Что такое личность? Сочинение на тему что значит быть личностью Эссе на тему личность ли я

Личность - центральная категория в психологии. Психолог как инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Раскрытие личностных качеств человека в теории Г. Олпор. Принципы гуманистической психологии. Отражение понятия личности у К. Левина.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Что такое личность?

Введение

" Личность - реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных " . (Гордон Уиллард Олпорт )

Не смотря на то, что понятие личность является центральной категорией в психологии. Единого понятия этого определения нет. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности с его качествами, социально приобретёнными. Многие определения личности подчеркивают, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, которые характеризуют его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

В современной психологии сложно дать конкретное определение понятию "ЛИЧНОСТЬ", т.к. нет единого представления данного понятия, а, значит, нет такой общей психологической теории, которая была бы общепризнанной среди всех психологов.

Свое эссе я построю на рассмотрении вопросов, связанных с теориями психологии личности:

1. Какой психолог является инициатором разработки системного подхода к изучению личности?

2. Какие личностные качества человека раскрывает в своей теории Г. Олпор?

3. Какой американский учёный, психолог, заложил основные принципы гуманистической психологии?

4. Как К. Левин отражает в своих работах понятие ЛИЧНОСТИ?

5. Что объединяет 1 и 2 тезисы о личности В. Франкла?

Мне бы хотелось рассмотреть понятие "личности" в строгом психологическом смысле слова.

личность левин психология качество

Большинство представителей зарубежной психологии Г. Олпорт, К. Левин, А. Маслоу, В. Франкл определяли понятие личности, исходя из собственных теорий и представлений.

Что такое личность?

Американский психолог Гордон Олпор является инициатором разработки системного подхода к изучению личности. Структура личности по теории Гордона Олпорта представляет собой системную разработку идей, включающих в себя часть разработок различных психологический направлений, предлагающих персонологический подход к изучению личности. Данное направление так же называют теорией черт. Такое название зародилось от предположения, что люди обладают предрасположенностями к реагированию определенным образом на происходящее.

По моему мнению, работа Олпорта ориентирована скорее на решение практических проблем, а не на достижение высокого результата в теоретическом или методологическом единстве.

Понятие личности он определяет как динамическую организацию психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление. В своих трудах он описывает восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях. А именно:

1. Опыт (чтобы хорошо разбираться в людях, необходима зрелость)

2. Сходство (человек, который пытается судить о людях, должен быть похож на того человека, которого он хочет понять)

3. Интеллект (высокий интеллект характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей)

4. Глубокое понимание себя (правильное понимание самих себя удерживает нас от поверхностных и простых суждений о людях)

5. Сложность (как правило люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих)

6. Отстраненность (те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны)

7. Эстетические склонности

8. Социальный интеллект

Говоря о теории Г. Олпорта можно говорить о том, что личностные качества берут свое начало во врожденных характеристиках индивида, и в дальнейшем формируются под воздействием социума и собственных рефлексивных механизмов, а также механизмов рационализации.

С точки зрения персонологического подхода, нет одинаковых людей, любой человек ведет себя с завидным постоянством и не так, как другие.

Создатель гештальт-психологии, немецкий психолог Курт Левин отражает в своих работах динамическую теорию личности. По его мнению, человек - это сложное энергетическое поле, динамическая система потребностей и напряжений, которая определяет и направляет восприятие и действия.

Заслуга К. Левина состоит в том, что он стремился подойти к изучению личности как к некоторому целому. Он доказал, что ассоциации как таковые не обладают собственной активностью и не могут служить побудителями человеческого поведения. Плодотворными оказались новые аспекты изучения человека: потребности и мотивы человеческого поведения, его цели и желания, его аффективная и волевая сферы.

Говоря о причинах развития личности, Левин отдает предпочтение аффектам, не учитывает роли сознания. Он не видит общественно-исторической обусловленности развития личности. "Слабость теории К. Левина заключается именно в том, что она исходит из уже сложившегося "психологического мира" личности, ни происхождение, ни закономерности формирования которого неизвестны".

Абрахам Маслоу, американский учёный, психолог, заложил основные принципы гуманистической психологии.

Термин Гуманистическая психология Был придуман группой психологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом.

Изучая теорию австрийского учёного Виктора Франкла, мы можем говорить о личности, как "индивидууме". Франкл является создателем десяти тезисов о личности.

1. Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое.

2. Личность не только неделима, но и неслагаема.

3. Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое.

4. Личность духовна.

5. Личность экзистенциальна.

6. Личность соотносится с Я, а не с Оно.

7. Личность не только есть единство и целостность (см. тезисы 1 и 2), она еще и создает единство и целостность.

8. Личность динамична: как раз благодаря тому, что она может дистанцироваться и отстраиваться от психофизического начала, духовное вообще проявляет себя.

9. Животное не является личностью уже потому, что оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому.

10. Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное.

Теория личности Франкла выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Понятия "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Проблема личности как центральная в современной психологии. Система личностных понятий. Определение типа акцентуации характера гражданина, арестованного по подозрению в изнасиловании.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Проблема человека и личности в отечественной психологии. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Исследование учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г. Юнга.

    реферат , добавлен 29.06.2010

    Личность как предмет гуманистической психологии. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека. Психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека. Виктор Франкл о смысле жизни.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Многозначность понимания личности в современной психологии. Личность как "система мотивов", способность к творческим проявлениям и творческим деяниям, с позиций системного подхода. Психологическая реальность человека. Движущие силы развития личности.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Психодинамическое направление в социальной психологии личности. Рассмотрение механизмов психической защиты. Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера. Комплексный, системный, субъектный и деятельностный подходы к изучению личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2015

    Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2011

    Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии. Особенности и основные этапы формирования личности – начального этапа становления личностных свойств человека. Личность в процессе деятельности: социализация и самосознание.

    реферат , добавлен 05.10.2011

    "Галилеевский" способ мышления в понимании Курта Левина и его основные работы по социальной психологии. Термины, вводимые ученым при построении теории психологического поля. Значение данной теории для становления современной психологии личности.

Лето я обычно провожу за дочитыванием, досматриванием и дослушиванием того, на что не хватало времени в течение учебного года. После первого курса у меня остался цикл из 55 лекций В. В. Петухова по общей психологии, заботливо порекомендованный любимым преподавателем.
В одной из лекций Валерий Викторович излагал концепцию субъекта. Она оказала сильнейшее влияние на мое мировосприятие и во многом определила мои текущие взгляды на многие социальные проблемы.
Суть вот в чем. Человек существует как природный, социальный и культурный субъект. Природный субъект просто адаптируется к окружающей среде, социальный – присваивает и применяет коллективный опыт, а культурный – на основе общечеловеческих норм самостоятельно и ответственно решает собственные проблемы. Личность предлагали понимать как субъект, то есть максимально расширить содержание этого понятия. Но тогда личностями можно будет признать и животных, а ведь нам так хочется потешить свое тщеславие (венцы творения же, ну). Нет, личность – это прерогатива человека.
А. Н. Леонтьев писал: «Личность рождается дважды». Когда? Первое рождение личности происходит именно тогда, когда маленький человек, впервые послушался родительского «нельзя». Тогда родителей можно поздравить – их кровинушка стала социальным субъектом, вставшим на путь подчинения себя социальным нормам. В этом понимании все мы социальные субъекты. Мы все подчиняемся запретам, законам, требованиям, которые налагает на нас социум в обмен на счастливое в нем существование. Много раз я слышала (да и сама грешила), как люди говорят: «Мне плевать на чужое мнение», «Мне никто не нужен» и проч. Теперь я понимаю, насколько это самонадеянно. Человек не существует без людей. Больше или меньше, чаще или реже, но общество себе подобных нужно всем. Достаточно просто находиться среди людей, чтобы быть социальным субъектом. Я замечаю за собой, как волей-неволей в голове проносится «Что это она на меня так смотрит? У меня что-то с лицом», как я подавляю улыбку, чтобы «не подумали лишнего» (так уж получилось, что в России не принято улыбаться без причины, правда, причина всегда есть, но знаешь о ней только ты), как я «общаюсь» с людьми, мысленно задавая им вопросы, делая комплименты. Я люблю украдкой разглядывать красивых девушек, рассказывать потом друзьям истории о злобных тетках, короче говоря, люди мне нужны, без них я могу потерять важную часть своей личности.
Но социальный субъект это не личность, это еще пол-личности. Вот здесь и кроется та самая идея, которая меня вдохновляет.
Мир населен «недоличностями» - социальными субъектами. Он существует как личность только в своей социальной группе, делит мир на «мы» и «они». Мы – это хорошие, правильные, а «они» - плохие и неправильные, одним словом, враги. Социальный субъект развязывает религиозные войны. Социальный субъект придумал расизм и национализм и прочие «прелести» нашей с вами жизни. Со всеми вытекающими последствиями. При этом он высказывает «свое» мнение, только тогда, когда находится в группе. Вне ее у него вообще своего мнения не существует, он сам не существует. И все это не просто теоретический конструкт. Я тоже чувствую своего социального субъекта. Как-то раз я взяла самый дешевый билет на поезд. К моему удивлению, большинство пассажиров вагона составляли студенты-индусы. Никогда не считала себя человеком, придающим хоть какое-то значение национальности. Но тем не менее, я непроизвольно сторонилась их, ждала от них отвратительных выходок и в общем была не особо довольна таким соседством. Вот оно. Эта дихотомия так глубоко засела в моей голове, что перестала осознаваться. Наш социальный субъект уходит все глубже в нас, оказывая прямое влияние абсолютно на все, что мы делаем, думаем, чувствуем. Социальный субъект воинственен в отстаивании своей идентичности, он считает, что его принадлежность к социальной группе уже величайшее достижение, и поэтому ничего от него больше не требуется. Он считает нормальным оскорблять (при чем не в лицо, нет, разве что на пьяную голову) представителей других групп, считать себя выше, лучше, достойнее просто так, просто потому что он является членом своего общества. Вы видите таких людей постоянно. Скорее всего, такие есть в вашем ближайшем окружении. Такие люди вещают нам с экранов. Такие храбрятся, бравируют и горячатся на массовых мероприятиях. Хорошо бы приводить более конкретные примеры, но я сомневаюсь. Ладно. Социальный субъект клеит на заднее стекло машины «Можем повторить». Он, будучи студентом, например, вышки, презрительно фыркает при виде, например, огаревца. Его не смущает понятие «неправильная вера» или «неправильное мнение». Он любит подраться с фанатами другой футбольной команды. Он любит поучать «младших» (беру в кавычки, потому что мудрость и возраст не всегда пропорциональны). Социальный индивид на каждом углу трубит о своем «мы», набрасываясь на других социальных индивидов, тоже свое «мы» заявляющих. Так один пытается доказать другому, что он лучше. Анализируя происходящее, я все больше проникаюсь мыслью, что все беды в мире именно из-за того, что мы недоличности. Но есть ли альтернатива?
Вернемся к Алексею Николаевичу. Вторым рождением личности является рождение культурного субъекта. И это рождение может происходить неоднократно. Я бы назвала это периодическим пробуждением культурного субъекта. Его рождение – это тот момент, ситуация, когда человек начинает думать своей, а не общественной головой. Для культурного субъекта не существует национальностей, классов, статусов и всего остального, чем так кичится социальный субъект. Для него существует только человек. Для культурного субъекта золотое правило нравственности (относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе) не какая-то непонятная чушь из учебника философии, а вполне ясный, устойчивый жизненный принцип. Культурный субъект уважает всех, потому что уважает себя. Проблема Раскольникова является интересной попыткой заявить себя как культурного субъекта – подняться над законом и религией, заявить свое «Я». Но вопрос поставлен изначально неправильно. Мне понравилось, как В. В. Петухов ответил на этот вопрос: ты тварь дрожащая, потому что право имеешь. Культурный субъект заявляет свое «Я», осознавая и признавая право на существования других «Я». Культурный субъект занят собой. Не самовосхвалением и самолюбованием, а самокритикой и самовоспитанием. Он не спешит раздавать советы и учить жить других, руководствуясь сократовским принципом «Я знаю, что ничего не знаю». Он ищет свое любимое дело, «ищет себя». Культурный субъект не хватает готовое, а строит свою собственную философию, по которой живет. В этом плане для меня очень показателен пример четы Левиных из «Анны Карениной». Китти воспитана и живет в духе православия, абсолютно комфортно чувствует себя в рамках своей группы. Она – положительный пример социального субъекта. Константин же пришел к православию, пришел к вере осмысленно, пройдя через воинствующий атеизм, научный радикализм, формальное православие. Он выстрадал свою философию, она досталась ему с помощью колоссальных нравственных усилий. И я считаю это достижением, признаком культурного субъекта. Социальный субъект заявляет свое «Я» через «мы», культурный же заявляет его непосредственно. Он признает и принимает свое несовершенство, но по мере сил борется с ним. Именно состояние борьбы, в первую очередь внутренней, то есть периодически возникающие ситуации личностного выбора, провоцирующие рождение культурного субъекта, составляют главный его признак.
Все это звучит несколько идеалистично. Так оно и есть. Культурный субъект есть идеал. Все люди социальные субъекты, которые ближе или дальше находятся от субъекта культурного. Именно культурный субъект стал моим ориентиром. Таких людей, разумеется, не существует. Но есть периодически культурные субъекты, то есть те, в ком эта часть личности время от времени пробуждается (в ситуациях личностного выбора). Такими примерами изобилует классическая литература, я нахожу таких людей среди своих преподавателей, среди умерших и ныне живущих деятелей. Что касается меня, то я очень остро чувствую своего социального субъекта. Оставляют желать лучшего мои межличностные отношения, временами хромает саморегуляция. Зачатки культурного субъекта я наблюдаю у себя, когда подмечаю свои промахи. Подмечать – это, конечно, хорошо, но так трудно их признать, заявить себе, что у меня есть такая недопустимая черта. А еще труднее ее устранить. Но я думаю, что я на правильном пути.

Понятие личности неразрывно связано с индивидуальностью. Каждый человек наделен индивидуальными чертами характера, природными склонностями, свойственными только ему, способностями, талантами. И эти индивидуальные особенности служат отправной точкой личностного развития. Степень этого развития зависит от усилий и возможностей самого человека. Как индивидуальность, он невольно противопоставляет себя социуму, подчиняясь внутренней потребности в независимости.

Так, настоящее развитие личности идет во внутреннем и, бывает, во внешнем противоборстве с обществом. Это путь сильной личности. Еще Максим Горький отмечал, что человека формирует сопротивление окружающей среде, в которой нередко царит пошлость, косность и невежество. Слабые личности, коих довольно много, плывут по течению.

Таким образом, каждый человек является личностью. Но какой личностью? Есть личности выдающиеся, проявившие себя в какой-либо сфере деятельности. Они, как правило, наделены талантами и сильным характером. Они известны. Но известность - не критерий ценности личности. Личность ценна, когда она служит Благу, Истине, Красоте. Есть Пушкин, Бах, Достоевский, Серафим Саровский и есть Гитлер, Геббельс, Ленин, Робеспьер. Все они известные личности, но одни были на стороне Света, другие - на стороне Тьмы.

То же и с сильной личностью. Человек может подчинять себе других людей, идти к личному успеху, богатству и признанию "по головам", причиняя кому-то горе. И все это во имя себя. Другая сильная личность твердо следует нравственным принципам, не достигает видимого успеха, но остается с чистой совестью. Кто из них достойнее?

Есть много простых светлых людей, которые стараются никому не причинить зла, занимаются любимым делом в соответствии со способностями, отпущенными им природой, развивают их насколько возможно, живут гармоничной, счастливой жизнью. Они надежны, ответственны, добры к людям, могут совершать ради них поступки в ущерб себе. И это прекрасные личности, на них держится земля. Таким был старшина Васков в повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...".

Есть личности серые. Они лишены стремления к саморазвитию. Все их желания направлены на потребление. Они скучны, и с ними не о чем говорить. Еда, зарплата, покупки, приобретения - вот все, что их интересует. Когда на такую личность сваливается наследство или еще какое-то материальное благо, ее начинает распирать от собственной значимости и презрения к бедноте.

Получается, настоящая личность - это достойная личность. И достоинство ее измеряется не известностью, не популярностью, а совестью, благородством, применением своих способностей и талантов ко благу людей, страны и Благу высшему. Только в этом направлении есть смысл развития личности.

Человек, как разумное существо, не может не задумываться над вопросами своего предназначения в жизни, смысла самой жизни. Некоторые довольно быстро находят ответ на этот непростой вопрос: в жизни общества ничего не зависит от простого человека, жизнь обязательно заканчивается смертью. Для чего прилагать лишние усилия, для чего стремиться к совершенству, ведь конец один - смерть. Эти размышления волновали людей на протяжении всего существования человечества, каждое новое поколение стремится найти смысл II этом несовершенном мире, преодолевая пессимизм и равнодушие.

Однако как бы ни относился человек к этой проблеме, практически только единицы способны махнуть на все рукой и вести животное существование. Дело в том, что наряду с потребностью в еде, воздухе, познания мира, общения и т. д., человеку крайне необходимо постоянно самореализовываться, иными словами, развивать собственные способности, постоянно самосовершенствоваться. У одних эта потребность выражена сильнее, у других - слабее, но существует она у всех. Как в генетическом коде растения заложена программа роста, расцвета, плодоношения, так и в человеке «записана» программа самореализации.

Все человеческие потребности условно можно разделить на высшие и низшие. Вероятно, потребность в общении, любви, уважении является более высокой по сравнению с потребностью в еде, дыхании, безопасности. Без удовлетворения низших потребностей человек не может существовать, но самые высокие чувства дает реализация высших потребностей. В нашей жизни не так часто необходимо совершать подвиги, но потребность самореализации постоянно подталкивает нас к нашим маленьким подвигам и свершениям. Итак, самореализация - одна из высших человеческих потребностей - приносит наибольшую радость. Если по каким-либо причинам потребность в самореализации не удовлетворяется, человек чувствует дискомфорт. Именно самореализацию можно назвать главным предназначением человека на земле: постоянно развивать свои способности, таланты, заслужить своей деятельностью уважение окружающих и таким образом внести вклад в общечеловеческий прогресс. Чтобы убедиться в правильности этой мысли, сравним разные страны. Там, где более высокий уровень общего образования, там и более высокий уровень экономики, культуры.

Настоящая личность должна, в первую очередь, реализоваться в профессиональной деятельности. Действительно, каждый человек должен зарабатывать на жизнь, но не все находят удовольствие в своей профессий. Есть люди, для которых работа - неприятная обязанность. Но гораздо больше уважения вызывают те, для кого работа - радость, ведь профессиональная деятельность составляет треть жизни взрослых людей.

Кроме того, каждый человек должен принимать во внимание, что он является представителем определенного общества, нации, культуры. И даже если человек не ожидает того, его все же оценивают именно как представителя определенного общества, религиозной концессии и т. д. Осознавая себя, например, христианином, человек обязан разделять догмы и традиции христианской религии, иначе он будет постоянно чувствовать осуждение единоверцев. Если человек считает себя интеллигентным, то он должен иметь определенное образование, интересы, манеры поведения. Таким образом, понятие самореализации включает в себя соответствие нормам, культурным особенностям определенной. социальной группы.

Очевидно, что особенно важным в жизни каждого из нас является личное счастье. Всем знакомо всепоглощающее чувство любви. Но общественное мнение требует от нас не просто дарить внимание любимому человеку. В рамках наиболее распространенных и традиционных взглядов от мужчины ожидают самостоятельности, рассудительности, надежности, умения обеспечить семью; от женщины - женственности, сочувствия, хозяйственности. Отсутствие этих качеств затрудняет достижение успеха у противоположного пола. Кроме этого, отношение представителей одного пола в значительной мере зависит от соответствия человека определенному половому эталону. Допустим, юноша, у которого отсутствуют черты мужественности, теряет уважение в глазах товарищей, если не компенсирует это наличием других качеств и достоинств.

Не менее привлекают окружающих и ценятся обществом эрудированность, многогранность знаний, умений личности. Такие люди являются генераторами новых идей, интересными собеседниками, пропагандистами культуры. Человек с широким кругом интересов, знаний, умений пополняет собственные впечатления, делает свою жизнь наполненной и осмысленной. Также в обществе ценятся такие важные качества человека, как сочувствие, честность, тактичность, вежливость, верность слову, чувство юмора.

Все перечисленные процессы самореализации являются необходимой составной настоящей личности. Быть личностью - значит уметь работать и учиться, приносить радость себе и окружающим, любить и быть любимым, сострадать и сочувствовать, быть смелым и ответственным, стойко переносить любые жизненные трудности, постоянно совершенствоваться. Агрессия и негативизм, излишняя слабость и податливость (я буду курить, потому что так делают все), депрессии и неуверенность - удел существа, которого с трудом можно назвать человеком, а уж тем более личностью.

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным?

Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые...

Первая вызвана невозможностью удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: пище, жилью, медицине, образованию и т. д. Вторая проистекает из воспринимаемого как несправедливость несовпадения между ценностными ожиданиями и реальными возможностями.

Кому-то может показаться, что относительная депривация есть не что иное, как фрустрация, но это не совсем так. Разница между ними заключается, во-первых, в том, что при фрустрации...

Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде.

- "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со...

О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую - "я".

Я говорю "две стороны", а не "две обособленные сущности", так как признание тождества нашего "я" и нашей личности...

Делия С. Гусман (ДСГ)*: Профессор, первое, что само собой напрашивается в разговоре о культе личности, – это вопрос, что такое личность. Не могли бы Вы объяснить нам, что понимают под личностью различные психологические школы, связывающие это понятие с характером, темпераментом и пр. Как определяется личность в психологии?

Хорхе А. Ливрага (ХАЛ): Одна из проблем нашей цивилизации состоит в том, что разные аспекты культуры находятся в разных фазах эволюции. Так, например, если механика и химия...

Любой ответственный родитель в тайне мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, лидером. Мы радуемся маленькими победами наших детей, с гордостью рассказываем друзьям и знакомым, какой умный и талантливый ребенок растет, и все-все ему удается.

Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.

Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему...

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем...

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи...

С точки зрения физики и, следовательно, технически подкованных граждан, прошлое нереально, так как его уже нет, а будущее нереально, потому что его еще нет. Выходит, что реально только настоящее, краткий, бесконечно малый, неуловимый миг. Из всего бесконечного многообразия бурлящей жизни реальна только одна фотография, где все намертво припаяно друг другу?

И мы живем ради этой фотографии, которая через секунду превратится в прах, в воспоминание, а то и вовсе будет забыта? Нет, что-то тут не...