Депрессия у детей в каком возрасте. Депрессия у детей: диагностика и лечение. Другие проявления депрессии

Большинство людей уверены, что депрессия – это проблема, которая может касаться только взрослых, но дети также восприимчивы к этой опасности. Депрессия проникает в каждодневную жизнь ребенка, причем дети часто не способны определить или объяснить взрослым, что происходит. Подозревая, что у вашего ребенка депрессия, прочтите советы ниже. Они помогут распознать симптомы, а также расскажут, как говорить об этой проблеме с ребенком.

Шаги

Часть 1

Наблюдайте эмоциональные изменения

Понаблюдайте за изменениями детских эмоций. Нужно помнить, что у некоторых детей симптомы депрессии проявляются мало или вообще не наблюдаются. Если вы думаете, что у ребенка депрессия, нужно понаблюдать за колебаниями настроения и изменениями эмоций, которые начали проявляться в последнее время.

    Замечайте любые следы продолжительной или беспричинной грусти или беспокойства. Это может быть слезливость, частый плач, а также общее состояние тревоги. Также следует обращать внимание на постоянное напряженное состояние, ночное недержание мочи у ребенка, чья постель до этого была сухой, пугливость, напряженность или резкие приступы страха при появлении других людей или каких-то предметов.

    • Также следует отмечать длительную неспособность справиться с потерей, которая может растянуться на недели и даже месяцы.
  1. Прислушайтесь к выражениям вины или безнадежности. Возможно, у вашего ребенка начали проскакивать выражения «я виноват (это моя вина)», или «а толку, для чего? (нет смысла стараться)». Наличие таких выражений может сигнализировать как о сильном выражении обычных детских страхов, так и о присутствии серьезных проблем, отражающих более сильные чувства тревоги..

    • Чувство безнадежности может выражаться по-разному: неспособность выполнять домашние задания, отсутствие интереса к вещам, которые раньше привлекали, общее выражение вины, даже если известно, что в случившемся вины ребенка нет.
  2. Остерегайтесь увеличения гнева и раздражительности. Иногда депрессивный ребенок демонстрирует явные и выразительные признаки. Такие дети слишком остро реагируют на происходящее, выражая раздражение, гнев и разочарованность по поводу незначительных дел. Они чувствуют пренебрежение в самых обыденных ситуациях. Также они становятся неугомонными и стремятся к повышению уровня тревоги. Такие дети утрачивают способность сохранять спокойствие и самообладание.

    • Также это может проявляться в неспособности переносить любую критику. Обратите внимание, если ваш ребенок реагирует на отказ слишком чувствительно или не способен нормально принимать критику, даже если ее подают в очень мягкой форме. Если конструктивная критика воспринимается болезненно, это может свидетельствовать о проблемах.
  3. Поищите признаки отсутствия радости и удовлетворения жизнью. Также необходимо обращать внимание на уровень счастья ребенка. Проблему можно обнаружить, заметив, что уже несколько дней вы не слышали детского смеха или ребенка не интересуют любимые вещи. В этом случае нужно предпринять меры, чтобы поднять его/ее дух. Если все усилия оказываются бесполезными, у вашего ребенка депрессия.

    Обратите внимание на привычки питания ребенка. Вам следует зафиксировать любые необъяснимые изменения аппетита, если они длятся долго. Это может быть повышение аппетита или наоборот, отсутствие желания принимать пищу. Также при проявлениях депрессии ребенок обычно утрачивает интерес к пище, которая раньше была любимой.

    Будьте в курсе социальной жизни ребенка. Уход от социальной жизни – это обыкновенная поведенческая реакция, чтобы изолировать себя от сверстников. Если у детей проявляется депрессия, они могут уходить от социальной жизни, как среди друзей, так и в семье. Остерегайтесь этого. :

    • Предпочтение играть одному, а не со сверстниками.
    • Отсутствие интереса в поддержании дружественных отношений, которые ранее были значимы.
  4. Обратите внимание на любые изменения в структуре сна. Это могут быть противоположные изменения – постоянная сонливость или бессонница. Также следует обращать внимание на участившиеся утверждения об усталости и нехватке энергии, сопровождаемые снижением интереса к деятельности, которая раньше интересовала ребенка.

Часть 3

Поговорите с ребенком
  1. Знайте, что ребенок может скрывать симптомы депрессии. Многие дети еще не научились правильно выражать свои внутренние переживания. Поэтому маловероятно, что сын или дочь подойдет к вам и заявит: «У меня депрессия». Также не следует ожидать, что он/она попробует объяснить проблему, поскольку дети сами толком не могут понять происходящее.

    • Будьте внимательны, о чем ваш ребенок “не” говорит, и будьте готовы поднять этот вопрос самостоятельно. Дети могут смущаться и болезненно относиться к обсуждению собственных проблем. Признаки депрессии перечислены в этой статье в описании ‘наблюдения за признаками и симптомами’.
  2. Слушайте своего ребенка так, как будто он не способен толком объяснить и понять, что происходит. Уделяя каждый день время на выслушивание ребенка, вы даете ему возможность рассказать о том, что с ним происходит. Дети обычно прямы и честны в описании вещей так, как они их видят, даже если они не могут нормально объяснить или понять происходящее.

    • Спрашивайте каждый вечер у ребенка, как он себя чувствует. Если замечается беспокойство или грусть, выделите время, чтобы поговорить с ними о проблемах и причинах отсутствия счастья.
  3. Облегчите ребенку коммуникацию с вами. Вы должны понимать, что коммуникация с детьми затрудняется, если использовать ярлыки «капризный» или «трудный», или вести себя с ними, как с непослушными. В этом случае детям значительно труднее выразить то, что они чувствуют глубоко в себе.

    • Также нужно внимательно относиться к любым вопросам, которые дети поднимают сами. Чтобы сохранить правильный подход к ребенку в будущем, не нужно игнорировать никакие вопросы (например, говоря «это глупо»).
  4. Поддерживайте хорошие отношения с наставниками детей в школе и других учреждениях. Благодаря этому вы сможете получить отзывы и сигналы на события, которые сами не можете заметить. Это также позволит определить, являются ли одинаковые проблемы устойчивыми в разной обстановке.

    • Например, можно поговорить с учителем, если вы подозреваете, что у ребенка депрессия. Запланируйте встречу, чтобы обсудить воспитательные проблемы, и спросите, не замечаются ли на занятиях какие-либо странности поведения.

– психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Общие сведения

Слово «депрессия » имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств . Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода , внутриутробных инфекциях , родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм , наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека , равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна , ночными кошмарами . В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство , обусловленное разлукой . Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста . Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор , боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения , 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид . Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром , детским неврологом , психиатром . До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи , хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога . Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ , МРТ головного мозга . Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог . Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы : ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия . Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию . Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности . Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Время на чтение: 3 мин

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов - признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

Семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

Патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

Структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

Частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

Проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

Достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – .

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

Сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

Потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

Прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

Нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

Психомоторное торможение или возбуждение;

Длительную потерю аппетита;

Состояние бессилия, ежедневная усталость;

Чувство стыда, озабоченности, вины;

Снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

Перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции . Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой . Основой для развития выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными .

На сегодняшний день , являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка - как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

В первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

Необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

Нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления - боль, нормализует температуру.

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат - Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье. Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь , развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии депрессии у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Не хандра, а депрессия

Депрессия поражает подростков гораздо чаще, чем принято думать, притом что подростковый период психологи и так считают самым сложным и уязвимым в жизни. По статистике, каждый пятый подросток страдал от депрессии в возрасте от 12 до 18 лет, а с девочками это происходит в 2 раза чаще, чем с мальчиками. Депрессия хорошо поддается лечению, но многие дети так и не доходят до специалиста и, значит, не получают помощи. Для подросткового возраста характерны перепады настроения, подавленность и недовольство собой, но депрессия — это нечто иное.

Клинический психолог Елена Бусель уверена: «Депрессия — это не просто сложное состояние, а настоящая болезнь, и важно вовремя обратить на нее внимание, иначе последствия будут очень серьезными, и главное из них — риск самоубийства. Любую болезнь надо лечить. Когда мы испытываем физическую боль, мы обращаемся к врачу и принимаем лекарства, душевная боль — не исключение. Подростковая депрессия имеет определенную специфику и осложняется как внешними условиями (подросток входит во взрослую жизнь, это стресс), так и внутренними факторами — гормональной перестройкой, эмоциональными перегрузками.

Все это способно значительно ухудшить качество жизни самого подростка и в целом всей семьи, поэтому обращение за помощью к специалистам поможет справиться с этим непростым периодом». Депрессия может быть вызвана как внешними факторами, травмирующими событиями, так и возникнуть без видимой внешней причины — врачи называют такую депрессию эндогенной.

Есть разница

Депрессия у подростков отличается от «взрослой» депрессии. Если взрослые люди чаще отмечают у себя подавленность, исчезновение удовольствия от жизни, тоску и чувство одиночества — для подросткового возраста эти состояния и так характерны. Более явные признаки — раздражительность и агрессия, резкая неспособность учиться, усваивать информацию, «мозг как в тумане».

Признаки депрессии

    Печаль, грусть. Ребенок часто находится в подавленном состоянии, жалуется на плохое настроение, скуку.

    Раздражительность, гнев или враждебность. Он «взрывается» в ответ на безобидные слова или просьбы, реагирует агрессивно, участились конфликты с близкими.

    Слезливость. Ребенок часто плачет, в том числе и без причины.

    Отдаление от друзей или семьи. Он стал меньше общаться с друзьями, чаще бывать дома — но предпочитает не выходить из своей комнаты, не присоединяется к семейным развлечениям, уклоняется от общения.

    Острая реакция на критику. Ребенок совершенно не готов услышать, что он что-то делает неправильно, ощущает бесполезность и уязвимость, тяжело реагирует на отказы и неудачи — особенно это опасно для «хронических отличников» и детей, от которых ждут неизменно высоких результатов.

    Потеря интереса. Ребенка больше не интересуют спорт, хобби, книги или кино — то, что привлекало раньше.

    Ухудшилась успеваемость. Оценки ухудшились, учителя жалуются, что ребенок ленится, невнимателен на уроках, не выполняет заданий.

    Изменения в привычках еды и сна. Подросток отказывается от еды или опустошает холодильник, с трудом засыпает и жалуется на бессонницу или, наоборот, постоянно выглядит сонным.

    Беспокойство. Его мысли заняты реальными или мнимыми проблемами, даже небольшие затруднения вызывают тревогу, удрученность.

    Чувство вины. Ребенок часто испытывает чувства вины и стыда — за то, что он «не такой», ведет себя не так или вообще без причины.

    Усталость, недостаток энергии. Подросток вялый, часто без причины жалуется на усталость.

    Сложности с концентрацией. Ему трудно сосредоточиться, думать.

    Необъяснимые боли. Жалуется на то, что болит голова, желудок, поясница. При этом врачи не находят явных нарушений, влияющих на самочувствие, или ставят диагноз ВСД.

    Самоповреждение. Порезы, ушибы или ожоги (которые ребенок потом скрывает под одеждой) могут быть способом снять напряжение, унять душевную боль или «отомстить» себе.


Причины депрессии

Стрессы, связанные с учебой. Многие подростки не просто волнуются из-за учебы, оценок и экзаменов, а испытывают серьезный стресс. Сколько тревоги бывает связано с подготовкой к экзаменам, репетиторами и олимпиадами, выбором вуза. Особенно если родители транслируют подростку свои высокие ожидания его успешности, давят.

«Социальная» тревога. Одна из главных задач подростка — изучить мир вокруг и занять в нем свое место, понять, как устроено социальное взаимодействие. Популярность важна для большинства детей, и непризнание сверстниками может очень ранить. Влиять может и давление со стороны ровесников: если в компании принято употреблять алкоголь, наркотики, идти против закона, а вашему ребенку все это не по душе — отказом быть «как все» он боится навредить своей репутации и остаться без друзей.

Романтические проблемы. Первая влюбленность, безответная любовь, отношения с противоположным полом, ссоры и расставания, начало половой жизни — все это становится очень важной частью жизни ребенка.

Травматические события. Смерть близкого человека, случаи жестокого обращения или другие травмирующие вещи в жизни ребенка или в его окружении могут привести к тревожному расстройству и депрессии.

Расставание или развод родителей. Иногда кажется, что подросток настолько погружен в себя, что просто не обращает внимания на то, как складываются отношения между родителями. Но это не так: конфликты и напряжение он, разумеется, замечает и реагирует на них, а расставание мамы и папы значительно влияет на его эмоциональное благополучие.

Наследственность. Некоторые люди генетически склонны к депрессии. Если у родителя или близкого родственника есть проблемы с депрессией, подросток может быть более восприимчивым к этому расстройству.

Финансовые сложности в семье. Конечно, ребенок не несет ответственности за семейный бюджет, но, если ситуация нестабильная, а родители явно обеспокоены, это может влиять на его состояние. Резкое падение уровня жизни, потеря работы родителями, беспокойство из-за денег — все это может провоцировать депрессию.

Физическое или эмоциональное пренебрежение. Подросток может казаться невероятно независимым и самостоятельным (или яростно требовать независимости и самостоятельности) и провозглашать, что от родителей ему ничего не нужно, но, конечно, на самом деле это не так. Отсутствие родительского внимания на любом уровне, регулярное неудовлетворение эмоциональных и физических потребностей опасны для психики.

Низкая самооценка. Вряд ли вы встретите хоть одного подростка, который будет доволен собой, но у некоторых постоянные сомнения, стеснительность, неуверенность в себе ведут к подавленности.

Чувство беспомощности. Подростку кажется, что он ни с чем не справляется, ничего не может контролировать, он — совершенно бесполезное и никому не нужное существо.

Опасные признаки

Елена Бусель: «Ребенку сложно справиться с болезненным состоянием, страдания хочется прекратить любыми способами. Например, мальчики более склонны к бунтарскому поведению, могут связаться с плохой компанией, «бежать» в наркотики и алкоголь. Девочки больше склонны к погружению с себя, они еще не в состоянии оценить свою значимость и место в жизни, поэтому могут искать доказательств своей ценности, например, с помощью беспорядочного секса. Ни один из этих способов не может улучшить состояние ребенка, скорее, наоборот.

Как помочь?

Не паникуйте. Чувствовать страх в незнакомой ситуации — нормально, но столкновение с депрессией часто вызывает растерянность у родителей. Мы понимаем, что происходит что-то серьезное, и боимся, что не справимся, у нас нет для этого инструментов — но и это тоже нормальная реакция. Придется признать: да, такая ситуация произошла, мы пока не знаем, как с ней справиться, но мы найдем способ это сделать и обратимся к специалистам. Конечно, не нужно бежать к врачу при любой хандре, но при сомнениях достаточно обратиться к психологу, в том числе школьному, который наверняка заметит важные признаки.

Поддерживайте без осуждения и оценки. Конечно, это непросто. Страх и волнение — естественная реакция родителей, но если ребенок видит, что вы не напуганы, знаете, что делать и как помочь, настроены оптимиc- тично, ему легче будет справиться. Если ребенок вдруг заговорил о самоубийстве — не говорите что-то вроде: «Да это все твои соцсети виноваты — чего там нахватался». Это совершенно не способствует взаимопониманию.

Будьте честны. Не делайте вид, что все в порядке, не обманывайте про диагноз, наоборот, вовлеченность поможет подростку контролировать здоровье и учиться справляться с возможными рецидивами. Слушайте. Обойдитесь без нотаций и «лекций» — вместо этого сообщите ребенку, что всегда готовы его выслушать, и делайте это. Не критикуйте, не оценивайте, не предлагайте готовых решений — слушайте. Признавайте его чувства. Не пытайтесь говорить, что происходящее — нормально или «ерунда», даже если его чувства или проблемы кажутся вам надуманными или неважными. Благие попытки объяснить, почему «все не так плохо», ребенок может воспринять так, как будто вы не воспринимаете его эмоции всерьез.

Избегайте социальной изоляции. Не поощряйте желание ребенка все время быть в одиночестве! Пусть рядом с ним чаще находятся близкие, побуждайте общаться с друзьями, заниматься тем, что приносит радость.

Следите за едой и сном. Полноценное регулярное питание и сон не меньше 9−10 часов — необходимые условия, чтобы психологическое состояние ребенка стабилизировалось.

Обратитесь к клиническому психологу или психиатру. Депрессия — заболевание, требующее лечения. Обращение к психиатру не отразится на будущей жизни ребенка и, например, не помешает ему получить водительские права (при условии, что это именно депрессия, а не симптомы других психических заболеваний). Не бойтесь, если врач назначит антидепрессанты: они не вредны, к ним нет привыкания, как иногда считают родители, они лишь налаживают биохимические процессы в организме ребенка и помогают ему справиться со своим состоянием. Кроме этого, специалист предложит личную, групповую или семейную терапию. Проблема ребенка — это, как правило, проблема всей семьи, яркий показатель, что в отношениях не все в порядке, и будет важна совместная работа.

Все получится!

Елена Бусель: «По данным ВОЗ, 80% подростков полностью преодолевают депрессию без каких-либо последствий для будущего. Стать серьезным нарушением здоровья депрессивный эпизод может только в том случае, если он затягивается, если вовремя не были приняты меры. Но чаще всего депрессия встречается в легкой и умеренной форме, которые хорошо поддаются воздействию и бесследно проходят. Сегодня есть эффективные виды лечения депрессии. На начальных стадиях вполне достаточно психосоциальной поддержки ребенка — это могут быть групповые тренинги для подростков, индивидуальные или семейные встречи с психологом. Очень важна и профилактика! Все мы родом из детства, и чаще всего дети копируют модели поведения своих родителей, смотрят на мир через призму родительского восприятия, поэтому один из способов профилактики — ваше поведение. Покажите ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает, что позитивный настрой поможет справиться с любой проблемой, что вы всегда готовы поддерживать ребенка и быть рядом с ним».

К сожалению, известно не всем родителям.

Детская депрессия особенно коварна, ведь многие ее признаки часто принимают за капризность, избалованность, возрастной кризис у детей и даже лень. Как понять, что у ребенка депрессия и вовремя помочь ему - читайте в нашем материале.

Основные симптомы депрессии

Снижение тонуса организма, желание отстраниться от людей, заторможенные реакции, ощущение тоски и печали, ослабление интересов - вот основные признаки заболевания.

Часто эти симптомы слабо выражены у детей, к тому же малыши не всегда могут сказать о своих чувствах и ощущениях.

Депрессию у ребенка выдает ухудшение здоровья. Чаще всего это может быть:

  • головокружение;
  • нарушение сна;
  • тошнота;
  • слабость;
  • вялость;

Нередко взрослые обращаются с ребенком к врачам, думая, что причина недомоганий - проблемы со здоровьем . Но медики не находят никаких заболеваний внутренних органов и нарушений систем организма, так как все дело в депрессии , которую достаточно трудно диагностировать.

Причины депрессии у детей

: «В большинстве случаев расстройства психики у детей не могут появиться просто так. Они передаются генетически, появляются вследствие неправильного воспитания или негативного влияния окружающего мира».

Среди наиболее часто встречающихся причин депрессии , специалисты выделяют следующие:

  • (не дается учеба, );
  • проблемы в отношениях со сверстниками ( ( , неприятие, ссора, потеря друга, личные проблемы);
  • трудности в (непонимание, недостаток тепла, ссоры родителей, );
  • смена погоды (недостаток солнечного света и витаминов);
  • воздействие новых технологий (излишнее время у экрана телевизора, компьютера, смартфона, и неконтролируемой информации из интернета);
  • (необходимость быть популярным, стройным, богатым, модным и т.д.).

Признаки депрессии у детей разного возраста

Как и у взрослых, у детей бывает временная, хроническая и , и в разном возрасте она проявляется по-разному:

  • возраст 1-3 года : снижается аппетит, вес, ребенок становится капризным, слезливым, медлительным;
  • возраст 3-6 лет : снижается активность и интерес к окружающим, печаль, скупая мимика, старческая походка;
  • : тоска, безразличие, замкнутость, отсутствие энергии, интереса к играм со сверстниками, школьным занятиям;
  • возраст 10-14 лет : трудности с запоминанием и осмыслением учебного материала, медлительность, неловкость, неуклюжесть, вялость, отказ от секций и кружков;
  • возраст 15-17 лет : низкая самооценка, неуверенность в себе, потеря интереса к ранее любимым занятиям, появление чувства вины, безнадежности, нежелание общаться, частые разговоры о болезни или смерти, враждебность и агрессивность.

Психолог Илона Сеневская рассказывает : «Депрессивный ребенок плачет по любому поводу: замечание, поощрение, обида и даже радостноме событие. Обычно свое плохое настроение дети считают виной родителей. А при хронической депрессии, становясь старше, могут демонстративно угрожать покончить с жизнью».

Лечение депрессии у детей

Депрессивное состояние не проходит само, ни у взрослых, ни у детей. Его обязательно нужно лечить. Причем чем раньше распознать депрессию, тем быстрее ребенок вернется в нормальное состояние.

Если вы замечаете у своего ребенка признаки депрессии - проконсультируйтесь у психолога, психотерапевта или психиатра. Специалист поможет выявить причину депрессивного состояния и назначит соответствующее лечение.

Совсем не обязательно это будут лекарства, детей от депрессии обычно лечат с помощью психотерапии:

  • игровая терапия расслабляет, отвлекает, отображает внутренние проблемы;
  • с арт-терапией будет легче найти причину депрессии;
  • с помощью игры с куклами ребенок проживет свои проблемные ситуации;
  • творчество поможет раскрыться;
  • обязателен полноценный 10-часовой сон в спокойной обстановке, в темноте;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе:
  • физическая активность.

Если депрессия перешла в хроническую стадию, ребенку в качестве лечения могут назначить антидепрессанты.

Чтобы ребенок выздоровел как можно скорее, родителям важно:

  • уделять ему как можно больше внимания,
  • сочувствовать,
  • сопереживать,
  • отвлекать от мрачных мыслей,
  • чаще бывать с ним среди людей,
  • больше разговаривать, чтобы он не держал в себе переживания.

А еще - , как утверждают канадские исследователи.