Часть малый бизнес как платить минималку 3200. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы. Предприятия «закошмарят» проверками и штрафами

То есть государство создало все условия, чтобы людям платили копейки. И, судя по всему, уже с 1 января 2017 г. в Украине исчезнет такое позорное явление, как минимальная заработная плата 1450 грн (один завтрак в польском ресторане). И... появится возможность двух завтраков — 3200 грн! Но будут ли жить лучше наемные работники, сможет ли бизнес выполнить решение правительства? В конце концов, какова цена вопроса?

"Во время Помаранчевой революции владельцы предприятия, на котором я тогда работал, на революционной волне решили легализовать доходы людей. К тому времени реальная средняя зарплата была 6 тыс. грн, — делится собственным опытом Олег Доскач, эксперт по управлению. — Часть средств платили официально, часть — в конверте. "А теперь, Олег, — говорит мне руководитель, — будешь получать всю зарплату официально. Мы патриоты, хотим работать легально". — "Хорошо, — отвечаю. — Мне это даже лучше, потому что фирма больше будет платить в Пенсионный фонд, моя пенсия будет больше".

Наступает время зарплаты. Меня снова зовут: "Олег, ты хороший человек, но дополнительные платежи в госбюджет мы вынуждены были взять из твоего конверта — посчитали, что сами не можем выплачивать. Ты же тоже украинец, патриот". И деньги из моего конверта частично пошли в бюджет, на мою патриотическую пенсию. На руки я получил на тысячу гривен меньше. Сейчас приблизительно такая же ситуация. Владельцы найдут способ объяснить работнику, что он должен быть патриотом и, соответственно, платить. Уволиться не получится: везде будет приблизительно одинаковая история".

Сегодня человек из минимальной зарплаты 1450 грн платит 18% налога на доходы и 1,5% военного сбора и получает на руки около 1200 грн. Вообще фонд оплаты труда работника с минимальной зарплатой сегодня обходится предприятию около 1770 грн (минимальная зарплата плюс начисления около 22%). Вместе с "конвертом" работник получает около 3-4 тыс. грн. С повышением официальной минимальной зарплаты до 3200 грн он гарантированно получит 2576 грн на руки после уплаты НДФЛ и военного сбора. Кто будет платить еще 22% начислений единого социального взноса (около 700 грн) — вопрос остается открытым. Предприятие будет вынуждено платить из конверта работника, то есть из его сегодняшнего кармана; или, где это возможно, переведет работников в предпринимателей на едином налоге; или успешно будет развивать бизнес, увеличивая объемы сбыта продукции в обнищавшей стране, и будет верить в светлое европейское будущее. Очевидно, что для человека изменения номинальные, а вот для формирования бюджета — нет: только с одного работника бюджет дополнительно получит 385 грн, что в 2,2 раза больше, чем теперь. Вопрос риторический: о ком заботится правительство?

Очевидно, что для человека изменения номинальные, а вот для формирования бюджета — нет: только с одного работника бюджет дополнительно получит 385 грн, что в 2,2 раза больше, чем теперь.

С ростом минимальной зарплаты до 3200 грн затраты предприятия на оплату труда возрастут в 2,2 раза — до 3900 грн. Если учесть, что фонд оплаты труда на малых предприятиях обычно составляет треть всех затрат, то далеко не каждое предприятие, которое сегодня балансирует на грани выживания, сможет поднять минималку. Немного лучше ситуация с фондом зарплаты на крупных и средних предприятиях. "Если это производство, — говорит Олег Доскач, то в структуре его затрат зарплата не превышает 14, очень редко 16-18%.

Если статью затрат на зарплату придется увеличить вдвое, владелец предприятия просто повысит цену на товары и услуги. Хотя вряд ли многим это удастся. Многие их уже сейчас на грани минимальной рентабельности. От остановки предприятия спасает то, что у них есть сформировавшиеся коллективы, отношения со смежниками, обязательства перед поставщиками, и т.п. И если они остановятся, остановится вся цепочка. Поэтому будут искать способы оптимизировать налоги. Если предприятие окажется законопослушным и захочет повысить минимальную зарплату работникам до 3200 грн, эти средства где-то надо будет найти. Что будет делать руководитель? Он придет к заказчику и скажет, что вынужден повысить стоимость услуг на 10-20%. В свою очередь заказчику (работ, услуг) ничего не останется, как также повысить цену на товары и услуги для конечного потребителя". Предприятия, которые не найдут денег на заработную плату за счет повышения цен, будут искать другие возможности. Проверенный способ — перевести работников на 0,5 или 0,25 ставки или сократить.

"Если я не смогу реально платить эти налоги, — продолжает О.Доскач, — как руководитель я вынужден буду уменьшить либо "конверт", либо количество работников. Например, магазин занимается торговлей, имеет двух продавцов. Значит, я буду вынужден повысить им минимальную заработную плату, поскольку они оформлены официально. Но как это показать налоговой? И тогда я либо оформлю обоих работников на полставки, либо один будет работать неофициально, даже под страхом огромного штрафа. Таких вариантов показать правительству шиш в кармане множество. Ведь таким образом написанные законы учат наших предпринимателей быть самыми предприимчивыми, а по-простому — выживать".

Еще вариант: если предприятие имеет около 10-15 работников, руководство убедит их зарегистрироваться физическими лицами-предпринимателями и работать на едином налоге. Ежемесячно они будут платить около 700 грн налога каждый. И тогда руководству предприятия будет абсолютно безразлично, что будут говорить правительство или работники: это уже будут проблемы новоиспеченных предпринимателей. Выгодно всем: предпринимательство развивается, налоги увеличились в несколько раз.

"Когда-то я работал в горсовете, — вспоминает О.Доскач, — старшие люди говорили: вот, правительство повысило зарплату бюджетникам — значит, жди не просто инфляции, а большой инфляции. Это были люди, которые прожили жизнь. У них не было экономического образования, но был жизненный опыт. Поэтому мне непонятно, какой целью руководствуется правительство. Хочет укрепить благосостояние людей? Молодцы. Но зачем ставить телегу впереди коня? Более высокая зарплата работников должна быть результатом развития конкурентных рентабельных предприятий, а не наоборот. Достаточно начать целевое кредитное финансирование развивающихся предприятий под конкретные программы.

Единственное, что для этого нужно, — решение и политическая воля развивать предпринимательство в стране. При этом критерии должны быть простыми: доля экспорта — не меньше половины дохода предприятия, повышение средней зарплаты по предприятию за полугодие — не менее 15%, платежи в бюджет также должны иметь положительный прирост. Это позволит получить в государственный бюджет немалые средства. Но сегодня картина иная".

По словам представителей бизнеса, необходимость повысить минимальную заработную плату более чем очевидна. Но зарплата — это рыночная категория. И зависит от состояния экономики, а оно — жалкое. Чтобы иметь представление о масштабах этого процесса, достаточно набрать в Гугле слова "эмиграция из Украины". Там столько разных семинаров, презентаций!

Свои услуги предлагает полмира. И если во время недавней революции говорили, что все изменится, то теперь люди утратили веру. Беда в том, что в Украине не будет шоковой терапии, как, например, в Польше в 1990-х годах. Малый бизнес реально похоронят, а потом неизвестно что будет. Какая часть бизнеса окажется в затруднительной ситуации — 20, 40 или 60%?

"Трудно сказать. Поскольку, по свидетельству государственной фискальной службы, сегодня в Украине 85-90% бизнеса — малое предпринимательство. Это очень большая цифра. Они в который раз приспособятся. Зато все остальное потеряют. Люди будут платить больше денег, а получать меньше продукции и услуг. Эти правительственные меры не дадут толчок развитию экономики Украины", — подводит итог эксперт.

Как сообщали Українські Новини, Кабинет Министров намерен предложить Верховной Раде увеличить минимальную заработную плату до 3,2 тыс. гривен в 2017 году.

Напомним, своим последним распоряжением в должности спикера Верховной ради Владимир Гройсман

Повышение минимальной зарплаты с 1600 до 3200 гривен имело положительное влияние на рост ВВП Украины. К такому выводу пришло Министерство экономического развития и торговли. Если это так, то Кабинет Министров имеет реальный ответ критикам увеличения "минималки", которые обвиняли правительство в популизме перед голосованием за госбюджет-2017.

В конце июля МЭРТ опубликовало отчет "Сводный индекс производства в январе-июне 2017 года ". Там оценивают рост ВВП в первом полугодии в 2,5%. Одним из ключевых факторов роста ведомство называет "улучшение потребительской активности домохозяйств на фоне существенного повышения минимальной заработной платы".

(Не) приятный сюрприз в госбюджете

Готовя государственный бюджет на 2017 год, команда премьер-министра Владимира Гройсмана сделала неожиданный шаг. Правительство заменило 1600 гривен минимальной заработной платы, которую планировали внести в смету сначала, на 3200 гривен.

Минимальная зарплата не может быть меньше, чем 3200 гривен. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата должны совпадать. Никто в Украине не будет зарабатывать меньше 3200 гривен,
– пояснил инициативу в октябре 2016 года премьер-министр.

Намерения правительства критически восприняли коллеги по политическому цеху. Так бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник считает , что Кабмин сможет обеспечить любую минимальную зарплату – с помощью инфляции, просто напечатав больше денег. Мол, реальных ресурсов для столь резкого – на 100% – повышения минимальной зарплаты Украина сейчас вряд ли имеет. Удивило такое решение и советника Президента Украины Лешека Бальцеровича . Он назвал возможное повышение "вторым неприятным сюрпризом после продления моратория на продажу земли" и "соревнованием в популизме внутри правительства".

Советник Президента Лешек Бальцерович не верил в положительный эффект повышения "минималки" до 3200 грн

В комментарии 24 Каналу глава Комитета экономистов Украины , что правительство оказалось в ситуации, когда объем социальных выплат стал неадекватным уровню цен. Но и при таких условиях, подчеркивал эксперт, повышать минимальную зарплату следовало бы постепенно. Андрей Новак считает, что единственными источниками повышения социальных выплат будут сокращения персонала на предприятиях, инфляционный эффект и увеличение государственного долга.

Команда экспертов скептически отнеслась к решению правительства повысить "минималку". Аналитики сомневались, что сработает "позитивный" эффект от увеличения выплат: рост покупательской активности, товарооборота и объемов собираемых налогов. При наихудшем сценарии государству пришлось бы обращаться за дополнительными внешними заимствованиями и задерживать зарплаты и пенсии.

Государственный долг с момента принятия бюджета вырос на 4,04 миллиарда долларов США – с 70,97 первого января до 75,01 первого июля. Это быстрее, чем в прошлом году: тогда внешняя задолженность росла в среднем на 0,46 миллиарда ежемесячно, теперь – 0,69. В то же время в гривневом эквиваленте он снизился на 278,82 миллиарда. В Министерстве финансов объяснили это изменением официального курса гривны. Инфляция 2017 года, о росте которой предостерегали аналитики, была выше, чем планировали в правительстве в прошлом году: за полгода 2017-го среднемесячная инфляция была на уровне 13,9%, хотя в бюджете закладывали показатель 8,1%.

Но в правительстве приводят свои аргументы в пользу повышения "минималки".

Оживление активности

В МЭРТ уверены, что повышение минимальной зарплаты позволило увеличить покупательную способность работников бюджетной сферы, которые ранее получали выплаты меньше 3000 гривен. Вместе с ростом минималки среднемесячная реальная заработная плата выросла на 19,8% – в июне 2017 года она достигла 6494 гривен. Это способствовало повышению потребительской активности населения и оживлению торговли.

"Поступления от налога и сборов с доходов физических лиц выросли на 35,1% или на 22 миллиарда гривен, соответственно к аналогичному периоду прошлого года. В целом доходы сводного бюджета по сравнению с I полугодием прошлого года выросли на 46,1%", – рассказали нам в МЭРТ и добавили, что увеличение поступлений от налогов уменьшают нагрузку на госбюджет в части компенсаций в пенсионный фонд. За полгода 2017-го правительство возместило ГПФУ на 12,6% меньше, чем за январь-июнь 2016-го.

Андрей Новак считает, что успехи из-за повышения минималки, которые демонстрирует МЭРТ ГПФУ достаточно условные. Он говорит, что Украине не удалось избежать сокращений на предприятиях и высокого уровня инфляции.

По данным Госкомстата , в январе-марте уровень безработицы вырос с 9,9% (1,77 миллиона человек) до 10,1% (1,8 миллиона человек). В МЭРТ объясняют это "оптимизацией трудовых ресурсов из-за увеличения нагрузки на предпринимателей" – сокращение из-за увеличения минимальной зарплаты. Но в ведомстве говорят, что это явление не стало массовым, поэтому о негативных последствиях в этом смысле говорить не стоит.

Руководитель экономических программ Института социально-экономических исследований Ярослав Жалило соглашается, что повышение "минималки" не привело к увеличению уровня безработицы и это повысило покупательную способность населения. Но эксперт не уверен, что такое решение правительства имело столь положительный эффект, как это представляют в МЭРТ.

По его словам, статистика производства за полгода демонстрирует весьма слабый тренд роста в пищевой промышленности – производство пищевых продуктов возросло на 5,1%, причем основным драйвером является рост экспорта, а не внутреннее потребление. Резко ускорилась инфляция, цены на продукты питания выросли на 12% (июнь к декабрю): мясо – на 14,6%, овощи – на 71,4%, фрукты – на 52,7%.


Как подорожали продукты в 2017-м

Пока говорить о положительном влиянии повышения минимальной зарплаты на экономический рост рано. Платежеспособность действительно выросла, однако преимущественно поглощена инфляцией. Повышение компенсировало потери по сравнению с 2013 годом, однако новый оборот инфляции оно уже не покрывает,
– резюмировал Ярослав Жалило.

Еще одним вероятным негативным последствием от повышения социальных стандартов могла стать большая тенизация экономики. Предприниматели, столкнувшись с необходимостью платить работникам больше, прибегали к официальным сокращениям. Но часто персонал мог продолжать работать неофициально, получая необлагаемую заработную плату.

В МЭРТ считают, что повышение минимальной зарплаты будет способствовать детенизации экономики. Для этого, как объяснили нам в пресс-службе ведомства, еще в прошлом году был уменьшен размер единого социального взноса – отчисления на общее социальное страхование от заработной платы. Это также должно способствовать увеличению платежей и уменьшать нагрузку на работодателей. Такой шаг имел свой эффект: поступления от ЕСВ за первые три месяца 2017-го выросли на треть. В МЭРТ также уверяют, что доля теневой экономики сокращается.

Интегральный показатель уровня теневой экономики в Украине по итогам 2016-го составил 34% от официального ВВП, что на шесть пунктов меньше по сравнению с соответствующим показателем прошлого года,
– объяснили нам в МЭРТ.

Ярослав Жалило не исключает, что доля теневой экономики действительно уменьшилась. Но, по мнению экономиста, это происходит не только за счет уменьшения объема ЕСВ. Мол, для крупного бизнеса экономика оставляет все меньше пространства для тенизации – дело тут не в минимальной зарплате, а в совершенствовании финансовых инструментов, отчетности, учета. Но эксперт обращает внимание на другие последствия повышения социальных стандартов.

"Среди других рисков, связанных с повышением минимальной зарплаты – ускорение инфляции, вымывание кадров с бюджетного сектора через усиление "уравниловки" (когда работникам различных квалификаций и категорий платят одинаковую зарплату, потому что меньше платить не позволяет закон – "24"), перегрузки фондов оплаты труда бюджетных учреждений, что затрудняет финансирование их развития и пр. Это последствия, которые будут развиваться постепенно", – отметил Ярослав Жалило.

Курс на платежеспособность

Кабинет Министров не планирует в ближайшие годы столь же резкого повышения минимальной заработной платы, как это было в начале этого года. Впрочем, как рассказали нам в МЭРТ, правительство имеет четкий план роста социальных стандартов на ближайшие три года. Так минимальная зарплата должна расти в три этапа: с 1 января 2018-го должна составлять 3723 гривны, с 1 января 2019-го – 4173 гривны, с 1 января 2020-го – 4425 гривен.


Правительство планирует повысить "минималку" до 4425 грн в 2020 году

Андрей Новак уверен, что правительство уже нивелировало позитивный эффект от роста выплат: дальнейшие повышения будут только корректировкой зарплат до уровня инфляции. Экономист говорит, что любой пересмотр социальных стандартов имеет положительный эффект тогда, когда он соответствует показателям роста ВВП. Мол, если ВВП увеличивается на 2%, то можно поднимать зарплаты на 4-6%. При этом важно учитывать уровень инфляции, чтобы "обогащение" населения не съедали цены.

Что же касается краткосрочной перспективы, то осенью положительный эффект от роста зарплат может исчерпать себя.

Поступление продукции нового урожая несколько ослабило продовольственную инфляцию в летние месяцы. Однако имеющиеся тренды свидетельствуют о том, что производители будут учитывать в цене выше покупательную способность потребителей, поэтому "чудес" удешевления ждать не стоит. Своего придаст повышение пенсий через осовременивание и индексацию. Это повысит платежеспособность. Но между плато- и покупательной способностью лежит фактор ценовой динамики,
– говорит Ярослав Жалило.

Эксперт добавляет: говоря о повышении зарплат, стоит смотреть не только на простое увеличение значений в выплатах. Для сохранения тренда роста нужны два параллельных процесса. Прежде всего, должна происходить борьба с инфляцией через противодействие монополизму и поддержку конкуренции. Также это ускорение экономического роста с помощью всех возможных каналов, в частности – поощрение экспорта. Для роста экономики в ближайшем будущем государство может ограничивать возможности увеличения социальных выплат.

За кулисами "закона о зарплате в 3200"

Радой был принят законопроект, который правительство презентовало как «закон о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн.». О 3200 там как раз ничего не написано, зато есть много других интересных новаций

06 декабря 2016 года Верховная Рада Украины, по инициативе Кабмина, тихонько и без обсуждения (по упрощенной процедуре) приняла два законопроекта, которыми нивелировано «сенсационное» повышение минимальной зарплаты в Украине до 3200,00 гривен, анонсированное премьер-министром Гройсманом. Суть законопроектов вкратце сводится к тому, что доходы населения не увеличатся, а вот расходы – значительно.

В Кодексе законов о труде изменён термин «минимальная зарплата». Так, раньше это была ставка за простой неквалифицированный труд, в которую не включались доплаты, надбавки и премии. Теперь, это размер оплаты труда за выполненную работником месячную норму труда. То есть, из термина ушли «неквалифицированный труд» и «доплаты, надбавки и премии». Другими словами, во-первых, квалифицированному специалисту теперь можно платить столько же, как и разнорабочему ; а во-вторых, этому квалифицированному специалисту теперь можно установить «голую ставку» даже ниже «минималки» , поскольку нужно чтобы суммарные выплаты (зарплата+доплаты+премия) не были меньше установленного размера минимальной зарплаты.

Полностью меняется система начисления зарплаты бюджетникам. Теперь, кроме минимальной зарплаты, введен новый термин – тарифная ставка работника первого разряда, которая будет устанавливаться Кабинетом Министров Украины «в ручном режиме» и которая никак не привязана к минимальной зарплате. Кабмином также будут устанавливаться «междолжностные коэффициенты», которые будут привязаны именно к тарифной ставке работника первого разряда, а не к минимальной зарплате.

Еще одно новшество – минимальный должностной оклад. Этот оклад привязан не к минимальной зарплате, а к прожиточному минимуму, который, как известно, не изменяется вместе с минимальной зарплатой. Так, например, в 2017 году прожиточный минимум будет примерно 1700,00 гривен, что значительно меньше 3200,00 гривен. То есть, фактически, оклады не повысятся по сравнению с нынешними.

Тоже самое будет и с тарифной сеткой шахтёров, которая была установлена законом о престижности профессии шахтёр. Их тарифная сетка также «отвязывается» от минимальной зарплаты и «привязывается» к прожиточному минимуму. Соответственно, шахтерам не стоит ожидать повышения зарплат.

Следует отметить, что только в Уголовном кодексе и только одно положение, связанное с финансовыми санкциями, «отвязано» от минимальной зарплаты – это размер залога. Теперь он будет рассчитываться исходя из прожиточного минимума. Все остальные штрафы и санкции, присутствующие в законодательстве Украины и привязанные к минимальной зарплате, фактически «подорожают» вдвое по отношению к нынешним размерам.

Отказалась власть и от своего обязательства перед студентами-бюджетниками, ранее установленного заключительными положениями закона о высшем образовании – норма, обязывающая Кабмин поднять размер стипендии до размера прожиточного минимума, просто исключена из закона.

Продлен ещё на год (до конца 2017 года) размер максимальной пенсии, установленный статьей 85 закона о пенсионном обеспечении – никто в Украине, независимо от заслуг и выплаченных пенсионных взносов, не имеет право на пенсию больше, чем 10 740 гривен (370 евро в месяц) – так и хочется платить пенсионные взносы. Кроме того, одна из составных формулы, применяемой для назначения пенсий в Украине, а именно – «средняя зарплата в Украине», теперь будет определяться не Пенсионным фондом Украины «автоматически» по данным о выплатах в стране, а будет устанавливаться Кабмином «в ручном режиме». А ведь к этому показателю «привязаны» индексации всех пенсий в стране, так что последствия очевидны – пенсионеры, держите карман шире.

Закон о местном самоуправлении дополнен нормой о том, что органы местного самоуправления могут организовывать проверки физических и юридических лиц в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства. Так что, предприниматели и бизнесмены, ждите проверки, организованные райсоветами и горсоветами, в состав которых (не сомневайтесь) будут включены и налоговики, и все остальные «страждущие».

Интересное изменение коснулось статьи 7 Закона о едином социальном взносе. Так, раньше предприниматели платили ЕСВ «за себя» только в те месяцы, когда фактически получали доход. То есть, если нет деятельности – то и ЕСВ не платишь. Теперь предприниматели, независимо от наличия доходов и деятельности, обязаны ежемесячно платить ЕВС «за себя».

Также, введен механизм доступна компетентных служб к данным электронных реестров для мониторинга доходов населения. Так что, можно спать спокойно – наши с вами кошельки стали значительно «прозрачнее».

«Отвязали» от минимальной зарплаты, привязав к «прожиточному минимуму», зарплаты Национального антикоррупционного бюро и Национального антикоррупционного агентства, Государственного бюро расследований, работников прокуратуры, полиции и судей всех инстанций. Аж сердце сжалось от боли за них. К слову, «голая ставка» (без премий, доплат и выслуги) судьи районного суда теперь будет около 51000 гривен, апелляционного суда – 85000 гривен, Верховного суда – 127500 гривен; «голая ставка» обычного районного прокурора – 20400 гривен, прокурора в областной прокуратуре (не путать с прокурором области) – 25000 гривен, в генеральной прокуратуре (не генпрокурор) – 26500 грн. Как известно, реальная зарплата (с доплатами и премиями) у этих персонажей примерно в 1,3-1,6 раза больше «голой ставки», так что искренне и от всей души порадуемся за них – вот кому в Украине жить хорошо.

Интересное новшество в законе о полиции. Члены семей полицейского, согласно изменениям, утратили право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД. Члены семьи погибшего полицейского утратили право на бесплатные санаторные путёвки; «переключены» на прожиточный минимум и выплаты в случае смерти или инвалидности полицейского.

И, напоследок, следует отметить, что нормы расчётов, используемые при начислении субсидии на коммунальные услуги (например, «формульный» расчет доходов неработающего члена семьи), не «отвязаны» от размера минимальной зарплаты, а потому суммы субсидий станут резко меньше.

Так что, суть «сенсационного» улучшения жизни от Гройсмана , свелась не к резкому росту доходов населения, а к резкому затягиванию поясов и введению новых проверок для бизнеса и граждан.

В следующем году минимальная зарплата в Украине должна вырасти до 3200 гривен. Об этом на заседании правительства заявил премьер Владимир Гройсман. Однако в проекте бюджета, который правительство подало в парламент, предусматривалась вдвое меньшая сумма.

Пока ни министр финансов, ни эксперты не могут четко ответить, откуда взять средства на это, и как такой шаг повлияет на экономику.

Курс - на повышение

Накануне президент Порошенко, выступая на заседании Национального совета реформ, заявил, что снижение единого социального взноса (ЕСВ) с начала этого года позволило предпринимателям существенно поднять зарплаты своим работникам.

«Повышение зарплаты должно быть как минимум на 20-30%», - сказал Порошенко.

Вслед за ним о необходимости повышения зарплат заявил и премьер-министр Гройсман.

Он предлагает увеличить минимальную зарплату до 3200 грн в следующем году. Хотя в проекте бюджета на 2017 год правительство заложило минималку на уровне 1600 грн.

«Мы с вами обеспечим в стране двукратное увеличение минимальной заработной платы. Это означает одно - что с 1 января ни один гражданин Украины не будет получать меньше 3200 грн», - заявил премьер и добавил, что эта сумма впервые отвечать и минимальном потребительском корзине.

Глава правительства поручил Минфину учесть это повышение в расчетах прожиточного минимума в проекте бюджета на 2017 год. Это, в свою очередь, может повлиять на размеры пенсионных расходов.

Впрочем, Гройсман не уточнил, где правительство собирается брать на это деньги.

Ранее премьер неоднократно заявлял, что бюджетные расходы в следующем году можно будет увеличить только тогда, когда будет точно известно, откуда брать на это деньги.

Теперь Владимир Гройсман утверждает, что «это абсолютно соответствует нашим возможностям и мы можем это обеспечить с 1 января 2017 года».

Министр финансов Александр Данилюк также не смог назвать хотя бы каких-то цифр.

Данилюк предположил, что, возможно, благодаря повышению зарплаты уменьшится количество обращений по коммунальным субсидиями, а потому могут сократиться и расходы бюджета.

Ясно, что ничего неясно

За счет чего правительство будет поднимать зарплату и как это повлияет на экономическую ситуацию в стране - пока это трудно понять, говорит старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Эксперт считает, что было бы неплохо, если бы правительство, объявляя такие инициативы, предоставил и некоторые базовые расчеты.

«Сейчас мы можем говорить только о каких-то общих эффектах. Например, это имеет несколько увеличить собственные поступления Пенсионного фонда, который сейчас в значительной степени субсидируется из госбюджета», - говорит эксперт.

Жолудь предполагает, что повышение минималки не приведет к автоматическому росту зарплат чиновников, как это было раньше.

Также, по его мнению, надо будет искать дополнительные деньги на увеличение и пенсий, которые привязаны к прожиточному минимуму. Но для этого сначала нужно внести соответствующие изменения в бюджет.

Неизвестно также, скольких украинцев коснется такое повышение. Поэтому, как повлияет такое решение правительства на инфляцию, тоже прогнозировать рано, считает экономист.

Жолудь фактически соглашается с тезисом министра финансов о том, что повышение зарплат может повлиять на выплату субсидий, ведь их назначение зависит от доходов тех, кто за ними обращается.

Повышение зарплат - это одна из ряда последних громких инициатив правительства.

На прошлой неделе премьер предложил предоставить людям возможность платить за отопление постепенно. Но до сих пор главные исполнители этого решения так и не объяснили, как оно будет воплощаться.

На следующей неделе, по словам Гройсмана, правительство примет решение «которые позволят обеспечить с 1 января 2017 справедливые цены на лекарства».

Спасибо за Вашу активность, Ваш вопрос будет рассмотрен модераторами в ближайшее время

сайт

Резкое повышение минимальной зарплаты в Украине компенсирует ее многолетнее отставание от среднего и приблизит их соотношению присущему странам Европейского Союза, пишет Александр Крамар для издания Тыждень.

Неожиданная правительственная инициатива повысить минимальную заработную плату до 3200 грн уже с начала следующего года вызвала шквал критики с разных позиций: от того, что это повлечет за собой уравниловку, к тому, что произойдет разбалансирование финансово-экономической ситуации в Украине, возрастет налоговое давление на бизнес, произойдут массовые сокращения и тому подобное.

В годовом измерении повышение минимальной заработной платы в Украине действительно будет беспрецедентным, по крайней мере со времени введения гривны. С 1 января 2017-го она вырастет более чем в 2,3 раза, достигнув 3200 грн (с 1 января 2016-го составляла 1378 грн). Однако, несмотря на чрезмерный пафос чиновников вроде заявлений премьер-министра Гройсмана про «обеспечение абсолютной социальной справедливости» , на самом деле 3200 грн с 1 января 2017 года не будут обеспечивать даже официально признанного государством размера прожиточного минимума для трудоспособных.

Примечательно, что после анонсирования соответствующего показателя Минсоцполитики в конце октября приостановило до сих пор регулярную публикацию информации про так называемый фактический размер прожиточного минимума. Последняя оценка сделана в сентябре исходя из цен августа: тогда для трудоспособных лиц он составлял 2736 грн. Для того чтобы такая сумма получилась после отчисления 19,5% налога на доходы физических лиц и военного сбора, минимальная заработная плата до налогообложения (брутто) должна составлять 3395 грн (с учетом необлагаемого минимума 17 грн). Однако в октябре, по данным Госстата, потребительские цены по сравнению с августом выросли на 4,65%, то есть уже тогда должно было бы говориться о 3553 грн.

Излишне объяснять, что к январю 2017 года цены прибавят по крайней мере еще несколько процентов. Поэтому даже для покрытия так называемого фактического размера прожиточного минимума в объеме, который до сентября 2016-го Минсоцполитики рассчитывало, с нового года минимальная заработная плата до налогообложения должна составлять по крайней мере 3700 грн. Однако правительство в бюджете предлагает лишь 3200 грн. А с учетом даже заложенной там на следующий год инфляции для покрытия хотя бы определенного по методологии государства прожиточного минимума для трудоспособных до конца 2017-го минимальная заработная плата должна достичь хотя бы 4000 грн.

Во властных кабинетах особо и не скрывают, что занимались преимущественно тем, чтобы заставить частников меньше скрывать фонд заработной платы и больше отчислять в пенсионный фонд и бюджет. Министр соцполитики Андрей Рева заявил, что увеличение минимальной заработной платы повлечет за собой дополнительное привлечение около 38 млрд грн. А затронет оно преимущественно частный сектор, ведь там людей на минималке значительно больше - 2,6 млн против 1,1 млн в государственном. Вполне вероятно, что свою роль сыграли и необходимость уменьшить потребность населения в субсидиях, и нивелирование негативного информационного эффекта от повышения заработных плат чиновникам и депутатам, и публикации миллионных электронных деклараций. Не исключено, что речь идет и об перестрахования власти на случай досрочных выборов.

Для чего нужна минималка?

Но мы взглянем на инициативу повышения заработной платы как на давно назревший, но лишь первый шаг на пути совершенствования подходов к оплате труда в стране. Ведь в последние годы, особенно в условиях политики гиперэкономии после Революции достоинства и начала российской агрессии в Украине наблюдалась крайне негативная тенденция к увеличению разрыва между минимальной и даже официальной средней заработной платой. Это при том, что высокий уровень тенизации реальный размер последней, а следовательно, и ее разрыв с минималкой были еще большими.

В результате минимальная заработная плата перестала выполнять свою социальную функцию - защищать работников от крайней бедности и в то же время административно заставлять работодателей платить несколько больше, чем они платили бы в условиях полностью рыночного формирования минимальной заработной платы. Ведь именно это и является целью любой законодательно установленной минимальной зарплаты. Иначе ее нет смысла устанавливать вообще (есть и такие страны), ведь она превращается в формальность, которая не играет никакой роли в поддержке стандарта жизни.

Именно такая ситуация в последнее время сложилась в Украине, где минимальная зарплата уже давно не выполняет своей функции: ее реально получала незначительная доля работающих, а в крупных и средних городах, где доля наемных работников больше по сравнению с общегосударственной, соотношение спроса и предложения вообще диктовало намного выше настоящий минимальный уровень оплаты труда, чем было установлено законом. Тем временем официальная минималка использовалась разве что как средство минимизации уплаты налогов и социальных отчислений работодателями, которые работают по серым схемам. О том, насколько масштабно частный сектор злоупотребляет низкой официальной минимальной заработной платой, свидетельствует факт, что там в 2,5 раза больше работников, которые ее получают, чем в государственном секторе (Рева озвучил соотношение 2,6 против 1,1 млн). Кроме того, согласно обнародованной министром соцполитики информации в Украине около 47 тыс. руководителей (!) компаний официально декларируют свою месячную зарплату в пределах 1500 грн.

Украна на пути к европейским стандартам

Данные Евростата свидетельствуют, что в большинстве стран ЕС, в том числе и постсоциалистических, брутто-минималка (до вычета налогов) составляет 40-50% от средней зарплаты и выше. Например, в Германии - 41,7%, Франции - 47,6%, Польши - 45,4%, Венгрии - 45,5%, Румынии - 38,4%, Болгарии - 46,7%. И даже в соседней с нами Молдове, которая не является членом ЕС, в сентябре 2016 года этот показатель достиг 40%.

Кроме того, в странах ЕС значительная часть минимальной заработной платы не облагается налогом, в результате чего нетто-минималка (на руки) отличается от средней еще меньше. Заметна там и тенденция к более быстрому росту по сравнению со средней. Посмотрите хотя бы на пример постсоветской Литвы . Во II квартале 2016 года средняя зарплата до налогообложения там составляла €771,9 (€600,8 на руки), а минималка с июля 2016‑го - €380. При этом, в отличие от Украины, она почти не облагается налогами: €200 - необлагаемый минимум, еще €120 - дополнительный необлагаемый минимум на детей.

Зато в Украине в последнее время видим противоположную тенденцию. Если в сентябре 2010-го минимальная зарплата составляла 37,8% средней по стране, 25,5% по Киеву и 52,7% по Тернопольской области (где она самая низкая), то в сентябре 2016-го - лишь 27,1% средней по стране, 16,7% по Киеву и 38,1% на Тернопольщине, регионе с самой низкой официальной средней зарплатой. Основной провал в соотношении минимальной и средней заработной платы действительно наблюдался в 2014-2015-м: с января 2014-го по январь 2016-го в гривне минималка выросла лишь на 13,1%, тогда как средняя - на 37,7%. Однако отставания первой от второй было заметно и в предыдущие годы.

Всего с сентября 2010-го по сентябрь 2016-го средняя зарплата увеличилась с 2350 до 5358 грн, или в 2,3 раза (в Киеве в 2,5 раза - с 3487 до 8705 грн), зато минимальная за то же время - только с 888 до 1450 грн, то есть в 1,6 раза. Цены, по официальным данным Госстата, подскочили более чем вдвое. Поэтому реальная средняя зарплата в стране в общем добавила 15-25%, а покупательная способность минимальной, наоборот, уменьшилось минимум на 20%. В евро за эти же шесть лет минималка упала на 42,6% (с €85,9 до €49,3), тогда как средняя по стране - на 19,8% (с €227,2 до €182,2), по Киеву - на 12,2% (с €337,2 до €296), по Тернопольской области - на 20,6% (с €162,9 до €129,3).

После повышения минималки до 3200 грн можно ожидать перелом такой негативной тенденции и приближения соотношения минимальной и средней зарплаты к присущему странам ЕС.

В январе 2016 года средняя заработная плата составляла 4362 грн. В январе 2017-го минималка должна быть выше на 132%. Зарплата занятых в госсекторе, которые получают больше чем 3200 грн, исходя из планируемого повышения до 1600 грн размера первого тарифного разряда единой тарифной сетки (ЕТС), зарплата должна вырасти по сравнению с январем 2016-го на 44%, а учителей - на 60-64% (благодаря анонсированному продвижению на две ступени вверх по ЕТС). Также можно спрогнозировать индексацию зарплаты в частном секторе тех, кто получает больше минималки, минимум на 20-25%. Основания для такого предположения дает тот факт, что в сентябре 2016-го в сравнении с сентябрем 2015-го средняя заработная плата в стране увеличилась на 23,4%, а зарплата в госсекторе - на 17,1%. Следовательно, рост в коммерческом секторе было близким к 25-30%. Кроме того, в условиях увеличения в 1,5–2,3 раза выплат бюджетникам и минималки бизнес будет вынужден хотя бы частично поднимать и выше минималки зарплаты.

Учитывая это, а также на соотношение в государственном и коммерческом секторах всех штатных работников, доходы которых учитываются при расчете средней заработной платы, можно ожидать ее роста в январе 2017-го по крайней мере до 6500-7000 грн. А значит, даже минималка в размере 3200 грн в следующем году составит менее 50%, а возможно, и 45% официальной средней. То есть соотношение будет близким к европейскому стандарту, несмотря на все еще высокую тенизацию зарплат в нашей стране.

Минимальная зарплата в мире и Украине

Повышение минимальной заработной платы наконец положит конец позорному положению, в котором Украина находилась по этому показателю (€49) по сравнению даже с соседними постсоветскими государствами, в том числе и со значительно более слабой экономикой. Да, минималка в Молдове в ноябре 2016‑го - 2100 леев (€96), в Беларуси - 239,5 руб. (€113,5).

Важное политико-психологическое значение повышение минимальной заработной платы также в контексте противостояния российской агрессии. Накануне Революции достоинства в январе 2014-го, минималка в РФ составляла €121,1, а в Украине - €107,1. В последнее время украинская по курсу уступала российской более чем в два раза (€49 против €105). А повышение с 1 января 2017 года может кардинально изменить ситуацию.

В ноябре 2016-го минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России - 7500 руб. (€105 по курсу на середину месяца). В некоторых более богатых, но в то же время дорогих для жизни регионах, правда, установлены более высокие планки. Например, в Москве - 17 560 руб. (€245,6), Московской области - 12 500 руб. (€174,8), Санкт-Петербурге - 11 700 руб. (€163,6). Однако в большинстве расположенных рядом с Украиной регионах и оккупированном Крыму и Севастополе минималка составляет 7500 руб. (€105). Несколько выше она только в Белгородской (8050 руб., или €112,6) и Курской (8980 руб., или €125,6) областях.

С 1 января 2017 году при сохранении нынешнего курса рубля к гривне минимальная заработная плата в Украине будет больше, чем аналогичный показатель в РФ и будет оставаться таковой даже с учетом запланированного там с июля следующего года очередного ее рост. А если учесть, что в России явно дороже жизнь и хоть и меньшие, но все еще значительные нефтегазовые доходы, это наглядно иллюстрирует высокий социальный стандарт в Украине по сравнению с государством-агрессором.

Можно предположить, что увеличение минимальной заработной платы могло бы повредить конкурентоспособности украинских производителей. Например, именно низкая заработная плата в Украине стимулировала в последнее время перенос к нам ряда производственных мощностей ТНК из соседних стран ЕС. Однако даже после повышения соотношения нашей минималки и ее показателя в восточных странах ЕС и кандидатах на вступление свидетельствует об отсутствии такой угрозы: в Украине она с 1 января будет вдвое–вчетверо меньше, чем в восточных странах ЕС, не говоря уже о западноевропейских.

Так, по данным Евростата, во второй половине 2016 года минимальная заработная плата в Европе составляла: в Албании - €155,7, Болгарии - €214,8 Сербии €233,4, Румынии - €276,3, Черногории - €288, Венгрии - €350,1, Литве - €380, Словакии - €405, Польше - €417, Турции - €513,7. Сейчас среди постсоциалистических стран - членов ЕС она самая низкая в Болгарии, однако ее уровень там почти вдвое выше, чем ожидается в начале 2017-го. А в соседней с нами Словакии - почти вчетверо. В Польше с 1 января 2017-го она должна составлять 2000 злотых (по курсу на начало ноября 2016-го это более €460).

Угроза уравниловки: что делать?

Теперь относительно угрозы уравниловки. Обратим внимание на то, что в более бедных регионах европейских государств минимальная заработная плата близка к средней. Например, в ряде районов Литвы средняя зарплата после уплаты налогов в этом году едва превысила минималку: во II квартале 2016‑го в Шальчининкаи, Вилкавишкиси и Калварии она составляла лишь €449-463 при установленной с 1 июля минималки €380. Решить эту проблему в любой стране, и Украина здесь не исключение, возможно, только если ввести дифференцированный по регионам и типам населенных пунктов уровень минимальной заработной платы.

Показательно и соотношение в Литве минимальной заработной платы и средней пенсии по возрасту, ведь в Украине критикуют резкое повышение минималки на фоне менее заметного увеличения пенсии. Там средняя пенсия по возрасту с 1 января 2016 года составила €273, тогда как минимальная зарплата - €350, то есть 78% минималки. В Украине аналогичное соотношение минималки 3200 грн дает среднюю пенсию 2500 грн, что также может оказаться близким к фактическому показателю средней пенсии в следующем году. Особенно если правительство все-таки попытается отойти от уравниловки пенсий, которая возникла в последние годы из-за роста минимальной на фоне замораживания остальных.

Разбалансировка соотношения минимальной заработной платы (3200 грн с 1 января) первого разряда единой тарифной сетки (1600 грн с 1 января), по которой будут выплачиваться заработные платы бюджетникам, несмотря на заверения чиновников, все же создаст проблему.

В образовании эффект уравниловки будет менее выраженным. Ведь даже зарплата учителя-начинающего будет больше минимальной, хоть и не настолько, как должна была бы. С учетом повышения учителей по ЕТС на две ступени (с 8-12-го до 10-14-го разряда) и 20% доплаты за престижность труда получается, что учитель без категории в первые годы работы будет получать 3,5 тыс. грн до налогообложения (или около 2,8 тыс. грн на руки).

Например, преподаватель вуза, который только начинает карьеру, будет получать в 2017 году 4,5 тыс. до налогообложения (около 3,6 тыс. на руки), учитель первой категории с педагогическим стажем 10 лет - 5,1 тыс. грн (4,1 тыс. грн), учитель-методист с опытом 20 лет - 6,4 тыс. грн (5,1 тыс. грн), доцент - кандидат наук с педстажем 10 лет - 8,8 тыс. грн (7,1 тыс. грн), профессор - доктор наук с опытом 20 лет - 10,7 тыс. грн (8,6 тыс. грн).

Зарплаты явно занижены для специалистов соответствующей квалификации не то что по сравнению с европейскими или другими зарубежными показателями, а даже по сравнению с реальными доходами в частном секторе в Украине. Даже в соседней Молдове, экономика которой все еще слабее украинской, в сентябре 2016 года базовый оклад преподавателя вуза составил €183,8, воспитателей дошкольных учреждений - €134,7.

Значительно в худшем положении рискуют оказаться работники здравоохранения: их стартовые зарплаты в большинстве случаев будут находиться на грани, а то и ниже минималки и будут подтягиваться до ее уровня лишь благодаря тому, что невозможно платить меньше. В то же время рост минималки приведет к уравнению официальной заработной платы санитарно-технических работников, среднего медицинского персонала и абсолютного большинства врачей.

Так, размер оплаты первого тарифного разряда ЕТС 1600 грн младшие медсестры и санитарки могут рассчитывать на 2 тыс. грн до налогообложения, медсестры без категории - на 2,46 тыс. грн, а высшей категории - на 2,9 тыс. грн. Однако по факту все они будут получать минималку 3,2 тыс. грн. Та же судьба ожидает и врачей-интернов (по тарифной сетке могут рассчитывать на оклад от 2,77 тыс. грн) и врачей-начинающих (без категории) большинства специальностей, а по некоторым и на врачей второй категории (2,9 тыс. грн). Не слишком оторвутся от минималки, получая по ЕТС лишь 3,4 тыс. грн до налогообложения даже при наличии первой квалификационной категории, врачи большинства других специальностей.
Врачи-хирурги второй категории при условии регулярного проведения операций могут рассчитывать на 3,9 тыс. грн (или около 3,1 тыс. грн на руки), если работают в поликлиниках, и на 4,76 тыс. грн (4 тыс. грн), если в стационаре. Даже хирурги высшей категории, которые регулярно оперируют в стационарах, могут претендовать аж (!) на 5,5 тыс. грн (4,5 тыс. грн на руки).

Одной из основных причин существенного отставания официальных заработных плат работников здравоохранения от учителей является отсутствие доплаты за стаж (для педагогов составляет 10% оклада после 3 лет, 20% после 10 и 30% после 20 лет) и за престижность труда (20%). На существенные доплаты за выслугу лет (20% после 3-5 лет и 30% после 5-7 лет непрерывной работы) в государственной медицине могут рассчитывать разве что семейные врачи, работники участковых больниц в сельской местности, педиатры и терапевты в поликлиниках и неотложной медицинской помощи, а также работники отделений, которые длительное время работают с больными туберкулезом (до 60% после 10 лет непрерывной работы).

На 25% больше традиционно получают медработники некоторых отделений, например инфекционных и кожно-венерологических, хосписов, психиатрических, наркологических, отделений для детей с поражением центральной нервной системы или нарушением умственного развития, бюро судебно-медицинской экспертизы, рентгенівсько-радиологических кабинетов и тому подобное. На 60% доплаты к окладу могут рассчитывать работники отделений для больных ВИЧ/СПИД. Однако это уже совсем другая история. И, поскольку соответствующая индексация там предусмотрена для всех работников, ситуацию с уравниловкой в оплате труда более и менее квалифицированных кадров это никак не меняет.

Преодолеть уравниловку и повысить заработные платы квалифицированным работникам бюджетной сферы до должного уровня можно, только если изменить подходы к ее финансированию. Ведь в отличие от минимальной заработной платы, которая должна выполнять функцию защиты работающих от крайней бедности, повышение в разы оплаты труда остальных бюджетников, в частности, педагогам и медикам, привело бы лишь к резкому росту цен и быстрому обесцениванию повышенных заработных плат. Требуется системное реформирование оплаты труда в государственном образовании и медицине, а именно уменьшение доли (но не общего объема) бюджетного финансирования или радикальное уменьшение количества работников, работа которых оплачивается из бюджета, при одновременного пропорционального увеличения выплат остальным,