ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем. Дз определения деятельность мотивы потребности деятельность Копирование не допускается
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3.Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
4.Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Блок 5.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов :
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
2.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В самом широком смысле культура - это процесс и продукт______(А) общества. Культура как __________(Б) представлена совокупностью институтов, областей, норм и принципов. Основополагающие принципы, образцы, _______(В) устойчиво сохраняются в динамике культуры и характерны для всех культурных форм. Это позволяет рассматривать культуру как специфический механизм преемственности различных________(Г) развития общества. Тогда индивид выступает в роли связующего звена различных элементов социума. Вне культурной среды невозможны ни межличностное общение, ни социализация, ни само существование__________(Д).
Широко распространённое разделение на материальную и духовную культуру при ближайшем рассмотрении обнаруживает свою _________(Е). Культура есть неразрывное единство материальной и идеальной, субъективной и объективной сторон».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
3.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Успехи____________ (А) тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую__________(Б), она - высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную _______(В) людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой (Г). Под ним подразумевается то, что исследуется. Также каждая наука имеет свой метод - т. е. как, каким способом осуществляется это исследование. Наука - результат общественного развития, она всемерно способствует становлению и развитию_________(Д), одна из главных её задач - удовлетворение общественных_______(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
618. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) игра ;2) общение ;3) деятельность ;4) труд ;5) познание .
619. Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.
1) бережно относиться к имуществу работодателя ,2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме ,3) трудиться в условиях , отвечающих требованиям безопасности и гигиены ,4) добросовестно исполнять свои трудовые функции ,5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда ,6) заключать трудовой договор .
620. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры , под которыми они указаны. | |
621. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры , под которыми они указаны.
|
625. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.
1) взгляды ;2) идеалы ;3) представления ;4) мировоззрение ;5) ценностные установки .
626. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) образность ; 2) пробуждение фантазии и воображения ;3) достоверность и проверяемость результатов ;4) нацеленность на получение объективной истины ;5) эмоциональность восприятия ; 6) наглядность .
|
632. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .
Суждение , восприятие , ощущение , умозаключение , познание.
633. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .
Социология , история , математика , наука , политология .
634. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .
Убеждения , личность , характер , интересы , духовные потребности .
635. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .
Труд , учение , общение , игра , деятельность .
636. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание
.
Научный эксперимент , наблюдение , научное познание , анализ данных , установление закономерностей .
637. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .
Познание , эксперимент , народная мудрость , здравый смысл , мифология .
638. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .
Потребность , мировоззрение , сила воли , интересы , личность .
639. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .
Житейский опыт , научное исследование , познание мира , наблюдение , здравый смысл .
640. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .
Народность , нация , этнос , племя , род .
641. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .
Идеалы , личность , сила воли , интересы , социальные потребности .
643. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .
Семья , школа , политическая партия , трудовой коллектив , агент социализации .
644. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны. | |
645. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общение –– это взаимные __________(А), деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными __________(Б). В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление __________(В) между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию __________(Г). Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей: это совместный __________(Д), учение, коллективная игра. В общении можно увидеть проявления общей __________(Е) человека, его характера». |
660. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Познание
661. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Наука как вид __________(А) включает в себя особую __________(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится __________(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Существует две модели развития знания. Согласно __________(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно__________(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин "наука" употребляется также для обозначения совокупности __________(Е), изучающих различные объекты действительности». |
664. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».
1) движение ;2) изменение ;3) переход от менее совершенного к более совершенному ;4) успешность развития ;5) упадок ;6) деградация .
1) | труд |
2) | игра |
3) | общение |
4) | учение |
672. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1) сложность используемых форм ; 2) стремление авторов к воплощению собственных идей ;3) развлекательный характер ;4) ярко выраженная коммерческая направленность ;5) духовный аристократизм ; 6) требование специальной подготовки для понимания .
673. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетание). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков. «Обобщение знаний человека о других людях является главным источником его отношения к себе как __________(А). Ребёнок начинает отделять в своём сознании себя от __________(Б) довольно рано. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребёнка образовалось обобщённое __________(В) к себе, которое предполагает не только __________(Г) знаний о себе самом, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем понимание собственного "Я", и заключаются в __________(Д) о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе их обобщения формируется __________(Е) в собственном смысле этого слова». |
675. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .
Взгляды , мировоззрение , представление , идеал , принцип .
1) | К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в продолжении рода, пище, воздухе для дыхания, отдыхе. | |
2) | Человека и других живых существ объединяет возможность осуществлять преобразовательную деятельность. | |
3) | Одна из особенностей человека–– умение с помощью простых орудий создавать сложные орудия труда. | |
4) | Возможность приспосабливаться к изменяющимся природным условиям–– черта отличия человека от других живых существ. | |
5) | К социальным потребностям человека относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми. |
678. Ниже приведён перечень методов познания. Все они, за исключением двух, относятся к теоретическому уровню научного познания.
1) обобщение результатов исследования ;2) описание изучаемого объекта ;3) выдвижение гипотезы ;4) проведение эксперимента ;5) построение системы аргументов ;6) разработка концепции .
679. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово .
Мировоззрение , идеалы , взгляды , оценки , установки .
688. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».
1) утрата способности к выполнению некоторых важных функций ;2) изменение ;3) переход от менее совершенного к более совершен
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
1
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Бланк КИМ
Ответ: МОРАЛЬ.
Ответ:
2 3 Ответ: 125.
А Б В Г Д 3 2 3 1 1
Задания части 2 (21-29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
3 Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторы производства и факторные доходы
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ Предпринимательство
(предпринимательские способности) Прибыль...
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.
Ответ: ___________________________.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1) сложность используемых форм; 2) стремление авторов к воплощению собственных идей; 3) развлекательный характер; 4) ярко выраженная коммерческая направленность; 5) духовный аристократизм; 6) требование специальной подготовки для понимания.
Найдите две характеристики, "выпадающие" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
4 Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите
соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ (ФОРМЫ)
А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку
Б) направленность на достижение практически полезного результата
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) общение
В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений
Г) процесс установления и развития контактов между людьми
Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией
А Б В Г Д Ответ:
6 Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников
младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) описание наблюдаемых явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) объяснение существующих взаимосвязей
4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
5) фиксация обобщений в виде законов
6) получение количественных данных об изучаемом объекте
Ответ: ___________________________.
Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики.
2) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.
3) Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.
4) Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.
5) К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.
Ответ: ___________________________.
8 Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ
(в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ А) налог на доходы физических лиц
Б) акцизы
В) транспортный налог
Г) государственная пошлина
Д) земельный налог И СБОРОВ В РФ
1) региональные
2) местные
3) федеральные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Ответ:
Фирма Y - ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
2) издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры
3) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам
4) арендная плата за помещение ателье
5) оплата потреблённой электроэнергии
6) страховые взносы
Ответ: ___________________________.
10 На рисунке отражено изменение предложения
стульев на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение - S1. (P - цена; Q - количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение стоимости материалов для обивки стульев
2) рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья
3) уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев
4) уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели
5) рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели
Ответ: ___________________________.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Один из критериев дифференциации социальных групп - доход.
3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
Ответ: ___________________________.
12 В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им
задавали вопрос: "Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?"
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.
2) Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы.
3) В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы.
4) В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней.
5) Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y.
Ответ: ___________________________.
13 Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
2) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.
3) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности.
4) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) федеральные фонды регионального развития
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами
Г) судоустройство, прокуратура
Д) федеральная государственная собственность и управление ею ВЛАСТИ РФ
1) только федеральный центр
2) совместно федеральный центр и субъекты РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Ответ:
15 В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы
выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) процедура тайного голосования
5) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
6) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
Ответ: ___________________________.
Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение собраний и митингов
2) обращение в государственные органы
3) уплата законно установленных налогов и сборов
4) защита Отечества
5) участие в управлении делами государства через своих представителей
Ответ: ___________________________.
17 Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.
2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.
3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.
5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
Ответ: ___________________________.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ
А) выговор
Б) предупреждение
В) увольнение по соответствующим основаниям
Г) замечание
Д) лишение свободы на определённый срок
1) наказания по Уголовному кодексу РФ
2) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу РФ
3) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Ответ:
19 Акционерное общество "Сладкое очарование" изготавливает кондитерские
изделия. Найдите в приведённом списке черты отличия акционерного общества от других организационно-правовых форм предприятий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разделение уставного капитала фирмы на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой
2) обязательное заключение трудового договора с работниками
3) обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину
4) распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием
5) несение риска убытков в пределах стоимости принадлежащих участнику ценных бумаг
6) выплата собственникам дивидендов по итогам года
Ответ: ___________________________.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
"Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г).
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор".
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1) деятельность
2) интеллектуальные
3) обязанность
4) повседневные
5) ответственность
6) социализация
7) личность
8) стремление
9) общение
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А Б В Г Д Е Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
21
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
22 Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
23
В широком смысле неполная занятость - это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать...
24 Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент
в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Безработица не просто отсутствие работы... Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
(К.Х. Брайер)
Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
Автор отмечает, что "даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица". Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.
Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.
25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "искусство"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах искусства, и одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.
29 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работодателя, закреплённые в Трудовом кодексе РФ.
27
В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте. Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Типы семей". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
(29.1-29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
(В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1
Философия "Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является
справедливость". (Д. Рёскин)
Экономика "Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков". (П. Дракер)
29.3
Социология, социальная психология "Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность".
(В.В. Путин)
Политология "Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав". (А. Кюстин) Правоведение "Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще". (Р. Иеринг)
29.5
Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2 / 2 Вариант_101
Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 3 / 8 Вариант_101
Копирование не допускается
(c) 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 1 / 1 Вариант_101
(c) 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 / 8 Вариант_101
(c) 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
(c) 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Единый государственный экзамен ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 / 8 Вариант_101
(c) 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторы производства и факторные доходы
2
В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика
3
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1) сложность используемых форм; 2) стремление авторов к воплощению собственных идей; 3) развлекательный характер; 4) ярко выраженная коммерческая направленность; 5) духовный аристократизм; 6) требование специальной подготовки для понимания
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2. Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3. В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4. Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5. Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
5
Установите соответствие между характеристиками и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца
6
Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. описание наблюдаемых явлений
2. выдвижение и обоснование гипотез
3. объяснение существующих взаимосвязей
4. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
5. фиксация обобщений в виде законов
6. получение количественных данных об изучаемом объекте
7
Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны
1. Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики.
2. В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.
3. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.
4. Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.
5. К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.
8
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
9
Фирма Y – ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
2. издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры
3. издержки на выплату сдельной заработной платы работникам
4. арендная плата за помещение ателье
5. оплата потреблённой электроэнергии
6. страховые взносы
10
На рисунке отражено изменение предложения стульев на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S 1 . (P – цена; Q – количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. увеличение стоимости материалов для обивки стульев
2. рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья
3. уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев
4. уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели
5. рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели
11
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны
1. Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии
2. Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
3. Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
4. Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.
5. Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
12
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.
2. Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы
3. В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы.
4. В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней.
5. Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y.
13
Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
2. Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей
3. Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности
4. К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
5. Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
14
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
15
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1. свободное и добровольное участие граждан в выборах
5. зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
6. возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
16
Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. проведение собраний и митингов
2. обращение в государственные органы
3. уплата законно установленных налогов и сборов
4. защита Отечества
5. участие в управлении делами государства через своих представителей
17
Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны
1. Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.
2. Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим
3. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
4. Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.
5. Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
18
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
19
Акционерное общество «Сладкое очарование» изготавливает кондитерские изделия. Найдите в приведённом списке черты отличия акционерного общества от других организационно-правовых форм предприятий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. разделение уставного капитала фирмы на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой
2. обязательное заключение трудового договора с работниками
3. обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину
4. распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием
5. несение риска убытков в пределах стоимости принадлежащих участнику ценных бумаг
6. выплата собственникам дивидендов по итогам года
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. деятельность
2. интеллектуальные
3. обязанность
4. повседневные
5. ответственность
6. социализация
7. личность
8. стремление
9. общение
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…
Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
(К.Х. Брайер)
Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
Показать ответ
1. Ответ на вопрос: Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности.
2. Сезонная безработица затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве.
3. Фрикционная экономика неизбежна, так как даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Показать ответ
1. Неполная занятость - это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…
2. Предположения:
Работник может соглашаться на неполную занятость из-за узкого рынка рабочей силы в том регионе, где он живет.
Работник может соглашаться на неполную занятость из-за необходимости совмещать работу с учебой, воспитанием детей, заботой о больных родственниках и тд.
Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.
Показать ответ
1. Объяснение: Структурные безработные имеют профессию и квалификацию, которые не соответствуют современным требованиям не могут найти другую работу до тех пор, пока не пройдут переквалификацию.
2. Меры по предотвращению дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности:
Предоставление государством льгот в налогообложении для работодателей при приеме на работу инвалидов.
Формирование антидискриминационного законодательства, перенос бремени доказывания присутствия или отсутствия дискриминации при устройстве на работу на работодателя.
Введение квот рабочих мест для женщин, пожилых, инвалидов.
Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.
Показать ответ
1. Ответ на вопрос: Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Отсутствие работы приводит к проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
2. Предположения:
Безработица мобилизует человека на поиск свободных трудовых вакансий по имеющейся профессии и в смежных сферах.
Человек, оставшийся без работы, активно пополняет свои знания о правовом статусе безработного и полагающихся безработным льготах и государственной поддержке.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах искусства, и одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.
Показать ответ
Искусство - художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности.
Искусство расчленяется на следующие виды: литературу, кино, театр, танец (хореографию), цирковое искусство, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство.
Воспитательная функция искусства заключается в формировании у людей норм и идеалов свободы, истины, добра, справедливости и красоты.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работодателя, закреплённые в Трудовом кодексе РФ.
Показать ответ
1. Работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
Пример: Директор магазина обуви в соответствии с трудовым договором предоставил гражданке Ивановой должность продавца-консультанта.
2. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Пример: Директор магазина обуви ежемесячно выплачивает гражданке Ивановой заработную плату в соответствии с трудовым договором.
3. Работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Пример: Директор магазина обуви предоставил гражданке Ивановой рабочее место в торговом зале, оборудованное кассовым аппаратом и необходимой мебелью.
В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте. Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них
Показать ответ
1. Ответ на вопрос: консервативная партия.
2. Факт: партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида.
3. Два типа партий по идеологической принадлежности: социал-демократическая, либеральная.
4. Социал-демократическая партия преимущественно защищает интересы наемных рабочих и выступает за равенство людей в правах и примерное равенство в доходах, которое обеспечивается вмешательством государства в экономику.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типы семей». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Показать ответ
Типы семей
I. Семья - важнейший социальный институт.
II. Функции семьи
III. Типы семей по родственной структуре
1. Нуклеарная семья
2. Расширенная семья
IV. Типы семей по распределению ролей
1. Традиционная семья
2. Эгалитарная семья
V. Типы семей по характеру воспитания детей
2. Демократическая семья
VI. Типы семей по количеству детей
1. Бездетная
2. Малодетная
3. Многодетная
VII. Типы семей по распределению трудовых обязанностей
1. Традиционная семья
2. Партнерская семья
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1. Философия «Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является справедливость». (Д. Рёскин)
29.2. Экономика «Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков». (П. Дракер)
29.3. Социология, социальная психология «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В.В. Путин)
29.4. Политология «Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав». (А. Кюстин)
29.5. Правоведение «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)
Приложение № 1.
Диагностическая работа по обществознанию 11 класс (начало учебного года)
1. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.
2. Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.
3. Основной фактор производства индустриального общества – земля.
4. Революция как форма социальных изменений, как правило, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни.
5. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Ответ____________________________
2. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Методы | Уровни научного познания |
А) наблюдение | 1) эмпирический уровень |
Б) выдвижение гипотез | 2) теоретический уровень |
В) эксперимент | |
Г) описание | |
Д) измерение |
Ответ:
3. Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) описание наблюдаемых явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) объяснение существующих взаимосвязей
4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
5) фиксация обобщений в виде законов
6) получение количественных данных об изучаемом объекте
Ответ:
4. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.
3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.
5) Истина всегда объективна.
Ответ:
5. Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ (ФОРМЫ) |
|
А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку Б) направленность на достижение практически полезного результата В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений Г) процесс установления и развития контактов между людьми Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией | 1) общение 2) труд 3) учение 4) игра |
Ответ:
6. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определенной позиции в обществе и т.п.
Ответ:
7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других____________(А). Ни человек, ни____________(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура – это все, что создано человеком в процессе____________(В) окружающего мира. Иногда культуру называют «второй природой».
Культура выполняет ряд очень важных ____________(Г) в жизни человека и общества. Она является той средой, в которой происходит _____________(Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с помощью системы норм, например, норм_________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) искусство 6) общество
2) информация 7) социализация
3) преобразование 8) функция
4) мораль 9) деятельность
5) живые существа
Ответ:
8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре:
1) сложность используемых форм
3) развлекательный характер
4) ярко выраженная коммерческая направленность
5) духовный аристократизм
6) требование специальной подготовки для понимания
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
9. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики основных форм мышления
Ответ: _______________________
10. С помощью трех примеров покажите проявления роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
11. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие – к негативным).
12. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.