Чемпион ссср по велоспорту. Сборная ссср. когда победителей не судят, всегда много жертв. На Чемпионатах России

История велоспорта

Название «велосипед» произошло от двух латинских слов «velocis» - быстрый, скорый и «pes (pedis)» - стопа, что в дословном переводе на русский язык означает «быстрая стопа».

В России движущийся экипаж появился во второй половине ХVIII века. Первую самобеглую коляску изобрел крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков из деревни Большепольской Яранского уезда Казанской губернии. В 1751 г. он обратился в сенат с описанием своего изобретения, а в 1752 г. по указу сената была построена «самобеглая коляска», которая приводилась в движение двумя людьми и развивала скорость до 15 км/час. Несколько позже идея создания самоходной коляски увлекла другого замечательного изобретателя И. П. Кулибина. Его знаменитая «самокатка» была построена в 1791 г. Это была трехколесная карета с сидением для двух пассажиров. За сидением помещался человек, приводивший ее в движение с помощью педалей.

К сожалению, в России в те времена не существовало патентного права, поэтому изобретения наших умельцев не получили мирового признания.

На Западе велосипед впервые появился в 1808 г. В Париже была сделана деревянная машина, состоящая из двух колес и стержня, человек сидел верхом на ней и мог двигаться только прямо, попеременно отталкиваясь от земли ногами. В 1817 г. Карл фон Дрейс получил патент в Германии на изобретение якобы «первого» в мире велосипеда. Его велосипед был сделан из дерева, имел управляемое переднее колесо, но еще без шатунов и педалей. Человек передвигался на нем, отталкиваясь ногами от земли, машину назвали «дрезиной».

Металлическая рама на Западе появилась лишь в 1839 г. Дальше усовершенствование велосипеда шло очень быстро. В 1855 г. появились тормоза, в 1867 г. англичанин Мадизон и американец Канельс изобрели проволочные спицы. В 1869 г. в Англии Трефц предложил крепить шатуны на каретке, а другой изобретатель Сержан впервые оборудовал велосипед цепной передачей. В конце 1870-х годов появляются более совершенные и легкие велосипеды с колесами разной величины, названные «пауками». Настоящий переворот в совершенствовании велосипеда произошел в 1885 г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. В 1879 году Д. Старлей (Англия) модернизировал геометрию конструкции велосипедов. Колёса были одинаковые, имели спицы, цепь шла на заднее колесо, три ведомые шестерни и переключатель. В России этот переключатель назывался «Супер Чемпион». Тем самым велосипед приобрёл почти современный вид.

В Москве первые велосипеды были замечены в начале 1860-х годов. Доподлинно известно, что, приблизительно, в 1865 г. самокат, изготовленный из железа местным кузнецом, появился в Останкине, в усадьбе графов Шереметевых.

В Санкт-Петербурге велосипеды появились еще в 1860 г. в аристократической среде. Это были примитивные двухколесные «костотрясы», изготовленные из дерева и металла, такое название они получили из-за жесткости колес и отсутствия амортизации. Катались на них только в закрытых манежах, езда по городу в то время была категорически запрещена.

Во второй половине ХIХ столетия в России стало стремительно увеличиваться число поклонников нового способа передвижения. В те годы велосипед стоил около 300-400 рублей, поэтому купить его могли лишь состоятельные люди: аристократы, промышленники и купцы.

Любители велосипедного спорта организовывались в кружки, клубы, общества, которые сыграли большую роль в становлении и развитии велосипедного спорта в России. В 1880 г. в Петербурге было создано первое общество велосипедистов, но устав Санкт-Петербургского общества велосипедистов – любителей (СПбОВЛ) был принят только 5 декабря 1884 года.

Московское общество велосипедистов - любителей (МОВЛ) было утверждено 31 марта 1884 г., организатором объединения и автором устава стал Юлий Иванович Блок, московский коммерсант, спортивный деятель и заядлый велосипедист. Второй значимой организацией велосипедистов Москвы был Клуб велосипедистов - любителей (МКВЛ), основанный 19 мая 1888 года.

Петербургские кружки и общества любителей велосипедного спорта вели острую спортивную конкуренцию с Московскими клубами и задавали тон в велосипедном спорте страны.

Первая велогонка в России на 1,5 версты состоялась 24 июля 1883 г. на ипподроме Московского общества охотников конского бега на Ходынском поле, собравшая около 25000 зрителей. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах - «Пауках» по земляной утрамбованной дорожке без виражей. Победителем стал Ю. Блок с результатом 3 минуты 38 секунд.

Вначале состязания проводились на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства велосипедных Обществ и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 г. цементный трек был построен в Москве, на Ходынском поле, а к 1895 г. уже во многих городах России имелись свои циклодромы.

В истории развития русского велосипедного спорта большую роль сыграли всероссийские чемпионаты. Первый чемпионат прошел в 1891 г. на только что выстроенном циклодроме на дистанцию 7, 5 версты. Первым чемпионом России стал москвич Г. Девис, получивший звание «первого ездока России ». В 1893, 1894, 1895 гг. звание первого ездока России завоевал М. Дьяков из Петербурга. В 1896 г. он выиграл гонку на чемпионате в Англии, в этом же году установил рекорд мира на дистанциях 2 и 5 миль и вплотную приблизил рекорд мира в гонке на 1 час к 40 км. В 1897 г. в Копенгагене на первенстве мира в гонках на 100 км с лидерами-квадруплетистами занял второе место. Это были первые успехи русских велосипедистов на мировой арене.

С конца первого десятилетия ХХ века группа молодых московских велосипедистов - Н. Струнников, Ф. Борисов, П. Степанов, инициировали создание новой спортивной организации любителей велосипедного спорта. Они с энтузиазмом проводили шоссейные гонки, по подписке собирали деньги на призы.

В 1917 г. в Туле был разыгран последний чемпионат старой России по треку, собравший всего несколько спортсменов. Звание Чемпиона завоевал москвич М. Бойтлер (Гарден). К концу года прекратили свою деятельность все клубы и общества Российской империи.

Революция 1917 года открыла трудящимся широкий доступ к занятиям всеми видами физических упражнений, в том числе и велосипедным спортом. Уже в 1918 г. состоялось Первенство Центральной России по треку в г. Туле. В этом же году была проведена гонка Москва - Тверь - Москва. В последующие три года в Туле разыгрывались первенства РСФСР в гонках по треку.

Впервые чемпионат СССР по велосипедному спорту был проведен в 1923 г. на московском ипподроме. В нем участвовали 80 велосипедистов из разных городов страны, первыми чемпионами СССР стали В. Ипполитов и Г. Козлов, тогда же чемпионат СССР на шоссе выиграл И. Лепетов. С 1924 г. в чемпионат СССР по треку был включен спринт для женщин, звание чемпионки СССР завоевала москвичка Б. Левинштадт.

Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. «О развитии спорта в нашей стране» способствовало росту массовости и в велосипедном спорте, а также улучшению качества выпускаемых велосипедов. С каждым годом количество соревнований росло. В эти же годы была утверждена первая спортивная классификация по шоссе и треку, разработаны нормативы присвоения спортивных званий: мастер спорта, I II III спортивных разрядов.

C 1927 г. женщины стали принимать участие в гонках по шоссе, первой чемпионкой РСФСР на 10 км стала москвичка А. Граве.

В 1936 г. были созданы добровольные спортивные общества, которые имели особое значение в развитии велоспорта. Начиная с 1936 г., регулярно проводились первенства СССР по шоссе, кроссу и треку, велотуры по республикам. В августе 1937 г. был дан старт первой Всесоюзной многодневной велогонке. Её маршрут пролегал по РСФСР, УССР, БССР и составлял 2509 км. Победителем среди участников на гоночных велосипедах стал одессит М. Рыбальченко, а на дорожных В. Букреев.

В послевоенный период в велосипедном спорте изменился характер гонок. Если в довоенные годы, в основном, проводились индивидуальные гонки, то в дальнейшем большой популярностью стали пользоваться групповые и командные соревнования: улучшилась техника педалирования и владения велосипедом, повысилась скорость.

Велосипедный спорт приобрел большую популярность и среди сельской молодежи. Одним из престижнейших состязаний в Европе считалась Велогонка Мира, которая впервые была проведена в 1948 г. по дорогам Польши, ГДР и Чехословакии. Наши спортсмены впервые участвовали в Велогонке Мира в 1954 г. Гонщики СССР семь раз выходили победителями в командном зачете - в 1956, 1958, 1959, 1961, 1962, 1965, и 1966 гг.

Впервые велосипедисты нашей страны приняли участие в Олимпийских играх 1912 г. До этого в декабре 1910 г. по инициативе спортсменов Петербурга состоялось совещание представителей петербургских и московских обществ, на котором был создан оргкомитет по подготовке русских велосипедистов к Олимпийским играм в Стокгольме. В мае 1912 г. на шоссе под Ригой в соревнованиях на 315 верст были отобраны 12 велосипедистов в сборную команду России для участия в Играх. Но дебют русских велосипедистов был неудачным.

Долгие годы наши спортсмены были лишены возможности состязаться на Олимпийских играх. Лишь в апреле 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, положивший начало Олимпийскому движению в нашей стране. Дальнейшему развитию велосипедного спорта в нашей стране способствовало решение об участии советских спортсменов в Олимпийских Играх 1952 г. в г. Хельсинки.

Первая большая победа на Олимпиадах связана с именем заслуженного мастера спорта СССР Виктора Арсеньевича Капитонова. На Играх 1960 г. в условиях сильнейшей жары он выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе. На этой же Олимпиаде, Р. Варгашкин был третьим в гонке на 1 км с места, а В. Леонов и Б. Васильев завоевали бронзовые медали в гонке на тандемах.

В 1900 г. был основан Международный союз велосипедистов (фр. Union Cycliste Internationale, UCI), который является одним из старейших международных спортивных объединений. На конгрессе в Сан-Себастьяне в 1965 г. в составе UCI образовалось две независимые федерации: Международная любительская федерация велосипедного спорта (FIAC) и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (FICP).

В 1952 г. Федерация велоспорта СССР была принята в Международный союз велосипедистов. В том же году председатель Федерации велоспорта СССР А. Куприянов был избран членом руководящего комитета UCI, в 1965 г. его избрали вице-президентом, и занимал он этот пост до 1977 г. В 1977 г. на конгрессе UCI председатель Федерации велосипедного спорта СССР В. С. Сысоев абсолютным большинством голосов был избран вице - президентом Международной федерации велосипедистов – любителей (FIAC), а в 1982 г. - стал президентом FIAC. Начиная с 1992 г., деление UCI на любительскую и профессиональную федерации было признано нецелесообразным и был создан единый руководящий орган UCI. На данный момент UCI объединяет 174 Национальные федерации, а руководителем UCI является Давид Лапартьен.

Еще в 1968 г. конгресс UCI обратился в Международный Олимпийский комитет с просьбой включить женский велоспорт в программу Олимпийских игр. И только в 1980 г. женщинам разрешили выступать на Олимпиаде в гонках на шоссе, но это случилось лишь в 1984 г. на Играх в Лос-Анджелесе. С 1988 г. женщины получили право состязаться на Олимпийских Играх в спринте и гонке преследования на треке.

ФВСР благодарит за предоставленные материалы «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». При создании статьи был использован материал Ковылин М.М., Недоцук, Ю.И., Семенов С.В., Казаков А.Ю., Максимова В.М. Основы велосипедного спорта // Учебное пособие М., 2013. С. 4-19. и Веломузей Андрея Мятиев.

  1. Батаен Вениамин Леонтьевич - staff.lesgaft.spb.ru/476
  2. БОЛЬШАКОВ Борис Алексеевич - www.belarusam.ru/bel-1-1-3-32.html
  3. Биографии спортсменов » Велосипедная команда ЦСКА - www.biosports.ru/?p=122
  4. Богородский Биографический словарь - bogorodsk-noginsk.ru/lyudi/l.html
  5. Ипполитов Игорь Васильевич (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/ippolitov_igor.shtml
  6. Спортивный некрополь. Спортсмены, ушедшие из жизни. Ипполитов Игорь Васильевич (1919-1995) - sport-necropol.narod.ru/ippolitov-iv.html
  7. http://provelomag.ru/pdf/5-6_8.pdf - provelomag.ru/pdf/5-6_8.pdf
  8. Ермолаева Галина Васильевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/ermolaeva_galina.shtml
  9. Лукшина (Цицилина) Мария Дмитриевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/lukshina_cicilina_marija.shtml
  10. Воронеж-Медиа - www.voronezh-media.ru/smi_out.php?rzd=smi&id=530&full=1
  11. Варгашкин Ростислав Евгеньевич (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/vargashkin_rostislav.shtml
  12. Варгашкин Ростислав Евгеньевич - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol11/ol1-1388.htm
  13. Обзор прессы - www.olympic.ru/ru/press_review.asp?id=3075
  14. Сайдхужин Гайнан Рахматович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/saydhuzhin_gaynan.shtml
  15. Москвин Станислав Васильевич (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/moskvin_stanislav.shtml
  16. Максимова Валентина Михайловна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/maksimova_valentina.shtml
  17. Велосипедный спорт и триатлон - extreme.sportedu.ru/triathlon/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=14
  18. Спортивный некрополь. Спортсмены, ушедшие из жизни. Терещенков Сергей Семёнович (1938-2006) - sport-necropol.narod.ru/tereshenkov.html
  19. Терещенков Сергей Семенович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/tereshenkov_sergey.shtml
  20. Кириченко Ирина Ивановна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/kirichenko_irina.shtml
  21. Пхакадзе Омар Лонгизонович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/phakadze_omar.shtml
  22. Сонк Эмилия Язеповна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/sonk_emilia.shtml
  23. Гаркушина Тамара Павловна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/garkushina_tamara.shtml
  24. Гаврилин Вячеслав Михайлович, Гулевич Дмитрий Ильич, Фирсов Захарий Павлович. С эмблемой ЦСКА (стр. 14) - modernlib.ru/books/gavrilin_vyacheslav_mihaylovich/s_emblemoy_cska/read_14/
  25. Ободовская Раиса Андреевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/obodovskaya_raisa.shtml
  26. Царева Галина Георгиевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/tsareva_galina.shtml
  27. Шухов Борис Хабалович - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol22/ol2-3972.htm - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)
  28. Конкина Анна Федоровна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/konkina_anna.shtml
  29. Рапп Эдуард Рейнгольдович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/rapp_eduard.shtml
  30. "Одинокий ездок" // "Коммерческие вести" (газета), №6, 8.02.1995.
  31. Пиккуус Ааво Николаевич (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/pikkuus_aavo.shtml
  32. От травм бережет жена - www.nevasport.ru/articles.php?id=8641
  33. Осокин Владимир Юрьевич - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol21/ol2-0269.htm - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)
  34. Макаров Николай Артамонович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/makarov_nikolay.shtml
  35. abcsport - Юрий Баринов - www.abcsport.nnov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=13&Itemid=37
  36. Кибардина Надежда Николаевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/kibardina_nadezhda.shtml
  37. Краснов Александр Геннадьевич (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/krasnov_aleksandr.shtml
  38. Манаков Виктор Викторович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/manakov_viktor.shtml
  39. Манаков Виктор Викторович - staff.lesgaft.spb.ru/941
  40. Ведерников Андрей Георгиевич (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/vedernikov_andrej.shtml
  41. Копылов Сергей Владимирович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/kopylov_sergey.shtml
  42. SportMarket.irkutsk.ru - sportmarket.irkutsk.ru/newsarch4.html
  43. Умарас Гинтаутас Ионович - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol21/ol2-2554.htm - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)
  44. В Тюмени стартует велогонка на приз Сергея Усламина - sport.rian.ru/sport/20050811/41132985.html
  45. http://old.kv.com.ua/index.php?rub=11&number_old=3516 - old.kv.com.ua/index.php?rub=11&number_old=3516
  46. Харківська обласна державна адміністрація - www.kharkivoda.gov.ua/openwin.php?url=personnel.php?personnel=42
  47. Республиканский комитет по физической культуре и спорту Автономной Республики Крым | Выдающиеся имена - www.comsport.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=6&tek=57&par=0&l=&art=47&date=
  48. Белорусская федерация велосипедного спорта - 1981-1990 гг - www.cycling.by/page.php?form_id=34
  49. Салумяэ Эрика Акселовна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/erika_salumae.shtml
  50. Кириченко Александр Александрович - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol12/ol1-3504.htm - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)
  51. Каспутис Артурас Антанович - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol12/ol1-3310.htm - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)
  52. Чемпиона мира - за решетку? - old.samara.ru/paper/56/2830/40769/
  53. http://school-n8.narod.ru/nacpr.htm - school-n8.narod.ru/nacpr.htm
  54. «Полтавщина-Спорт»/Виктор Ржаксинский: «Премиальные? Мы Не Знали, Что Это Такое» - polsport.fcvorskla.com.ua/arkhiv/2007/42-55/5.htm
  55. Спортивный некрополь. Спортсмены, ушедшие из жизни. Васильев Борис Алексеевич (1937-2000) - sport-necropol.narod.ru/vasilyev.html
  56. Васильев Борис Алексеевич - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol11/ol1-1396.htm - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)
  57. Сайт Федерации Велосипедного Спорта Республики Казахстан - История - www.cfrk.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=41
  58. Где вы, чемпионы? - www.asiaplus.tj/articles/45/1140.html
  59. Дьяконова Зоя Петровна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/dyakonova_zoya.shtml
  60. Зиновьев Александр Михайлович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/zinovev_aleksandr.shtml
  61. Куприянов Алексей Андреевич (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/kupriyanov_aleksey.shtml
  62. http://www.dynamo.su/upload/iblock/9d7/9d7fe0272b1bcd2e7232777fb429bf06.pdf - www.dynamo.su/upload/iblock/9d7/9d7fe0272b1bcd2e7232777fb429bf06.pdf
  63. Газета СПОРТ-ЭКСПРЕСС. ВЕЛО ОТ «СЭ» Геннадий МАРТЫНОВ - www.sport-express.ru/newspaper/2001-06-28/16_1/
  64. Новикова Тамара Григорьевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/novikova_tamara.shtml
  65. Пуронен Айно Андреевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/puronen_aino.shtml
  66. Спортивный некрополь. Спортсмены, ушедшие из жизни. Рутковская Людмила Викторовна (?-1955) - sport-necropol.narod.ru/rutkovskaya.html
  67. Савина Валентина Сергеевна (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/savina_valentina.shtml
  68. KP.RU // Дата в истории Тульского края: 3 октября - kp.ru/print/article/24174/385469
  69. Соловьев Дмитрий Александрович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/soloviev_dmitriy.shtml
  70. Спортивный некрополь. Спортсмены, ушедшие из жизни. Тарачков Фёдор Константинович (1912-1961) - sport-necropol.narod.ru/taratchkov.html
  71. http://provelomag.ru/pdf/1-2(2009)_040-041.pdf - provelomag.ru/pdf/1-2(2009)_040-041.pdf
  72. Шелешнев Леонид Михайлович (велоспорт) - www.velorider.ru/velosport/sheleshnev_leonid.shtml
  73. Шелешнев Леонид Михайлович - slovari.yandex.ru/dict/olympic/article/olymp/ol22/ol2-3748.htm - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)

История велосипедного спорта возникла сравнительно недавно, в конце XIX века, в от других Олимпийских видов известных тысячелетиями. Перед тем, как познакомиться с историей развития велосипедного спорта, его зарождением и вхождением в состав Олимпийских игр, уместно вспомнить о возникновении самого велосипеда.

Человеку давно пришла мысль, что передвигаться на колесах можно посредством собственной мускульной силы. Одновременно во многих странах (например, Англии, Франции, Германии) стали появляться повозки, коляски на двух, трех, четырех колесах, которые приводили в движение посредством собственного усилия. В Росси тоже появился велосипед. Начало XIX века знаменательно созданием первого цельнометаллического велосипеда на двух колесах.

Первый велосипед в России и в мире

Создателем велосипеда в России является крепостной мастер Ефим Михеевич Артамонов. Свое творение он изобрел на одном из заводов Нижнего Тагила. Исторические записи свидетельствует, что в 1800 году, в день Ильи Пророка, Ефим Михеевич передвигался вдоль улиц Екатеринбурга на чудном велосипеде. В 1801 году Артамонов на изобретенном самокате смог добраться по разбитой дороге до столицы, которая находилась от его родного города в 5 тыс. км. В Москве на коронации царя в Сокольническом поле, создатель продемонстрировал изобретение. За это Ефима Михеевича освободили от крепостного права.

Новое изобретение Артамонова весило порядка 40 кг. На переднем, ведущем колесе были установлены шатуны и педали. Ведущее колесо достигало свыше одного метра в своем диаметре. Величина заднего колеса была в два раза меньше. Величина велосипеда в высоту достигала полтора метра. Но Артамонову не посодействовали в получении патента.

Основателем первой велосипедной машины считают лесничего по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия). В 1814 году Карл создал велосипед на двух колесах. Изготовил его из дерева. Ведущее колесо могло ехать в любую сторону. Передвигаясь на таком велосипеде, человеку нужно было, подобно езде на лыжах, самостоятельно отталкиваться ногами.



В 1817 году изобретение Драйса было запатентовано в Германии в качестве первого велосипеда в мире. Уже в Америке и Западной Европе велосипед продолжали совершенствовать. Шатуны стали устанавливать на переднее колесо. Благодаря такому усовершенствованию велосипед стал быстрее передвигаться, но при этом значительно увеличилась тряска. Англичане прозвали такой велосипед «костотрясом».

История велоспорта

Официальной датой начала участия велосипеда в соревнованиях считается 31 мая 1868 года. В этот день в одном из парков пригорода Парижа Сен - Клу стартовала первая в мире велосипедная гонка на 2 000 метров. В соревновании одержал победу англичанин Дж. Мур. На следующий год он одержал триумфальную победу в шоссейных гонках на 120 км, которые проводились на «костотрясах». Маршрут соревнования начинался в Париже и заканчивался в Руане. Как говорят очевидцы, чтобы передвигаться на таком транспорте, нужно обладать «силой слона и ловкостью обезьяны». Победитель Мур закончил прохождение дистанции через 10 часов 45 минут. То есть он «прошел» траекторию со скоростью спортсмена - пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда увеличилась до 30 км/час.

Модернизация велосипеда

Постепенно изобретатели пришли к тому, что увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Такие велосипеды прозвали пауками. Но ездить на подобном транспорте было небезопасно. Если велосипед неосторожно толкнуть, то он мгновенно падал, а пассажир прыгал через руль. Даже на таком высоком велосипеде некий Томас Стивенс сумел совершить кругосветное путешествие. Он двигался со скоростью 60 км в сутки.

Наряду с моделями велосипедов «паук», в мире появился и другой образец данного способа передвижения, именуемый «кенгуру». На модели велосипеда «кенгуру» первый раз стали применять цепную передачу. Скорость увеличивалась благодаря соотношению шестерёнок.



Далее усовершенствование велосипеда происходило быстро. Переворотом в развитии считается 1885 год. В этот период шотландский ветеринар Денлоп создал и применил на деле полую пневматическую шину. Он хотел сделать велосипед наиболее комфортным для езды ради своего сына. Для этого Денлоп воспользовался резиновым рукавом для полива цветов, наполнил его водой и надел на колеса велосипеда. Велосипед стало меньше трясти во время езды, но уменьшилась скорость из-за тяжести наполненных водой шин. Денлоп решил попробовать накачать шины для колес воздухом. Чтобы воздух не выходил наружу, врачу пришлось придумать специальный клапан. Когда шина полностью наполнялась воздухом, клапан автоматически закрывался.

Колеса с шинами, наполненными воздухом, - это то, что не хватало велосипеду, чтобы он стал удобным для передвижения. В последующее время конструкция велосипеда подвергалась постоянному совершенствованию с целью сделать ее более прочной, легкой, красивой. Изобретатели - конструкторы работали и над скоростью.

Развитие велоспорта

Велосипед быстро приобрел популярность среди населения в качестве удобного средства передвижения, для занятий спортом. В период с 1870 года в таких странах, как Франция, Италия, Великобритания стали производится работы по строительству треков. В велосипедном спорте появились категории спортсменов. Они подразделялись на профессионалов, любителей, независимых участников.

Как только появились пневматические шины, гонки на велосипедах стали проводиться не только на треках, где ранее катались только на моделях «пауки» и «кенгуру», но и по дорогам. В 1891 году состоялась первая официальная дорожная гонка Бордо - Париж. Расстояние маршрута достигало 600 м. В 1893 году состоялся первый чемпионат мира для любителей велоспорта в Чикаго. С 1895 года стали организовываться мировые чемпионаты для профессиональных спринтеров. Конец XIX века известен популярностью шестидневных соревнований. В 1896 году в Америке организовали первую такую гонку. История мировых чемпионатов по дорожному шоссе началась с 1921 года на расстояние 190 км для любителей; для профессиональных спортсменов с 1927 года на 185 км. В 1958 году впервые прошли гонки среди женщин. Самой запоминающейся гонкой того времени считается гонка для профессиональных велосипедистов вокруг Франции под названием «Тур де Франс». Первый раз соревнование провели в 1903 году на длину маршрута 5 тыс. км. Гонка осуществлялась на далекое расстояние. Каждый год условия соревнования изменялись.



История велоспорта в Олимпийской программе

Велоспорт - это спортивная дисциплина, которая присутствует во всех Олимпийских играх современности. Когда проводилась первая олимпиада в Афинах, был специально построен трек. Во многом он соответствовал современным нормам. В первых играх, состоявшихся 08 апреля 1896 года, принимали участия спортсмены велосипедисты из пяти Европейских стран. В программу входило 5 видов гонок с помощью трека, и одна гонка совершалась по дорожному шоссе. Уникальные достижения продемонстрировал спортсмен из Франции П. Массон. Впоследствии он стал трехкратным чемпионом олимпийских игр по велоспорту. В 1896 году, в период проведения первых олимпийских игр, Международный союз велосипедистов еще не существовал. Союз образовался только в 1900 году. Но благодаря представителям Международного союза «Солидарность, соревнования на велосипедах были включены в программу. На протяжении долгого периода спортивная программа составлялась на усмотрение организаторов, включая в игры только гонки на треке. Так было в 1900,1904 годах. В 1900 году итоги соревнований, участниками которых являлись только спортсмены из Америки, не были отражены в официальных протоколах олимпийских игр. В игры включали либо гонки по треку, либо по шоссе. В период с 1908-1972 год гонки на треках осуществлялись на тендемах. Существующий сегодня план соревнований стали определять с 1928 года. В 1984 году в Олимпийских играх впервые приняли участие женщины.

На первых играх с участием спортсменов - велосипедистов победили профессионалы из Франции, Великобритании. Далее победителями становились велосипедисты из Дании, Германии, Италии, СССР. В 1996 году Олимпийские игры проходили в Атланте. Там спортсмены боролись за первое место, двигаясь по треку и шоссе и горным дорогам этого города. Наряду со стандартным велосипедом первый раз за историю игр в них приняли участие спортсмены на горных велосипедах. Конструкция такого велосипеда отличается широкими колесами. Он был создана примерно 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии. Раньше чаще всего американские спортсмены признавались лучшими в этом виде спорта. Маршрут гонки проходил вдоль холмов и рощ парка, предназначенных для верховой езды. В соревнованиях участвовали профессионалы.



Каждый вид соревнований отличается типом велосипедов. Стоимость одной модели для гонок по треку или шоссе достигает 4 500 долларов. В конструкции велосипеда, предназначенного для шоссейных гонок, может быть предусмотрено до 14 передач, а также высококачественные тормоза. Модель трекового велосипеда обладает только одной передачей, тормоза у нее отсутствуют. Велосипедисты, двигающиеся по треку с закругленными бортами, могут достигать скорости 64,5 км./ч. Атланта известна своим переносным треком Stone Mountain. Борьба за победу - это всегда напряженный процесс. В 1964 году между первым и 51 местом была разница только лишь в 0,16 секунд. В 1976 году Западная Германия стала победителем по маршруту 4 км только из - за того, что участники наполнили шины велосипедов не воздухом, а легким гелием.

В последние годы программа олимпийских игр постоянно расширяется. Уже к 1990 году стали очень популярны такие виды велоспорта как маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований . Благодаря расширению в соревнованиях стали участвовать и женщины. В 2000 году в Сиднее проходили XXVII Олимпийские игры, программа которых была расширена до 18 типов соревнований с велосипедами. Из этого перечня 7 комплектов медалей предназначалось для женщин.



Россияне должны гордиться тем, что такое средство для передвижения, как велосипед, впервые зародилось именно в нашей стране. Но достижение крепостного мастера - самоучки Артамонова, к сожалению, никто не оценил. Поэтому появившиеся велосипеды в России в середине XIX в. поставляли из Англии и Германии. В 1880 году Петербургской городской управой было зарегистрировано порядка 100 велосипедов. Примерно через два года они стали появляться в продаже в Москве. На них было неудобно ездить по булыжной мостовой, поэтому велосипеды запрещали использовать в черте города.

Первое официальное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. Гонки проходили по двум дистанциям: 1,5 и 7,5 верст. Играм был присвоен международный статус. В гонках приняли участие спортсмены из Америки, Австрии, Англии. Именно 1883 год в России считается официальным днем начала истории велоспорта. Второй знаменательной датой для российского велоспорта является 24 сентября 1884 г. В этот день на Марсовом поле (тогда это место называлось Царский луг) в Санкт - Петербурге состоялось соревнование. Отчасти благодаря этому состязанию было создано Московское и Петербургское общество любителей велосипедного спорта. Московское общество в России организовано в 1882 году. В 1884 году был утвержден устав сообщества любителей - велосипедистов в Петербурге. Постепенно и в других городах образовалось множество подобных обществ. В губерниях и уездах формировались кружки поклонников велосипедов. В 1896 году в одном из таких кружков москвичи заметили Л.Н. Толстого. Несмотря на то, что на тот момент писателю было уже 70 лет, он прекрасно управлял велосипедом. Почитатели его творчества сделали Льву Николаевичу подарок: велосипед с серебряными спицами.

1886 год примечателен появлением первой модели современного велосипеда, у которой колеса были одинакового размера с цепной передачей на втором колесе. Такая конструкция постепенно вытеснила ранее популярные модели «пауки» и увлечение велоспортом среди населения стало расти еще быстрее. Свои велосоревнования появились в Риге, Киеве, Одессе. Гонки проводились на дорогах и ипподромах. Позднее благодаря помощи крупных бизнесменов стали строить треки. В 1891 годы в столице для велогонок построили трек из цемента. В Санкт - Петербурге пока пользовались треком из дерева. Но собирать его было несложно и недолго: за 30 минут. Одесситы создали для себя трек для велогонок с асфальтовым покрытием. Его длина достигала 360 метров.

Одним из знаменательных событий спортивной жизни для нашей страны стали соревнования на звание «Первый ездок России». Событие произошло в 1891 году. Многие историки называют мероприятие «Всероссийским чемпионатом». На гонки приехало много гостей, а также профессионалы - гонщики из Санкт - Петербурга, Одессы, Киева. Дистанция для соревнований равнялась 7,5 верст (в то время такое расстояние было традиционным и равнялось примерно 8-ми километрам). Такие же мероприятия проводились в столице в 1892-1894 году. Так, велосипед стал массовым хобби.

В 1894 году было принято решение организовать марафон от столицы до Нижнего Новгорода. Но дорожное шоссе было сильно поврежденным: только два гонщика смогли добраться до реки Волга. На следующий год прошло другое тяжелое и длительное соревнование под названием «Москва - Петербург». Победителем стал профессиональный гонщик М.Дзевочко. Один из петербуржских гонщиков на протяжении многих лет выступал за Россию на международной арене. В 1896 году из Копенгагена он вернулся в качестве второго призера в гонке лидеров на 100 км. Дьяков занял призовые места в соревнованиях на 1 и 10 миль.

Благодаря другому русскому профессиональному велосипедисту А. Панкратову, который известен своим кругосветным путешествием, был утвержден Международный Союз велосипедистов. Российский спорт гордится такими профессиональными спортсменами, как А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин. В конце XIX века в Россию из США и Европы пришла настоящая «Велосипедная лихорадка». Велогонки стали очень популярны, зрители с удовольствием ходили на такие мероприятия.

В такой успех в историю велоспорта не могли не мешаться крупные торговые компании. Все пришло к тому, что гонщиков «скупали» и соревнования превратились в сугубо коммерческое мероприятие. Торговля целиком поглотила спортивную арену. Постепенно люди стали терять интерес к велосипедным гонкам. Как писал один из известных русских спортсменов П. Ипполитов: «Спустя два десятилетия после триумфального события на ипподроме Москвы (речь идет о 1883 г.), от велоспорта ничего не осталось». После переворота 1917 года в городе Тула остался один единственный трек, он был одним действующим треком на всю Россию.

Далее начинается другой этап развития велоспорта, теперь в РСФСР. В двадцатые годы вдоль Московского садового кольца (эта улица еще оставалась выложено булыжником) состоялись встречи московских гонщиков, Петрограда. Затем прошел чемпионат в Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, чемпионат страны на ипподроме Москвы в 1923 году, гонки по трекам, дорогам…Настоящим толчком для развития велосипедного спорта в Советском союзе стала Всесоюзная спартакиада, прошедшая в 1928 году. До этого в 1926 году велогонщики из России состязались в соревнованиях с зарубежными спортсменами, которые входили в состав спортивных организаций. Первые победы произошли в Париже, Бремене.



Но только в 50-е годы на международной арене начался официальный счет выступлений. Это произошло после того, как наших спортсменов признали настоящими профессионалами в Международном Союзе. СССР входил в состав Международной федерации любителей велоспорта с 1965 года. Первым советским рекордсменом в гонках на треке на дистанцию в 1 километр стал Р. Варгашкин. Советские спортсмены дебютировали в 1952 года, но, к сожалению, дебют оказался неудачным. На протяжении долгих лет советские спортсмены терпели неудачи, но в конечном итоге пришли к победе. 1976 и 1980 гг. - игры, в которых команда СССР стала олимпийским чемпионом в гонках по шоссе. В 1988 году наши спортсмены получили 4 золотые медали. В СССР гордились своими победителями: С.Сухореченковым, А. Кириченко, З. Зарибовой.

Считается, чтобы успешно состязаться с ведущими профессионалами в области велоспорта других стран, российским спортсменам следует работать в зарубежных командах либо организовывать свои собственные команды на профессиональном уровне. Неплохо, если бы вопрос финансирования решался с помощью государства. Настоящие профессионалы, участвующие в соревнованиях, никогда не скажут о своих коллегах «спортсмен» либо « велосипедист». Они говорят друг о друге как о гонщиках, то есть настоящих бойцах, носить этот титул является великой честью, но просто так он не присваивается.

March 23rd, 2015

"Мечтаю сделать если не город, то огромный дом, целый район, способный жить независимо от той грязи, которая есть вокруг. Мечтаю создать мир, живущий высокой, здоровой, умной, красивой, доброй человеческой жизнью." (из интервью с В.Петровым)

Петров В.П.(род. 13.04.1936)-самарский велосипедист(мастер спорта) и заслуженный тренер СССР. В 1970-1990 гг. тренер сборных команд СССР. Тренер сборной СССР по треку на Олимпийских играх 1972, 1976, 1980, 1988 гг. Почетный президент Союза велосипедистов Самарской области. Вице-президент Федерации велосипедного спорта России.

Владимир Петрович Петров родился 13 апреля 1936 года в Самаре. В роддоме на улице Льва Толстого.

У Мельникова Петров стал мастером спорта, вошел в сборную. А однажды даже подменил заболевшего тренера и, по его поручению, повез сборную области на первенство России(1955). И вернулся с победой! В 19 лет! Чуть позже Мельников умер. И Петров решил заняться тренерской работой.

Начали искать ребят упорных и увлеченных, чтобы вывести велоцентр на международный уровень.

Сам я не был ни чемпионом мира, ни чемпионом России, - рассказывает Владимир Петрович. - Но все время размышлял: как обыграть всех этих чемпионов? Что делать, какие объемы держать? В то время велосипедисты сборной СССР накручивали за год на тренировках порядка 13 тысяч километров. В то же время профессионалы из европейских стран проезжали по 30 тысяч. Для начала поставил своим ребятам задачу сделать 25. Потом придумал программу так называемых тестовых скоростных тренировок. Постоянно следил за тем, что происходит в других циклических видах спорта, изучал новейшие разработки. И мои ребята сразу же ворвались в элиту.

Произошел прорыв...А ведь изначально для Петрова создание Центра был как дополнительный заработок к зарплате инженера.Кто бы мог предполагать...Хотя,кто знает....
Куйбышевцы выигрывали все соревнования, начиная с детских.В 1968 году первые два воспитанника Петрова стали чемпионами СССР - Валентина Кравцова и Алексей Данин. А в 1969 году, когда Петров возглавил сборную РСФСР, команда выиграла и все женские, и все мужские соревнования в Советском Союзе.Мальчишки и девченки сенсационно выигрывают чемпионат СССР в соперничестве с гораздо более именитыми гонщиками!


"Я с детства очень много читал. Потерял даже зрение из-за того, что читал до четырех часов ночи. Мать чуть ли не с ремнем заставляла меня потушить свет и ложиться спать. Мне очень нравился Джек Лондон. Мне вообще нравились сильные,гордые и умные люди. Драйзера я всего перечитал. Своим ученикам, спортсменам, я читал и экономику, и психологию, и Карнеги, и про правильное питание, и про этикет, и про культуру отношений между женщинами и мужчинами. Мы стремились, чтобы наши воспитанники соответствовали эталону сильного, умного и порядочного человека. Для которого значимы своя страна, история, культура, личная честь и честь команды, интернационализм. У меня в команде были представители многих национальностей: с Кавказа,с Прибалтики, из автономий Поволжья, из Средней Азии. И у нас никогда не было никаких проблем, со всеми я работал с удовольствием, и все они чувствовали себя единой командой. Как у Дюма, один за всех и все за одного..." (из интервью с В.Петровым)

А потом началось и международное признание.... Первые большие успехи пришли с выступлениями Александр Гусятникова. 20-летний парень в 1970 году стал серебряным призером страны по велокроссу. В этом же году в составе советской сборной он выиграл «Велогонку Мира». Затем осенью этого же года еще четверо куйбышевцев (А. Водяников, Ю. Лаврушкин, А. Данин и В. Кравцова) стали чемпионами СССР.

Вот только с главным тренером сборной Виктором Капитоновым Петров так и не сумел найти общего языка (Капитонов был сильным велосипедистом,олимпийским чемпионом, но никогда не тренировал). Вместе они проработали до 1972 года. Несмотря на то, что перед Играми в Мюнхене куйбышевский тренер официально отвечал за групповую гонку и считал, что в составе обязательно должны выступать Гусятников и Николай Горелов, Капитонов включил в олимпийский список других...Петров психанул и покинул сборную.Вернулся в сборную он лишь накануне Олимпиады-80.Тем не менее,все эти годы именно его воспитанники блистали в велоспорте.

Тем не менее, в 1972 году на мюнхенской Олимпиаде два спортсмена куйбышевского велоцентра - В. Ярды и Б. Шухов стали олимпийскими чемпионами!

Все это время Владимир Петров продолжал работать на заводе.Из воспоминаний :" Был обман,с которым я столкнулся, когда уже работал конструктором в научно-производственном объединении имени Фрунзе.Меня на месяц попросили заменить председателя спорткомитета. Я стал смотреть:нет ни инвентаря, ни формы, хотя на это профсоюзами было выделено тридцать тысяч рублей(огромная по тем временам сумма-О.И.). Я пошел и прямо сказал об этом первому секретарю заводского комитета партии. На следующий день меня должны были принимать в члены КПСС,но вдруг ко мне подходит начальник цеха и говорит: "А тебя, Петров, велели в партию не принимать". Я потом стал разбираться и выяснил, что этот секретарь стоял первым в списке тех, на кого пошли профсоюзные деньги. За ним всякие профсоюзные работники и так далее. Они получили инвентарь, который полагался спортсменам. После этого я больше не хотел там работать, хотя мне нравился труд конструктора, и ушел в спорт..."

1972-й олимпийский год стал годом признания куйбышевского велоспорта,годом признания велоцентра. Сложилась команда, которая была допущена до участия во всесоюзной многодневной гонке именно от Куйбышевской области. В нее вошли А. Водяников, А. Гусятников, В. Кириченко, Н. Сытник, Б. Шухов и А. Чусов. По итогам шоссейной многодневки куйбышевская команда более чем на 24 минуты опередила ближайших конкурентов.

В 1975 году воспитанники Петрова победоносно выступили на Спартакиаде народов СССР (Н.Сытник, А.Гусятников, А.Губайдуллин).

После чемпионата СССР в гонке-критериуме по улицам древнего Таллина воспитанник Петрова и куйбышевского велоцентра Александр Аверин(советский велогонщик, член олимпийской сборной СССР по велоспорту на шоссе, заслуженный мастер спорта СССР,победитель Велогонки Мира 1978 года,6-кратный чемпион и обладатель Кубка СССР, 4-кратный победитель международных велотуров, участник трёх чемпионатов мира и Олимпийских игр 1976 года в Монреале)сказал :
- Своей победой на этом первенстве страны, так же как и на велогонке Мира-78, я во многом обязан моему тренеру Владимиру Петровичу Петрову.

На фото сборная Советского Союза на Велогонке Мира 1977 года: Юрий Заяц, Александр Аверин, капитан Александр Гусятников, Валерий Чаплыгин, Тадеуш Мытник, Ааво Пиккуус, Владимир Осокин()

Перед московской Олимпиадой Петров был уверен,что победить на Олимпиаде по плечу сразу нескольким его гонщикам.
Так и вышло - золото досталось Сухорученкову."У нас отлично работала команда, и это заслуга тренера!" - так на весь мир поблагодарит своего наставника Владимира Петрова олимпийский чемпион Сергей Сухорученков после победного финиша в групповой велогонке на Играх-80. После Игр итальянские профессиональные клубы предлагали за него 3 миллиона долларов. Однако профессиональный дебют Сухорученкова так и не состоялся.Времена были другие...

Конечно,вершиной в развитии куйбышевского велоспорта стала именно Московская Олимпиада. Сергей Сухорученков, вторым после Виктора Капитонова в истории отечественного велоспорта, стал победителем групповой олимпийской гонки и во второй раз (из трех) был признан лучшим гонщиком - любителем года в мире. А. Яркин стал Олимпийским Чемпионом в командной гонке. После такой череды потрясающих успехов куйбышевских велосипедистов, отделение велоспорта ШВСМ в 1980 году, было решено преобразовать в специализированную и единственную в Советком Союзе ШВСМ по велоспорту.

В 1980 году Спорткомитет СССР проводил конкурс на лучшего тренера страны. В велосипедном спорте по итогам конкурса были удостоены специальной медали пять заслуженных тренеров СССР: Владимир Михайлович Соколов (Омск), Николай Григорьевич Морозов (Сочи), Тимофей Иванович Злотников (Москва), Александр Анатольевич Кузнецов (Ленинград) и Владимир Петрович Петров (Куйбышев).

В этот период Петров, устав от постоянных противостояний с руководством(по мнению Петрова,"Виктор Капитонов ни на одной тренировке групповиков не был, но все заслуги достались ему.."), ушел на трек. Видя, что и на треке появляются успехи, решил усилить это направление (кстати,в Куйбышеве самого велотрека не было!). На трек перешел М. Ганеев, С. Никитенко, к этому времени уже сделавшие себе имя на шоссе. В 1981 и 1982 гг. они соответственно становились Чемпионами Мира в гонке преследования. Появились молодые гонщики Игорь Макаров, Игорь Нечай. Вместе с ними на треке начала выступать Тамара Полякова, ставшая в 1981 г. серебряным призером Чемпионата Мира в индивидуальной гонке преследования, молодые гонщики Евгений Мурин и Сергей Водопьянов. В 1983 году обновили мировой рекорд в часовой гонке за лидером Виктор Кириченко и Александр Долбичкин.Как итог,Владимир Петров добился блестящих результатов и там.

Его воспитанники пять лет подряд - с 1978-го по 1982 год - признавались лучшими гонщиками-любителями в мире. Трижды этот титул получал Сергей Сухорученков, по одному разу - Андрей Ведерников и Иван Мищенко.

Перед Олимпийскими играми 1984 года В.Петров предложил свой опыт сборной страны опять в шоссейных гонках,но....СССР тогда бойкотировал Игры в США.

В 90-х годах Владимир Петров уходит в бизнес.Из воспоминаний :" Из велоспорта я ушел в бизнес.Только из-за того, что спорт перестали финансировать. И у меня, имеющего сто человек круглогодичной подготовки, не было денег. Я ушел и впервые в жизни занялся торговлей. Все-таки отец был коммерческим директором, а мама была экономистом. Я через своего воспитанника вышел на Липецкий тракторный завод, продавал трактора, отдавал в лизинг, также сотрудничал с Белоруссией.Ни разу никого не подвел, все было четко рассчитано и рентабельно. Потом с помощью Игоря Макарова занялся продовольствием, целый район в Куйбышеве кормил и поил, дал работу двум десяткам спортсменов и тренеров. На заработанные деньги содержал и группу подготовки велосипедистов. Никакого отчаяния у меня не было. Я никогда не роптал на судьбу. Я так воспитан... Хотя я потерял все, что заработал до 1992 года. А заработал прилично,мы очень много выиграли соревнований за рубежом, подготовили столько чемпионов мира, победителей международных велогонок, олимпийских чемпионов. Пришлось все начинать с нуля. Но было богатство, которое у меня никто не мог отнять. Образование, знания, ум,
характер... "

Президентом международной группы компаний "ИТЕРА" становится Игорь Макаров (выступал за сборную команду СССР по велоспорту в течении 10 лет,мастер спорта международного класса,воспитанник Куйбышевского велоспорта).Макаров привлекает многих ветеранов велоспорта.В компании трудятся мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта, в прошлом неоднократные чемпионы международных соревнований: Никитенко Сергей Владимирович, Петров Владимир Петрович, Лесников Александр Михайлович, Храбцов Константин Леонидович, Гусятников Александр Михайлович, Горунов Геннадий Андреевич.

Владимир Петров становится первым вице-президентом компании "Итера".

И это достойно восхищения.В трудные времена "велосипедное братство" продолжает существовать.Из интервью (Советский спорт,15 ноября 2000 года) президента международной группы компаний "ИТЕРА" Игоря Макарова:
- Несомненно, один из лучших тренеров, у кого мне посчастливилось заниматься, Владимир Петрович Петров. Ему я обязан многими победами.

А уже в новом веке,подводя итоги ХХ века, Федерация велосипедного спорта России назвала Петрова "выдающимся тренером столетия".

В.Петров воспитал олимпийских чемпионов Бориса Шухова, Сергея Сухорученкова, Анатолия Яркина, Валерия Ярды, чемпионов мира Сергея Никитенко,многократных победителей Велогонок мира Александра Гусятникова, Александра Аверина и многих других. Награжден орденом "Знак Почета", медалью "За трудовое отличие".