Формы политического поведения. Политическое поведение и участие Образцы и правила политического поведения которые определяют

Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.

Понятие

Политическое поведение - это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества, борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

  • стихийное политическое поведение;

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

  • электоральное политическое поведение;

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы - партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.

Что мы узнали?

Политическое поведение - это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 463.

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Только ли в словах проявляется отношение человека к политике? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности?

Политические ценности и нормы являются важнейшими регуляторами политической деятельности. Нормы в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регуляторы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать.

Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия.

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм.

Вопросы и задания к документу

Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворённым, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей.

То, что принимается за апатию, на деле, вполне может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Да, можно применить.

Вопрос 3. Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

Пассивность некоторых россиян на выборах объясняется просто - они не верят в честные выборы и считают, что от их участия ничего не зависит. Честные выборы в России миф, в который никто не верит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.

Участие в политической жизни может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации - это возможное политическое действие. Неучастие в выборах - это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни - к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 2. Каковы мотивы политического поведения?

Мотивами политического поведения являются все те ценности и интересы человека, которые касаются политической жизни. Одни воздействуют на политическую область общества положительно путём создания политических объединений, союзов, а другие - отрицательно, что, в свою очередь, означает появление политических противостояний, противоборств.

В поступках наиболее отчётливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Вопрос 3. В каких случаях имеет место протестное поведение?

В структуре политического поведения выделяются протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, обусловлены состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Вопрос 4. Чем характеризуется электоральное поведение?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определёнными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность к определённым кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.

Вопрос 5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.

Политическая жизнь демонстрирует и экстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм - это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляется в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать всё общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом.

Вопрос 6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвёртых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряжённость и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в начале XXI в. сопровождались столкновениями с полицией; они оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевёрнутые и сожжённые автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

В политизированной толпе вероятны проявления аффективного, бессознательного поведения. Аффективное поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой сознательный контроль человека над своими действиями ослабевает или исчезает полностью. Для толпы характерны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Вопрос 2. Сопоставьте с приведённым в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются?

Так называемая преступная толпа. Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. Полная бессознательность поступков толпы. Лебон имеет в виду митинги, протесты где толпа (скопление людей, преследующих общий интерес и имеющие единую цель, в общем) переступает через закон, нормы права, установленные и санкционированные государством. Но вместе с тем их интерес не направлен на совершение противоправных действий, т. е. вполне правомерное желание. Л. Н. Толстой напротив утверждает, что толпа не что иное как деструктивный элемент. Ее цели могут быть разные, но пути ее достижения весьма опасны и обязательно сопряжены с переступанием рамок закона. Данной толпе характерно разрушение, уничтожение, унижением человеческого достоинства.

Вопрос 3. Проведённое в 2010 г. социологическое исследование готовности молодых людей содействовать органам государственного управления и муниципального самоуправления в реализации государственной молодёжной политики дало следующие результаты. Готовность участвовать в обсуждении принимаемых законов и планов выразили 32% опрошенных; участвовать в организации различных акций и мероприятий - 31%; не определились - 15%. В то же время 12% заявили: «Это не моё дело». Ещё 7% ответили, что не считают это реальным. Свидетельствуют ли эти данные о политическом поведении молодёжи?

Да, эти данные свидетельствуют о политическом поведении молодёжи.

Вопрос 4. Изучение социологами мнений о том, как искоренить международный терроризм, выявило следующие точки зрения. «Беспощадно уничтожать террористов» ответили 55% опрошенных. «Нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение» - мнение 49% отвечавших на вопрос. Ответ «Усилить контроль на границах, оградиться от возможных террористов» поддержали 46%. Мнение 16% - «Победить международный терроризм можно, ограничив демократические свободы». Что думаете по этому вопросу вы? Аргументируйте свою точку зрения.

Для искоренения международного терроризма нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский университет управления и экономики"

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Контрольная работа

по дисциплине "ПОЛИТОЛОГИЯ"

На тему "Политическое поведение личности".

Санкт - Петербург 2014

Введение

1. Политическое поведение

4. Политическая социализация

Заключение

Приложение

Введение

Одной из важнейших характеристик политических процессов является политическое поведение и участие людей в политической жизни. Отдельные личности и группы вовлекаются в политический процесс, взаимодействуют с политической средой и выполняют разнообразные роли. Взаимодействие личностей и их интересов определяет содержание политического процесса. Поэтому политика в системе ценностных ориентаций личности занимает одно из ведущих мест.

Участие личности в политике предполагает наличие у нее определенных политических знаний, опыта и культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эффективно исполнять политические функции. Политические знания нужны каждому человеку, независимо от его профессии. От того, какая политическая культура людей, каковы взаимоотношения личности, общества и государства, зависит качество принимаемых политических решений, учет интересов населения и их участие в политической жизни.

"Политическое поведение личности проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы связаны с участием в партиях, группах интересов, движениях и т.п., где есть четкая система распределения ролей, функций, иерархических отношений. Стихийные формы представлены незапланированными (или необдуманными, иррациональными) поступками - массовыми выступлениями, бунтами, восстаниями, митингами протеста и т.п.".

1. Политическое поведение

"Политическое поведение (political behaviour) - форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие".

К политическому действию можно отнести участие в политических демонстрациях, выборах, референдумах и митингах. Политическое бездействие - это неучастие в политической деятельности, например отказ от участия в выборах.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для творческого самовыражения личности, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека, как субъекта политики, является:

важным условием связи политических институтов с гражданским обществом;

контролем за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа;

средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельно аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

"Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам".

Показателями политической деятельности являются критерии, включающие объективные и субъективные характеристики участия личности.

Объективные Субъективныечленство в различных организациях; фактическое участие в общественной деятельности, например, в работе выборных органов местного самоуправления, в массово-политических мероприятиях, в обсуждениях, подготовке и принятии управленческих решений, а также в обращениях в различные государственные ведомства; время, затрачиваемое на общественно-политическую работу и участие в выборах депутатов и руководителей различного уровня.отношение к политической деятельности, установка на личное участие в ней, оценка результатов этой деятельности, а также отношение к институтам власти и политическим партиям; отношение к политикам; оценка курса, проводимого государственными деятелями; отношение к конкретным решениям практических проблем и событиям общественной жизни.

Политическое поведение личности может реализовываться в различных формах: участие в политических движениях, партиях и группах. Оно может осуществляться индивидуально, путем непосредственного политического участия, например, при голосовании на выборах.

По характеру участия в политике выделяются следующие типы личности:

рядовой субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких-либо должностей в политических организациях и объединениях;

представитель какой-либо политической группы. Здесь роль человека оказывается изначально заданной, и он обязан ее выполнять уже в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения;

политический лидер - человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих-либо политических интересов.

2. Факторы политического поведения личности

На политическое поведение личности и на степень ее активности влияют различные факторы, но прежде всего - социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Стремление к власти может рассматриваться индивидами как способ самореализации, способ завоевания почета, наград и привилегий.

Политическое поведение личности зависит от:

Политического режима;

Традиций в обществе;

Конкретной политической ситуации;

Пола человека;

Возраста;

Психологических особенностей личности: темперамента, силы воли, эмоций;

Материального и социального положения человека, его профессионального статуса;

Идеологических ценностей;

Политических традиций и партийных предпочтений в семье;

Чувства гражданского долга и политической культуры гражданина;

Способности государства к принудительному вовлечению граждан в политику;

Национальности;

Места жительства.

В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:

лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

активисты - посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают "поля эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

политическое поведение массовое личность

Формы политического поведения:

ОРТОДОКСАЛЬНОЕНЕ ОРТОРДОКСАЛЬНОЕдействие, направленное на поддержание существующих порядковполитическая активность, призванная изменить политическую системуявка на выборы, митинги, демонстрации в поддержку политических субъектов, участие в политикезабастовки, демонстрации, захват зданий, заложников, насилие, убийство по политическим мотивам, войны, экстремизм и терроризм

Политическое поведение деформируется в толпе. В толпе проявляются нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, склонность к иллюзиям, односторонность чувств и изменчивость.

3. Массовое политическое поведение

Массовое политическое поведение представляет собой реакцию на ситуации и проблемы общественной жизни, политику государства множества людей, разных по своей социальной принадлежности, но объединенных общими настроениями, представлениями и стремлением использовать политические институты для достижения определенных целей.

В большинстве политических процессов люди участвуют, соединенные в организованные группы и во временные образования, представляя собой толпу на улице, участников митинга, демонстрацию, аудиторию передачи или зрителей политической передачи. Находясь в подобном состоянии, они приобретают определенные черты массы:

статистичностъ - люди, собранные в массу не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

стохастичностъ, вероятность - здесь случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, состав неустойчив;

ситуативностъ - ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными личностными качествами.

При оценке и прогнозировании характера потенциального поведения массы надо принимать во внимание наличие основных типов:

·Публика . Формируется на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели передачи, люди, увлеченные одним занятием или видом досуга. У публики отсутствует специальная организация, она состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования случаен, но практически всегда формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, которой является общая информация или общий интерес.

·Толпа . Возникает вследствие физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг или ожидают поезда. Массовое общение, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Данное свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.

Формы массового поведенияМассовая истерияСостояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Примерами массовой истерии могут служить средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, массовая нетерпимость к представителям другой национальности. Слухи Совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. ПаникаЭто такая форма массового поведения, при котором люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные действия, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: пожар, землетрясение, наводнение и другое. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а иногда - в погромы. ПогромКоллективный акт насилия, который предпринимает неконтролируемая и эмоционально возбужденная толпа против собственности или личности. Погром представляет собой кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. БунтРяд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо. Бунт означает неподчинение властям.

4. Политическая социализация

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации и освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Политическая социализация происходит во многих сферах жизни: в семье, группе ровесников, школе, политической организации. Ее инструментами являются непосредственное воспитательное воздействие, воздействие политической пропаганды и собственный политический опыт.

"Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;

) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

) формирует способности к познанию окружающего мира;

) формирует убеждения и отношения, являющиеся "кодом" политической жизни".

ФАКТОРЫОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ политический экономический социальный духовный административно-управленческий биопсихические особенности социальный опыт социальный статус

В процессе политической социализации можно выделить пять этапов, которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека:

1 этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шаги в изучении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе), которые передаются ребенку.

2 этап политической социализации попадает на школьные годы. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны) формируется определенная система знаний о политике.

3 этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается с 25 до 30 лет. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права и ограничивает свободу.

4 этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. В зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным, а политические взгляды более стабильными.

5 этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям.

Заключение

Большое влияние на политическое поведение оказывает общественно-политический строй. Наиболее благоприятные условия для политической активности создаются в демократическом обществе. Здесь для личности предоставлены широкие возможности для проявления политической воли.

Значительное влияние на политическое поведение личности оказывает степень развития политической культуры в обществе, прежде всего идеология, ценности, политические традиции и обычаи. Они могут, как способствовать развитию политической активности личности, так и сдерживать его.

Люди, для того чтобы выражать свои интересы посредством политического поведения, должны иметь хотя бы самые общие представления о политическом мире и механизмах его функционирования.

Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль. Политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь, рассчитывая на ее неопытность и активность. Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит нам стать орудием в руках деятелей и организаций, добивающихся своих целей незаконными методами.

Политическое поведение не должно выходить за грани, обозначенные политическими, правовыми, а также моральными нормами.

Список используемой литературы

1. Артемов, Г.П. Политическая социология: учебное пособие/ Г.П. Артемов. - М.: Логос, 2002. - 280 с.

2. Исаев, Б.А. Политология: Хрестоматия / Б.А. Исаев, А.С. Тургаев, А.Е. Хренов. - СПб.: Питер, 2006. - 464с.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ [Электронный ресурс] // Центральная научная библиотека. - Режим доступа: #"justify">4. Политология: Личность и политика [Электронный ресурс] // Большая библиотека. - Режим доступа:

<#"center">Приложение

Словарь основных понятий

1. Индивид (от лат. individuum - неделимое) - человек как отдельная личность в среде других людей.

2. Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и мерам.

3. Терроризм (лат. terror - страх, ужас) - особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью.

4. Биопсихические особенности - характерологические черты, особенности, которые мы получаем от рождения.

5. Социальный статус (лат. status - положение) - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.

6. Политический процесс - осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени.

7. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд).

Политическое поведение это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Степень вовлеченности граждан в политику зависит от политического режима в государстве, традиций, духовного климата в обществе, конкретной ситуации и, в первую очередь, – от пола и возраста. Политическое поведение также детерминировано психологическими особенностями личности – темпераментом, волей, эмоциями. Среди факторов, влияющих на политическое поведение, следует выделить также материальное и социальное положение человека, профессиональный статус, идеологические ценности. Кроме того, существенное влияние оказывают политические традиции в семье, партийные предпочтения, развитое чувство гражданского долга, предполагаемая важность любого политического события.

Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики.

В политическом поведении принято выделять:

· формы рациональных политических действий;

· формы бессознательного политического поведения.

Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, неконтролируемое сознанием, не является подлинным психическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. Из-за сложности и многообразия анализируемого феномена систематизировать политическое поведение можно лишь по различным критериям. Так, политическое поведение можно характеризовать с учетом следующих оснований:

· по субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;

· по склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

· по ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

· по организационным формам и нормам поведения – организационные, институциональные, неформальные;

· по характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

· по продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся процесс;

· по остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт.

Политическое участие предполагает различные цели, которые в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом:

· воздействие на правительство;

· повышение уровня благосостояния граждан;

· развитие своего региона;

· решение экологических проблем;

Формы политического участия – устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляют политическую культуру – принято разделять на две группы:

1) формы активного участия (реакция на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей; электоральное поведение; участие в деятельности политических партий и общественных организаций; выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или направленные против нее; участие в прямых политических действиях – собрания, референдумы и т.д.; активная деятельность в неформальных политических движениях, направленных против существующей системы)

2) пассивные , или иммобильные формы участия (неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры; политический индифферентизм как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия как форма неприятия политической системы; политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и ее институтам)

Электоральное поведение – проявление политических ориентаций и предпочтений граждан во время выборов.

Бессознательное политическое поведение – проявление политической активности, при котором поведенческие акты субъектов носят неосознанный или не вполне мотивированный характер.

Бессознательная активность проявляется главным образом в форме аффективного, патологического и рутинного поведения.

Аффективное поведение проявляется в форме исключительно бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой полностью или частично вытесняется его сознательный контроль за своими действиями.

Патологическое поведение вытекает из нарушения способности сохранять индивидом психологическое постоянство, равновесие.

Рутинное политическое поведение представляет собой автоматические, стереотипные и зачастую символические действия, имеющие политическое значение.

Таким образом, можно резюмировать, что условиями политического участия, не подрывающего стабильность политической системы, являются: высокая степень институционализации, которая позволяет ввести политическую активность в рамки норм, процедур и законов; низкая степень социальной фрустрации масс; интенсивная вертикальная и горизонтальная мобильность; активизация экономического развития.

Протестные формы поведения. Политический терроризм.

Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принятым решениям, в открыто ориентированной форме.

К протестным формам поведения относятся, митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции.

«Взрывы» протестных форм поведения с большей вероятностью происходят в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с предыдущим.

К насильственным типам политического участия и поведения относится терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых являются систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой терроризма является проведение насильственных акций, которые способны вызвать шок в обществе, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий или принятие решений.

Существуют различные виды политического терроризма.

По идеологической ориентации выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский) терроризм.

По целям различают: культуротворческий (возбуждающий общественное сознание с помощью правовых акций), рациональный (является средством политического участия) и идеологический (воздействует на всю политическую систему и ее нормы) терроризм.

По исторической направленности терроризм делится на: анархо-идеологический, стремящийся нарушить традиционную политическую систему, историческую преемственность; национал-сепаратистский, стремящийся восстановить былое величие и единство нации.

В отдельный вид выделяют религиозный терроризм – война против «неверных» (группы исламско-фундаметалистского толка).

Методы терроризма : убийства политических деятелей, похищение, угрозы, шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п.

Основу террористических организаций составляют лица от 20 до 30 лет. Значительное место здесь занимает студенчество (особенно гуманитарных специальностей).

Для террористов характерны: принципиально завышенные притязания, неадаптированность к реальности, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная агрессивность, стремление к стрессам, фанатизм.

Какими бы целями не оправдывали терроризм, он является одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

Тема 13. Политические идеологии.

_96_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 316.6 Д.Д. Северухина

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ. ФОРМЫ И ФАКТОРЫ УЧАСТИЯ И НЕУЧАСТИЯ В ПОЛИТИКЕ

В статье представлен теоретический обзор по проблеме политического поведения и участия гражданина, описаны основные теории, объясняющие причины того или иного политического поведения, и выделены факторы, на то или иное поведение влияющие. Проведён анализ понятий «политическое поведение», «политическое участие», «абсентеизм» и «протестное поведение»; описаны их формы и виды. Представлен обзор основных теорий политического и электорального поведения: социологической, социально-психологической, рационального выбора. Рассмотрены различные модели политического участия: ценностная модель Р. Инглхарта, мотивацион-ная модель Дж. Макклелланда и др. Описаны классификации форм политического поведения; отдельный акцент сделан на понятиях абсентеизма и протестного поведения. Проведён аналитический обзор работ по тематике абсентеизма и протестного поведения; анализируется степень проработанности данных тематик.

Ключевые слова: политическое поведение, политическое участие, электоральное поведение, протестное поведение, абсентеизм.

Введение

Среди важных демократических прав и свобод граждан выделим возможность каждого участвовать в политике и оказывать влияние на политический процесс. Разные люди принимают участие в политике с разной степенью интенсивности: одни интересуются политическими новостями, выступают на митингах и демонстрациях, состоят в различных политических организациях; другие, наоборот, стараются не вникать в политические вопросы и не проявляют никакой электоральной активности. Таким образом, некоторые люди максимально используют данные им Конституцией возможности; другие же, наоборот, отказываются от использования своего права. В политологической и политико-психологической литературе существует немало теорий, объясняющих причины того или иного политического и электорального поведения, имеющих свои преимущества и недостатки, но в той или иной мере объясняющих различные аспекты политического поведения граждан. В настоящее время высок интерес отечественных политологов и психологов к тематике политического участия, о чем свидетельствует множество исследований, посвященных данной теме. Цель данной работы - изучение существующих на сегодня исследований политического поведения и участия граждан, форм и факторов, влияющих на политическое поведение и участие. В работе представлен анализ понятий «политическое поведение» и «политическое участие», в связи с чем рассмотрены различные теории и модели; также приведены результаты современных отечественных исследований в области проблематики абсентеизма и протестного поведения. Однако прежде чем приступить к обзору, подробнее остановимся на различиях в толковании основных понятий, описывающих политическую активность человека.

Понятия «политическое поведение» и «политическое участие» часто используются в книгах на политическую и политико-психологическую тематику, однако получают неоднозначную трактовку. Остановимся на прояснении некоторых нюансов в их определении. Начнём с определения понятий «политическое поведение» и «политического действие». Поначалу использование этих терминов было обусловлено необходимостью разграничить осознанные (рациональные) и неосознаваемые или частично осознаваемые основания для политической активности. Однако в их определении больше противоречий, чем может показаться вначале, поскольку политические процессы не сводятся только к рациональным или эмоциональных началам, на что обращают внимание многие исследователи. Так В. А. Мельник пишет:

«Политическая деятельность охватывает любую политическую активность, проявляющуюся в сфере политики - осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. При этом мы не видим препятствий для того, чтобы пользоваться и понятием «политическое поведение», с помощью которого отражаются явления, связанные с реагированием субъектов политики на предъявляемые внешней средой стимулы или требования. Итак, политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя, однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный

и целенаправленный характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения .

Л.С. Санистебан приводит следующее определение: «Термин "политическое участие" используется для описания рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением» .

Д.В. Ольшанский в работе «Основы политической психологии» предлагает следующее определение: «Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демо-кратизма».

Отдельно скажем также о понятии, как "электоральное поведение". Обычно оно понимается как участие граждан в выборах государственной и муниципальной власти. И.В. Охременко описывает электоральное участие как «форму проявления политического поведения граждан по поводу делегирования своих полномочий». Таким образом, электоральное поведение проявляется во время проведение предвыборной кампании, непосредственно во время процедуры выборов, а также впоследствии связано с отзывом или переизбранием депутатов и т. п. .

В политической науке известны три основных теории, описывающие политическое поведение людей и факторы, влияющие на данное поведение: социологическая, социально-психологическия и теория рационального выбора. Каждая из них рассматривает преимущественно один из аспектов политического поведения, акцентируя внимание лишь на некоторых факторах, влияющих на него. Отдельно остановимся на каждом из них.

Основы социологического подхода к анализу политического поведения были заложены в результате исследования, проведенного группой американских ученых под руководством П. Лазарс-фелда по материалам президентских выборов 1948 г. Учёные выяснили, что при голосовании поведение избирателей определяется в большей мере не сознательным выбором, основанным на политических убеждениях, а принадлежностью к большой социальной группе. Так что сам факт волеизъявления является результатом не сознательного выбора, а скорее проявления солидарности с большой группой, к которой индивид принадлежит. В рамках данной теории можно рассматривать также исследования С. Вербы и Н. Най. В своей работе «Участие в Америке» они выявили зависимость участия в политике от некоторых показателей социального статуса. Так, к примеру, более активно в политике участвуют мужчины, представляющие среднестатусные и высокостатусные группы. Менее активны в политике пожилые люди, женщины, граждане с низким уровнем образования, домохозяйки и безработные. Позднее ряд исследователей подтвердили выводы группы Лазарсфельда, показав применимость данной теории к большинству западных демократий. Однако прогностическая способность этой теории оказалась невысокой, поэтому группа американских ученых под руководством Э. Кемпбелла разработала подход, с их точки зрения дополняющий социологическую теорию.

Так появился социально-психологический подход, в котором объектом солидарности избирателей является не просто большая социальная группа, но партия, так что выбор избирателей связан со склонностью их идентифицировать себя с той или иной партией в процессе ранней политической социализации. И далее, человек зачастую голосует за партию, за которую голосовали и его дед, отец и пр. Такой выбор называется «партийной идентификацией», являющейся важной ценностью для индивида, от которой не просто отказаться даже в силу более выгодных актуальных интересов. Такой подход успешно использовался для предсказания электорального поведения на выборах в Западной Европе и США. Было выявлено также, что люди, идентифицирующие себя с той или иной партией, часто приписывают партии свои собственные установки, которые могут и не соответствовать действительности.

Предпринимались также попытки создать подход, который бы интегрировал положения социологического и социально-психологического подходов. Однако у обоих из них есть существенный не-

достаток: они не в силах объяснить значимые сдвиги в избирательных предпочтениях, так как партийная идентификация и распределение социальных статусов - достаточно стабильные параметры.

Фундаментальным в теории рационального выбора является принцип, при котором "каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая". Он получил название «максимизации выгод» и был выдвинут в классической работе Э. Даунса "Экономическая теория демократии". Таким образом, рядовой избиратель рассматривался как человек, стремящийся к наибольшей реализации своих интересов и отдающий свой голос для достижения собственных целей. Однако такое представление мало соответствовало реальности. Тем не менее, некоторую ясность в эту теорию привнесли работы М. Фиорины, который пишет: «Обычно граждане располагают лишь одним видом сравнительно "твердых" данных: они знают, как им жилось при данной администрации. Им не надо знать в деталях экономическую или внешнюю политику действующей администрации, чтобы судить о результатах этой политики». Таким образом, Фиорина указывает на прямую связь между положением в экономике и результатами голосования.

Итак, факторами, определяющими политическое поведение индивида по данным социологической теории будет являться принадлежность к большой социальной группе; по данным социально-психологической теории - партийная идентификация; а согласно теории рационального выбора -экономическое благосостояние. Безусловно, каждый из этих факторов в той или иной мере влияет на политическое поведение того или иного индивида, однако существует немало и других факторов, оказывающих на него влияние.

Существует ряд моделей политического участия, в рамках которых рассматриваются такие факторы, как ценности, мотивы, установки и т.п. Так, классической моделью политического участия является ценностная модель Р. Инглхарта. Основное внимание в его теории уделяется влиянию определённых ценностей на политическое участие индивида. Инглхарт разделяет ценности на материалистические и постматериалистические. Как показали исследования, индивиды, у которых превалировали постматериалистические ценности, были более склонны к протестным и неконвенциональным формам политического поведения ввиду того, что они более заинтересованы в изменении существующего порядка вещей, чем в его сохранении.

Близка к данной модели «аттитюдная» модель политического участия. Учёные, придерживающиеся этой модели, изучают влияние политических установок на политическое поведение и участие. При этом в рамках данной модели признаются факты расхождений между установками и реальным поведением. В частности, Г. Дилигенский отмечает существование как минимум трех причин расхождения между установками и политическим поведением, которые отмечают социальные психологи:

«... существующие общественные и политические отношения и положение человека в этих отношениях ограничивают возможности свободного выбора типа индивидуального поведения; человек по объективным причинам не в состоянии реализовать свои убеждения и ценности, выработанные им в процессе осмысления действительности и заимствованные от других. В результате он вынужден руководствоваться актуальной установкой, противоречащей этим убеждениям»;

«. в психике индивида сосуществуют различные или противоположные установки в отношении одного и того же объекта либо ситуации (что объясняется в конечном счете противоречивостью сознания и социального и индивидуального опыта); одна из установок актуализируется под влиянием конкретного сочетания ситуационных факторов. Так, люди, в принципе отрицательно относящиеся к забастовкам, нередко тем не менее участвуют в них, поскольку в то же время видят в забастовках неизбежный способ действия в определенных экстремальных ситуациях»;

«непосредственной причиной рассогласования является вовлеченность индивида в социальную группу или межличностный контакт (как в казусе Лапьера), в интересы "других", побуждающая его действовать в соответствии с ролевой функцией в группе или групповыми ожиданиями» .

В целом представители данного подхода, помимо установок, учитывают также влияние других факторов, а политические установки рассматривают как трансляторы средовых и ситуационных условий.

Отметим также потребностно-мотивационные модели политического участия, которые строятся на теории иерархии потребностей А. Маслоу. Исследователи исходят из положения, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня. Потребности побуждают человека к действиям, но для осуществления какого-либо действия необходима дополнительная побудительная сила, которая направляет это действие и

придает ему смысл - а именно, мотив. Довольно внушительной и проработанной в данном направлении является мотивационная теория Д. Маклелланда, который выделяет три основные группы мотивов политического поведения:

Мотив обладания властью и/или мотив контроля над людьми и ситуацией;

Мотив достижения (цели, успеха);

Мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими).

По мнению Д. Маклелланда, преобладание того или иного мотива обуславливает тот или иной тип политического поведения человека. Например, преобладание мотива аффилиации у политика может способствовать достижению компромисса на переговорах, стремлению получить одобрение партнеров и т. п. .

Говоря о факторах, влияющих на политическое и электоральное поведение стоит выделить ма-нипулятивный подход. Основанный на положениях классического бихевиоризма, данный подход представляет, что человек - это чистый лист и политическая агитация и пропаганда формируют его мнение, относительно тех или иных политических событий. Соответственно, наиболее успешной становятся партия или кандидат, которые владеют наиболее совершенными технологиями убеждения электората. В то же время человек всё же не является лишь чистой доской, а имеет свои мотивы и убеждения, которые также влияют на его политическое поведение. В связи с этим стоит упомянуть диссертационную работу Е.Б. Богатовой «Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно-психологическим предвыборным воздействиям», в которой автор приходит к следующим выводам - высокие показатели интеллектуального развития, активная общественная деятельность, радикализм, нонконформизм и критичность способствуют формированию высокой устойчивости к информационно-психологическим воздействиям. А такие факторы, как высокая степень социальной фрустрации и личностной тревожности, особенно в сочетании с факторами низкого интеллектуального развития и низкой критичности, приводят к уязвимости личности к информационно-психологическому влиянию .

Подводя итог, отметим, что, ввиду немалого количества факторов, влияющих на политическое поведение индивида, изучение их влияния на поведение является становиться частым предметом исследований для политологов и политических психологов.

Рассмотрев основные теоретические понятия и положения, перейдём к формам политического поведения граждан. Наиболее распространено деление на пассивные и активные формы политического участия. Остановимся на классификации в работах Е.Б. Шестопал, в которых основанием для выделения типов служат и объективные характеристики политического поведения, и субъективное восприятие политики человеком, его понимание собственной роли в ней.

Приведем одну из наиболее разработанных схем политической деятельности, учитывающую как политические ее качества, так и психологические формы проявления.

1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека.

2. Участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение).

3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним организаций.

4. Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее.

5. Прямое действие.

6. Активная (в том числе и руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее коренной перестройки.

Справедливо обращать внимание не только на формы политических действий, но и на формы иммобильности, такие, как:

а) выключенность из политических отношений, обусловленные низким уровнем общественного развития;

б) политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы, низкой эффективности механизмов обратной связи между такой системой и гражданским обществом в целом, разочарование в политических институтах;

в) политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после чужеземного завоевания и оккупации, победы контрреволюции, кровавого подавления массовых социальных и политических движений);

г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Конечно, приведенные выше формы политического поведения отнюдь не равнозначны как в количественном, так и в качественном отношениях. Одни из них занимают очень скромное место в политической практике и представлены единичными акциями, в то время как другие необычайно развиты и серьезно влияют на ход событий. Развитость или неразвитость каждой из этих конкретных форм поведения являются показателями, по которым можно судить о политической системе в целом, и о политической культуре в частности. Так из всех форм политической активности в политических системах развитых стран Запада выделяется, прежде всего, электоральное поведение .

Как уже было сказано, наиболее распространённой формой такого участия является электоральное поведение, а именно - участие в выборах. Однако, несмотря на возможность влияния на политическую жизнь страны, всё большая часть населения России не использует её. Отказ от участия в политической жизни страны всё большего процента населения может негативно сказаться на эффективности механизма выборов как демократического института. В связи с этим становиться актуальным изучение проблемы абсентеизма.

Также явлением, требующим пристального внимания, является протестное поведение граждан, поскольку зачастую оно может привести к противозаконным и даже опасным действиям. Отметим, что у причин абсентеизма и протестного поведения основания общие. Рассмотрим данную проблему подробнее.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест, как отмечает Дилигенский, - это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям. К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции .

Самой популярной концепцией, объясняющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация - это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях . Причинами депривации могут быть рост налогов, цен, утрата привычного социального статуса, экономический спад и пр. Чаще всего рост проте-стных настроений наблюдается при спаде от экономического подъёма к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свой прежний уровень жизни с ситуацией в настоящем. Активизация про-тестных форм поведения может происходить и в период экономического подъёма, когда реформы и темпы экономического развития не успевают за запросами общества. Однако, недовольство - это важный, но не единственный фактор, вызывающий протестные настроения. В качестве этих факторов могут быть приверженность к радикальным идеологиям, недоверие к власти, неверие в действенность иных способов выражения требований. Формами протестного поведения могут быть митинги, демонстрации, забастовки, пикеты и пр. Данные акции без должной степени контроля и организованности могут привести к массовым беспорядкам, стычкам и бунтам. Поэтому в ряде демократических стран эти акции регулируются специальными законами.

Отдельно остановимся на степени проработанности данной тематики. Протестные формы поведения наиболее активно начали изучаться в ХХ веке, характеризующемся как эпоха войн и революций. Понятие «политический протест» появилось в 1960-е гг. в работах таких ученых, как Г. Ал-монд, С. Верба, А. Марш, Д. Белл. Изучая феномен политического участия, они исследовали также его протестные формы.

В политологии феномен протеста анализируется с разных позиций: как реализация убеждений личности, ее политического выбора на индивидуальном уровне (А. Кэмпбелл, Д. Истон, П. Лазарс-фельд, Ф. Конверс), как коллективное действие в условиях формирования современного общества и демократической политической системы (А. Турен, Т. Парсонс), в контексте политической стратификации (Ф. Гогель) .

Отечественные исследования, посвященные современному протестному движению, относятся к концу 1980-х гг. Как отмечается в работе Е.С. Соиной «Политическое протестное поведение в современной России», «Выборы 1989 и 1990 годов привели к политическому успеху протестных движений, многие увидели в них действительную силу, способную оказывать существенное влияние на политиче-

скую систему, на процесс управления государством и обществом в целом. В это же время появляется целый ряд работ, посвященных политическому протесту, авторами которых являются Е.А. Здравомы-слова, А.В. Кинсбурский, С.Г. Кара-Мурза, Б.Ю. Кагарлицкий, И.М. Кривогуз, И.А. Климов, Ю.А. Левада, М.М. Назаров, В.В. Сафронов, О.Н. Яницкий».

В последние годы вышел ряд диссертационных работ на данную тематику - это и вышеуказанная работа Е.С. Соиной «Политическое и протестное поведение в современной России», и Е.Н. Куты-гина «Культура политического протеста», О.Ю. Гаранин «Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России» и др.

Подробному анализу политического протеста посвящена диссертационная работа С.В. Позднякова «Политический протест». Несмотря на то, что эту работу уже сложно назвать современной, поскольку она вышла в 2002 г., однако в ней проводится обстоятельное изучение самого феномена протеста и рассматривается в том числе его исторический аспект. Как пишет С.В. Поздняков, «Наше отношение к протестам и поведение в них формировались на протяжении тысячелетий и в новый век мы вполне понятно вошли уже с определенным протестным менталитетом, выработанным всем ходом предшествующей истории. Реакция россиян на притеснения властей всегда приобретала крайние формы. Это был либо бунт, либо покорное смирение. В промежутках между этими крайностями власть и подвластное ему население стремились вести относительно независимое друг от друга существование» .

Интересной также представляется более современная работа К.Г. Дубровского о проблематике протеста - «Политический аспект массовых протестных акций в современной России». Работа базируется на теории общественного договора, и автор диссертации приходит к следующим выводам: установлено, что «основными причинами всплесков протестной активности населения являются отсутствие площадок публичной коммуникации, на которых бы воспроизводилась легитимация политического порядка, а также недоступность для оппозиции большинства медийных каналов,

Выявлено, что в основе мотивации молодежи в предъявлении власти политических требований в ходе социальных протестов находится политический романтизм и создаваемый масс-медиа имидж "борцов за справедливость",

В процессе анализа роли профсоюзов в протестных акциях, включающих, наряду с социальными и экономическими требованиями, политические лозунги, выявлено стремление политических партий придать профсоюзным акциям политическую окраску,

Установлено, что протестная активность современного российского общества имеет в большей мере локальный характер, при этом социальное недовольство постепенно трансформируется в политическое» .

Исследования протестного поведения можно разделить на исторические, когда производится анализ уже прошедших исторических событий; например, работа О.В. Колбасиной «Молодежное протестное движение в США: вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов»; на политологические - статьи И.А. Савченко «Политический протест в современном обществе: технологический подход»: в данной статье рассматриваются новые формы протестного поведения, такие как флешмобы, перфомансы, хепенинги. Данные формы объединяются в понятие «спектакулярные формы политического протеста». Также стоит выделить современные психологические исследования данного феномена: Е.Р. Агадуллина, А.В. Ловаков «Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы»; А.Ш. Гусейнов «Феномен протестного поведения и др».

В последнее время по тематике политического протеста также вышел ряд диссертационных работ, посвященных проблеме протеста в регионах. Например, можно отметить работу В.А. Артюхиной "Протестное поведение населения Алтайского края в постсоветский период", где автор анализирует данные социологических исследований протестного поведения в Алтайском крае в 1991-2011 гг. В.А. Артюхина получила следующие результаты: В Алтайском крае в течение последнего десятилетия наблюдается рост протестных акций и числа их участников, увеличение количества нелегитимных акций протеста, политизация протестного поведения (то есть фокусировка недовольства протестующих на органах власти) и радикализация требований. Также В.А. Артюхина отмечает, что протестная активность в крае имеет сезонные колебания, а именно - приходятся на позднюю осень и раннюю весну .

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм, под которым в трактовке К.С. Гаджиева понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосо-

вании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, то есть политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей .

Среди причин абсентеизма можно назвать отсутствие интереса к политике как следствие увлеченности личными проблемами и интересами и эффективным их решением, в результате чего появляется ощущение ненужности политики. Или же, наоборот, апатия к политическим вопросам может порождаться чувством собственной беспомощности перед лицом нависших проблем, недоверием к политическим институтам и неверие в возможность влияния на политическую жизнь государства. Абсентеизм чаще всего наблюдается у молодёжи, представителей различных субкультур и у лиц с низким уровнем образования.

Как пишет З.З. Джандубаева в своей работе «Абсентеизм как феномен современной российской практики»: «В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера» .

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой, существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения. Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия» .

Феномен абсентеизма начал изучаться в России относительно недавно. Это обусловлено историческими факторами: в Советском Союзе явка на выборы была фактически 100 %, а в 1990-е гг. люди активно интересовались политикой ввиду нестабильной ситуации на политический арене страны. Однако именно в то время и начало постепенно расти количество людей, не участвующих в выборах и считающих, что от их действий в стране ничего не изменится. В 2000-х гг. их процент неуклонно рос.

Во времена перестройки появляются работы Е.Б. Шестопал, Л.Я. Гозмана, Е.Г. Андрющенко и др. В последние годы по данной проблематике можно выделить работы К.И. Аринина «Абсентеизм в политике: причины и последствия», Ю.И. Бушенёва «Социально-политические основание российского электорального абсентеизма», А.Ю. Беляева, Е.Н. Тарасова «Тенденция абсентеизма в современном российском обществе».

Среди современных диссертационных работ, посвященных тематике абсентеизма в России, выделим работу Е.С. Сидоркиной «Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: 1995-2008 гг». Важная особенность данной работы - составленная автором классификация типов абсентеизма, разработанная на основе мотивов электорального неучастия, в которой перечислены 9 типов абсентеизма: «1) объективные обстоятельства неучастия в голосовании (болезнь, отъезд, плохая погода), 2) отсутствие интереса к политике (аполитичность), 3) усталость и разочарование в политике, 4) отсутствие достойных кандидатов, 5) отсутствие веры в то, что голос одного человека может на что-либо повлиять, 6) низкая значимость парламента в глазах избирателей, 7) протест против сложившейся ситуации в стране, 8) убежденность в предрешенности результата выборов, 9) снижение эффективности института выборов в глазах избирателей» .

Также из последних работ на тему абсентеизма выделим работу О.В. Анисимовой «Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора». В работе на основе опроса 400 пензенских избирателей исследователь пришла к следующим выводам: подавляющая часть современного регионального электората обладает следующими характеристиками: «1) пассивность и слабовыраженный интерес к событиям в социально-политической сфере; 2) преобладание минимальной электоральной активности среди молодого населения в возрасте от 22 до 35 лет; 3) недоверие к выборным структурам и отсутствие уверенности в способности что-либо изменить в сложившейся политической ситуации». Также автор полагает, что предрасположенность к политическому абсентеизму отмечается у людей, которые слабо задействованы в социально-политической жизни, а также нежелания и неумения нести ответственность за свои поступки .

Отметим также работы, описывающие данный феномен. Особого внимания достойна, например, статья В.В. Зуйкова и Е.В. Звоновой «Психологические основы абсентеизма», где даётся подробный анализ различных психологических причин, связанных с абсентеизмом, и довольно большое внимание уделяется процессу политической социализации как важного фактора, влияющего на политическое участие граждан. Особенности политической социализации различных поколений российских граждан имеют связь с уровнем абсентеизма в настоящее время .

Заключение

Политическое поведение и различные его формы на данный момент активно изучаются отечественным исследователями, однако остаётся еще немало «белых пятен». Поэтому исследование политического поведения представляется весьма актуальной проблематикой, особенно в условиях активно меняющейся политической действительности. В данной статье проанализированы основные теории, описывающие политическое поведение и участие, а именно: социологическая, социально-психологическая и теория рационального выбора; также рассмотрены такие модели политического участия, как ценностная, аттитюдная и потребностно-мотивационная. Немало внимания уделено проблеме политического протеста и абсентеизма, о которых в заключение скажем следующее: несмотря на различные проявления, абсентеизм и протестное поведение могут иметь общую природу, а именно: недовольство существующей политической системой. Безусловно, абсентеизм отдельного гражданина может иметь под собой и частные причины, вроде болезни, изменений погоды и личных обстоятельств, из-за которых человек не смог посетить выборы. Данный процент абсентеизма будет наблюдаться в любом обществе и считаться нормой, однако когда уровень не посещающих выборы граждан неуклонно растёт, это может быть признаком накопления недовольства существующей политической ситуацией в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова О.В. Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2010. 24 с.

2. Артюхина В.А. Протестное поведение населения алтайского края в постсоветский период (по материалам социологических исследований 1991-2011 гг.): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2012. 20 с.

3. Богатова Е.Б. Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно -психологическим предвыборным воздействиям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2015. 27 с.

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 336 с.

5. Гаранин О.Ю. Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России: автореф. дис. . канд. полит. наук. Краснодар, 2010. 28 с.

6. Джандубаева З.З. Абсентеизм как феномен современной российской практики: дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 134 с. : ил.

7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие. М.: Наука, 1994. 304 с.

8. Дубровский К.Г. Политический аспект массовых протестных акций в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-н/Д, 2007. 14 с.

9. Зуйков В.В., Звонова Е.В. Психологические основы абсентеизма // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2013. № 33. С. 74-82.

10. Макклелланд Д. Мотивация человека: монография. СПб.: Питер, 2007. 672 с.: ил. (сер. «Мастера психологии»).

11. Мельник В.А. Политология: учебник. Минск: Выш. шк., 2002. С. 416-429.

12. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.

13. Охременко И.В. Электоральное поведение: Теория вопроса: учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 52 с.

14. Поздняков С.В. Политический протест: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-н/Д, 2002. 26 с.

15. Санистебан Л. С. Основы политической науки / пер. с исп. В.Л. Заболотного. М.: МП Владан, 1992. 123 с.

16. Сидоркина Е.С. Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: (1995-2008 гг.): дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 163 с.

17. Соина Е. С. Политическое протестное поведение в современной России: автореф. дис. . канд. полит. наук. Ставрополь, 2008. 23 с.

18. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002. 448 с.

Поступила в редакцию 17.01.17

D.D. Severukhina

POLITICAL BEHAVIOR AND POLITICAL PARTICIPATION. FORMS AND FACTORS OF PARTICIPATION AND NON-PARTICIPATION IN POLITICS

This article provides a theoretical overview of the problem of political behavior and participation of people, describes the main theories explaining the reasons for particular types of political behavior and highlights the factors influencing this behavior. Analysis of the concepts "political behavior", "political participation", "absenteeism" and "protest behavior" is carried out and their forms and types are described. A review is made of the basic theories of political and electoral behavior, such as sociological, socio-psychological, rational choice theory, and various models of political participation, such as the value model of R. Inglehart, the motivational model of J. McClelland and etc., are discussed. Classifications of various forms of political behavior, where special emphasis is placed on the concepts of absenteeism and protest behavior, are described. An analysis is also made of works on absenteeism and protest behavior and of the degree of elaboration of these topics.

Keywords: political behavior, political participation, electoral behavior, protest behavior, absenteeism.

Severukhina D.D., postgraduate student at Department of Social Psychology and Conflict

Северухина Дарья Дмитриевна, аспирант кафедры социальной психологии и конфликтологии

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1(корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]