HeliVert: Как делают вертолёты. Самодельный вертолет своими руками. Самодельный вертолет: пошаговая инструкция Радиоуправляемые вертолеты своими руками
Одному блогеру удалось побывать на заводе, где собирают вертолеты. И вот небольшой фотоотчет от него.
Как вы уже знаете, на прошлой неделе мне удалось осуществить давнюю мечту и совершить полёт над Москвой.
Полёт начался из Томилино, с площадки Московского вертолётного завода им. Миля, входящего в холдинг «Вертолёты России». Но перед тем как отправиться в путь мне и небольшой группе журналистов показали сам завод. Точнее только его небольшую часть, потому что, во-первых завод режимный, далеко не везде тут можно гулять всяким любопытным персонажам, да еще и с камерами, а во-вторых он весьма большой. Нам показали цех HeliVert, где собирают итальянский вертолёт Agusta Westland 139, один из главных героев минувшей выставки Heli Russia 2013.
Но, Завод им. Миля, это прежде всего легендарные вертолёты Ми. На территории завода есть музей, где собрано всё семейство этих вертолётов. В этот раз правда на его осмотр совершенно небыло времени. Однако вот вам один из его экспонатов: уникальный В-12(Ми-12). Очень похож на пассажирский, как бы, самолёт. Однако его предназначение было вовсе не мирное, его разрабатывали как перевозчик частей от баллистических ракет. Это самый грузоподъемный вертолёт из когда либо созданных, во время испытаний в 1969 году на неём удалось поднять 44 205 килограмм, и этот рекорд еще не побит. Всего таких вертолётов было выпущено 2 единицы, и обе сохранились: один находится здесь на заводе, второй в музее в Монино. В серию так и не пошёл, так как у вояк появились более легкие ракеты и мобильные установки для их транспортировки, а для мирных целей хватало и других вертолётов. Внутрь попасть тоже не получилось.
Цех HeliVert поразил прежде всего чистотой и порядком. В принципе, ни на одном заводе журналиста, и, тем более блогера не пустят в неопрятный цех, а поведут скорее всего в самый вылизанный из имеющихся. Но HeliVert внешне превосходит все эти даже «самые вылизанные» цехи, в которых мне приходилось бывать.
Еще не бывал на заводах, где все инструменты вот так вот разложены по ячейкам!
Инструкция по сборке вертолёта. «Собери сам».
Люди за работой.
Работа кипит.
Чего вы тут снимаете?Проходите, не мешайте!
Кабина Агусты в процессе сборки.
Ferrari?Bugatti?Круче!Но тоже родом из Италии
Салон оформят на заказ. Любой каприз, за ваши, как минимум, 22 миллиона долларов.
Дороговато?Возможно. Но оно же того стоит!
Представляете, на крышу вашего трехэтажного пентхауса приземляется вот такое серебристое чудо,
вы разваливаетесь в мягком кресле, одеваете гарнитуру и говорите вашему пилоту «Милано, синьоре!»,
винты набирают обороты,
вертолёт плавно взлетает,
и вы неспешно потягивая мартини со льдом смотрите как внизу, со скоростью чуть более 300 км/ч уносится прочь суетливый мегаполис!
А это Ка-226Т. В спасательном варианте.
У него соосная схема, задний винт отсутствует за не надобностью, зато у него есть широкая задняя дверь для загрузки пострадавшего на носилках.
Первую помощь можно оказать прямо в полёте.
Поднять в небо пару танков, парк бронетранспортеров или семитонную линию
электропередач. Это может не только ракета-носитель «Протон М», но и
наш транспортный вертолет Ми-26 – крупнейший в своем классе. Производят
этот летающий склад в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол». Не буду
раскрывать все карты, но мне чудом удалось там побывать. Кстати,
говорят, что тех, кто переступил порог военного предприятия, потом за
границу не выпускают. Надеюсь, летний отпуск на Кипр теперь не сорвется.
«Роствертол»
входит в холдинг «Вертолеты России» - самый прибыльный актив корпорации
«Ростехнологии». Эта компания - третья в мире по объемам выпускаемой
вертолетной техники. Сегодня ее портфель заказов достиг 1500 винтокрылых
машин (так старики-конструкторы называют свои вертолеты).
1.
«Роствертол»
работает с конца 40-х. Говорят, тогда завод производил летательные
аппараты из ДЕРЕВА!!! Хорошо, что со временем они переквалифицировался.
Военным страшно было бы летать на полене.
2.
Сперва
мне показали цех сборки того самого Ми-26. В него можно погрузить до 20
тонн груза. Американцы делают аналог, но он выдерживает в 1,5 раза
меньше.
3.
Думали,
это цех? Нет, кабина. Просто она больше напоминает ангар. В нее может
поместиться еще один вертолет, например, трехтонный Ка-226. Ну или
грузовик «Камаз». На раму вертолета можно подцепить целый танк.
4.
Однажды Ми-26 перевозил самолет Ту-134 – не самая легкая ноша.
5.
А вот он выручает из беды подбитый американский вертолет «Чинук». Не валяй дурака, Америка.
6.
Чтоб
рабочим подступиться к такой махине, необходимы реальные строительные
«леса». Высота вертолета – более 8 метров, что сопоставимо с трехэтажным
домом.
7.
По
этой фотографии легко оценить гигантские габариты Ми-26. Кстати, в этом
году они хотят начать выпуск модели с сокращенным экипажем (два
человека вместо пяти), современной авионикой и инфракрасным видением. 15
вертолетов уже заказали в Индии. Наше Минобороны по такому случаю тоже
проснулось и заинтересовалось новой модификацией.
8.
А
тут собирают ударный вертолет Ми-28. НАТОвцы от страха его прозвали
«Опустошитель». Предназначена машина для уничтожения танков в условиях
жесткой кровавой бани.
9.
На
такой технике можно делать «мертвую петлю» или «бочку» (когда машина
резко разворачивается на 360°). Не хотел бы я оказаться на месте того
заблудшего танкиста, который случайно наткнется в темноте на Ми-28Н,
недаром его второе название – «Ночной охотник».
10.
Листы
брони на кабине выдерживают лобовое попадание бронебойных 12,7-мм пуль,
осколочно-фугасных 20-мм снарядов и даже осколков управляемых ракет.
11.
На
заводе внимательно следят за качеством, которое, кстати, признано во
всем мире. Но вот в 2007 году Ми-26ТС сертифицировала гражданская
авиация Китая – долго же они раздумывали. Наверно, прикидывали, сколько
времени уйдет на копирование.
12.
Молодежь
охотно идет на завод. В обед тут устраивают настоящий американский
баскетбол. Местный Майкл Джордан не оставил мне никаких шансов – я не
победил со счетом 15:8.
13.
А вот в теннис удалось выиграть один сет.
14.
После
солянки с тремя видами мяса мне показали сборку «Крокодила» Ми-24. В
первоначальной модификации это был первый советский и второй в мире
боевой вертолет спецназначения (нас обскакала американская AH-1
«Кобра»).
15.
А
это вертушки на экспорт, с фирменным знаком «Рособоронэкспорта». Наши
машины в 2011 году закупали в Перу – Ми-35П, Мьянме – Ми-24П,
Азербайджане – Ми-35М.
16.
Завод
не только собирает вертолеты, но и проводит сервисное обслуживание.
Сейчас вот модернизируют машину сибирской авиакомпании «СКОЛ». Что ж,
надеюсь, они его приведут в нормальный вид, хотя, по-моему, легче новый
купить.
17.
Совсем
свеженькие боевые вертолеты скоро отправятся на оборону Родины. В 2011
году «Роствертол» на 100% выполнил гособоронзаказ. Наши войска уже
пополнились новыми Ми-28Н, Ми-35М, Ми-26.
18.
В
конце экскурсии мне даже показали, как летает вот такой красавец. Дали
почувствовать на себе всю мощь российской техники. Машина зверь. В итоге
меня и вправду сдуло!
Фоторепортаж с завода в Казани.
Смотреть все фото в галерее
Когда заходит речь о наших вертолётах, то, наверное, чаще всего мы вспоминаем именно вертолёты семейства Ми-8/17. Они универсальны, по своим лётно-техническим характеристикам многим фору дадут, короче говоря, это авиаэлита, а производят их в Казани. Поэтому сегодня я бы хотел показать ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), который является одним из крупнейших в мире производителей вертолётов среднего класса. За всё время его работы им было уже изготовлено более 12 000 вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ансат и их модификаций, которые суммарно налетали более 50 миллионов летных часов по всему миру. Важно отметить, что это не просто серийный завод, а предприятие полного цикла, они сами разрабатывают, производят и в дальнейшем осуществляют послепродажное обслуживание и ремонт техники.
Прежде, чем начать нашу экскурсию по заводу, предлагаю уделить мгновенье почести и уважения одному из основателей отечественного вертолётостроения, конструктору от бога, Михаилу Леонтьевичу Милю.
Макет легендарного По-2 («Ночная смерть»). Всего на казанском заводе в период с 1941 по 1948 годы было изготовлено 11 334 ед. Почему «ночная смерть», да тут всё просто, эти маневренные лёгкие бомбардировщики во время ВОВ осуществляли свои полёты чаще всего именно ночью. При этом они бесшумно подлетали близко-близко и прямо в цель сбрасывали до 350 кг бомб за один вылет. У немцев даже по поводу стали появляться легенды об уникальной безмоторной авиации русских.
А это Ми-1 (по классификации НАТО — Hare или «Заяц») — первый советский серийный многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Первый полёт Ми-1 совершил в сентябре 1948 года. В 1951 году он был введён в опытную эксплуатацию. На казанском заводе № 387 (ныне наш «Казанский вертолётный завод») было произведено 30 таких опытных машин, в 1954 году их производство перенесено на завод № 47 в Оренбург (там за период с 1954 по 1958 годы было выпущено 597 вертолётов). Позже эти вертолёты стали собирать на заводе № 168 (сейчас «Росвертол») в Ростове-на-Дону, где с 1956 по 1960 годы было изготовлено 370 таких новых машин. Прогресс не стоял на месте, и в итоге руководство страны решило сделать ставку на более современные вертолёты Ми-4, а производство лёгких Ми-1 просто перенести в Польшу, но это уже другая история…
Первым делом мы идём в Цех 37 (Цех токарной механообработки). По большому счёту все подобные цеха довольно похожи, разница лишь в оснащённости. Здесь я вижу японские комплексы фирмы Mazak, что довольно не плохо.
Свою славную историю завод ведёт с 4 сентября 1940 года, именно в этот день приказом Наркомата авиапрома был создан Ленинградский авиационный завод № 387. Вроде бы каким боком он в нашей песне, а что Питерские и сейчас рулят:). Так вот, в годы Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Казань на площадку Завода обозных деталей № 169. В результате этой синергии вырос производитель (тех самых По-2ВС («Ночная смерть»)), который столько страха нагнал на немцев, что даже врагов жалко, тем самым внёс существенный вклад в нашу победу. Здесь был собран каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы ВОВ. За такие трудовые подвиги в 1945 году, коллектив был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
После войны на какое-то время ему пришлось поменять профиль, завод был перепрофилирован на производство самоходных комбайнов С-4. И с этой задачей казанцы легко справились, более 9000 таких машин выпустил на поля завод. А в это время параллельно Михаил Миль разрабатывал свой экспериментальный геликоптер ЭГ-1, который позже превратился в первый вертолёт ОКБ М. Л. Миля, получивший обозначение ГМ-1 (Геликоптер Миля-1). 20 сентября 1948 года прошли первые его рабочие испытания на аэродроме Захарково. После ряда доработок в 1951 году его показали Сталину, вождь одобрил эту тему. А где же серийно его производить, как не на зарекомендовавшем себя казанском заводе. Так в 1951 году Казанский завод № 387 приступил к производству первых вертолётов марки Ми.
И понеслось, вначале Ми-1, первый серийный вертолёт в СССР, потом ему на замену пришёл Ми-4, производившийся на заводе с 1954 года, который стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт, ну и 1965 год, который отличился тем, что наш завод приступил к производству знаменитого Ми-8, самого популярного и массового из всех вертолётов семейства «Ми».
В 1966 году завод № 387 был переименован в Казанский вертолетный завод, а в 2007 году, вошёл в холдинг «Вертолеты России». АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) — это единственный разработчик и производитель вертолётов в нашей стране. Кроме КВЗ, в него входят ещё четыре вертолётных завода (Улан-Удэнский авиационный завод, Роствертол, КумАПП и ААК «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина), два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за её пределами.
А это уже Механический цех (фрезерного направления)
Сегодня ПАО «Казанский вертолетный завод» специализируется на разработке и серийном производстве вертолётов семейства «Ми» (Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-38, средних многоцелевых вертолётов Ми-17, Ми-172), а также перспективного лёгкого многоцелевого вертолёта «Ансат» в различных модификациях. Кроме этого, завод выпускает запчасти к ним, обучает желающих лётному делу, а также предоставляет постгарантийное сервисное обслуживание.
Ступица виброгасителя
Готовые шпангоуты. Шпангоуты — это поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса летательного аппарата.
Сейчас на заводе работают порядка 7 000 человек
А есть ещё и роботы…
Очень удивил и многоэтажный автоматизированный центральный комплектовочный склад (ЦКС), где хранится оснастка, поступившая с механического производства. Наверняка такая история есть и где-то ещё, но первый раз мне показали такой склад именно здесь.
Этот ЦКС включает в себя 44 автоматизированных складских модуля, которые вмещают более 50 тысяч уникальных позиций. С каждой детали, которая поступает сюда, сразу снимаются все весо-технические характеристики, определяется место хранения и заводят в систему. Благодаря беспроводным переносимым терминалам, оператор легко может определить место хранения, номенклатуру и количество необходимых деталей на складе.
Сборочный цех и прямо перед нами направо пойдешь на линию сборки вертолётов Ми-8 попадёшь, а налево — Ансаты себя покажут. Есть ещё одна линия, которая собирает Ми-38. Ми-38 — это новый средний многоцелевой вертолёт, созданный совместно с Московским вертолётным заводом им. М. Л. Миля. Эта машина займёт нишу между вертолетами семейства Ми-8/17 и тяжелыми Ми-26. Его грузоподъёмность составляет 5-6 тонн, машина может перевозить до 30 пассажиров. Этот вертолёт предназначен для перевозки грузов и пассажиров, будет использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта, летающего госпиталя и т.д.
Сборка здесь происходит в специальных приспособлениях (стапель), эти платформы позволяют зафиксировать детали в нужном положении и сильно облегчают жизнь заводчан.
Часть днища Ми-17.
Оснастка для фюзеляжа Ансата. Лёгкий многоцелевой вертолёт «Ансат», способный совершать перелеты на расстояния до 635 км (максимальная) при скорости 250 км/ч (максимально допустимая скорость — 285 км/ч) и при этом, обладая самой большой кабиной в классе и возможностью быстрой трансформации компоновки салона, становится просто незаменимым помощником в своей нише. Он легко готов перевозить, как пассажиров, так и грузы, участвовать в самых разных поисково-спасательных операциях, пожаротушении, при экстренной медицинской помощи и т.д. Между прочим, «Ансат» на татарском языке и означает «удобный», «лёгкий».
Сборка фюзеляжей вертолётов Ми-8/17.
Семейство вертолётов Ми-8/17, являются модернизированным продолжением вертолёта Ми-8. В настоящее время на «КВЗ» идет серийное производство трех основных модификаций: Ми-172 — пассажирская модификация, предназначена для перевозки пассажиров. Выпускаются также специальные VIP-модификации; Ми-17-В5 — транспортная модификация, предназначена для транспортировки груза внутри кабины и на внешней подвеске. Может использоваться для перевозки спасателей; Ми-17-1В — многоцелевая модификация, на базе которой выпускаются вертолёты различного целевого назначения, в том числе летающий госпиталь.
Стапель общей сборки
Почему первоначально все вертолёты жёлтого цвета, всё просто — это грунтовка.
Каждый вертолёт собирается под индивидуального заказчика. Всего за год завод выпускает около ста вертолётов.
Сергеев Александр Терентьевич, Герой Советского Союза, особо проявил себя при форсировании реки Одер. После войны был демобилизован. Работал слесарем-сборщиком на заводе. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, и другими медалями.
Недавно на заводе обновили и Малярно-отделочный цех. Тут три крупных окрасочно-сушильные камеры и четыре небольшие камеры для окраски мелких деталей, жаль в тот день я не успел на саму покраску.
В соседнем помещении мы можем наблюдать выставочные образцы. Вот, например, Ми-17В-5.
Вертолёт «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Он оснащается двумя турбовальными двигателями PW 207K мощностью 630 л.с. c электронно-цифровой системой управления двигателем (FADEC), обеспечивающими продолжение взлета при одном отказавшем двигателе. Широкая сдвижная дверь и большой объем салона (8 м3) позволяют с комфортом перевозить до 8 пассажиров и размещать максимум оборудования в специализированных вариантах исполнения. Первый прототип вертолёта был собран в мае 1997 года, а первый полёт совершён в 1999 году. В августе 2013 был получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. На данный момент первые машины уже поступают клиентам. Например, 12 октября этого года подобный вертолёт с медицинским модулем был передан Минздраву РТ, который поступит на службу в Республиканскую клиническую больницу города Казани.
Заслуженный за годы авторитет завода, и, конечно, его уникальная продукция определяет высокий спрос на казанские машины. Их можно встретить более чем в 80 странах мира. Карта поставок говорит сама за себя.
А сюрпризы всё не заканчивались. Мгновенье и я оказался в роли пилота вертолёта на тренажере Ми-8МТВ. Мы взлетели в Адлере, полетали над ущельями, морем, приземлились на авианосце, сделали несколько кругов вокруг Сочи и немного пошали, пару деревьев оставили без верхушки. Ощущения очень необычные, даже поначалу немного страшновато, ты реально летишь, только нет сильной шумовой вибрации, как в настоящем вертолёте. Хотя и на них-то я летал всего два раза в жизни и, конечно, не в качестве пилота.
На Казанском вертолётном заводе есть ещё небольшой, но весьма интересный музей. Но, к сожалению, как это часто бывает, на него времени совсем не осталось, но я все равно забежал и несколько снимков успел сделать.
Ещё один По-2.
Модельная история в динамике.
Большое спасибо ПАО «Казанский вертолетный завод» за тёплый приём, а Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан и «Республиканское Агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» за организацию моей поездки!
https://aftershock.news/?q=node/585822
P.S.
Вот так тихо и планомерно происходит переоснащение старых советских заводов. От которых остаётся название и заводской музей…
Анекдот в тему:
— Бог еды и плодородия у народов Крайнего Севера, восемь букв?
— Вертолет.
Как вы уже знаете, на прошлой неделе мне удалось осуществить давнюю мечту и совершить полёт над Москвой. Полёт начался из Томилино, с площадки Московского вертолётного завода им. Миля, входящего в холдинг «Вертолёты России». Но перед тем как отправиться в путь мне и небольшой группе журналистов показали сам завод. Точнее только его небольшую часть, потому что, во-первых завод режимный, далеко не везде тут можно гулять всяким любопытным персонажам, да еще и с камерами, а во-вторых он весьма большой. Нам показали цех HeliVert, где собирают итальянский вертолёт Agusta Westland 139, один из главных героев минувшей выставки Heli Russia 2013.
Но, Завод им. Миля, это прежде всего легендарные вертолёты Ми. На территории завода есть музей, где собрано всё семейство этих вертолётов. В этот раз правда на его осмотр совершенно небыло времени. Однако вот вам один из его экспонатов: уникальный В-12 (Ми-12). Очень похож на пассажирский, как бы, самолёт. Однако его предназначение было вовсе не мирное, его разрабатывали как перевозчик частей от баллистических ракет. Это самый грузоподъемный вертолёт из когда либо созданных, во время испытаний в 1969 году на неём удалось поднять 44 205 килограмм, и этот рекорд еще не побит. Всего таких вертолётов было выпущено 2 единицы, и обе сохранились: один находится здесь на заводе, второй в музее в Монино. В серию так и не пошёл, так как у вояк появились более легкие ракеты и мобильные установки для их транспортировки, а для мирных целей хватало и других вертолётов. Внутрь попасть тоже не получилось (.
Цех HeliVert поразил прежде всего чистотой и порядком. В принципе, ни на одном заводе журналиста, и, тем более блогера не пустят в неопрятный цех, а поведут скорее всего в самый вылизанный из имеющихся. Но HeliVert внешне превосходит все эти даже «самые вылизанные» цехи, в которых мне приходилось бывать.
Еще не бывал на заводах, где все инструменты вот так вот разложены по ячейкам!
Инструкция по сборке вертолёта. «Собери сам».
Люди за работой.
Работа кипит.
Чего вы тут снимаете? Проходите, не мешайте!)
Кабина Агусты в процессе сборки.
Ferrari? Bugatti? Круче! Но тоже родом из Италии).
Салон оформят на заказ. Любой каприз, за ваши, как минимум, 22 миллиона долларов.
Дороговато? Возможно. Но оно же того стоит!
Представляете, на крышу вашего трехэтажного пентхауса приземляется вот такое серебристое чудо,
вы разваливаетесь в мягком кресле, одеваете гарнитуру и говорите вашему пилоту «Милано, синьоре!»,
винты набирают обороты,
вертолёт плавно взлетает,
и вы неспешно потягивая мартини со льдом смотрите как внизу, со скоростью чуть более 300 км/ч уносится прочь суетливый мегаполис!
А это Ка-226Т. В спасательном варианте.
У него соосная схема, задний винт отсутствует за не надобностью, зато у него есть широкая задняя дверь для загрузки пострадавшего на носилках.
Первую помощь можно оказать прямо в полёте.
Людей с давних времен волновала идея полета. Они завидовали животным, имеющим крылья: птицам, бабочкам, стрекозам. Любой мальчишка, а также взрослый мужчина не откажется поиграть даже с небольшой летающей моделью. И многие из них задаются вопросом о том, как сделать вертолет своими руками.
Конечно, готовую модель можно приобрести в магазине. Причем предлагаются варианты разных ценовых категорий и в разных степенях готовности. По желанию покупатель может найти и миниатюрную машину, полностью готовую к полету, и такую, которую требуется собрать из мельчайших частей.
Но самым интересным все-таки будет такой вариант, как сделать радиоуправляемый вертолет самому.
Что для этого нужно
Для выполнения этой нелегкой задачи понадобятся некоторые материалы. Как обычные, например, клей, чертежи, материал для изготовления деталей, так и специфические, такие, как пульт управления.
Часто интересуются не только тем, как сделать вертолет, но и насколько это трудно. На самом деле эти модели считаются относительно простыми. Дело в том, что при их постройке не используются такие виды работ, как склейка, шлифовка, обтягивание материалом. Летающая машина будет состоять из гаек, болтов и нескольких основных механизмов, которые требуется собрать в единое целое.
Для сборки радиоуправляемого вертолета желательно использовать гироскоп. Его придется приобретать в готовом виде. Эта деталь необходима для того, чтобы правильно сориентировать вертолет в пространстве, она не даст ему перевернуться или завалиться набок. Особенно это важно при первых полетах, когда пилот сам еще неопытен и только учится управлять своей машиной. Также гироскоп помогает компенсировать давление ветра.
С чего начать
Перед тем как сделать вертолет, нужно подобрать схему и чертежи. Затем из материала (обычно дерева или пластика) выкроить составные части.
Соединяются между собой детали с помощью болтов и гаек, получается своеобразный лего-вертолет. Иногда используют клей, но такие соединения могут оказаться непрочными.
Сборка двигателя
Затем приступают к сборке двигателя. В моделях используют аккумуляторы, которые располагают в центре корпуса, чтобы обеспечить ровное горизонтальное положение машины в воздухе.
В блок питания вдевают ось для винта, на нее устанавливают винтовые лопасти. На этом этапе следует провести предварительную проверку взаимодействия пульта управления с двигателем модели и убедиться, что все функции работают правильно.
Имеет смысл использовать специальный пульт для вертолета. Помимо основных функций, которые позволяет выполнять и самолетный пульт, вертолетный также оснащен возможностью обеспечения взаимосвязи газа и угла наклона лопастей. Дополнительные каналы можно использовать для управления гироскопом или шасси.
Окончательная сборка
Остается собрать модель. Нужно правильно присоединить элементы управления, не забыть о хвостовом винте. Вертолет готов к первым летным испытаниям, которые помогут исправить возможные недостатки.
После этого останется украсить корпус, и можно наслаждаться полетами. Останется только размышлять в дальнейшем, как сделать вертолет еще быстрее и маневреннее.