Что значит уровень менеджмента. Характеристика уровней управления

Несмотря на то, что все руководители организации (фирмы) выполняют управленческие действия в организации, не все они занимаются одними теми же видами трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу низового уровня и так далее до уровня руководителя, который управляет непосредственно рядовыми работниками. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. - Уровни управления

Высший уровень может быть представлен Советом директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, отвечают за принятие важнейших решений, выработку политики организации и способствуют ее практической реализации. Руководители среднего звена управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разрабатывающей высшим руководством, и отвечают за доведение заданий до подразделений и отделов, а также до их исполнителей. Это руководители отделений, директора дочерних предприятий, начальники функциональных отделов. Низший уровень – это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками низшего звена. Это мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

На всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Уровням управления соответствуют уровни менеджмента:

Высший менеджмент (стратегические решения, оперативные решения),

Средний менеджмент (распоряжения, оперативные решения)

Низовой менеджмент (исполнительные работы)

Практика управленческой деятельности показывает, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. На высшем уровне исполнение занимает 10% общего рабочего времени, на среднем – 50%, на низшем – 70%. Таким образом, управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является управление по обеспечению целенаправленной, скоординированной деятельности всего трудового коллектива в целом для осуществления намеченных (поставленных) целей.



Контрольные вопросы

1. Сущность и содержание понятий менеджмента и управления.

2. Экономическое понимание менеджмента.

3. Предмет, метод и задачи науки управления.

4. Системный и ситуационный подход к управлению.

5. Уровни и виды менеджмента, их характеристика и сущность.

Уровни управления — это проявление разделения труда в орга-низациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при кото-рой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предпи-санные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций.

Разделение труда может быть вертикальным и горизонтальным. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределе-ние задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии.

При этом, чем выше должность, которую занимает ра-ботник, тем более общие задачи он решает; чем ниже положение ра-ботника в иерархии, тем более частными являются стоящие перед ним цели. Это совершенно естественно, поскольку наиболее значимые с точки зрения функционирования решения принимаются на самом «вер-ху», то есть руководством предприятия.

При горизонтальном разделении труда специалисты распределя-ются между различными функциональными областями и им поручает-ся выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. Ярким примером горизонтального разделения труда являет-ся конвейерное производство, когда каждый из работников выполняет отдельную операцию и находится на том же уровне иерархии, что и другие работники, участвующие в производстве той же продукции.

Внутреннюю структуру организации не следует воспринимать как нечто устоявшееся, то, что будет существовать всегда. Менеджеры, осо-бенно менеджеры высшего звена, должны понимать, что структура орга-низации создается для решения стоящих перед организацией проблем. Со временем положение организации на рынке меняется, меняются и условия ее деятельности (появление конкурентов, законодательная база, экономические условия, политическая обстановка); кроме того, может меняться и численность трудового коллектива. Естественно, это приво-дит к тому, что цели организации изменяются. А вместе с ними должна изменяться и внутренняя структура организации, поскольку старая струк-тура может быть (и обычно является) непригодной для решения новых задач.

Управление в организации всегда имеет структуру пирамиды: на нижних уровнях имеется большое количество руководителей, по мере продвижения вверх их число уменьшается. На этом основании приня-то выделять менеджеров низшего, среднего и верхнего звена; эта клас-сификация основывается на идеях американского социолога Толкотта Парсонса.


По мнению Парсонса , любая организация имеет три уровня управ-ления:

1) институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, прини-маются решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожи-даются в ближайшем будущем и т. д. Еще одна отличительная черта этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой — кон-курентами, государством, общественными объединениями и т. д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называе-мые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предпри-ятий, ректоры университетов);

2) управленческий уровень — это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руко-водители самостоятельных подразделений и отделов, директора фили-алов, в университетах — деканы);

3) технический уровень управления — это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организа-ции, Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель подотдела, в вузах — заведующие кафед-рой и т. д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.

Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти различия обусловлены в первую очередь тем, что руководители каждого уровня должны управ-лять разными видами работ. Любой человек, стремящийся стать руко-водителем, должен хорошо представлять себе особенности деятель-ности руководителя в зависимости от уровня, на котором он осуществ-ляет свои функции.

Не следует думать, что руководители какого-то уровня важнее для предприятия, чем руководители другого уровня. Деятельность руководи-теля любого уровня управления важна для нормального функциониро-вания организации. Высшее звено управления будет" беспомощным, если оно не будет опираться на низшее и среднее звено, то же справедливо и для всех остальных уровней.

На руководителей высшего звена возлагается задача принятия жизненно важных для организации или ее крупного подразделения решений. Как правило, такие решения являются стратегическими: они, в отличие от решений тактических, определяют не способы достижения целей, а сами цели, к которым должна стремиться организация.

Как правило, руководители высшего звена не имеют большого чис-ла контактов с людьми: их коммуникации внутри организации ограни-чиваются общением с другими руководителями высшего звена, а также общением с небольшим количеством подчиненных. Однако это не оз-начает, что их работа проще или легче, чем работа руководителей дру-гих уровней. Во-первых, они несут огромную ответственность.

Если не-правильное решение, принятое руководителем среднего или низшего звена, сказывается на некоторых аспектах деятельности организации, то есть приводит к локальным нарушениям, то ошибка руководителя высшего звена может привести к гибели организации. По этой причи-не одна из наиболее важных способностей, необходимых для руково-дителя высшего звена, — это умение рисковать. Далеко не каждый человек способен на это.

Руководители среднего звена, как правило, занимаются коорди-нированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, также оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений. Кроме того, они играют роль посредников между руководи-телями высшего звена и руководителями низшего звена. Рассмотрим их функции подробнее.

Руководители среднего звена нередко привлекаются для принятия решений, совершаемого руководителями высшего звена. Их участие в этом процессе может заключаться как в предложении конкретных ново-введений, так и в сборе информации, значимой с точки зрения проблемы, или в экспертизе принятого решения. Руководители высшего звена рас-полагают лишь самой общей информацией о деятельности организа-ции; нередко они могут не осознавать тех проблем, которые либо суще-ствуют в организации, либо возникают в результате принятия неправиль-ного решения.

Естественно, руководители среднего звена обладают бо-лее полной информацией о жизни предприятия; по крайней мере, они лучше знают о том, как функционирует то подразделение организации, деятельностью которой они управляют. Различие между руководителя-ми высшего звена и руководителями низшего звена состоит в том, что первые имеют дело с организацией в целом, тогда как руководители среднего звена лучше осведомлены относительно некоторой части де-ятельности организации. С этой точки зрения, руководители низшего звена располагают слишком частной информацией о деятельности орга-низации.

Еще одна задача, стоящая перед руководителями среднего звена, заключается в посредничестве между высшим и низшим звеном управ-ления. Обычно оптимальная интерпретация принятого на высшем уровне решения ложится именно на них. И это совершенно естественно, по-скольку они обычно могут придать этим решениям форму, оптималь-ную с точки зрения низшего звена управления. В этом случае руково-дители среднего звена распределяют конкретные задания, назначают сроки, в которые они могут быть выполнены. Стоящие перед ними за-дачи можно определить как конкретизацию решений, принятых на выс-шем уровне.

Руководителю среднего звена приходится крайне много общаться, и это обусловлено прежде всего тем, что они выполняют функции посредников между другими уровнями управления. По этой причине они должны уметь выделять значимую информацию и отбрасывать то, что не важно.

Если организация состоит из большого числа работников, в сред-нем звене управления могут выделяться дополнительные уровни. В частности, нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одни руково-дители среднего звена координируют деятельность руководителей низшего звена, а другие координируют деятельность руководителей среднего звена. Последних нередко называют руководителями верх-него звена: они занимают более высокое положение, чем обычные ру-ководители среднего звена, но не принадлежат к высшему звену уп-равления, так как подчиняются ему.

Необходимо отметить, что технологический прогресс, а также неко-торые другие причины привели к тому, что численность среднего звена управления постепенно снижается. Однако это не означает, что в ру-ководителях среднего звена нет необходимости. Дело лишь в том, что функции, возлагаемые на этих руководителей, подвержены наиболее сильным изменениям.

Главная особенность работы руководителей низшего звена зак-лючается в том, что они обязаны контролировать производственный про-цесс: решать проблемы, связанные с использованием ресурсов в конк-ретной ситуации, контролировать качество и сроки выполнения произ-водственных операций. Основная трудность, с которой приходится стал-киваться руководителю низшего звена, состоит в том, что ему приходит-ся очень быстро переключаться с одной работы на другую. По этой причине руководитель низшего звена должен уметь быстро принимать решения, поскольку времени для обдумывания решения обычно нет.

У руководителя низшего звена по-особому складываются отноше-ния с подчиненными. Ему приходится не только принимать решения и осуществлять контроль за их деятельностью, но и выступать в роли наставника, лидера. И действительно, именно на этих руководителей осознанно или неосознанно возлагается задача обучать молодых и/или новых сотрудников. Руководители других уровней выполняют та-кие функции гораздо реже.

Виды и уровни менеджмента - это тема, актуальная для любой компании. Нет предприятия, на котором бы не предпринимались попытки выстроить эффективную систему управления персоналом и как следствие - алгоритм достижения поставленных задач. Грамотное руководство различными группами специалистов в условиях постоянного развития - это сложный, но необходимый процесс.

Что такое менеджмент

Данный термин актуален в том случае, если речь идет об управлении деятельностью различных групп сотрудников как в рамках конкретного отдела, так и всего предприятия в целом.

Соответственно, люди, отвечающие за организацию качественного управления, называются менеджерами. Их ключевой задачей является грамотное формирование трудового процесса, его планирование, контроль и мотивация персонала. Итогом подобных усилий должны стать своевременно достигнутые цели компании.

Поэтому современный менеджмент - это постоянное стремление к развитию и улучшению качества работы. Стоит отметить тот факт, что профессиональное управление может произвести ощутимые социальные изменения. В качестве примера можно привести рост популярности качественного образования, обусловленного стремлением получить хорошую работу.

Кто такой менеджер

Без эффективного руководства развитие современных компаний не представляется возможным.

Если использовать актуальное значение терминов, то менеджером можно будет назвать управляющего или руководителя, который обладает достаточными полномочиями для решения различных задач, имеющих отношение к конкретным видам деятельности предприятия.

  • руководители предприятия, равно как и его подразделений (это могут быть отделения, подразделения и т. д.);
  • организаторы различных видов работ, действующие в рамках программно-целевых групп или подразделений;

  • администраторы, независимо от уровня управления, в обязанности которых входит организация трудового процесса с учетом современных требований;
  • руководители любых групп специалистов.

Независимо от профиля ключевой задачей менеджера всегда является управление сотрудниками для качественной реализации поставленных задач.

Ключевые функции

На основе изложенной выше информации можно сделать вывод, что суть управления сводится к планированию, мотивации, организации процесса и его контролю. Фактически это и есть цели менеджмента.

Таким образом, основные функции руководителя имеют следующую структуру:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Касаясь планирования, нужно отметить, что в рамках данной функции происходит определение наиболее актуальных для компании целей и составляется стратегия их достижения, вплоть до формирования алгоритма работы сотрудников всех уровней.

Менеджмент предприятия на данном этапе включает работу с несколькими ключевыми вопросами:

  1. Где компания находится в данный момент?
  2. Куда необходимо двигаться?
  3. Как именно будет выглядеть это движение (план, ресурсы и т. д.)?

Именно благодаря планированию руководство компании определяет ключевые направления, в которых необходимо прилагать основные усилия.

Организация предприятия - это, по сути, процесс создания и развития существующей, а также новой структуры. В этом случае работа менеджеров ориентирована на учет всех граней внутренних процессов компании с целью грамотного их взаимодействия. При наличии качественного формирования всех процессов и глобального алгоритма прогресса предприятия все работники и руководители будут способствовать эффективному достижению поставленных целей.

Также система управления позволяет точно определить, кто и какие функции на предприятии должен выполнять.

Современный менеджмент трудно представить без грамотной мотивации. Суть в том, что алгоритм действий и развития будет успешен лишь в том случае, если все группы сотрудников смогут на постоянной основе качественно выполнять закрепленные за ними функции. Для этого менеджеры разрабатывают систему мотивации персонала, которая позволяет сохранять высокий уровень заинтересованности в точном достижении целей.

В цели менеджмента входит также контроль. Дело в том, что в силу некоторых обстоятельств процессы внутри компании могут несколько отклониться от первоначального алгоритма и выполнение поставленных задач окажется под вопросом. Во избежание подобных процессов руководители уделяют немало внимания контролю работы своих подчиненных.

Высшее звено

Менеджеров, представляющих эту категорию на предприятии, всегда немного. Обязанности, возложенные на них, значительные. Но их можно свести к следующей концепции: грамотная разработка и последующая эффективная реализация стратегий развития компании. В рамках этого процесса менеджеры высшего звена принимают важные решения, что требует соответствующей компетенции. Эту группу руководителей может представлять, например, ректор учебного заведения, президент компании или министр.

Рассматривая уровни менеджмента, стоит понимать, что на высший сегмент возложена ответственность за формирование курса движения всего предприятия. То есть эти специалисты фактически выбирают направление развития и определяют, как эффективно двигаться в рамках обозначенного курса. Ошибка на таком уровне может привести к значительным финансовым и структурным потерям.

По этой причине высокий уровень менеджмента подразумевает активную умственную деятельность и глубокий анализ работы компании в целом и каждого ее отдела в частности.

Среднее звено

Данная группа руководителей контролирует управленцев низшей категории и собирает информацию о качестве и сроках выполнения поставленных ими задач. Эти сведения менеджеры в обработанном виде передают высшим руководителям.

Средние уровни менеджмента в компании иногда требуют найма такого количества специалистов, что их разделяют на отдельные группы. Причем последние могут относиться к разным иерархическим ступеням. Например, некоторые предприятия формируют как верхний, так и низовый уровень среднего звена управления.

Такие руководители, как правило, управляют крупными отделами или подразделениями компании.

Низшее звено

Менеджеров этой категории еще называют операционными руководителями. Эта группа сотрудников всегда многочисленна. Нижний уровень менеджмента ориентирован на осуществление контроля за использованием ресурсов (кадры оборудование, сырье) и выполнение производственных заданий. На предприятиях такой работой занимаются мастера, заведующий лабораторией, начальник цеха и другие руководители. При этом в рамках задач нижнего звена возможен переход от одного вида деятельности к другому, что добавляет в работу немало дополнительных граней.

Согласно исследованиям, ввиду разнообразия задач и высокой интенсивности работы, низшие уровни менеджмента сопряжены со значительной нагрузкой. Тем, кто занимает подобную должность, необходимо постоянно переходить от эффективного выполнения одной задачи к решению другой.

В некоторых случаях один этап работы может занимать немногим более минуты. С такой частой сменой внутридневной деятельности сознание находится в постоянном напряжении, что чревато затяжными стрессовыми состояниями.

Со вышестоящим начальством такие менеджеры общаются не очень часто, а вот с подчиненными коммуницируют много.

Особенности общего менеджмента

Эта форма управления находит свою активную реализацию в рамках современного капиталистического общества.

Общий менеджмент нужен в том случае, когда есть необходимость в методах и подходах управления, подходящих для любой сферы в различных социально-экономических системах, причем независимо от уровня руководства.

К этой категории можно отнести разные методики и функции управления (учет, организация, планирование, анализ и др.), а также групповую динамику и механизмы, использующиеся для разработки и последующего принятия решений.

Уровни общего менеджмента

Есть несколько уровней данной формы управления, которые используются в зависимости от ситуации. Выглядят они следующим образом:

  • Оперативный. Ключевая задача в этом случае - грамотное регулирование процессов, имеющих отношение к производству продукта в условиях дефицита ресурсов.
  • Стратегический . В рамках этого направления определяются перспективные рынки и актуальные для них продукты, подбирается нужный стиль управления и производится выбор инструмента для осуществления регулирования процесса.
  • Нормативный . Здесь менеджмент предприятия ориентирован на разработку правил, норм и принципов игры, позволяющих компании закрепиться на конкретном рынке и со временем усилить свои позиции.

Структура функционального менеджмента

Эта система необходима для организации эффективного руководства в отдельных сферах деятельности компании. То есть она, в отличие от общей, не является универсальной и охватывает различные функции в отдельности. Такой подход включает актуальные схемы реализации целей компании в зависимости от области применения инструментов управления, вида предпринимательства и социальной среды.

Функциональная система управления включает в себя следующие направления менеджмента:

  • финансовый;
  • производственный;
  • инвестиционный;
  • информационный алгоритм управления;
  • менеджмент по персоналу.

Все эти направления более чем актуальны, поскольку процесс разделения труда привел к возникновению многочисленных граней деятельности предприятия как такового. К тому же специфика каждой области предпринимательства создает свои уникальные условия труда.

Инновационный менеджмент

Этой схеме организации руководства стоит уделить отдельное внимание. Суть в том, что рынки постоянно меняются, разделяются на отдельные сегменты и дают жизнь новым направлениям, возникает необходимость в разработке технологий и продуктов, отвечающих современным постоянно возрастающим требованиям. Именно на это и ориентирован данный вид менеджмента.

Подобная система нужна для эффективного управления процессами, имеющими отношение к созданию, распространению и последующему применению технологий, равно как и продукции, которые смогут удовлетворить потребности прогрессивного общества и будут обладать научно-технической новизной.

При инновационном менеджменте также ставится цель сформировать среду, позволяющую осуществлять целенаправленный поиск, подготовку, а также реализацию необходимых для поддержания конкурентоспособности нововведений.

Итог

Уровни менеджмента и их характеристика, равно как и различные виды управления - это неотъемлемая часть современной экономики, без которой компании просто не смогут соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка.

Уровни управления и типы руководителей

Выполнила студент III курса

Факультет Бизнес и Управление

Проверилпреподаватель

· УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ.

· Управление, как понятие

· Горизонтальный и вертикальный принцип разделения труда

· Уровни управления

· МЕНЕДЖЕР И ЛИДЕР. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ.

· Менеджмент и функции менеджера

· Лидер и функции лидера

· Лидеры и менеджеры. Общие и отличительные черты.

· ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ РУКОВОДИТЕЛЮ.

· Основные типы руководителей

· Качества необходимые современному руководителю

Выводы и заключения

· УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

· Управление, как понятие

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.).

Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает иное определение. "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу".

Управление (как процесс) - это воздействие субъекта управления на объект с целью достижения определенных целей. В качестве субъектов управления могут быть инвестор, менеджер, государственный, корпоративный или предпринимательский орган управления. В качестве объектов управления могут быть объекты нижестоящего по отношению к субъекту уровня управления (предприятие корпорации, отдел предприятия, субъект Федерации и т.п.), менеджер низшего по отношению к субъекту управленческого звена, специалист, рабочий, предметы и средства труда для рабочего и т.д.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Взаимодействие этих функций между собой, формирует единый процесс , или, иными словами непрерывную цепь взаимосвязанных действий .

Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне школьного, во всех развитых странах мира в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций».

· Горизонтальный и вертикальный принцип разделения труда

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует разделения управленческого труда на горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов.

Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Так же в данной главе мы рассмотрим 3 уровня управления, или, иными словами, три категории руководителей.

· Уровни управления

· Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра. Большая часть руководителей вообще - это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру именно в этом качестве.

Исследования показали, что работа руководителя низового звена является напряжённой и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие. В одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания, равнялось 48 секундам. Временной период для реализации решений, принимаемых мастером, тоже короткий. Они почти всегда реализуются в течении менее, чем 2 недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчинёнными, не много с другими мастерами и совсем мало – со своим начальством.

· Руководители среднего звена . Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

В большой организации может быть такое количество руководителей среднего звена, что может возникнуть необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления , второй - низовым уровнем среднего звена управления.

Трудно сделать обобщение относительно характера руководителя среднего звена, так она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и правление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженером по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную чать своего времени в подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а так же на заседании различных комитетов.

В основном, однако, руководители среднего звена управления являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения, обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям.

Руководители среднего звена, как социальная группа, испытывали особенно сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течении 80-х годов. Персональные компьютеры ликвидировали некоторые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за их рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтоб подвергать её фильтрации на уровне руководителей среднего звена. Волна корпоративных слияний и общее давление с целью повышения эффективности в работе, так же вызвало радикальное сокращение числа руководителей среднего звена в некоторых организациях.

· Руководители высшего звена . Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.

Форма пирамиды используется для того, чтобы показать, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.


· МЕНЕДЖЕР И ЛИДЕР. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

· Менеджмент и функции менеджера

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить функцию управления. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству - это более 95% всех фирм, по значению - это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения - это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.

Эффективный менеджмент в современных условиях и его значение.

Менеджмент, это:

А) Процесс наиболее эффективного использования ресурсоворганизации для достижения ее специфических целей посредством инструментов планирования, организовывания, лидерства (мотивации) и контроля.

Б) Процесс преобразования наиболее эффективным способом ресурсоворганизации в продукты, имеющие рыночную ценность .

Задачи менеджера:

l Устанавливает цели

l Организует

l Мотивирует людей и налаживает контакты

l Оценивает

l Развивает людей и себя

l Несет ответственность за….

Эффективный менеджмент (не претендую на 100% соответствие данного понятия курсу) – включает в себя понятие А, с небольшой оговоркой: любые вложения в организацию, благодаря менеджменту, должны давать максимальный результат (КПД). Специфика эффективного менеджмента для современной организации заключается еще в том, чтобы с помощью релевантной организационной структуры, системы поощрений и мотивации, а также – правильного подбора персонала, поставленных целей и выделенных задач – обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов организации, используя принципы итоговой синергии в контексте изменяющейся внешней среды организации. И все это, учитывая различные антропогенные переменные на различных этапах, как жизни организации, так и производственного процесса в частности.

Основные этапы развития профессионального менеджмента.

В мире:

1850-е – Феномен менеджмента пока неизвестен, в это время управление предприятием нераздельно следует за владением. Существуют отдельные случаи, отдельные гении управления, но как таковой науки, или же сферы пока не существует.

1880-1910 – Развитие идей «научного менеджмента» Фредерика Тейлора, появление первых школ бизнеса. Зарождение такой науки, как менеджмент. Начало приложения теории менеджмента к производственной практике.

1920-1930 – Проникновение во все сферы производства. Развитие новых идей в менеджменте, таких как Бюджетирование и Логистика. Создание классической Административной школы менеджмента, школы человеческих отношений. Классические примеры триумфа менеджмента на Западе (GM, Ford, GE).

Середина 20 века – наши дни . – Понимание общей полезности менеджмента, как ключевого фактора успешной, эффективной и результативной деятельности организации. Открытие школ MBA, появление межотраслевого рынка кадров (в менеджменте). Выделение скорее не менталитетных различий, а управленческих, в определении успешности того или иного предприятия. Открытие ВШМ СПбГУ=)

В России:

Начальное становление (конец 80-х – начало 90-х). Хаотичные и примитивные формы бизнеса, отсутствие профессионального образования у управляющих.

Возмужание (1995-1999). Рост предпринимательских фирм. Регулярный менеджмент и рост Российской Ассоциации Бизнес-Образования.

Ускоренная профессионализация , (2000 – наши дни), ведение наступательных стратегий, создание бизнес-периодики, создание сильных российских брендов.

Уровни менеджмента в организации

Топ-уровень, Высший (стратегический)

Средний, тактический

Низший, операционный

Теперь о каждом по отдельности:

Высший уровень:

Самостоятельность в принятии решений, их значительность. Подчиняются лишь собственнику или совету директоров. Типичные представители – гендиректора, директора по бизнес-направлениям, функциональные директора, ректора университетов.

По Пепперу, высший уровень:

l Подбирать нужных людей и определять программу их развития

l Правильно выбирать стратегические цели

l Правильно определять динамические ценности организации

l Нахождение своей бизнес-модели

Средний уровень:

Несет ответственность перед высшим уровнем в выполнении обязанностей в рамках возглавляемых подразделений. Осуществляет управление текущей деятельностью через систему менеджмента низшего звена. Типичные представители: начальник цеха, декан факультета.

Низовое звено:

Непосредственное руководство операционным персоналом, подчинение и ответственность перед менеджментом среднего звена.

Представители: зав.кафедрой, зав.отдела.

Ключевые факторы деления: размер организации, характер ее деятельности, структура, делегирование.

5. Вертикальная градация по знаниям\умениям.

Типы навыков:

Концептуальные – аналитика, предвидение, фильтрация информации, генерация идей, разработка методов их реализации и т.п.

Навыки работы с людьми – коммуникации, психология.

Технические – знание хода технологического процесса, методов распределения обязанностей в рамках разделения труда. Осведомленность о применяемой технологии и способность самому ее использовать.

Уровни управления Требуемые навыки Основные зоны ответственности
Стратегический (менеджеры высшего звена) Концептуальные навыки Взаимодействие с внешней средой организации Развитие организационного видения Принятие стратегических решений
Тактический (менеджеры среднего звена) Навыки работы с людьми Координация и интеграция действий
Операционный (менеджеры низового звена) Технические навыки Мониторинг операционного персонала и производственных процессов

Эффективность.

Узкий смысл – эффективность (как таковая) : Соотношение между вводимыми ресурсами и получаемыми результатами. Ответ на вопрос: «как добиться максимального результата при минимальных затратах ресурсов?». «Делать вещи правильно!». То есть – меньшая расточительность, больший КПД, большая отдача. Синергия. Стремление к мультипликативности общих вложений и их превалирование над простой суммой отдельных вложений, в комбинации с окупаемостью действий по отношению к ожидаемому эффекту.

Широкий смысл – результативность: Достижение поставленной цели, «побитие» собственных «рекордов» компании по показателям, критичным для определения успешности деятельности компании. «Делать правильные вещи!».

Неэффективный менеджмент: слабая результативность и слабая эффективность или результативность, но низкая эффективность.

Управленческие решения.

Это основной инструмент выполнения менеджером работы в организации. Каждая проблема может так или косвенно влиять на практически все сферы деятельности компании или же на несколько групп людей (не претендую на 100% точность данного определения) . Каждая проблема имеет свой критерий определения ее сложности. Ключевыми из которых являются:

I. Комплексность

II. Взаимосвязанность аспектов

III. Множественность целей

Сама по себе проблема – расхождение между желаемым и действительным. Процесс принятия решения – идентификация проблемы и выбор одной из альтернатив.:

1. Идентификация проблемы

2. Определение критериев, влияющих на решение, и оценка их важности

3. Идентификация существующих альтернатив

4. Анализ имеющихся альтернатив

5. Выбор одной из альтернатив

Проблемы делятся на два типа: структурированные и неструктурированные.

Для структурированных мы применяем запрограммированные решения, для не структурированных – мы импровизируем.

Характеристики структурированных проблем:

l Простота

l Легкость определения

l Привычность

l Наличие четкой информации в достаточном объеме

Характеристики неструктурированных проблем:

l Новизна проблемы

l Неполнота и/или неоднозначность информации

l Уникальность, неповторимость

l Возможная прецедентность

Запрограммированные решения, процедуры:

l Повторяемость

l Простота принятия (небольшие затраты)

l Может отсутствовать этап оценки вариантов

l Возможность использовать процедуры, правила или политику

Незапрограммированные решения:

l Отсутствие готовых решений

l Необходимость нестандартного подхода
Важная картинка:

8. Принятие управленческого решения и его стили. Алгоритм принятия решения – в предыдущем вопросе.

Факторы, которые влияют на принятие решения:

l Информированность (определенность\неопределенность)

l Фактор времени (срочность или же ориентация на перспективу)

l Личностные характеристики (толерантность к риску, опыт, интуиция)

l Организационная культура

l Ограниченная рациональность лица, принимающего решение

l Факторы, связанные с информацией

l Фактор времени

l Личностные характеристики

l Организационный контекст

Стили принятия решения:

l Директивный

l Аналитический

l Концептуальный (понятийный)

l Ориентированный на поведение (поведенческий)

Директивный стиль – все делается по предписаниям. Учет малого объема информации, высокая скорость принятия решения, количество альтернатив минимально, активное использование власти и иерархических связей, тенденция на использование предписаний и элементов общих, уже работающих внутренних систем.

Аналитический стиль – все делаем осторожно, с оглядкой на последствия. Учет большого объема информации, большое количество альтернатив, старание к минимизации рисков при помощи разработки альтернатив, возможность применения нестандартного решения.

Понятийный стиль – всё – в рамках определенной концепции. Стремление к получению максимального количества информации, рассмотрение множества альтернатив, открытость новым идеям, ориентация на будущее.

Поведенческий стиль – продумываем, согласуем, прикидываем, действуем. Восприимчивость к идеям других людей, важность одобрения со стороны других, организация обмена мнениями.

В большинстве случаев стили смешиваются.

Также есть две модели принятия решений:

Рациональная и ограниченно-рациональная.

Рациональная: Выбор максимально выгодного варианта из всех имеющихся.

Относительно простая проблема

Ограниченность числа альтернатив

Минимальные временные ограничения

Низкие затраты на поиск и оценку альтернатив

Ограниченно-рациональная: Вместо оптимального (рационального) решения принимается то, которое удовлетворяет человека, принимающего решения .

Информация относительно альтернатив и последствий их выбора зачастую значительно ограничена и недостоверна

Возможности человека по обработке доступной информации ограничены

Временные ограничения

Типичные ошибки:

l Излишняя самоуверенность

l Расчет на немедленное вознаграждение

l Эффект якоря (выбор одного курса и принадлежность всех последующих действий только к нему)

l Стремление к подтверждению своей правоты

l Доступность

l Придание веса необратимым издержкам

Критерии оценки принятого решения:

l Качество

l Своевременность

l Принятие другими

l Соответствие этическим нормам

Информация к размышлению:

Четкое определение проблемы ® Нельзя предопределять решение самой формулировкой проблемы

Понимание того, что решения могут быть разными (в том числе – прорывными)\

Менеджмент, как наука.

Как научное направление начал существовать со времен Тейлора. Когда появились первые концепции применения знаний подобного рода на практике.

Бурное развитие переживает до сих пор. Началось с середины 20 века. Толчок к этому дали такие светила науки, как П. Дракер, И. Адизес (здравствует и поныне). Специфика менеджмента, как науки состоит в том, что он учитывает также и практические изыскания менеджеров, находя новое в концепциях при их применении к определенным ситуациям -> менеджмент постоянно дополняется. Также, учитывая существование других фундаментальных наук, к моменту создания менеджмента, он многое в себя вобрал:

l Экономическая теория → отраслевая конкуренция

l Психология → поведение людей и групп людей в организации

l Социология → власть и влияние, сети

l Математика → количественные методы принятия решений…

Включает в себя также смежные науки, такие как:

l Теория менеджмента и организационная теория

l Теория менеджмента и организационного поведения

Почему надо изучать менеджмент?:

Знать логику принятия решений, использования концепций

Источник знаний, быть информированным о том, откуда «ноги растут» у всего этого дела =)

Опираясь на существующие труды – продолжить работу данном направлении для возможного «прорыва» в науке.

Надо сдать экзамен по предмету!!!


Похожая информация.