Характеристика Николеньки из повести "Детство" Л. Толстого. Л.Н. Повесть "Детство". Анализ избранных глав Чем произведение толстого детство

Николенька Иртеньев - главный герой повести “Детство”, написанной гениальным писателем возвращает читателей в далекое детство, а также открывает духовный и нравственный мир ребенка.

Какова же характеристика Николеньки Иртеньева? Как относился к нему автор? Идеализировал ли он своего героя? И что он хотел донести до сердец читателей, выбирая образ ребенка ключевым и центральным в своем произведении?

Давайте коротко проанализируем реалистичную, жизненную повесть, которую написал Л. Н. Толстой, “Детство”, и постараемся найти ответы на приведенные выше вопросы.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он - сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, - его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева - это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, - Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, - слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он - барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” - это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки - самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Влияние образа Николеньки

Как видим, в своей повести “Детство” Толстой создал яркий самобытный образ Николеньки Иртеньева, который учит нас правильно реагировать на свои несчастья и неудачи. Также произведение показывает, что детство - это важное время становления личности и мировоззрения ребенка, которое оставит неизгладимый след в его уме и сердце.

Рецензия на повесть Л. Н. Толстого – «Детство», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Автор рецензии: Березина Софья.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни».
Отрывок из повести «Детство» Л. Н. Толстого.

Читая этот отрывок, каждый невольно пролистывает пленку лет и возвращается в детство. В голове всплывают образы родных и близких, друзей, учителей. Каждый из нас вспоминает чудесные моменты, навеянные добром и теплом, которые греют нашу душу и не оставляют нас равнодушными.

Действие начинается в родном доме Николеньки Иртеньева. День для мальчика начался, как обычно. Умывшись, он вместе с учителем Карл Иванычем и своим братом отправляется в гостиную, где завтракает его матушка и остальные живущие в этом доме люди. Николенька испытывает необыкновенные и светлые чувства к матери: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Николенька чувствует необыкновенную потребность в любви и ласке, он придает особое значение этим чувствам.

Отец говорит мальчику, что надо уезжать в Москву, разлука с родным домом, где остались любимые люди, к которым он привык за всю свою жизнь, оставляет отпечаток на сердце Николеньки. Жизнь в Москве внесла совсем небольшие коррективы, к которым мальчик все-таки долго привыкал. Через полгода пребывания в Москве, приходит письмо от матушки, в котором говорится, что она себя очень плохо чувствует и хочет увидеть своих детей. В день приезда в родной дом к близкому человеку – матери, мальчик понимает, насколько сильные чувства он к ней испытывает, насколько сильно сердце его стучит при виде родного и любимого человека, но он не теряет надежды на выздоровление матушки. Но судьбу не изменить, и через несколько дней она умирает…

Процесс формирования мыслей, чувств, эмоций мальчика – диалектика души, захватывает. Ты следишь за тем, как у Николеньки с каждым годом жизни, в голове возникает буря мыслей, которые его одолеваю в процессе каждого шага, каждого, пускай незначительного действия. Мы – читатели выступаем в роли психолога. Мы вместе с мальчиком хотим разобраться в этой жизни, понять, что важно, что нужно, кому и чем мы обязаны. Этот трудный, и вместе с тем радостный и беззаботный период – детство, а позже отрочество, являются главными временными частями в нашей жизни. Мы начинаем задумываться о том, кто мы, что мы, винтики в постоянно бурлящей жизни, или мы предназначены для более важного, ответственного дела.

Меня заинтересовали многие герои этой замечательной и доброй повести. Наталья Савишна – няня Николеньки. В молодости она влюбилась в молодого бойкого офицера, но на ее просьбу выйти замуж отреагировали весьма скептически, и она пообещала своим хозяевам, что больше ни единой мысли не будет у нее о любви и отношениях. Наталья Савишна показывает нам то, насколько трепетно и нежно может относиться русская женщина к совершенно первоначально чужим людям. Она готова отдать все, что у нее есть, она готова сделать все возможное, только бы угодить и порадовать своих хозяев. Наталья Савишна сыграла очень важную роль в становлении личности Николеньки. Он впервые испытал чувство совести и стыда за свой поступок, но смог осознать и понять, не у каждого это получается.

Особое чувство вызывала у меня матушка. Л. Н. Толстой не передает все точности внешности, через года он пронес только все самое важное, что осталось у него в памяти, и что вызывает в нем самые светлые и теплые чувства. «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда ее одинаковую доброту. » – так писал Л. Н. Толстой. Между ними существует особая нить, которая связывает их, которая не обрывается даже спустя много лет, даже когда матушки нет уже на этом свете. Матушка подарила Николеньке самое важное, самое сокровенное – ласку, любовь, нежность, – все это автор пронес с собой через года и не забыл, он помнит ее светлую улыбку, от которой ему становилось хорошо на душе. Каждому из нас необходимо крыло матери, под которым мы чувствуем себя в безопасности, под которым мы готовы слагать стихи, петь песни, совершать безумные поступки, только бы хорошо было родному человеку. Николенька в душе называл свою матушку любимым существом – это словосочетание обнимает своей добротой весь мир… С почтенным уважением Николенька относится к своему первому учителю – Карл Иванычу (тему которого я затронула раньше). Он сыграл очень большую роль в его жизни, Карл Иваныч вызвал у мальчика чувство жалости, чувство сострадания. Простой немецкий уроженец, который в жизни поведал очень мало радости, его счастьем были дети, которых он учил, он передавал им не только научные знания, но и знания жизни, которые Николеньке не раз помогали в жизни. Папа Николеньки, несмотря на свой твердый, местами жесткий характер, многому научил своего сына: нельзя потешаться над людьми, нужно быть честным, вести себя достойно, уважать себя и других. Повесть «Детство» сыграла в моей жизни очень большую роль. Первая роль поведала мне: «Остановись, время идет, часы тикают, опомнись, не беги вперед, у тебя самая прекрасная пора – детство, воспользуйся моментом». Все дети хотят стать взрослыми, очень рано они бросают игрушки и стремительно идут вперед во взрослую жизнь. Вторая роль открыла своим ключиком новую шкатулку в моей голове, где мои мысли стали выстраиваться в тонкую линию, на которой засели осознанные решения «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Рецензия написана в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015»
Автор рецензии: Березина Софья.

Толстому в произведении Детство удается воссоздать семейный климат своего детства, именно поэтому повесть считается автобиографической. Главный герой произведения десятилетний мальчик Николенька Иртеньев. В его возрасте дворянские дети отправлялись на обучение. На учёбу в Москву, вместе с отцом и братом, ожидает отправления и главный герой, который так же как и писатель переживает утрату родного человека - мамы.

С первых страниц читатель окунается в обстановку быта дворян XIX века. В детском мире маленького Колю окружают гувернёры, среди которых самым близким становится преподаватель Карл Иванович. Незначительное чувство обиды на этого великодушного человека становится для Николеньки мучительным чувством стыда.

В своей повести автор описывает психически переменчивое состояние героя, внутренний монолог выступает свидетельством перемен. Зло у мальчика сменяется стыдливостью, а радость печалью. Быстрые переходы от одного состояния к другому литераторы определили понятием - диалектика души.

Таким же томительным испытанием становится и его ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию Николеньки после смерти его матери. Когда умирает Наталья Савишна, через год после смерти матери Николеньки, герою приходится повзрослеть в один миг.

Главная тематика произведения - формирование личности. Индивидуальность человека проявляет себя с самого детства. События происходящие в детстве во многом предопределяют судьбу человека. Любому поведению есть свое объяснение, которое нужно искать в детстве.

Тема семьи также прослеживается в фабуле произведения. Взаимоотношения в семье оказывают существенное влияние на будущее детей.

Автор поднимает злободневные проблемы, которые и сегодня беспокоят многих. Потеря дорогого человека, отрицательное влияние со стороны сверстников, неправильное поведение взрослых в присутствии ребенка, неопределенность выбора - вот самые основные проблемы, которые удается раскрыть автору.

В повести писатель показывает какое влияние оказывают окружающий мир на формирующуюся личность. Любой пустяковый эпизод из детства способен вырасти в целый мотив судьбоносного поступка.

Смысловая часть произведения заключена в указании на роль семьи в жизни каждого из нас. Именно семья указывает ориентиры, по которым дальше пойдёт человек.

Анализ 2

Повесть «Детство» - часть трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». С этой работы началась творческая биография писателя. Это автобиографическое произведение написано на Кавказе. Многие эпизоды взяты из жизни автора: взаимоотношения с братом, ранняя потеря матери. Автора и героя роднят поиски истины и самого себя. Повесть реалистична, в ней описаны культура, быт и нравы дворянства XIX века. Произведение написано от первого лица.

Главный герой – Николенька Иртеньев, в начале произведения ему 10 лет, он впечатлительный и думающий ребенок. Это тот возраст, когда дворянские дети отправлялись получать образование, чтобы учиться дети покидали отчий дом и отправлялись в пансионаты или лицеи. Так происходит с героем. Когда отец сообщает ему об отъезде в Москву, Николенька расстраивается от мысли, что придется покинуть мать. Он думает о том, что детство уже позади, вспоминает важные и трогательные моменты.

Автор передает особенности жизни дворян того времени: детство героя прошло среди гувернанток и дворовых людей. Для Николеньки ближе всех в этот период был его учитель, Карл Иванович, с которым автор знакомит читателя с первых страниц повести. Сначала обидевшись на доброго гувернера, герой испытывает стыд, который не дает ему покоя.

Проза конца XIX века называется литературоведами психологической, в которой прослеживается развитие души героев. В этом повествовании показана диалектика души Николеньки. Ссора с Наталье Савишной также демонстрирует этот художественный прием. Наталья Савишна служила в семье Иртеньевых с тех пор, как мать Николеньки была еще ребенком. Когда ей дали вольную, Наталья Сашивна расстроилась и восприняла это, как личную обиду. Автор рисует ее как преданную и добрую женщину, которую очень любил Николенька.

Образ мамы, Натальи Николаевны детально не прорисован. Но для сына мать – самый чистый человек, когда она улыбается все вокруг освещается. Николенька, потеряв маму, а потом и любимую няню, быстро повзрослел. Он думал о том, что проведение соединило его с близкими людьми, чтобы он помнил и сожалел о них. Наш герой понимает, что жизнь не вечна.

Важным этапом в формировании личности Николеньки является дружба с Сережей Ивиным, который был его кумиром. После того, как Сережа обижает сына небогатого иностранца, Николенька разочаровывается в друге. Он не знает, чем помочь униженному мальчику, это его мучает.

Поиск самого себя связан с эпизодом в московском доме бабушки-княгини. Николенька написал свое первое стихотворение, сначала был этим горд, но потом, читая, осознал, что строки о том, что он любит бабушку, как родную мать, не соответствуют действительности. Маму герой любит совсем иначе, для него нет человека дороже.

Испытывая сильные эмоции, в отношениях с матерью, друзьями, родными из Москвы, Николенька осознает, что его детство закончилось, что оно было прекрасно и неповторимо. Диалектика души героя продолжится, но уже в следующей повести трилогии.

Детство Толстого - анализ произведения

Как известно Лев Николаевич, был одним из поэтов который интересовался русского народа. Произведение «Детство», было одним из первых творений этого поэта. Будучи на Кавказе, Лев Толстой взялся за создание первой части автобиографического произведения «Детство». Именно эта часть повести по мнению автора должна показать поочередно этапы личностного становления человека.

В книгу были вложены многие события и истории из жизни Льва Николаевича. Поэт в раннем возрасте потерял мать, он старался ровняться на своего брата и с самого детства пытался найти себя в жизни.

Главным героем произведения, Николенька, который был из семьи дворян. Он был очень умен, чувствителен и учеба для него казалась очень скучна. Его вспыльчивость и чрезмерная чувствительность приводит его к ошибкам, но это не мешает ему оставаться добрым. Несмотря на то что его легко было сбить с пути, он всегда старался подражать сильным ровесникам.

Очень сильное влияние на главного героя произведения, конечно же имела его мать. Автор показывает, что доброе материнское сердце, сделало Николеньку таким чувствительным и чутким мальчиком.

В этом произведении автор пытается донести до читателя, что окружающий мир может влиять на нас и на формирование личности. Любое событие происходящее в жизни Николеньки выстраивалось в четкую картину, которая отразилась на формировании его сознания. В этом произведении Толстой показывает, как маленький, казалось бы незначительный эпизод жизни может привести к поступкам, которые в дальнейшем решат судьбу человека.

Мораль данной повести такова, что нельзя пренебрегать воспитанием подрастающего поколения. Все что вкладывается в ребенка с детства, очень важно, ведь мировоззрение человека формируется с самого раннего возраста. Данная повесть говорит нам о том, что роль семьи в жизни общества переоценивать не стоит. И то каким вырастет человек в первую очередь зависит от его родных, которые должны направить его на правильный путь.

Среди знаменитых и выдающихся людей 20 века особое место занимает Юрий Гагарин – первый в мире человек, полетевший в космос. С его биографией знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза

  • Анализ трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение

    Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия

  • Сочинение Сны в романе Преступление и наказание Достоевского (роль снов)

    Сны в литературных произведениях носят символический характер. Особенно это хорошо прослеживается у Ф.М. Достоевского. Так, например, в романе «Преступление и наказание» такие сны снятся двум героям Родиону Раскольникову и Аркадию Свидригайлову

  • Темы, которые затрагивает Л. Н. Толстой в своём творчестве, поистине вечны! На уроке вам предстоит познакомиться с произведением, в котором проявилось все мастерство Толстого-писателя, психолога, философа. Речь пойдет об автобиографической повести «Детство». Вы прочитаете и проанализируете главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».

    Тема: Из литературы XIX века

    Урок: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Анализ избранных глав

    Рис. 1. Обложка книги ()

    Чтение и анализ главы «Классы».

    Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:

    «Карл Иваныч был очень не в духе».

    Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.

    «Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».

    Рис. 2. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

    Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.

    «Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать...» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».

    Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?

    «Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».

    Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.

    «- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, - прибавил он, иронически улыбаясь, - теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»

    И, конечно, Николенька сочувствовал тому горю, которые испытывал Карл Иванович. Вот, как об этом пишет Толстой:

    «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

    Таковыми были чувства ребенка, но посмотрим, как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.

    «Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».

    Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?

    «Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».

    Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.

    «Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете...»

    Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».

    Чтение и анализ главы «Наталья Савишна».

    Рис. 3. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

    «В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее вверх - находиться в числе женской прислуги бабушки. Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже. Но напудренная голова и чулки с пряжками молодого бойкого официанта Фоки, имевшего по службе частые сношения с Натальей, пленили ее грубое, но любящее сердце. Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить Наталью, она была возвращена в двор и в прежнюю должность. Возвратившись в затрапезке из изгнания, она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово.

    С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою».

    «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной».

    «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их...»

    И опять-таки это тот взгляд взрослого человека на то, что с ним было в детстве, взгляд с позиции времени, с позиции мудрости.

    «...тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»

    И интересный случай встречается нам в главе «Наталья Савишна».

    Подумайте, как в этой сцене проявится человеческий характер и характер главного героя.

    «Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

    Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, - сказала maman.

    Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

    После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!" Меня так это обидело, что я разревелся от злости».

    Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.

    «"Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!"»

    Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.

    Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.

    «Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».

    Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.

    «Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

    Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

    Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

    Чтение и анализ главы «Детство»

    Рис. 4. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

    Глава «Детство» начинается замечательными словами, которые могли бы стать эпиграфом ко всей повести:

    «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

    Обратите внимание на лексику, использованную в главе. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.

    «...Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».

    «Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».

    «Слезы любви и восторга».

    «...Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

    После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».

    Сколько теплых слов мы увидели: сердце, нежность, любовь . Слово «любовь» повторяется в течение главы несколько раз. Любовь, любовью, люблю, слезы любви и восторга, светлое счастье, любовь и надежда, на душе легко, светло, отрадно - вот те ощущения детства, которые пронес Николенька.

    «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»

    Вот таким вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.

    Вывод.

    Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.

    Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.

    Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни.

    Повесть «Детство» заканчивается смертью матери. И наступает другая, совсем иная пора, которую никогда уже Николенька не назовет счастливой, невозвратимой порой детства.

    Список литературы

    1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
    2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
    3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
    4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
    5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
    6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
    7. Источник).

    Домашнее задание

    1. Какой эпизод повести произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
    2. Чему учит повесть Толстого «Детство»? О чем заставляет задуматься?
    3. Как вы думаете, полезно эту повесть читать не только детям, но и взрослым? Почему?
    4. Вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать в толстовской манере. Попытайтесь не только изложить ход события, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.
    Придумайте вопросы к стихотворению Симонова: Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет

    на том и этом свете

    Ему зачтутся эти десять дней.

    Его везли из крепости, из Бреста.

    Был исцарапан пулями лафет.

    Отцу казалось, что надежней места

    Отныне в мире для ребенка нет.

    Отец был ранен, и разбита пушка

    Привязанный к щиту, чтоб не упал

    Прижав к груди заснувшую игрушку,

    Седой мальчишка на лафете спал.

    Мы шли ему навстречу из России.

    Проснувшись, он махал войскам рукой

    Ты говоришь, что есть еще другие,

    Что я там был и мне пора домой...

    Ты это горе знаешь понаслышке

    А нам оно оборвало сердца.

    Кто раз увидел этого мальчишку

    Домой прийти не сможет до конца.

    Я должен видеть теми же глазами,

    Которыми я плакал там, в пыли,

    Как тот мальчишка возвратится с нами

    И поцелует горсть своей земли.

    За все, чем мы с тобою дорожили,

    Призвал нас к бою воинский закон.

    Теперь мой дом не там, где прежде жили,

    А там, где отнят у мальчишки он.

    Сказание о белгородск Сказание о белгородском киселе

    1.Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актёр?
    2.Какими чувствами наполняет голос летописца в финале?
    3.Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашеё истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
    4.Какие наставление содержит Сказание о белгородском киселе?