Что построил кристофер рен в лондоне. Кристофер Рен. Собор Св. Павла. Рождение страхового бизнеса

Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века - Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном. Примечательно, однако, что, несмотря на разносторонность дарований, Рен уже далек от известного типа универсального человека Возрождения.

Кристофер Рен родился 20 октября 1632 года. Его жизнь свободна от мятежных исканий предшествовавшего поколения и до краев заполнена часто весьма смелым, но уверенным и планомерным развитием достигнутого в области точных наук, а затем и архитектуры. Изобразительные искусства, литература и вообще гуманитарные науки его, видимо, не увлекали. Сын настоятеля Виндзорского аббатства и племянник епископа, а значит, представитель привилегированной общественной прослойки, с ее устоявшимся бытом и влиятельными связями, Кристофер получил блестящее по тому времени образование и рано отдался научным интересам, обнаружив, как и многие представители его поколения, безразличие к политике.

Рен был членом кружка передовых университетских деятелей. Как математик, являлся, по свидетельству Ньютона, одним из трех наиболее выдающихся геометров своего времени. Рен был профессором астрономии в Оксфорде. Он изобрел многие, в том числе строительные механизмы, а впоследствии стал одним из основателей и первых президентов созданного в 1660 году Королевского общества (Английской академии наук). Однако Рен вошел в историю, прежде всего, как самый выдающийся зодчий своей страны. Хотя он неоднократно избирался в парламент (1685-1702), известно лишь одно его выступление - в связи с налогообложением для постройки госпиталя в Челси. Позднее он был возведен в дворянское звание и получил титул баронета.

К архитектуре Рен обратился сравнительно поздно, на тридцать третьем году жизни, и то после неоднократных настояний влиятельных заказчиков. Это само по себе свидетельствует о новом отношении к архитектуре, воспринимавшейся к тому времени как деятельность, требующая глубоких, многообразных знаний и широкого кругозора.

Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663-1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора св. Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».

Для перестройки собора св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711, Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора, однако в решении интерьера архитектору удалось достичь пространственного единства главного нефа с обширным средокрестьем. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную, гармоничную форму и превосходно согласуется в пропорциях с остальными частями здания.

Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676-1684) в Кембридже. В 1669 он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.

За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718. Рен умер в Хэмптон-Корте 26 февраля 1723 и был похоронен в соборе св. Павла. Его идеи были подхвачены и развиты архитекторами следующего поколения, в частности Н.Хоксмором и Дж.Гиббсом. Он оказал заметное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

Готика Рена и влияние на нее мусульманской архитектуры

Кристофер Рен высоко оценил изысканность архитектуры мавританских мечетей и архитектуры мечетей в Османской империи, подробным изучением которой он занимался. Благодаря своему опыту и таланту, Кристофер Рен обнаружил в готической архитектуре Запада следы мусульманской архитектуры. Проведя глубокие исследования в различных структурных и декоративных элементах готического стиля, Рен убедился в том, что готика имеет мусульманские корни. Таким образом, Кристофер Рен выдвинул так называемую "Теорию сарацинов". Архитектор настаивал на том, что равно как история стиля, так и его физические характеристики указывают на мусульманское происхождение готики. Свою "Теорию сарацин" он основывает на следующем:

"Сегодня мы называем это готическим стилем в архитектуре. Но готы скорее разрушали, нежели строили. Думаю, что было бы логичнее называть его сарацинским стилем: ведь у готов не было желания ни творить, ни учиться. Потеряв эти два желания, Запад перенял все это от них, из их арабских книг, которые они так старательно перевели с греческого. Они были фанатами своей религии. Завоевывая с фантастической скоростью новые земли, они быстро возводили мечети и караван-сараи, что собственно и побуждало их осваивать новые виды строительства. Они придавали мечетям округлые формы. Им не нравились крестообразные формы христианских храмов.

Древние каменоломни, где жители древнего мира брали большие мраморные блоки, использующиеся при строительстве колоннад и архитравов, оказались заброшенными. Их средством передвижения были верблюды. Их дома были построены из небольшого камня. Колоны сооружались из маленьких кусочков, руководствуясь при этом собственной фантазией. При строительстве арок арабы использовали камень, легко поддающийся обработке, которого так много у нас в северном климате", - писал Кристофер Рен в своем труде "Parentalia".

Он также продолжил:

"Для неоготики, как еще называют этот стиль, характерны четыре особенности: готический модерн отличается своей легкостью, чрезвычайной энергичностью, изысканностью и изобилием чудных орнаментов. Если для неоготики характерна легкость строения, то для старого готического стиля - его массивность. Неотесанные готы не могли быть авторами архитектурного стиля, который отличается легкостью и грациозностью. Даи как готам может быть приписано это авторство, если впервые об это мстиле узнали только в X веке нашей эры? Это было несколько лет спустя после падения государств, созданных готами на руинах Римской империи. Это было время, когда даже само слово "гот" было окончательно стерто из человеческой памяти.

Рис.1

Согласно всем характерным признакам нового архитектурного стиля, его авторство може тбыть приписано исключительно маврам, или, как их еще называют, арабам или сарацинам, которые в своей архитектуре, равно как и в поэзии, выражают свои чувства. И в первом, и во втором случае мавры используют неправильные, но изысканные формы, их произведения переполнены излишними орнаментами, часто все это выглядит ненатурально. Как в архитектуре, так и в поэзии арабы дают волю фантазии, но эта фантазия - безгранична. Она воплощается в реальность, когда арабы, равно как и другие жители Востока, возводят свои дома или храмы, имеющие такой жене ординарный вид, как их собственные мысли. Если кто-нибудь сомневается в моих утверждениях, - давайте обратимся к тому, кто видел мечети и дворцы Феса или некоторые испанские соборы, построенные маврами.

Ярким примером этому может послужить церковь в Бургосе. Даже в этом городке мы без усилий найдем несколько примеров того, о чем идет речь. Стиль этих строений был ошибочно назван неоготическим, но его истинное название - арабский, сарацинский или мавританский. Европа познакомилась с этим стилем благодаря Испании. Будучи достаточно образованными, арабы чувствовали в себе силу. Они изучали философию, математику, физику, поэзию.

Рис.2

Их любовь к наукам вызывала восхищение. Арабских авторов читали во всех странах, которые находились не слишком далеко от Испании. Люди читали в переводе на арабский язык греческих авторов, которые в свою очередь были переведены на латынь.

Благодаря философии, физике, архитектуре арабы обрели славу в Европе. Многие церкви были построены на арабский манер. Некоторые храмы сочетали в себе массивность и грациозность. Внесение изменений в конструкцию построения из-за разных климатических условий, было незначительным, а то их вовсе и не было. В большинстве случаев в южной части Европы и в Африке до того времени, как окна начали стеклить, они делались в виде узкой полосы и размещались на большой высоте от земли, сохраняя внутри здания темноту и избегая этим самым попадания внутрь палящих солнечных лучей" (см. "Grose", 1808).

Почтительное отношение Кристофера Рена к мусульманской архитектуре было продемонстрировано в применении им нескольких мусульманских архитектурных решений в своих проектах. Влияние мусульманской архитектуры легко прослеживается в структуре куполов над приделами известнейшего проекта Кристофера Рена - собора святого Павла.

Рис.3 72

Влияние мусульманской архитектуры также прослеживается в использовании комбинации строительства купола и колокольни (см. рис.2). Этот архитектурный метод европейцы, в частности итальянцы в эпоху Возрождения, переняли у арабов.

Купол собора был построен в мусульманском стиле с применением техники угловых выступов, поддерживающих перекрытие (см. рис.1). В период строительства первых христианских церквей идея использования выступов, поддерживающих перекрытие, была незнакома. Именно мусульмане познакомили европейцев с этой техникой строительства куполов.

Сейчас явно прослеживается, что при строительстве колокольни церквиСент-Мэри-ле-Боу (1671-1683) в Лондоне на ее архитектора Кристофера Рена оказал влияние мусульманский минарет. Он использовал этот стиль, несколько изменив его (см. рис.3)

Кристофер Рен скончался в 1723 году в возрасте 91 года, оставив свое 300-летнееархитектурное наследие для того, чтобы ним наслаждались. Положительное отношение Кристофера Рена к влиянию мусульманской архитектуры на Европу является тем редким примером объективности со стороны западных ученых.

  1. Архитекторы
  2. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  3. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  4. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  5. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  6. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…

  7. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  8. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  9. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  10. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  11. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  12. Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

  16. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. "Должен был…

  17. "У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности", - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

КРИСТОФЕР РЕН


«КРИСТОФЕР РЕН»

Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века - Шекспиром, Ньютоном и Мильтоном. Примечательно, однако, что, несмотря на разносторонность дарований, Рен уже далек от известного типа универсального человека Возрождения.

Кристофер Рен родился 20 октября 1632 года. Его жизнь свободна от мятежных исканий предшествовавшего поколения и до краев заполнена часто весьма смелым, но уверенным и планомерным развитием достигнутого в области точных наук, а затем и архитектуры. Изобразительные искусства, литература и вообще гуманитарные науки его, видимо, не увлекали. Сын настоятеля Виндзорского аббатства и племянник епископа, а значит, представитель привилегированной общественной прослойки, с ее устоявшимся бытом и влиятельными связями, Кристофер получил блестящее по тому времени образование и рано отдался научным интересам, обнаружив, как и многие представители его поколения, безразличие к политике.

Рен был членом кружка передовых университетских деятелей. Как математик, являлся, по свидетельству Ньютона, одним из трех наиболее выдающихся геометров своего времени. Рен был профессором астрономии в Оксфорде. Он изобрел многие, в том числе строительные механизмы, а впоследствии стал одним из основателей и первых президентов созданного в 1660 году Королевского общества (Английской академии наук). Однако Рен вошел в историю, прежде всего, как самый выдающийся зодчий своей страны. Хотя он неоднократно избирался в парламент (1685-1702), известно лишь одно его выступление - в связи с налогообложением для постройки госпиталя в Челси. Позднее он был возведен в дворянское звание и получил титул баронета.

К архитектуре Рен обратился сравнительно поздно, на тридцать третьем году жизни, и то после неоднократных настояний влиятельных заказчиков. Это само по себе свидетельствует о новом отношении к архитектуре, воспринимавшейся к тому времени как деятельность, требующая глубоких, многообразных знаний и широкого кругозора.

Первым сооружением Рена оказался так называемый Шелдонский театр в Оксфорде, возведенный на средства епископа Шелдона для присуждения научных степеней и других торжественных университетских церемоний. Повторив принципиальную схему театра Марцелла в Риме, Рен перекрыл его плоским, подвешенным к фермам потолком (его пролет, в 21 метр, поразил современников), роспись которого изображала открытое небо и тенты античного прототипа. В этой, как и в следующей постройке, капелле Пембрук колледжа в Кембридже (1663-1665), нарушения некоторых строгих канонов классицизма указывают, вероятно, не столько на неопытность Рена, как считали многие авторы, сколько на склонность мастера к барочной свободе, которая позднее будет для него характерна.

Однако переломным пунктом в жизни Рена, обусловившим его обращение к архитектуре, оказались пребывание во Франции (1665-1666) и Большой пожар Лондона (1666).

Во Франции Рен встречался с Ардуэн Мансаром и с Бернини, приезжавшим в Париж по приглашению короля, и на примере первых парижских площадей и ансамблей, а также строительства Лувра мог оценить огромное общественное значение и широкие возможности зодчества.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Мы читаем в его позднейших заметках: "Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, каковая страсть - источник всех великих деяний в государстве:" Парижские впечатления, несомненно, сказались на всем архитектурном творчестве Рена, которое радикально отличается от архитектуры первой половины века широтой и разнообразием замыслов, свободой в обращении с языком зодчества античности и Возрождения, а главное, градостроительным подходом. В одном из писем Рен называл Париж "школой архитектуры, сегодня, может быть, наилучшей в Европе".

Пожар, уничтоживший чуть ли не половину Лондона, был едва лишь приостановлен, когда Рен представил королю свой план перестройки центральной части столицы. Предложение Рена не было осуществлено, но он сразу же был включен в Комиссию по восстановлению города Лондона, составленную из представителей королевских и городских властей. Генеральный план, так быстро разработанный Реном, по рисунку отдаленно напоминающий планировку версальских садов Ленотра, по сути дела, гораздо ближе к планировке Рима, начатой папой Сикстом V в конце XVI века, но почти, наверное, неизвестной Рену даже по изображениям.

Мы видим такие же прямые, рассчитанные на далекие перспективы улицы, лучеобразно сходящиеся к парадным репрезентативным площадям и общественным зданиям, отмечающим важнейшие узлы города, который трактуется как единая пространственная композиция.

Рен активно участвовал в составлении ряда указов комиссии, предписывавших строительство только из кирпича, регламентировавших высоту построек, толщину стен и прочее, а также изыскивавших средства для восстановления города и его важнейших зданий путем введения специальных налогов. Одних только церквей, уничтоженных пожаром, насчитывалось восемьдесят пять, и, хотя многие приходы были комиссией объединены, Рену все же пришлось спроектировать более пятидесяти новых, из которых по крайней мере тридцать пять возводились под его непосредственным наблюдением. Архитектура этих церквей - плод удивительного сочетания творческой фантазии, изобретательности и пытливости научно тренированного ума, склонного к упорядочению рабочего материала, почти что каталогизации разнообразных композиционных возможностей и опробованию их в натуре.

Церкви Рена представляют собою совершенно новую главу в истории английской архитектуры. Они знаменуют расцвет английского классицизма в органическом сочетании с такими традиционными национальными особенностями зодчества, как противопоставление вздымающихся вертикалей низким объемам и трезвый практицизм планировки.

Рен с исключительной ясностью осознал требования протестантского культа, рассматривающего церковь, прежде всего, как аудиторию для проповедника, а не место для сценически эффектной католической литургии, и четко сформулировал эти требования в специальной записке.

Небольшие, необычайно разнообразные по плану, эти церкви искусно вкомпонованы мастером в неправильные и затесненные участки.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Характерные для классицизма фасады сочетаются в них с целостностью пространства интерьера. В этом отношении особенно характерна церковь Сен Стивен Уолбрук (1672-1687), с ее просторным и плоским куполом, объединяющим все пространство. Часто в главное пространство широко раскрываются хоры галереи для прихожан (Сен Брайд на Флит стрит, 1670-1684 годы). При несомненном сходстве с протестантскими церквами Северной Европы интерьеры церквей Рена отличаются от последних большей парадностью и утонченностью отделки.

Знаменитые колокольни Рена, частью разрушенные во время Второй мировой войны, поистине поражают разнообразием композиции и в то же время неизменно отличаются свойственным лишь им одним сложным и легким, учащающимся кверху ритмом. В них, с одной стороны, проявился тот глубокий отпечаток, который наложила готика на национальный характер английского зодчества, а с другой - своеобразная разработка "темы с вариациями" (каждая из которых имеет и вполне самостоятельное значение) - разработка, до того встречавшаяся только в ряде палладианских вилл и дворцов. Можно полагать, что если бы реновский генеральный план Лондона был осуществлен, то шпили этих изящных колоколен, просматриваемые сквозь спрямленные улицы, сыграли бы в английской столице едва ли не большую роль, чем обелиски в барочном Риме, создав не только ориентиры для движения вперед, но и обратные зрительные связи, объединяя, таким образом, отдельные архитектурные мизансцены в целостный градостроительный организм.

Наиболее монументальным сооружением Рена явился огромный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1711), занимающий такое же главенствующее место в протестантской культовой архитектуре, как римский собор Св. Петра в католической. Работы Рена над собором ведут свое начало с предложения воздвигнуть высоко поднятый и довольно фантастический по формам купол над средокрестием старого здания. Когда после пожара выяснилась необходимость разобрать его, Рен предложил два варианта проекта (1672 и 1673 годы) - с грандиозным куполом, венчающим план в форме равноконечного греческого креста, ветви которого соединялись криволинейными, по барочному вогнутыми фасадами.

Последний из планов, в котором к равносторонним ветвям добавлена с восточной стороны апсида, а с западной - перекрытый малым куполом вестибюль, сохранился в виде великолепно выполненной деревянной модели такого размера, что зритель мог в нее войти, чтобы представить себе характер интерьера.

По требованию духовенства Рен разработал третий, осуществленный вариант. Огромный, протяженный объем сооружения длиной в 157 метров, с планом в форме латинского креста и сильно развитым хором, восходит к готическим соборам.

Математические познания Рена пригодились ему в трудной задаче возведения купола, решенной им блестяще, с расчетом тонким и глубоким.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола.

Эффектен внешний вид собора. Два марша широких ступеней подводят с запада к шести парам коринфских колонн входного портика, над которыми расположены еще четыре пары колонн с композитными капителями, несущие фронтон со скульптурной группой в тимпане. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол.

Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний колоннады, так называемой Каменной галереи, заложен камнем. Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен - несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой (сильно разрушенной бомбардировками во время Второй мировой войны).

Загруженный с конца 1660 х годов, казалось бы, до пределов человеческих возможностей архитектурными заказами в одном только Лондоне, Рен, тем не менее, проектировал и строил для короля, муниципалитетов, университетов и частных лиц дворцы и усадьбы, госпитали и библиотеки, ратуши и колледжи. Из многочисленных светских сооружений Рена следует, прежде всего, отметить один из его шедевров, библиотеку Тринити колледжа в Кембридже (начата в 1676 году), - свидетельство мастерского решения незаурядных композиционных трудностей.

Ее главный фасад, с двухъярусными ордерными аркадами и барочными по характеру членениями (верхний этаж значительно тяжелее нижнего), связан с более старыми постройками так, что открытый первый ярус имеет ту же высоту, что и галереи по сторонам, образуя традиционный обход, характерный для студенческих "клуатров" Кембриджа и Оксфорда. Для этого мастер опустил пол высокого парадного читального зала во втором этаже до уровня пят нижних арок, закрыв их тимпанами. Так получился торжественный и звучный, крупномасштабный фасад, выделивший библиотеку в общем комплексе соседствующих с ней жилых корпусов колледжа. Противоположный фасад здания решен более плоскостно: высоко поднятые (для размещения книжных шкафов) арочные окна читального зала разделены простыми лопатками, тогда как ордер применен только для акцентирования входов.

По мнению ряда английских историков архитектуры, библиотека Тринити колледжа знаменует собою конец первого этапа в творчестве Рена и его переход к более сложным композициям.


«КРИСТОФЕР РЕН»

Необходимо отметить, однако, что интерьеры мастера и в дальнейшем сохраняли ясность и строгость, а его отношение к ордерной системе, сформулированное значительно позже, и сегодня поражает нас современной трезвостью суждений.

"Современные авторы, писавшие об архитектуре, - указывает Рен, - кажется, вообще мало что имели в виду кроме того, как установить пропорции колонн, архитравов и карнизов в нескольких ордерах: и, находя эти пропорции в древнейших постройках греков и римлян (хотя они и применялись там более произвольно, чем это хотят признать), они стремились свести их к правилам слишком строгим и педантичным, не нарушимым без греха варваризма, хотя по природе своей они всего лишь приемы и моды тех времен, когда были в употреблении. Любознательность могла бы подтолкнуть нас поразмыслить, откуда первоначально возникла эта склонность не считать красивым ничего, что не было украшено колоннами даже там, где в действительности для них нет нужды".

В военном и морском госпиталях в Челси (начаты в 1683 году) и в Гринвиче (начат в 1696 году), а также в Винчестерском дворце (начат в 1683 году, не окончен, сгорел в 1896 году) Рен впервые экспериментирует с крупными массами протяженных объемов. В Челси он применяет большой ордер для редких акцентов (входов) и легкую малую колоннаду для галерей в глубине двора. В Гринвичском госпитале ему пришлось отказаться от характерной для классицизма композиции с поставленным по главной оси купольным объемом, для того чтобы открыть вид на Куинс хаус Иниго Джонса, который оказался в глубине большого, открытого на реку курдонера. Увенчанные барочными по характеру куполами корпуса Рена (правый из них включает постройку Уэбба) фланкируют курдонер со стороны реки и связаны с Куинс хаусом горизонтальной линией длинных колоннад.

В королевском дворце Хэмптон корт Рену тоже пришлось отступить от первоначально широко задуманного ансамбля. Ему принадлежат здесь лишь парковый корпус, темные фасады которого отделаны белым камнем и акцентированы в центре полуколоннами, да так называемый Часовой двор ("Королевский вход"), в котором сохранилось сочетание дворцовой парадности с интимностью, отличающее первоначальный замысел.

Его поклонники говорили, что Рен построил "самый благородный храм" - собор Св. Павла, "самый роскошный госпиталь в Британии" - Гринвичский и "самый большой дворец" - герцога Мальборо в Лондоне (1709-1711).

Дворец герцога Мальборо - палладианского характера - отличается чрезвычайной роскошью внутренней отделки. Гордый магнат хотел, говорят, затмить ею роскошь расположенного рядом Сент Джеймсского дворца (планы перестройки созданы Реном в первые годы XVIII века), принадлежавшего "кузену Джорджу" - королю Георгу I.

Замков Рен строил мало.

Наиболее известные из них Фоули Корт в окрестностях Хенли, Грумбридж в графстве Кент, начатый им Истон Нестон и некоторые другие. В отдельных случаях ему приписывают участие в подобных постройках на весьма недостаточных основаниях.

В отличие от Иниго Джонса, Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Огромное число сооружений Рена, собранных вместе, могло бы составить большой, тесно застроенный город. Достаточно сказать, что им сооружено 4 дворца, 35 различных присутственных мест, 8 школ, 55 церквей и 40 разных других зданий.

Архитектор пошел по пути, предуказанному Джонсом, но, в отличие от последнего, впитавшего в Италии дух эпохи Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.

Рен похоронен в 1723 году в соборе Св. Павла, и надпись на его надгробии заканчивается словами: ":если ищешь памятник, оглянись".

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Родился в Уилтшире. Окончил Оксфордский университет (1649-53), где изучал математику. С 1657 – профессор астрономии в Лондоне, с 1661 – в Оксфорде.

В 1668-1718 – главный смотритель королевских зданий. К архитектуре обратился в 60-е годы XVII в. В 1666 году занимался перепланировкой Лондона после большого лондонского пожара , подготовил план восстановления города по классическим принципам линейности, объединив базарные площади и широкие авеню, но этот проект не был принят. Вместо этого Рену было поручено строительство уничтоженного огнем собора Святого Павла в Лондоне (1675-1720). Собор Святого Павла был самым крупным произведением Рена, создавшим ему славу. Проект сочетал центральнокупольных и базиликальных типы композиции.

Удлиненность продольных нефов, размещение трансепта посередине собора, композиционная схема главного фасада, фланкируемого двумя башнями, характерны для английской готики, однако здесь эти композиционные принципы выражены новым средствами. Фасады декорированы двумя ярусами коринфских пилястр. В центре главного фасада находится двухъярусный портик, состоящий из спаренных колонн.

Кроме собора Реном была сооружена еще 51 церковь (это был один заказ на восстановление зданий после Лондонского пожара), в которых проявил и разнообразие проектов, и искусство, с которым он пристраивал спроектированные им здания и вписывал их в интерьер разрушенных церквей. Наибольшей популярностью из выстроенных им церквей пользовались церковь Сент-Мэри-ле-Боу (1670-77) и церковь Сент-Брейд (1671-78).

Наряду с церковными постройками им возведены такие замечательные здания, как библиотека Тринити-колледжа в Кембридже (1676-84), госпиталь в Челси (1696-1716) и Мальборо-хаус в Лондоне (1709-10).

Рен стремился придать классическим архитектурным формам национальную трактовку. Его работам свойственна парадная монументальность, стройность пропорций, порой вертикальная устремленность форм, ясная уравновешенность архитектурных масс, изящество деталей.

Джордж В. Байрд, Уильям Б. Брэгдон

опубликовано в The Builder Magazine, ноябрь 1924 г., т. X, вып. 11

перевод Л. Маршевской

В биографии сэра Кристофера Рена, написанной английским архитектором Джеймсом Элмерсом в 1823 г., можно найти такой текст:

«В 1666 году сэр Кристофер Рен был назначен Заместителем Великого Мастера под покровительством графа Риверса… Он был Мастером Ложи Святого Павла, теперь – Ложи Древних, предыдущим Мастером которой был Его Королевское Высочество герцог Сассекский, и посещал собрания более восемнадцати лет».

Это заявление Элмера, скорее всего, основывалось на «Масонстве в иллюстрациях» Уильяма Престона. Критики современной школы долгое время подвергали сомнению подлинность слов Престона, но, по моему мнению, у нас есть все основания полагать, что Рен был членом масонского общества. Эти догадки подтверждают протоколы «Ложи Древних» брата Райланда и сочинение «Великая Ложа Англии» брата Калверта.

Гений Рена был многогранен. Он автор многих изобретений, включая колесный барометр и гравировку меццо–тинто; он писал труды по астрономии, инструментам научного применения, гидравлике в кораблестроении, ловле китов, способам определения долготы и многому другому. Эти свидетельства его интеллектуальной силы, в дополнение к его всемирно известному архитектурному гению, объясняют, почему вокруг него собиралось так много людей, образовавших Королевское Общество, самое известное научное учреждение Англии.

Рен был назначен профессором астрономии в лондонском Грешем-колледже и, тремя годами позже, в Оксфорде. После этого он некоторое время пробыл ассистентом у сэра Джона Дэнама, главного геодезиста. В 1663 г. он спроектировал здание церкви при колледже Пемброк в Кембридже. В том же году ему было поручено провести работу над собором Святого Павла с целью восстановления здания и его адаптации к знаменитой коринфской галерее Иниго Джонса.

В сентябре 1666 года собор Святого Павла пострадал от пожара, который постиг Лондон. Для восстановления здания привлекли Рена. Предстояло много трудностей, весь город обсуждал планы, которые представили Рен и его противники. И наконец 21 июня 1672 г. началась работа над собором. Последний камень был положен тридцать пять лет спустя, и, к счастью, Рен имел возможность увидеть результат своего труда. Правда, не удалось найти свидетельств проведения там масонских обрядов, ровно как и сведений о закладке краеугольного камня или его освящения.

—-o—-

Долгое время обсуждалось, имеем ли мы веские основания называть Рена масоном. Гоулд сразу отверг подобные мысли как плод воображения Престона, но некоторые верят, что история брата Райланда о «Ложе Древних» является достаточным поводом считать, что Рен принадлежал к Братству.

Сэр Кристофер Рен, сын священника, родился в Восточном Нойле, Уилтшир, Англия, 20 октября 1632 г. В 1650 г. он окончил колледж Вэдам в Оскфорде, где проявил особый талант в таких предметах, как геометрия и прикладная математика.

Если проследить за его университетской жизнью дальше, мы узнаем, что в 1653 г. Рен был членом колледжа Всех Душ, в 1657 г. – профессором астрономии в Грешаме, в 1660 г. – профессором астрономии в Оскфорде. Таким образом, уже в его раннем обучении и образовательных наклонностях раскрылся необычайный математический ум, что позже помогло Рену достичь успехов в области строительной инженерии.

Архитектура

А.И.Венедиктов

Наиболее крупные явления английской архитектуры рассматриваемого периода относятся к последнему тридцатилетию 17 века. Продолжателем классика английского зодчества Иниго Джонса явился Кристофер Рен (1632-1723), остававшийся ведущим мастером английской архитектуры также на протяжении первой четверти 18 века.

Рен получил очень широкое образование: до того как он всецело обратился к архитектуре, он занимался математикой и астрономией. Совершив в 1665 г. поездку во Францию, он познакомился с Жюлем Ардуэном-Мансаром и другими французскими зодчими и с их работами, а также с Бернини, привезшим в Париж проект Лувра.

После «Великого пожара» 1666 г., уничтожившего большую часть Лондона, Рен создает проект коренной перепланировки города, отвергнутый, однако, реакционно настроенными властями. В то же время Рен получил крупнейший заказ на строительство нового собора св. Павла и на составление проектов ста сгоревших приходских церквей, из которых он выстроил более пятидесяти.

Собор св. Павла в Лондоне, строившийся Реном на протяжении тридцати шести лет (1675- 1710), стал величайшим культовым сооружением протестантского мира (длиной он превосходит Кельнский собор, высотой купольной части - флорентийский собор Санга Мария дель Фьоре). Римскому католическому собору св. Петра, строившемуся многими архитекторами на протяжении полутора веков с лишним, как бы намеренно был противопоставлен лондонский протестантский собор, сооруженный одним мастером в один строительный период, всего за три с половиной десятилетия. Первый составленный Реном проект с центрическим планом в форме равностороннего креста с притвором был отвергнут консервативным духовенством. Второй, осуществленный проект имел более традиционную вытянутую форму с разделенным столбами и арками на три нефа главным помещением и с просторным подкупольным пространством на пересечении нефов с трансептом.

Математические познания Рена пригодились ему в трудной задаче возведения купола, решенной им блестяще, с расчетом тонким и глубоким. Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола.

Эффектен внешний вид собора. Два марша широких ступеней подводят с запада к шести парам коринфских колонн входного портика, над которыми расположены еще четыре пары колонн с композитными капителями, несущие фронтон со скульптурной группой в тимпане. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол. Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний колоннады (так называемой Каменной галлереи) заложен камнем. Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галлерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен - несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой (сильно разрушенной бомбардировками во время второй мировой войны).

Творческая индивидуальность Рена обнаруживается не менее ярко и в таких его. работах, как, например, лондонские приходские церкви. Изумляет разнообразие и остроумие квадратных, прямоугольных, овальных планов этих построек, обычно небольших размеров, сама конфигурация которых часто объяснялась мастерским использованием тесных, неудобных участков, отводимых для их строительства. Исключительно разнообразна архитектура самих церквей и их колоколен, то близких по формам к готике, то строго классических. Достаточно назвать оригинальную по композиции внутреннего пространства купольную церковь Сент Стивен (1672-1679) или же церковь Сент Мэри ле Боу (1671-1680) с ее замечательной по красоте силуэта стройной колокольней.

Из гражданских сооружений Рена одно из самых блестящих - новые части дворца Хэмптон-корт. В 1689-1694 гг. им были выстроены корпуса вокруг так называемого двора с фонтаном и фасад, выходящий в парк. В этой оригинальной по замыслу работе архитектор показал высокое мастерство, строгий вкус и умение эффективно использовать материалы - кирпич и белый портландский камень.

Плодовитый мастер, Рен строил не только дворцы и церкви. Им был окончательно разработан план Гринвичского госпиталя (первоначальный замысел которого принадлежит, по-видимому, Иниго Джонсу), а также сооружен другой госпиталь в Челси. Он обстраивал район Темпл в Лондоне, выстроил ратушу в Виндзоре. В Кембридже ему принадлежит здание библиотеки Колледжа Троицы (Тринити-кол-ледж), прототипом которой послужила библиотека св. Марка в Венеции. В Оксфорде, где Рен преподавал в молодости астрономию, им выстроен так называемый Шелдоновский театр - большое круглое помещение для лекций и докладов, в котором использованы мотивы архитектуры древнеримского театра Марцелла; там же он выстроил библиотеку в Куинс-колледже и обстроил внутренний двор в Тринити-колледже. Использованные в этих постройках мотивы венецианского и римского зодчества получили у Рена оригинальное истолкование и вошли в историю английской архитектуры как создания национального гения.

В жилых загородных и городских домах в это время создается тип кирпичной постройки с отделкой из белого камня, ставший образцом для позднейшего английского строительства. Примерами могут служить приписываемые Рену поместья Грумбридж-Плейс в Кенте и «Дом с лебедями» (Суон-хауз) в Чичестере.

В отличие от Иниго Джонса Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Как истинный гуманист, Рен работал для просвещения и народа, он строил не только церкви, но и госпитали, библиотеки, не только дворцы, но и скромные жилые дома. Рен пошел по пути, предуказанному Джонсом, но, в отличие от Джонса, впитавшего в Италии дух эпохи Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.

В английской архитектуре 18 в. большое значение имело вновь пробудившееся увлечение творчеством Палладио. К 1742 г. вышли уже три издания архитектурного трактата Палладио. С середины века начинается публикация самостоятельных исследований по античной архитектуре. Роберт Вуд в 1753-1757 гг. издал увраж, посвященный развалинам Пальмиры и Баальбека, Роберт Адам опубликовал в 1764 г. зарисовки и обмеры дворца Диоклетиана в Сплите в Далмации. Все эти издания способствовали развитию теории архитектуры и воздействовали на архитектурную практику того времени. Новые идеи нашли свое отражение в крупных градостроительных мероприятиях, например в планировке и застройке города Бата (1725-1780), площади которого представляют собой наиболее законченные классицистические ансамбли Англии. Архитекторы 18 в.- это уже в большинстве случаев профессионалы и теоретики.

Джон Ванбру (1664-1726) занимает промежуточное положение между разносторонне одаренными и образованными мастерами 17 столетия и узкими специалистами 18 века. Блестящий офицер, придворный остроумец, модный драматург, он и в архитектуре оставался одаренным дилетантом.

Главные и самые крупные его работы - это выстроенные в первые годы 18 в. дворцы Хоуард (1699-1712) и Бленхейм (1705-1724).

Уже в первом из них он, пытаясь сочетать версальский размах с английским комфортом, поразил современников прежде всего размерами своей постройки, протяженность которой равнялась 200 м, глубина - почти 130 м, высота центрального купола превышала 70 м. В еще более грандиозном по размерам Бленхеймском дворце, выстроенном для знаменитого полководца герцога Мальборо (259 X 155 м), архитектор попытался улучшить несколько неуклюжий план первой постройки. Соблюдая строгую симметрию, он расположил по обе стороны огромного курдонера еще два двора, которые соединены с главным корпусом галлереями, украшенными колоннадой. В наружной архитектуре дворца Бленхейм ни тяжелый портик главного входа, ни триумфальная арка паркового фасада, ни угловые будто надстроенные башни не радуют глаза: формы здесь тяжелы и грубы. Внутренние помещения дворца неудобны и неуютны. Свойственное классицизму стремление к строгой парадности довольно механически сочетается у Ванбру с восходящей к барокко поверхностной пышностью. В его архитектуре, по выражению одного из современников, «тяжелой по форме и легковесной по существу», нетрудно обнаружить явные признаки эклектизма.

Николас Хоксмур (1661-1736) был более скромным, но более достойным продолжателем Рена. Он вел строительство лондонских церквей, из которых наиболее интересна церковь Сент Мэри Вулнос (1716-1719) с фасадом, украшенным рустом, и окруженной колоннами прямоугольной в плане колокольней, завершенной двумя башенками с балюстрадой. Хоксмур работал после своего учителя в Оксфорде, где выстроил новый корпус Куинс-колледжа с монументальным дворовым фасадом и своеобразным входом (1710-1719). Наконец, еще при жизни Рена и после его смерти Хоксмур в 1705-1715 гг. продолжал строительство Гринвичского госпиталя. Расположенный на берегу Темзы, этот один из самых значительных и по размерам и по художественным достоинствам памятников английской архитектуры принял при Хоксмуре окончательный вид.

Большой комплекс госпиталя, где теперь расположено военно-морское училище, состоит из четырех корпусов, образующих прямоугольные дворы с просторной площадью между передними корпусами, обращенными к реке портиками фасадов. Широкие ступени, по обе стороны которых расположены величественные купольные постройки, ведут на вторую площадь между второй парой дворов. Хоксмур достойно завершил сооружение, начатое Джонсом и продолженное Реном.

Уильям Кент (1684-1748) был виднейшим английским палладианцем первой половины 18 века. Вместе с лордом Берлингтоном, мнившим себя архитектором, он спроектировал и выстроил виллу в Чизвике (1729,) наиболее удачную из многочисленных английских вариантов палладиевской виллы Ротонда. Более свободно чувствовал себя Кент при строительстве замка Холкхэм-холл (1734), где органично связанные с центральным корпусом четыре флигеля (с часовней, библиотекой, кухней и комнатами для гостей) выходят в окружающий их парк. Особенно велики заслуги Кента в садово-парковом искусстве, где он известен как «отец современного сада».

Самая зрелая работа архитектора - скупой по формам безордерный фасад казарм конногвардейского полка (Хорз-Гардс, 1742-1751) в Лондоне.

Архитектор и теоретик архитектуры Джеймс Гиббс (1682-1765) - наиболее яркая индивидуальность в английской архитектуре первой половины 18 века. Пройдя школу у Филиппе Ювары в Турине, он также усвоил ордерную и пропорциональную систему Палладио. Наиболее значительная из его построек и по масштабу и по художественным достоинствам - так называемая Редклиффовская библиотека в Оксфорде (1737-1749), исключительное по своеобразию центрическое сооружение, состоящее из шестнадцатигранного цоколя, цилиндрической основной части и купола. Массивный рустованный цоколь прорезан большими арочными дверными и оконными проемами; круглая часть расчленена парными трехчетвертными колоннами на шестнадцать простенков с двумя ярусами чередующихся окон и ниш. Над балюстрадой, завершающей основной цилиндрический объем, вздымается увенчанный фонарем купол. Вполне выражающая свое назначение, строгая и монументальная университетская библиотека занимает, бесспорно, одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры.

Своеобразны и лондонские церкви Гиббса, строительство которых он продолжал вслед за Реном и Хоксмуром,- двухэтажная церковь Сент Мэри ле Стрэнд (1714-1717) с полукруглым портиком входа и стройной колокольней и церковь Сент Мартин ин-де Филдс (1721-1726) с импозантным коринфским портиком.

Уильям Чемберс (1723-1796) был последовательным представителем палладианства в Англии во второй половине 18 в., когда менее значительные английские архитекторы уже отказались от безуспешных попыток приспособить планы вилл Палладио к условиям английского климата и требованиям английского комфорта.

Пройденному этапу английской архитектуры Чемберс подвел итоги в своем архитектурном трактате и крупнейшей своей постройке, известной под названием Сомерсет-хауз в Лондоне (1776-1786). Это монументальное здание, сооруженное на аркадах субструкций, выходит своими рустованными фасадами на Стрэнд и на набережную Темзы (обращенный к реке фасад достроен позже, в 19 столетии). В помещениях Сомерсет-хауза в 1780 г. разместилась Королевская Академия.

Последний палладианец, Чемберс был первым представителем академического направления в английской архитектуре.

Но Сомерсет-хауз, в особенности фасад с трехарочным въездом со Стрэнда и величественный двор здания, достойно завершает большую и блестящую эпоху в истории английской архитектуры.

Неоспоримы заслуги Чемберса и в области садово-парковой архитектуры, где он пропагандировал английский ландшафтный парк. После Кента он работал в парке Кью, где кроме классических павильонов выстроил китайскую пагоду как дань европейской моде на «китайщину» и как воспоминание о совершенном им в юности путешествии на Дальний Восток.

Роберт Адам (1728-1792), другой виднейший английский архитектор второй половины 18 в., часто противопоставляется Чемберсу. В то время как консерватор Чемберс был строгим блюстителем палладианских традиций в архитектуре, Адам, проповедник «новых вкусов», был до известной степени новатором в английском искусстве. Воспринимая по-новому античность, уделяя при этом особое внимание декоративным мотивам, он, по его собственному выражению, «революционизировал орнамент». Возглавляемые им передовые английские зодчие этого времени много сделали для того, чтобы проводимые им новые художественные тенденции распространились с отделки интерьеров (их образцом может служить созданный архитектором Джеймсом Пейном вестибюль замка Уордор в Уилтшире, см.илл.) на мебель, ткани, фарфор.

Характерный образец творчества Адама - замок Кедлстон-холл (1765-1770), выстроенный и отделанный им внутри по составленному другими архитекторами палладианскому плану (с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию). Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещений замка принадлежат, несомненно, Адаму. Замысел большого холла, где за несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора стоят в нишах стен античные статуи, и перекрытого куполом салона, стены которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию, где он изучал дворец Диоклетиана в Сплите. В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам помещений - лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Адам решал внешний облик здания.

Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он обстраивал целые улицы, площади, кварталы Лондона. Преодолев прежнюю палладианскую замкнутость, изолированность архитектурного объема, братья Адам выработали приемы формирования целостных городских кварталов (главным образом жилой застройки) на основе единого архитектурного ансамбля. Таковы площадь Фицрой-сквер, квартал Адельфи, названный так в честь самих братьев Адам («адельфос»-по-гречески «брат»). В результате более поздних перепланировок и перестроек города (а также после воздушных бомбардировок во время второй мировой войны) от обширной строительной деятельности братьев Адам уцелело немногое. Но традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре. Уже сильно эллинизированный стиль братьев Адам нашел отое продолжение в так называемом «греческом возрождении», начало которого относится к концу 18 в.,- направлении недостаточно творчески оригинальном и в большой степени эклектичном. Своего полного развития это направление достигло в английской архитектуре первых десятилетий следующего, 19 века.