III. Оценка качества проведения занятия. Пути повышения качества проведения учебных занятий в учреждениях спо II. Конспект занятия

Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия .

Существует ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Один из них- квалиметрия . «Квали» означает «качество», «метрео»- «мерить», «измерять». Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности двадцать параметров, по которым проходит оценивание. Каждый из двадцати показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков:

1. Оценка содержания учебного материала:

·Научность, доступность,

·Актуальность материала и его связь с жизнью,

·Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации,


·Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения:

·Рациональность и эффективность использования времени занятия,

Оптимальность темпа занятия, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

·Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактического материала, технических средств обучения, оборудования кабинета.

·Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН.

·Место и роль оценки ЗУН.

·Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

·Использование валеологичеких технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения:

·Общая эрудиция педагога.

·Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

·Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии:

·Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

·Уровень развития специальных умений и навыков.

·Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.

5.Оценка целей и результатов проведённого занятия.

·Реальность, чёткость постановки целей и их выполнения.

·Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся в ходе занятия.

·Степень воспитательного воздействия занятия на учащихся.

·Степень воздействия занятия на развитие учащихся.

6.Самоанализ занятия педагогом

Применение данной методики в отношении оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей, дополняя или сокращая его, вводя другие показатели вместо предложенных выше.

Для определения степени проявления каждого из двадцати признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки:

0-признак не проявляется (низкий уровень), 1- проявляется частично

(средний), 2- проявляется в полной мере (высокий).

1.Преподаватель, проводящий занятие:

2. «Методология и методы психолого-педагогического исследования»

3. Форма занятия (лекция, практическое, лабораторное занятие и пр.): практическое

4. Контингент (факультет, курс, группа ): педагогический факультет, 4 курс, 416 группа

5. Тема занятия: «Психолого-педагогические исследования в системе образования, их роль»

6. Основные характеристики качества проводимого занятия:

а) характеризуя данное занятие можно выявить соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины, в лекции четко определены функции как методологии исследования, так и самой исследовательской деятельности,

б) в процессе проведенного занятия преподаватель использовал различные методы и формы работы, активизирующие студентов: опрос, деловую игру «Как формируются научные знания», различные практические примеры, проблемные вопросы, активизирующие знания студентов, написание эссе «Роль знаний в науке и практике»;

в) активность студентов на занятии была достаточно высокой, использовались проблемные задания на выявление роли педагогики и психологии в системе научного знания, определение основных категорий и понятий «наука», «знание», «познание» проходило в форме деловой игры.

г) общее впечатление от занятия: занятие проведено на достаточно высоком научном и практическом уровне, подготовка преподавателя к занятию прослеживается в выборе оптимальных средств и методов обучения.

Подпись преподавателя, проводящего занятие ____________

Подпись магистранта _________________________________

Дата посещения занятия ______________________________

Педагогический факультет

План-конспект занятий в рамках

Научно-педагогической практики

направление: 050100 Педагогическое образование

степень (квалификация) - магистр педагогического образования

профиль: «Социальная педагогика»

Студента 2-го курса магистратуры

Кыневой И.

_________________________

(подпись) .

Руководитель практики

Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент

_________________________

Шадринск, 2013


План-конспект фрагмента занятия

  1. Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. практическое
  4. Тема занятия: «Теоретические основы коммуникации»
  5. Часть занятия: основная.
  6. Учебные задачи:

Выявить знания студентов о содержании законов и функций теории коммуникации;



Закрепить знания студентов о современных исследованиях в области педагогической коммуникации;

  1. Содержание фрагмента занятия:

Опрос студентов о содержании законов коммуникации;

Использование аналоговых заданий на применение коммуникативных законов в педагогическом процессе образовательных учреждений различного типа;

Опрос студентов о функциях коммуникации;

Написание эссе на темы: «Коммуникация и ее функции в моем школьном опыте», «Функции коммуникации – как я их понимаю» (по вариантам).

  1. опрос, написание эссе, использование проблемных ситуаций.
  2. Активность студентов: высокая.
  3. Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод опроса студентов по выявлению знаний об основных законах и функциях теории коммуникации; были использованы такие методы активизации студентов как: решение проблемной ситуации, написание эссе и пр. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, неравнодушное отношение студентов к содержанию дисциплины, хотя в начале трудно было перебороть волнение и испуг от того, что оказалась в центре внимания достаточно большой группы студентов. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.
  4. Рекомендации преподавателя


_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

План-конспект занятия

  1. Преподаватель, проводящий занятие (Ф.И.О., степень, звание): Галущинская Ю.О., к.п.н., доцент
  2. Наименование учебной дисциплины: Педагогическая коммуникация
  3. Форма занятия (семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, пр.): лекция
  4. Контингент (факультет, курс, группа): педагогический факультет, 3 курс, 316 группа.
  5. Тема занятия: «Модели и основные элементы коммуникационного процесса» (4 часа)
  6. Часть занятия: вводная, основная, заключительная.

7. Учебные задачи:

Формировать у студентов знания о содержании основных теоретических подходов к определению моделей коммуникации,

Формировать научные представления об основных элементах коммуникационного процесса;

Способствовать овладению студентами совокупностью навыков и умений педагогического общения.

9. Методы и формы проведения фрагмента занятия: лекция-рассказ, использование презентации, использование проблемных ситуаций, примеров, деловая игра «Барьеры коммуникации».

10. Активность студентов: высокая.

11. Самооценка магистранта (трудности, успехи): Перед проведением занятия была проведена консультация с преподавателем, определены формы и методы работы. В процессе проведения фрагмента практического занятия мною был использован метод лекции-рассказа об истории появления коммуникационных моделей с применением мультимедийной презентации. Были использованы такие методы активизации студентов как: деловая игра, примеры из практики и художественной литературы. В ходе проведения занятия мне понравилось общение с аудиторией, собственное ощущение от значимости моей деятельности. В начале занятия самым трудным для меня было охватить вниманием всю аудиторию, сделать так, чтобы учебный материал был понятен каждому. Однако постепенно, по мере изложения материала, контакт был установлен. Считаю, что поставленные в ходе проведения фрагмента занятия задачи мною были достигнуты.

  1. Рекомендации преподавателя _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка ______________

Подпись преподавателя учебной дисциплины _______________

Подпись магистранта ____________________________________

Дата проведения _______________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное

высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

Педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Индивидуальный план

Очевидны три структурные части семинаров: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

В связи с этим можно предложить план проведения семинарского занятия:

I. Вводная часть.

а. Обозначение темы и плана семинарского занятия.

б. Предварительное определение уровня готовности к занятиям.

в. Формирование основных проблем семинара, его общих задач.

г. Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.

II. Основная часть.

а. Организация диалога между преподавателями и студентами и между самими студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия.

б. Конструктивный анализ всех ответов и выступления студентов.

в. Аргументированное формирование промежуточных выводов и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.

III. Заключительная часть.

а. Подведение итогов.

б. Обозначение направления дальнейшего изучения проблем.

Преподавателю надо помнить то, что семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

Однако семинарские занятия тоже не являются панацеей от всех учебно-методических бед. К некоторым недостаткам их использования можно отнести:

1. Выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует.

2. Нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины.

3. Нет личностного включения студентов в учебную деятельность.

4. Сковывается интеллектуальная активность студентов.

5. Дистанция между преподавателем и студентами ставит барьер общению, взаимодействию.

6. Студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой.

7. Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму.

8. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом.

Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не отвечает требованиям подготовки специалистов.


Поиски адекватных форм привели к коллективной форме организации семинарского занятия по принципу "круглого стола". Наиболее адекватно принцип "круглого стола" реализуется на семинаре-дискуссии.

Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы "мозгового штурма", "деловой игры". В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Во втором случае семинар получает ролевую "инструментовку". Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.

Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.

Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен:

1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.

2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.

4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.

5. Руководить работой семинара.

6. Подводить общий итог дискуссии.

Критерии оценки семинарского занятия. Существует ряд вариантов определения критериев оценки качества семинарского занятия.

Первый вариант (снаиболее лаконичный анализом)

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

Планирование : выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара : умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара : оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения "преподаватель - студенты ": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой : быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя : квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах : регулярно, редко не ведут.

Если абсолютное большинство студентов и сам преподаватель пришли на семинар хорошо подготовленными, семинар проходит успешно, даёт ожидаемый результат.

Второй вариант (с более подробным анализом)

Критерии оценки плана и содержания семинарского занятия:

Соответствие рабочей программе дисциплины;

Качество плана семинарского занятия (план полный, детальный, перегруженный);

Отчетливость постановки цели семинарского занятия;

Обсуждение дискуссионных вопросов;

Рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и культуры;

Раскрытие органического единства теории и практики;

Профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

Соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью, и т. п.);

Реализация в содержании семинарского занятия внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.

Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

Обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

- логическая последовательность построения семинара;

Использование методов активизации мышления студентов;

Использование приемов закрепления полученной информации;

Использование эффективных методов контроля хода обсуждения и результатов выполнения студентами заданий семинарского занятия;

Использование технических средств обучения и наглядных пособий.

Критерии оценки организации семинарских занятий :

Соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия рабочей программе и тематическому плану;

- наличие плана семинарского занятия;

Четкость начала семинарского занятия (отсутствие задержки во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

Четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

Соблюдение регламентированных перерывов;

Посещаемость семинара студентами;

Дисциплина на семинарском занятии;

Подготовка студентов к семинарскому занятию;

Рациональность распределения времени на семинарском занятии;

Наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

Соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.);

Наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:

Осуществление контроля подготовки студентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

Мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

Побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

Микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

Подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

Согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

Управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

Постановка задания к следующему семинарскому занятию.

Требования к выступлениям студентов.

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

1) Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

2) Раскрытие сущности проблемы.

3) Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Требования к лекции, семинару и

практическому занятию
(материалы подготовил Данилов А.И., д.э.н., профессор)

I. Понятие, содержание и требования видов занятий

1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям :


  • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

  • иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;

  • иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

  • быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

  • быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

  • обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

  • быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

  • быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.
Структура лекции включает элементы:

Вступление (вводная часть);

Основная часть (раскрытие основных вопросов);

Заключительная часть.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:


  • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

  • формулировка цели лекции;

  • изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

  • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

  • ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определяется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

1. Критерии оценки содержания лекции:


  • соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • соответствие содержания лекции теме;

  • научность, соответствие современному уровню развития науки;

  • точность используемой научной терминологии;

  • информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными практическими примерами;

  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

  • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).
2. Критерии оценки методики чтения лекции:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

  • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

  • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

  • логичность, доказательность и аргументированность изложения;

  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;

  • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;


  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

  • использование записей на доске, наглядных пособий;

  • использование раздаточного материала на лекции;

  • использование технических средств обучения.
3. Критерии оценки организации лекции:

  • соответствие лекции учебному расписанию;

  • четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

  • посещаемость лекции студентами;

  • дисциплина на лекции;

  • рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);

4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

  • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

  • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);

  • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

  • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

  • культура речи;

  • речевые данные, дикция;

  • внешний вид;


  • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);


  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности лекции:

Степень реализации плана лекции (полная, частичная);

Степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;


  • информационно-познавательная ценность лекции;

  • воспитательное воздействие лекции.

1.2. Семинарское занятие

Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;

  • формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

  • совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

  • демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;

  • формирование навыков самостоятельной работы с литературой.
Функции семинарского занятия:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная;

  • контрольная.
Виды семинарских занятий.

Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с учебной и научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.

Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с рабочей программой учебной дисциплины и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

Формы проведения семинарских занятий:


  • развернутая беседа на основании плана;

  • устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

  • прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

  • обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

  • теоретическая конференция;

  • семинар-пресс-конференция;

  • семинар-диспут;

  • семинар-дискуссия;

  • семинар - "круглый стол";

  • семинар - "мозговой штурм";

  • семинар-коллоквиум;

  • семинар-экскурсия;

  • семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

  • семинар - деловая игра;

  • комментированное чтение и анализ документов (литературы);

  • решение задач на самостоятельность мышления;
семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

Смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся:

Вступительное слово преподавателя,

Основная часть,

Заключительное слово преподавателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:


  • соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);

  • отчетливость постановки цели семинарского занятия;

  • обсуждение дискуссионных вопросов;

  • рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;

  • раскрытие органического единства теории и практики;

  • профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);

  • реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

  • дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

  • логическая последовательность построения семинара;

  • использование методов активизации мышления студентов;

  • использование приемов закрепления полученной информации;

  • использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.
3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

  • соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • наличие плана семинарского занятия;

  • четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

  • посещаемость семинара студентами;

  • дисциплина на семинарском занятии;

  • подготовка студентов к семинарскому занятию;

  • рациональность распределения времени на семинарском занятии;

  • наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

  • соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:


  • осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

  • мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

  • побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

  • управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

  • характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

  • умение вызвать и поддержать дискуссию;

  • культура речи, дикция;

  • внешний вид;

  • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

  • степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

  • степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

  • степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

  • степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

  • информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

  • воспитательное воздействие семинарского занятия.

1.3. Практическое занятие

П рактическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Практические занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для проверки.

Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.

Задачи практических занятий:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

  • развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

  • выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;

  • овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;

  • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Функции практических занятий:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная.
Практические занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на:

  • ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала;

  • аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

  • творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
Формами организации практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

  • упражнения;

  • тренинги;

  • решение типовых задач;

  • занятия с решением ситуационных задач;

  • занятия по моделированию реальных задач.

  • деловые игры;

  • ролевые игры;

  • игровое проектирование;

  • имитационные занятия;
выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;

Занятия-конкурсы.

СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

Вводная часть,

Основная часть,

Заключительная часть.

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В ее состав входят:


  • формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов;

  • рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

  • изложение теоретических основ работы;

  • характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

  • характеристика требований к результату работы;

  • вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств;

  • проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;
пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

  • указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.
Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

  • дополнительными разъяснениями по ходу работы;

  • устранением трудностей при выполнении заданий работы;

  • текущим контролем и оценкой результатов работы;

  • поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

  • ответами на вопросы студентов.
Заключительная часть содержит:

  • подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

  • оценку результатов работы отдельных студентов;

  • ответы на вопросы студентов;

  • выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

  • сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем;

  • изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.
Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания практического занятия:


  • соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • четкость и ясность цели и задач занятия;

  • раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

  • целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;

  • точность и достоверность приведенной информации;

  • отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

  • профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;

  • согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:


  • дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения;

  • структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;

  • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;
ясность и четкость требований к результатам работы;

Логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний;

Демонстрация приемов выполнения заданий;

Последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач;


  • использование приемов активизации внимания студентов;

  • использование приемов закрепления информации в ходе занятия;

  • использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы;

  • обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

  • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;

  • соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

  • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;

  • рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов.
3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

  • соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематическому плану дисциплины, учебному расписанию;

  • четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);

  • посещаемость занятия студентами;

  • подготовленность студентов к занятию;

  • дисциплина во время занятия;

  • рациональное распределение времени на занятии;

  • наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;

  • наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;

  • использование обратной связи со студентами;

  • наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;

  • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);
технологичность занятия.

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:

Осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения;

Оказание помощи студентам в выполнении заданий;


  • использование приемов активизации внимания и деятельности студентов;

  • оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей;

  • дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.
5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

Знание предмета, профессиональная компетентность;

Убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

Эмоциональность, увлекательность изложения материала;

Умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия;

Способность устанавливать контакты со студентами;


  • уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);

  • стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);

  • стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);

  • органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия;

  • внешний вид;

  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

  • культура речи, дикция.
6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия:

  • степень реализации цели и задач работы;

  • степень выполнения заданий работы;

  • степень соответствия результатов работы заданным требованиям;

  • степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;

  • степень воспитательного воздействия на студентов;

  • информационно-познавательная ценность.

II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия
Методика проведения лекции заключается в разработке полного текста лекции, практического и семинарского занятия - в разработке план-конспекта.

При написании методики лекции, семинара и практического занятия преподаватель руководствуется утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, используемой кафедрой в учебном процессе, а также материалами учебно-методического комплекса по данной дисциплине.

Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками).

План-конспект по проведению практического занятия должен содержать вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части необходимо изложить:

Тему, цели занятия, изучаемые вопросы, порядок их рассмотрения;

Контрольные вопросы по ранее пройденному материалу.

В основной части план-конспекта отражается:

Порядок действий преподавателя;

Действия студентов при рассмотрении каждого вопроса;

Применяемые методы и методические приемы;

Порядок использования ТСО;

Вопросы, подлежащие закреплению на занятии.

В заключительной части указывается:

Действия студентов и оценки;

Наиболее характерные ошибки, способы и сроки их устранения;

Задания для самоподготовки;

Время для ответов на вопросы студентов;

Тема проведения очередного занятия.

План-конспект по проведению семинарского занятия должен включать:

Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара;

План или тезисы вступительного слова (значение темы; задача семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара);

Дополнительные вопросы к семинару.;

Организацию работы студентов на семинаре (кому предоставить первому слово; место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения; кого из студентов и когда вызвать для контроля);

Порядок использования на семинаре ТСО, раздаточного материала;

Заключительное слово (оценка семинара в целом; оценка доклада; разбор выступлений студентов и их оценивание; обобщение наиболее сложных рассматриваемых на семинаре вопросов; выводы по теме; задание к следующему занятию).