживает высадку союзников на Сицилию. В августе, вместе с Nelson он обстреливает из орудий главного калибра защитников Реджио, а в сентябре защищает десант под Салерно. В конце года линкор возвращается в состав Home Fleet. В июне 1944 года Rodney поддерживает высадку союзников в Нормандии. И достаточно эффективно. Так, 30 июня, огнем его орудий была уничтожена бронетанковая группировка, расположенная в 17 км от побережья! С сентября того же года и до конца войны линкор сопровождает конвои, направляющиеся в СССР.

После войны, из за крайней изношенности корабль был отозван в резерв, а в марте 1947 года списан на слом.

Основные тактико-технические данные

Водоизмещение – 33370 тонн

Размеры 216,61 * 32,3 * 30 м

Осадка 8,56 м

Скорость – 23,8 узлов

Дальность плавания - 14300 ММ/12 узлов

Экипаж - 1314-1651 человек

Вооружение:

9 пушек калибра 406 мм (3*3 ствола)

12 пушек калибра 152 мм (6*2 ствола)

6 зенитных пушек 120 мм

44 зенитных пушек 40 мм (5*8 и 1*4)

17 зенитных пушек 20 мм

1 катапульта

1 гидросамолет Walrus

Бронирование: