Философия SLA: что такое эскалация и зачем она нужна. Значение слова эскалация Эскалация вопроса что

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова эскалация

эскалация в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

эскалация

ж. Постепенное увеличение, расширение, рост.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эскалация

ЭСКАЛАЦИЯ (англ. escalation) расширение, наращивание (вооружений и т.п.), постепенное усиление, распространение (конфликта и т.п.), обострение (положения и т.п.).

Эскалация

(англ. escalation), расширение, наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение (положения и т. п.).

Википедия

Эскалация

Эскала́ция - постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, коррупции во власти, или эскалация войны); наращивание.

Понятие «эскалация» стало широко применяться в эпоху « холодной войны ». Существует также термин «эскалация конфликта». Эскалация конфликта играет тактическую роль в военных конфликтах и имеет чёткие правила применения вооружённой силы.

Примеры употребления слова эскалация в литературе.

На каждую эскалацию наших усилий, на каждое расширение фронта атаки на хторранское заражение оно отвечает новым распространением вширь и новыми адоптациями, которые сводят на нет все наши усилия.

На горбачевскую программу строительства безъядерного мира Рейган ответил эскалацией военных программ, фактическим выходом из Договора ОСВ-2 и бомбардировками Ливии.

Это привело к эскалации социотехнических методов: бомбы взрывались бомбоньерками и благовонными букетами, а втолковники и укорилки гремели, как иерихонские трубы.

И если исходить из предпосылки, что военная пропаганда Вильгельма, поджигательские провокации, почти мистический культ армии и провозглашение пангерманских идей, в сочетании с эскалацией вооружений в Германии, стали виной Первой мировой войны, следует допустить, что свою долю в этом несло и его поражение мозга.

Но после ввода вооруженных отрядов в Сухуми, в Абхазии начались фактически не контролируемые процессы, которые вызвали эскалацию войны и последующие явления.

Один из важных моментов, демонстрируемых с помощью предложенной схемы - это тот факт, что ни одни открытый конфликт не может продолжаться бесконечно долго, для каждого конфликта существует предел эскалации , который определяется соотношением сил сторон, средой, в которой протекает конфликт, управляющими воздействиями на конфликт и многими другим факторами.

Нет никаких закономерностей, согласно которым конфликт обязательно должен развиться до предела эскалации , наоборот, смысл конфликтологической экспертизы заключается именно в том, чтобы выявить пути и механизмы либо предупреждения конфликта, либо его ранней деэскалации .

При таком развитии событий обычно формируется затяжной этнический конфликт, для которого не характерны такие разрушительные следствия, как для конфликта на пределе эскалации , но он представляет собой путь к социально-этническому кризису, причем зачастую имеющему региональный характер, даже если сам конфликт имел локальных характер.

Примерно через месяц позиция Милошевича изменилась - он уже не хотел эскалации конфликта, просил остановить войну.

Попытки молдавских властей навести порядок в левобережье привели к открытому сопротивлению, быстро переросшему в спорадические военные действия с ежедневной их эскалацией .

В наше время были два знаменитых случая внезапного нападения без провокации со стороны жертвы, которые завершились провалом: германская кампания поэтапной эскалации агрессии против остальных стран Европы и нападение японцев на Дальнем Востоке.

Из прошлого опыта она знала, что каждая неделя промедления в написании записки со словами благодарности приводила к эскалации неудобств, которые она испытывала.

Анне считает, что переводчики стали болеть за участников в этом проклятом диспуте у пауков, и разбегание гнили стало лишь эскалацией обычного несогласия зипхедов.

Ты мне лучше про вчера не напоминай, - начинаю вскипать я, но Серега делает миролюбивый жест рукой - мол, все забыто, и я решаю не заниматься эскалацией конфликта.

Хорошо, что сама природа ставит преграду психофармакологической эскалации .

Эскалация - это увеличение, расширение, усиление, распрастронение чего-либо

Что значит эскалация спора, конфликта, инцидента, войны, напряженности или вопроса

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Эскалация - это, определение

Эскалация - это термин (от англ. Escalation букв. восхождение с помощью лестницы), обозначающий постепенное увеличение, возрастание, наращивание, обострение, расширение чего-либо. В советской печати термин получил распространение в 1960-е годы в связи с расширением военной агрессии США в Индокитае. Используется применительно к вооруженным конфликтам, спорам, различным проблемам.

Эскалация - это постепенное увеличение, рост, расширение, наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение положения.

Эскалация - это последовательное и неуклонное нарастание, увеличение, усиление, расширение борьбы, конфликта, агрессии.


Эскалация - это расширение, наращивание, увеличение чего-либо, интенсификация.

Эскалация конфликта - это развитие конфликта, который прогрессирует во времени; обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие.


Эскалация войны - это милитаристская концепция постепенного превращения военно-политического конфликта в кризисную ситуацию и в войну.

Эскалация проблемы - это вынос проблемы на обсуждение на более высокий уровень при невозможности её решения на текущем.


Эскалация таможенного тарифа - это увеличение ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки товара.


Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.


Например, номинальный и эффективный тарифы на продукты питания составляют в США 4,7 и 10,6% соответственно, в Японии - 25,4 и 50,3%, в Европейском союзе - 10,1 и 17,8%. Почти что двукратное превышение реально существующего уровня налогообложения продуктов питания над номинальным уровнем достигается за счет наложения импортных пошлин на пищевые продукты, из которых они производятся. Поэтому именно эффективный, а не номинальный уровень таможенной защиты является предметом переговоров во время возникновения торговых конфликтов между тремя центрами современ­ной рыночной экономики.


Тарифная эскалация (tariff escala tion) - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.


Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.


Итак, таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара - нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.


Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.


Например: уровень таможенного обложения товаров из кожи, выстроенных по принципу производственной цепочки (шкура - кожа - продукты из кожи), возрастает по мере роста степени обработки шкуры. В США шкала тарифной эскалации составляет 0,8-3,7- 9,2%, в Японии - 0-8,5-12,4, в Европейском союзе - 0-2,4-5,5%. По данным ГАТТ, тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах.

Импорт развитых стран из развивающихся (ставка импортного тарифа, в %)


Эскалация конфликта

Под эскалацией конфликта (от лат. sсаlа - «лестница») понимается развитие конфликта, который прогрессирует во времени; обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.


Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. В процессе эскалации происходит переход к более примитивным формам отображения.

2. Вытеснение адекватного восприятия другого, образом врага.

Образ врага как целостное представление о оппоненте, который интегрирует искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в процессе латентного периода конфликта как результат восприятия, детерминированного отрицательными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит опосредованный характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное.


В процессе эскалации образ врага проявляется все более отчетливо и постепенно вытесняет объективный образ.

О образе врага, который доминирует в конфликтной ситуации, свидетельствует:

Недоверие;

Возложение вины на врага;

Негативное ожидание;

Отождествление со злом;

Представление «нулевой суммы» («все, что выгодно врагу, вредит нам», и наоборот);

Деиндивидуализация («всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом »);

Отказ в соболезновании.

Закреплению образа врага способствуют:

Рост негативных эмоций;

Ожидание деструктивных действий от другой стороны;

Негативные стереотипы и установки;

Серьезность объекта конфликта для лица (группы);

Продолжительность конфликта.

Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме за короткое время; сопротивление оппонента.


4. Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам.

Когда сталкиваются мнения людей, то люди обычно стараются их аргументировать. Другие, оценивая позицию человека, тем самым косвенно оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно добавляет значительного личностного окраса плодам своего интеллекта. Поэтому критику результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринято, как негативную оценку его самого как личности. Критика в данном случае воспринимается как угроза самооценки лица, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.


5. Рост иерархического ранга интересов, нарушается и защищается, его поляризация.

Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалацию конфликта может быть рассмотрено, как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга интересов, нарушается.

В процессе эскалации интересы оппонентов будто разводятся на противоположные полюса. Если в перед конфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существования одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.


6. Применение насилия.

Характерным признаком эскалации конфликта является применение последнего из аргументов - насилия. Многие насильственные действия обусловлены местью. Агрессия связана со стремлением какой-либо внутренней компенсации (за утраченный престиж, снижение самооценки и т.д.), возмещения ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб.


7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, которое началось через спорный объект, перерастает в более глобальное столкновение, в процессе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, его вызвали, и он продолжается после того, как они стали незначительными.


8. Расширение границ конфликта.

Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникает множество различных точек соприкосновения. Конфликт распространяется на большой территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.


9. Увеличение количества участников.

Это может происходить в процессе эскалации конфликта через привлечение все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта на межгрупповой, количественное увеличение и изменение структуры групп, участвующих в противоборстве, изменяет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.


С обострением конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Этот процесс носит волнообразный характер, основанный на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотично, а поэтапно, по замыслу онтогенеза психики, но в противоположную сторону).

Два первых этапа отражают развитие перед конфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет потеряно почву для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Мероприятия, осуществленные одной из сторон для смены позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Все ожидания сосредоточиваются на действиях, заменяющих тщетные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальные: обе стороны надеются напором и жесткостью вызвать изменение позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелым взглядом на реальность жертвуют, в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально.


Настоящие проблемы конфликта теряют важность, тогда как лицо противника оказывается в центре внимания.

Возрастные уровни эмоционального и социально-познавательного функционирования психики человека:

Начало латентной фазы;

Латентная фаза;

Демонстративная фаза;

Агрессивная фаза;

Батальная фаза.

На четвертом этапе функционирования психика регрессирует примерно до уровня, отвечающего возраста 6-8 лет. У человека еще присутствует образ другого, но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и состоянием этого другого. В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, то есть все, что «не я» или «не мы», является плохим, и потому откидывается.


На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - самого себя. На карту ставятся священные ценности, убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие приобретают обезличенной формы, восприятие противоположной стороны застывает в твердом образе врага. Враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Поэтому неискушенному наблюдателю трудно воспринимать глубоко регрессированное восприятие других, принимать меры по урегулированию конфликта.


Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения нравственных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

Эскалация межгосударственных конфликтов

Эскалация вооруженного конфликта имеет тактическую роль в военных конфликтах и чёткие правила применения вооруженной силы.


Выделяют шесть стадий межгосударственных конфликтов.

Для первой стадии политического конфликта характерно сформировавшееся отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий (это сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.)


Второй фазой конфликта является определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств, внутренней и международной ситуации.

Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников через блоки, союзы, договоры.

Четвертая стадия - нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.

Пятая стадия конфликта - переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстративных целях или ограниченных масштабах.


Шестая стадия - это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников.


В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства:

Межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

Национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

Внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).


Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и военным конфликтом:

Военные конфликты менее масштабны. Цели - ограничены. Причины - спорные вопросы. Причина войны - глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны;

Война - состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт - состояние социальной группы;

Война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.

Эскалация Второй мировой войны на Дальнем Востоке

Руководство далекой азиатской страны, тысячелетия не знавшей военных поражений, сделало важнейшие для себя умозаключения: Германия окончательно побеждает в Европе, Россия исчезает как фактор мировой политики, Британия отступает на всех фронтах, изоляционистская и материалистическая Америка не сможет в одночасье превратиться в военного гиганта – такой шанс бывает раз в тысячелетие. Тем более в стране разлилось недовольство санкциями Соединенных Штатов. И Япония сделала свой выбор. 189 японских бомбардировщиков зашли со стороны солнца над основной американской базой на Гавайских островах.


В мировой борьбе произошел тектонический сдвиг. Япония, военной мощи которой так опасался Сталин, своими действиями привела в лагерь противников «оси» Берлин-Токио-Рим великую заокеанскую державу.


Самоослепление самураев, преступная гордыня японского милитаризма повернула события таким образом, что у стоящей на краю пропасти России появился великий союзник. В быстро развертывающихся вооруженных силах США пока служило 1,7 миллиона человек, но эта цифра неумолимо росла. В американских военно-морских силах насчитывалось 6 авианосцев, 17 линейных кораблей, 36 крейсеров, 220 эсминцев, 114 подводных лодок, в ВВС США - 13 тысяч самолетов. Но значительная часть американских вооруженных сил была прикована к Атлантике. Собственно на Тихом океане японскому агрессору противостояли совместные силы американцев, англичан и голландцев - 22 дивизии (400 тысяч человек), около 1,4 тысячи самолетов, 4 авианосца с 280 самолетами, 11 линейных кораблей, 35 крейсеров, 100 эсминцев, 86 подводных лодок.


Когда Гитлер узнал о японском нападении на Пирл-Харбор, его восторг был искренним. Теперь японцы полностью свяжут Соединенные Штаты на Тихом океане и американцам будет не до европейского театра военных действий. Британия будет ослаблена на Дальнем Востоке и на восточных подходах к Индии. Америка и Британия не смогут оказать помощь изолированной Германией и Японией России. У Вермахта абсолютно развязаны руки сделать со своим противником все, что угодно.


Соединенные Штаты вступили в мировую борьбу. Рузвельт послал в конгресс военный бюджет в 109 миллиардов долларов – никто, нигде и никогда не расходовал в год столько средств на военные нужды. «Боинг» стал готовиться к выпуску Б-17 («Летающая крепость»), а позднее - Б-29 («Сверхкрепость»); «Консолидэйтид» производила бомбардировщик Б-24 («Либерейтор»); компания «Норт Америкен» - П-51 («Мустанг»). Вечером первого дня 1942 года президент Ф. Рузвельт, премьер-министр У. Черчилль, посол СССР М.М. Литвинов и китайский посол Т. Сунг подписали в кабинете Рузвельта документ под названием «Декларация Объединенных Наций». Так складывалась антигитлеровская коалиция.


А японцы продолжали феноменальную череду побед на протяжении всех первых месяцев 1942 года. Они высадились на Борнео и продолжали распространять влияние над голландской Ист-Индией, взяв при помощи воздушного десанта город Манадо на Целебесе. Через несколько дней они вошли в филиппинскую столицу Манилу, начали наступление против американских войск на Батаане и нанесли удар по Рабаулу – стратегически расположенной базе англичан в архипелаге Бисмарка. В Малайе британские войска оставили Куала Лумпур. Все эти сообщения наполняли германское руководство восторгом. Они не ошиблись. Вермахт получал необходимое время для того, чтобы прийти в себя после Московской битвы и решить судьбу войны против СССР в тщательно подготовленной летней кампании.


Эскалация Чеченской войны 1994-1996

Первая Чеченская война - военный конфликт между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерией, который происходил в основном на территории Чечни в период с 1994 года по 1996 год. Результатом конфликта стала победа чеченских вооруженных сил и вывод российских войск, массовые разрушения, жертвы и сохранение Чечней независимости.


Чеченская республика вышла из состава СССР придерживаясь процедуры выхода и Конституции СССР. Однако несмотря на это, и то, что правительствами СССР, РСФСР эти действия были признаны и утверждены, Российская Федерация решила не учитывать нормы международного права и собственное законодательство. Оправившись от политического кризиса в стране с конца 1993 года российские спецслужбы начинают осуществлять все большее влияние на высшее руководство государства, и начинают активно вмешиваться в дела независимых государств соседей (бывших республик СССР). В отношении Чеченской республики осуществляется попытка присоединить ее к РФ.


Была установлена транспортная и финансовая блокада Чечни, что привело к коллапсу чеченской экономики и быстрого обнищания чеченского населения. После этого российскими спецслужбами началась операция по разжигание внутренне чеченского вооруженного конфликта. Силы антидудаевскои оппозиции проходили подготовку на российских военных базах и поставлялись вооружением. Однако хотя антидудаевские силы и принимали российскую помощь их руководители заявляли, что вооруженное противостояние в Чечне является внутренне-чеченской делом и в случае российского военного вмешательства они забудут свои противоречия и вместе с Дудаевым будут защищать чеченскую независимость.


Разжигание братоубийственной войны, к тому же, не укладывалось в менталитет чеченского народа и противоречило его национальным традициям, поэтому несмотря на военную помощь со стороны Москвы и страстное желание лидеров чеченской оппозиции на российских штыках дорваться к власти в Грозном, вооруженное противостояние между чеченцами так и не достигло желаемого уровня интенсивности, и российское руководство приняло решение о необходимости собственной военной операции в Чечне, которая превращалась в непростую задачу учитывая тот факт, что советской армией в Чеченской республике было оставлено существенный военный арсенал (42 танка, 90 единиц другой бронетехники, 150 орудий, 18 установок "Град", несколько учебных самолетов, зенитные, ракетные и переносные средства ПВО, огромное количество противотанковых средств, стрелкового оружия и боеприпасов к нему). Чеченцы также создали собственную регулярную армию и начали выпуск собственного автомата - "Борзая".

Эскалация конфликтов на Среднем Востоке: Иран и Афганистан (1977-1980гг.)

1. Иран. Относительно удачные действия американской дипломатии на Дальнем Востоке были перечеркнуты потерями, которые США понесли на Среднем Востоке. Главным партнером Вашингтона в этой части мира был Иран. Страной авторитарно руководил шах Мохаммед Реза Пехлеви, который в 1960-1970-х годах провел ряд реформ для экономической модернизации Ирана, а также принял меры для ограничения влияния религиозных лидеров, в частности, выслав из страны Р. Хомейни. Не получив поддержку своим реформам в запрашиваемом объеме на Западе, шах обратился к СССР.


Однако «нефтяной шок» 1973-1974 гг. дал Ирану необходимые ресурсы для экономического развития - Иран был одним из крупнейших поставщиков «черного золота» на мировые рынки. Тегеран разработал амбициозный план строительства престижных объектов (атомных электростанций, крупнейшего в мире нефтехимического комбината, металлургических заводов). Эти программы превышали возможности и потребности страны.

Был взят курс на модернизацию иранской армии. Закупка вооружений в США к середине 1970-х годов поглощала 5-6 млрд долл. в год. Примерно на такую же сумму во второй половине 1960-х годов были размещены заказы на оружие и военную технику в Великобритании, Франции и Италии. Шах при поддержке США добился превращения Ирана в ведущую военную державу региона. В 1969 г. Иран заявил о территориальных притязаниях к соседним арабским странам и в 1971 г. оккупировал три острова в Ормузском проливе при выходе из Персидского залива в Индийский океан.


Вслед за тем Тегеран де-факто установил контроль над частью акватории пограничной с Ираком реки Шатг-эль-Араб, что повлекло разрыв дипломатических отношений с Ираком. В 1972 г. между Ираном и Ираком вспыхнул конфликт. Иран стал оказывать поддержку курдскому оппозиционному движению в Ираке. Однако в 1975 г. ирано-иракские отношения удалось нормализовать, и Тегеран прекратил оказывать помощь курдам. США и Британия, считая Иран союзником, поощряли правительство шаха в его намерении играть ведущую роль в зоне Персидского залива.


Хотя администрация Дж. Картера не одобряла репрессивной политики шаха внутри страны, в Вашингтоне ценили партнерство с Тегераном, особенно после того, как возникла угроза применения «нефтяного оружия» арабскими странами. Иран сотрудничал с США и странами Западной Европы в вопросах стабилизации рынка энергоносителей. Сближение с США сопровождалось проникновением в Иран американской культуры и образа жизни. Это входило в противоречие с национальными традициями иранцев, консервативным жизненным укладом, менталитетом, базирующимся на исламских ценностях. Вестернизация сопровождалась произволом властей, коррупцией, структурной ломкой экономики, ухудшением материального положения населения. Это множило недовольство. В 1978 г. в стране накопилась критическая масса антимонархических настроений. Повсюду стали происходить стихийные митинги и демонстрации. Для подавления выступлений попробовали применить силы полиции, спецслужб и армию. Слухи о пытках и убийствах арестованных активистов антишахских выступлений окончательно взорвали ситуацию. 9 января в Тегеране началось восстание. Армия была парализована и не пришла на помощь правительству. 12 января захваченное восставшими тегеранское радио объявило о победе исламской революции в Иране. 16 января 1979 г. шах в сопровождении членов семьи покинул страну.


1 февраля 1979 г. в Тегеран из эмиграции во Франции вернулся великий аятолла Р. Хомейни. Теперь его стали называть «имамом». Он поручил своему соратнику Мохаммеду Базаргану сформировать временное правительство. 1 апреля 1979 г. была официально провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ).


4 ноября 1979 г. иранские студенты ворвались на территорию посольства США в Тегеране и захватили находившихся там американских дипломатов в качестве заложников. Участники акции потребовали "от Вашингтона выдачи Ирану шаха, находившегося в США. Их требования поддержали иранские власти. В ответ президент Дж. Картер 7 апреля 1980 г. объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Против Тегерана были введены санкции. Дж. Картер наложил запрет на импорт иранской нефти и объявил о замораживании иранских активов (около 12 млрд долл.) в американских банках. В мае 1980 г. страны Европейского сообщества присоединились к санкциям против Ирана.


События в Тегеране породили второй «нефтяной шок», связанный с опасениями в отношении возможного прекращения экспорта иранской нефти. Цены на нефть с 12-13 долл. за баррель в 1974 г. взлетели до 36 и даже 45 долл. на свободном рынке в 1980 г. Со второго «нефтяного шока» начался новый экономический спад в мире, продолжавшийся до 1981, а в некоторых странах - до 1982 г.

Международная ситуация стала еще более напряженной после обострения конфликта в Афганистане. На протяжении конца 1960-х - начала 1970-х годов Афганистан потрясали политические кризисы. Ситуация в стране оставалась очень напряженной, когда 17 июля 1973 г. произошел государственный переворот. Король Захир-шах, находившийся на лечении в Италии, был объявлен низложенным, и к власти в Кабуле пришел брат короля Мохаммед Дауд. Монархия была упразднена, а страна провозглашена Республикой Афганистан. Новый режим был вскоре признан мировым сообществом. Москва одобрительно встретила переворот, поскольку М. Дауд был давно известен в СССР, много лет занимая должность премьер-министра Афганистана.


В отношениях с великими державами новое правительство продолжило политику балансирования, не отдавая предпочтения ни одной из них. Москва наращивала экономическую и военную помощь Афганистану, расширяя влияние в афганской армии и оказывая негласную поддержку Народно-демократической партии Афганистана. Визит М. Дауда в Советский Союз в 1974 г. продемонстрировал устойчивость связей Кабула с Москвой, были отсрочены выплаты по кредитам и даны обещания новых. Несмотря на постепенный отход Дауда от ориентации на СССР, СССР втрое превосходил США по объему оказываемой Афганистану помощи. При этом Москва поддерживала Народно-демок- ратическую армию Афганистана (НДПА, позиционировавшую себя как местную коммунистическую партию), содействуя сплочению ее фракций и подталкивая их к решительным действиям против М. Дауда.


27 апреля 1978 г. в Афганистане армейские офицеры - члены и сторонники НДПА - совершили новый государственный переворот. М. Дауд и часть министров были убиты. Власть в стране перешла к НДПА, объявившей события 27 апреля «национально-демократической революцией». Афганистан был переименован в Демократическую Республику Афганистан (ДРА). Высшим органом власти стал Революционный совет во главе с генеральным секретарем ЦК НДПА Нуром Мохаммедом Тараки.


СССР, а вслед за ним рад других стран (всего около 50) признали новый режим. Отношения с Советским Союзом, основанные на принципах «братства и революционной солидарности», были провозглашены приоритетом во внешней политике ДРА. В первые месяцы после апрельской революции между СССР и ДРА была заключена серия соглашений и контрактов во всех областях социально-экономического, культурного и военно-политического сотрудничества, в страну прибыли многочисленные советники из СССР. Полусоюзнический характер советско-афганских отношений был закреплен Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 20 лет, подписанным Н. М. Тараки и Л. И. Брежневым 5 декабря 1978 г. в Москве. Договор предусматривал сотрудничество сторон в военной области, но конкретно не оговаривал возможность размещения вооруженных сил одной стороны на территории другой.


Однако в самой НДПА вскоре произошел раскол, в результате которого к власти пришел Хафизулла Амин. Социально-экономические реформы, проводившееся в стране насильно и непродуманно, а также репрессии, число жертв которых, по разным подсчетам, может превышать миллион человек, привели к кризису. Правительство в Кабуле стало терять влияние в провинциях, переходивших под контроль вождей местных кланов. Провинциальные власти формировали собственные вооруженные отряды, способные сопротивляться правительственной армии. К концу 1979 г. антиправительственная оппозиция, выступавшая под традиционалистскими исламскими лозунгами, контролировала 18 из 26 провинций Афганистана. Возникла угроза падения кабульского правительства. Позиции Амина колебались, тем более что СССР перестал рассматривать его как наиболее удобную фигуру для осуществления социалистических преобразований в стране.

Взятие Кабула

Вмешательство СССР в афганские дела встретило осуждение. Особенно резко его критиковали США, Китай и страны Западной Европы. В осуждение Москвы выступили руководители ведущих западноевропейских коммунистических партий.

Самым серьезным последствием афганских событий было ухудшение международной обстановки в целом. В США стати подозревать, что Советский Союз готовится к прорыву в район Персидского залива, чтобы установить контроль над его нефтяными ресурсами. Спустя шесть дней после начала советского вторжения в Афганистан, 3 января 1980 г., президент Дж. Картер направил обращение в сенат с просьбой снять с ратификации подписанный в Вене договор ОСВ-2, который в результате так никогда и не был ратифицирован. Одновременно американская администрация официально заявила, что будет оставаться в пределах ограничений, согласованных в Вене, если Советский Союз будет следовать ее примеру. Острота конфликта была немного сглажена, однако разрядке пришел конец. Напряженность стала возрастать.


23 января 1980 г. Дж. Картер выступил с ежегодным посланием «О положении страны», в котором огласил новую внешнеполитическую доктрину. Регион Персидского залива был объявлен зоной интересов США, ради защиты которых Соединенные Штаты готовы пойти на применение вооруженной силы. В соответствии с «доктриной Картера» попытки любой державы установить свой контроль над регионом Персидского залива были заранее объявлены американским руководством посягательством на важные интересы США. Вашингтон ясно заявил о намерении «противостоять подобным попыткам любым путем, включая использование военной силы». Идеологом этой доктрины был 3. Бжезинский, который сумел убедить президента в том, что Советский Союз формирует в Азии «антиамериканскую ось» в составе СССР, Индии и Афганистана. В ответ предлагалось создать «контр-ось» (США- Пакистан-Китай-Саудовская Аравия). Противоречия между 3. Бжезинским и госсекретарем С. Вэнсом, который по-прежнему считал приоритетом США сохранение конструктивных отношений с СССР, привели к отставке С. Вэнса 2) апреля 1980 г.


Реагируя на афганские события, Вашингтон произвел изменения в подходе к военно-политическим вопросам мировой политики. В секретной президентской директиве № 59 от 25 июля 1980 г. были изложены основные положения «новой ядерной стратегии» США. Их смысл состоял в возвращении к представлению о возможности одержать победу в ядерной войне. В директиве акцентировалась старая идея контрсилового удара, которая в новой интерпретации должна была стать ключевым элементом «гибкого реагирования». Американская сторона стала исходить из необходимости продемонстрировать Советскому Союзу способность США выдержать продолжительный ядерный конфликт и одержать в нем победу.


СССР и США искаженно представляли себе намерения противоположной стороны. Американская администрация считала, что вторжение в Афганистан означало выбор Москвы в пользу глобальной конфронтации. Советское руководство было уверенно, что афганские события, имевшие, с его точки зрения, сугубо второстепенное, региональное значение, служили для Вашингтона лишь предлогом для возобновления глобальной гонки вооружений, к которой он будто бы всегда тайно стремился.


Среди стран НАТО отсутствовало единство оценок. Западноевропейские страны не считали вмешательство Москвы в Афганистане событием мирового значения. Разрядка для них была важнее, чем для Соединенных Штатов. Понимая это, Дж. Картер постоянно предостерегал европейских союзников против «ошибочной веры в разрядку» и попыток сохранить с Москвой конструктивные отношения. Государства Западной Европы не хотели присоединяться к американским санкциям против СССР. В 1980 г., когда США бойкотировали Олимпийские игры в Москве, их примеру из европейских стран последовали только ФРГ и Норвегия. Но в сфере военно-стратегических отношений Западная Европа продолжала следовать линии США.

Военный конфликт во Вьетнаме

По мере эскалации агрессии американские регулярные части все больше втягивались в военные действия. Всякая маскировка и разговоры о том, что якобы американцы помогают сайгонским властям только «советами» и «советниками» были отброшены. Постепенно войска США стали играть главную роль в борьбе с национально-освободительным движением в Индокитае. Если в начале июня 1965 года американский экспедиционный корпус в Южном Вьетнаме насчитывал 70 тысяч человек, то в-1968 году - уже 550 тысяч человек.


Но ни более чем полумиллионная армия агрессора, ни новейшая техника, применявшаяся в небывало широких масштабах, ни использование на больших площадях химических средств ведения войны, ни жестокие бомбардировки не сломили сопротивления южновьетнамских патриотов. К концу 1968 года, по официальным американским данным, в Южном Вьетнаме погибло более 30 тысяч и было ранено около 200 тысяч американских солдат и офицеров.

Вооруженный конфликт во Вьетнаме

Подобная тактика американского империализма вытекала из «новой политики» США в Азии, изложенной президентом Никсоном в июле 1969 года. Он обещал американской общественности, что Вашингтон не возьмет на себя новых «обязательств» в Азии, что американские солдаты не будут использоваться для подавления «внутренних восстаний» и что «азиаты сами будут решать свои дела». Применительно к войне во Вьетнаме «новая политика» означала увеличение численности, реорганизацию и модернизацию военно-политической машины сайгонского режима, который принимал на себя основное бремя войны с южновьетнамскими патриотами. США обеспечивали сайгонским войскам воздушное и артиллерийское прикрытие, сократив действия наземных американских войск и тем самым уменьшив свои потери.


Источники и ссылки

interpretive.ru – Национальная историческая энциклопедия

ru.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия

uchebnik-online.com – Учебники онлайн

sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы

cosmomfk.ru - Горькохонький проект

rosbo.ru – Бизнес-обучение в России

psyznaiyka.net – основы психологии, общая психология, конфликтология

usagressor.ru - Американская агрессия

history-of-wars.ru - Военная история России

madrace.ru - Безумная гонка. Курс: Вторая мировая война

Компания «Проектные сервисы» представляет вашему вниманию перевод заметки Президента Международной Ассоциации Проектного Управления Рейнхарда Вагнера , посвящённой эскалации проблем при управлении проектами.

Иногда для решения проблемы в проекте у руководителя проекта не хватает полномочий. В таком случае её необходимо эскалировать. Как правило, эскалацию выполняет сам руководитель проекта, перенося принятие решения о вопросе на уровень выше – к следующему лицу или органу, уполномоченному принимать решения. Это может быть куратор проекта, управляющий комитет или кто-то из топ менеджмента компании. Проактивное информирование о проблемах лиц, принимающих решения – одна из важнейших обязанностей руководителя проекта. Чем раньше о проблеме узнает вышестоящий орган или лицо, тем больше у него будет времени на разработку качественного решения. Одна из проблем, часто возникающих при эскалации в проектах, состоит в том, что вышестоящее лицо не имеет представления о ситуации, имеет недостаточно опыта в решении именно таких проблем и не знает о возможных альтернативных путях решения проблемы. Таким образом, проектный менеджер обязан не просто передавать решение на уровень выше, а реализовать процесс эскалации полностью, от идентификации проблемы до реализации принятого решения.

6 шагов эффективного процесса эскалации

Руководитель проекта должен:

  • Шаг 1: Проинформировать вышестоящее лицо, принимающее решения, о проблеме (например, через красный флажок в отчёте о статусе проекта)
  • Шаг 2: Проанализировать причины проблемы и потенциальное влияние на проект (например, размер перерасхода или отставания от графика)
  • Шаг 3: Разработать несколько альтернативных решений проблемы и оценить их достоинства и недостатки
  • Шаг 4: Описать ситуацию вышестоящему лицу, принимающему решения, с вариантами решения и собственными рекомендациями
  • Шаг 5: Объяснить последствия не принятия скорейшего решения
  • Шаг 6: Задокументировать результаты эскалации и зафиксировать извлечённые уроки

Для эффективной эскалации также необходимо выполнить следующие условия: Руководитель проекта должен открыто отчитываться о проблемах в проекте, а не скрывать их до последнего момента. Следуя описанным выше 6 шагам, руководитель проекта должен проанализировать сложившуюся ситуацию, проявить креативность в разработке решений проблемы и твёрдо отстаивать свою позицию перед проектным комитетом или советом директоров. В процессе эскалации задача руководителя проекта – привести членов органа, принимающего решения, к консенсусу и принятию качественного и устраивающего всех решения. Для этого он должен быть подготовлен, открыт и располагать убедительной и достоверной информацией о состоянии проекта.

Орган или лицо, принимающее решения, в свою очередь, должен быть внимательным, ответственным и поддерживать руководителя проекта. Он должен оперативно реагировать на просьбу о встрече и информацию о проблеме, быть открытым к новой информации и готовым принимать непростые решения.

Эффективная эскалация требует открытости, доверия к проектному менеджеру и команде. Тогда качественное решение будет найдено, даже если проблема сложна, а решение даётся непросто.

Слово эскалация переводится с английского как «восхождение с помощью лестницы». Применяется оно для обозначения постепенного увеличения, усиления, расширения, наращивания, распространения, обострения чего-либо.

Чаще всего данный термин используют применительно к понятию конфликта. Наиболее широкое распространение он получил во время «холодной войны».
Под эскалацией конфликта подразумевают его развитие, прогрессирующее во времени, обострение противостояния, при котором оппоненты воздействуют друг на друга по нарастающей. Эскалация конфликта начинается инцидентом и заканчивается ослаблением противоборства, переходом к его завершению.
Признаки эскалации конфликта :

  • Более отчетливое представление образа врага

В конфликтной ситуации возрастает недоверие к оппоненту, возлагается вина на него, происходит его отождествление со злом.

  • Возрастание эмоционального напряжения

Эмоциональная нагрузка увеличивается прямо пропорционально с ростом угрозы и сопротивления со стороны оппонента.

  • Замена аргументов претензиями

Многие воспринимают критику своих аргументов как негативное отношение к их личности и начинают применять тактику личностных выпадов.

  • Углубление противоречий

При эскалации конфликта интересы одного оппонента могут существовать исключительно за счет игнорирования интересов другого.

  • Насильственные действия

Агрессия и насилие, как правило, проявляются в том случае, когда противоборствующая сторона стремится возместить причиненный ей ущерб или компенсировать пониженную самооценку.

  • Уменьшение роли изначального предмета конфликта

Пререкание из-за какого-то спорного объекта постепенно переходит в более глобальную стадию противостояния, при которой конфликт уже не зависит от причин, вызвавших его.

  • Распространение конфликта

Противоречия становятся более глубокими, границы противостояния расширяются во времени и пространстве.

  • Добавление новых участников

Привлекаются новые участники, изменяется групповая структура, вследствие чего расширяется набор средств, используемых в конфликте.
В международных конфликтах роль основных субъектов, как правило, играют государства. Различают:

  • межгосударственные конфликты;
  • национально-освободительные войны;
  • внутренние интернационализированные конфликты.

Межгосударственный конфликт не редко принимает форму войны. Война более масштабна по сравнению с конфликтом, в ней участвует все общество, тогда как в социальном конфликте принимают участие только отдельные социальные группы. Плюс ко всему война в значительной мере влияет на последующее развитие государства в отличие от военного конфликта, который может стать причиной только более мелких изменений.
Термин «эскалация» может употребляться и по отношению к другим понятиям. Например, эскалация проблемы обозначает обсуждение проблемы на более высоком уровне. А при эскалации таможенного тарифа увеличиваются ставки таможенных пошлин в соответствии со степенью переработки товара.