Батик в европе и америке. Краткая история батика как техники История возникновения батика кратко

Человек всегда, с самых ранних времен своего существования, стремился украсить мир вокруг себя. В ход шло все, что только могло хоть немного изменить предметы, обстановку, окружающие его. И стория батика рассказывает как раз об этом.

Батик - рисунок на ткани

Расписывать ткань человек учился всегда, как только научился ткать или вязать полотна. Конечно же, батик - это искусство, а не утилитарная необходимость разнообразить быт, причем оно может быть очень тонким и изящным, требующим от мастера огромного навыка работы в этой интересной технике.

Технические особенности батика

Несмотря на развитие технологий, материалов, ручное искусство батика по-прежнему остается актуальным и востребованным. Его используют как самостоятельный вид искусства и как способ украшения текстильных вещей - одежды, платков, занавесей, театральных кулис. Само слово "батик" происходит от древнеиндийского "капля воска". И именно воск изначально использовался как основа частичного окрашивания ткани для получения узоров и орнаментов. Причем этот материал и поныне применяется в технике Сама же технология окрашивая ткани в искусстве батика имеет несколько направлений, которые объединяет один принцип - резервирование, то есть защита отдельных участков полотна с целью сохранения их цвета при дальнейшем окрашивании. Осуществляется этот принцип по-разному, в зависимости от техники батика.

Помимо технической стороны, батик имеет и свои художественные особенности, ведь его уникальность - сочетание многих Здесь можно найти элементы графики, акварели, пастели, даже витража и мозаики. Искусство же самого батика уникально тем, что его очень просто осваивать. Это благодарный вид творчества, ведь любая работа в этой технике представляет собой уникальный экземпляр, который можно доработать, при необходимости, дополнительными приемами украшения вплоть до вышивки или аппликации.

Южная Азия - родина батика

Как считают историки, родилось искусство окрашивания тканей (батик) в Индонезии. "Анбатик" на местном наречии значит "рисовать". Уже в те далекие времена женщины стремились украсить одежду. Это, конечно, преследовало свои цели - подчеркнуть принадлежность к определенному роду конкретной цветовой гаммой и узорами. Хотя красителей было немного, но искусство батика позволяло создавать многокрасочные расписные плотна.

В Индонезии батик приобрел оттенки охры и цвет индиго - песчаные полутона от густой тени до цвета слоновой кости разбавлялись ярко-синими пятнами высокого неба. Каждый род бережно хранил секреты приготовления красящих растворов, способы нанесения краски, а также рисунок батика. По окрашенной узорчатой одежде можно было точно сказать, к какому роду принадлежит тот или иной человек. Рисунки использвались различные - абстрактные, графические орнаменты, сюжетные истории. Последние в основном служили для создания полотен для украшения храмов.

Индонезия и Индия, куда искусство батика плавно переместилось и получило название "бандхана", использовали хлопковые полотна. Вытканые вручную ткани тщательно выбеливались, сушились, чтобы рисунок на них ложился как можно четче и ровнее. Уникальной традицией народов древней Индонезии и Индии стали хлопковые полотна, окрашенные в технике батика. История возникновения этого вида творчества берет свое начало в древних юго-восточных государствах.

Традиции Китая и Японии

В мире все взаимосвязано. Искусства проходили сложные пути по разным странам, от народа к народу, вбирая в себя что-то новое, уникальное и передавая приобретения все дальше и дальше. Такое произошло и с техникой батика, история возникновения и развития которой говорит о том, что она прошла сложный, удивительный путь . Он постепенно оказался востребованным творчеством, а затем и тончайшим искусством Китая и Японии. Китай подарил батику натуральный шелк. С этого момента окрашивание тканей приобрело невероятную легкость красок, вернее, даже тонов и полутонов, настолько тонкая работа оказалась подвластна мастерам стран Востока. О красоте кимоно японок ходили легенды, но мало кто задумывался о том, как получается такая прекрасная ткань.

Японцы привнесли в искусство окрашивания в частности, особенную технику так называемого обратного батика, когда ткань окрашивалась, а затем выбеливалась на нужных участках при помощи щелочи. Но искусство горячего батика, защищавшего участки ткани во время процесса крашения при помощи воска, позволило мастерам Японии и Китая сделать эту технику верхом совершенства искусства росписи на ткани. Восточные мотивы, яркие, насыщенные цвета или же легкие полуоттенки красок восхищали всех, кто мог их видеть.

Промышленная Европа и батик

Как батик из Азии и Востока попал в Европу? С помощью голландских путешественников, налаживавших торговые связи со странами Юго-Восточной Азии. Когда голландцы впервые оказались в Индонезии, то они были поражены красотой и уникальностью текстильного убранства местных храмов. Необычные рисунки на простой хлопковой ткани заинтересовали торговцев. И они привезли технику батика в Голландию, откуда вся Европа научилась красить хлопок и шелк в столь интересной и необычной технике. Но не прошло и столетия, как это удивительное, но трудоемкое искусство стало уступать позиции изобретенной в Англии набивной технике. Машины, станки, быстро штамповали на растянутых полотнах рисунок, ткани выходили достаточно нарядными и дешевыми, чтобы о батике вспоминали лишь те, кто ценил единичность этого вида творчества и мог позволить себе заплатить мастеру. Так чуть было не закончилась, если бы не кустари-одиночки, сохранившие верность уникальному виду украшения полотен.

Российский батик

История батика в России прошла очень сложный путь, обусловленный закрытостью СССР от большей части мировых государств. Да и появилось это искусство в России лишь в начале 20 века, когда в моду вошел стиль модерн - красивые расписные платки-шали в восточных мотивах, интересного кроя женские платья с рисунками по нему. К тому же этот стиль прижился лишь в крупных городах, провинции же эта новинка была практически незнакома. Художники по ткани. занимавшиеся росписью в стиле батик, не имели возможности учиться этому мастерству, а часто шли опытным путем, что не способствовало развитию популярности батика как способа украсить быт.

Единственное, что в этой технике изготавливались театральные кулисы и занавесы, монументальность которых была насыщена советской символикой. Батик как вид искусства долгое время не мог реализовать себя в России по многим обстоятельствам. Но середина 20 века стала для этого ткани точкой отсчета в возрождении. В стране, восстанавливающейся после страшной войны, были организованы мастерские, куда приглашали мастеров по батику и учеников, чтобы создавать для советских людей красивые, достойные вещи. Поначалу батиком расписывались платки и шали для женщин, а так же создавались декоративные панно для оформления общественных развлекательных и культурных заведений.

Театральные художества

История возникновения батика (кратко изложенная в статье) говорит о том, что эта техника прошла сложный путь. Если свести ее к появлению, путешествию по планете и совершенствованию, то это никак не отразит сути: батик - многокомпонентное искусство, вобравшее в себя все самое значимое, что только могли дать ему страны и народности, которые полюбили батик и стали его использовать для украшения мира. Например, в России батик получил свое театральное "образование" - его активно использовали мастера для создания кулис и сценических задников к различным театральным постановкам, балетным спектаклям. В стране сложилась целая плеяда мастеров-батикистов, которые создавали уникальные картины в технике батик, наполненные сюжетом, многочисленными элементами, а ведь это очень тонкий, кропотливый труд.

Платочное искусство

Даже если история батика кратко излагается, то нельзя обойти стороной и искусство создания платков и шалей в этой технике. В России оно зародилось в 20 годы прошлого столетия как компонент модного течения - модернизма. НЭП требовал яркости и вычурности, а батик позволял украшать шали яркими рисунками японскими мотивами, что было тогда высшей точкой соответствия моде. С течением времени в результате слагающихся обстоятельств батик утратил все массовое предназначение, и платочное искусство практически сошло на нет. Но вторая половина века вновь оживила этот вид искусства, а платки и шали вновь стали полотнами для художественных экспериментов и высококлассных творческих работ мастеров батика.

Ирина Трофимова и другие

Холодный батик

История возникновения техники батик развивалась как единое целое на протяжении столетий, но само творчество состоит нескольких направлений:

  • горячий батик;
  • холодный батик;
  • свободная роспись.

Уникальна история холодного батика. Именно с него началось развитие этой техники росписи ткани. В древней Индонезии ткани раскрашивали поначалу по участкам, отдельно один от другого, заполняя промежутки разными цветами и оттенками. Они смешивались, образуя новую цветовую гамму. Это было очень сложное искусство, так как влажная ткань хорошо впитывает в себя краску, требуя от мастера предельной аккуратности. Тогда-то, чтобы предотвратить ненужное и некачественное смешивание краски на ткани, и был придуман горячий батик-"анбатик" - капля воска. Но и "холодная" техника продолжила свое развитие. Были разработаны специальные клеящие составы, так называемые резервы, которые предотвращают проникновение красящего вещества в волокна ткани. Затем этот высохший клей можно легко удалить, получая неокрашенные участки полотна.

Горячий батик

Искусство росписи ткани получило температурную характеристику не случайно. Горячий воск - основа этой техники. История батика во многих народностях, включая шелковую японскую роспись "рокэти", это развитие именно техники горячего батика. Разогретый воск наносится на ткань, заполняя целые участки или же только обрисовывая контуры, затем воск соскабливается и вновь наносится для защиты другого участка от другого цвета. Это тонкая техника, дающая потрясающие результаты. Об этом говорят красочные кимоно японок, многие из которых и по сей день расписываются в технике батика.

Никаких запретов!

Но история техники батика - это не только нанесение пограничных составов для получения окрашенного участка полотна. В батике есть особая техника, называемая свободной росписью. Она использует несколько приемов:

  • акварельную технику, по влажной ткани наносится краска при помощи кистей или распылителя, растекаясь и образуя цветовые переходы;
  • трафаретная техника использует нанесение узора на ткани через трафареты при помощи поролоновых губок с краской;
  • свободная графика, использующая графические элементы, полученные путем резервирования участков ткани при помощи узлов, перетяжек нитками и солевого раствора.

Свободная роспись - современного искусства батика. Она широко используется ремесленниками-любителями, пытающимися в домашних условиях без специальных инструментов и материалов расписать ткань. Эта техника проста, но позволяет украсить примитивную одежду - джинсы, футболки, майки.

Инструменты для рисунка по ткани

Многовековая история батика - это история развития материалов и инструментов, использующихся в росписи ткани. Мастера-батикисты имеют целые арсеналы таких средств. Это различные по ширине и жесткости специальные и клея или воска, тонкие стеклянные трубочки для нанесения резервирующего состава, спринцовки, губки, формочки, рамки для ткани, ножи, трафареты, воронки, пластмассовые или деревянные палочки. Инструменты при желании можно купить в специализированных магазинах товаров для рукоделия.

Безопасность важна

Несмотря на то что батик - это искусство росписи по ткани, при работе необходимо соблюдать правила безопасности. Это связано с теми инструментами и материалами, которые используются в процессе творчества. Техника горячего батика подразумевает использование открытого огня или же для плавления воска. Краски не всегда используются натуральные, особенно у кустарных любителей творчества. Использование химических красителей и растворителей может вызвать раздражение кожи и слизистых или аллергию. Батик не требует защитного костюма, но все же соблюдать меры безопасности следует неукоснительно. Аккуратно нужно работать со всеми инструментами, начиная с ножей и ножниц и заканчивая стеклянными трубочками для нанесения резерва.

Искусство батика не завершило свое развитие, новые материалы и технологии постоянно сопутствуют развитию всех видов творчества, и батика в том числе. Удивительный вид искусства делает жизнь намного красочнее и ярче при помощи старинных методов и современных мастеров.

Введение

В жизни нашей страны многое меняется, но мастерство у русских людей всегда было в почете, а те, кто обладал им, пользовались большим уважением. Ведь в каждое произведение мастера вкладывали частицу своей души, теплоту своих рук. И это делало работу уникальной, неповторимой, ценной.

Ежедневно мы соприкасаемся с искусством, будь то архитектурные памятники на улицах города, реклама, которая прочно вошла в нашу повседневную жизнь, произведения декоративно-прикладного искусства, украшающие интерьеры квартир, офисов и нас самих (ювелирные украшения, элементы одежды и костюмы в целом). Идея сохранения, возрождения и развития народной культуры, является основной частью в образовании и воспитании детей. «Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием» (Кузин В.С. 1996 г.) Художественная роспись тканей является неотъемлемой частью в культурном наследии нашей страны.

Авторские изделия, выполненные ручной росписью, всегда эксклюзивны, в каждом из них душа художника, поэтому они вызывают интерес и желание приобрести, а новые технологии позволяют увидеть это произведение вписанным в окружающую среду или стать деталью вашего костюма.

В кружке на занятиях по батику не только углубляются знания учащихся и совершенствуются их практические навыки, но и развивается их мастерство. Содержание занятий в системе дополнительного образования расширяет и углубляет понимание школьниками вопросов теории изобразительного искусства, совершенствует их умение использовать теоретические знания на практике, в самостоятельной творческой работе.

Объектом исследования определены технологические особенности художественной росписи ткани. Предметом исследования является процесс преподавания батика на кружковых занятиях учащихся начальной школы.

Целью данной работы является исследование художественно-творческого развития детей в работе с техникой «Батик» и разработка методических особенностей преподавания батика на кружковых занятиях начальных классов.

Основная цель кружка: формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (техника росписи по ткани), приобщение учащихся к творческой деятельности.

В результате изучения курса ученик должен: знать историю художественной росписи ткани; владеть терминологией, встречающейся при изучении темы; уметь анализировать результаты своей творческой работы.

История возникновения батика

Зарождение искусства батика

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обусловливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей.

Слово «батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.

Существует красивая легенда о батике - «искусстве, радующем глаз и освежающем душу». В незапамятные времена на вершину горы Аллу-Алу, что на острове Ява, спустился Батар Гуру и увидел, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок. И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканнейших тканей -- ба. И простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся воск свой из глубин лесных. Растопил он воск, ударил в барабан, сгустил разноцветные тучи и пустился в пляс по шелкам, оставляя причудливый узор - тик, тик, тик.До народа доносилось батик-тик, ба-тик-тик.

В каждый узор был заложен сакральный смысл, как это произошло, уже неизвестно, до нас дошли лишь способы окраски ткани и трактовка символов, которых насчитывается около тысячи.

Некоторые эксперты считают, что батик изначально было искусством предназначенным исключительно для Яванской знати. Принцессы и благородные женщины проявляли свое вдохновение для создания изысканных рисунков. Маловероятно, однако, что они трудились сами. Вероятно, что большинство работ по окраске производилось ремесленниками, которые работали под их руководством.

Часть ученых не соглашается, что батик был искусством исключительно для знати, они считают, что батик был также распространен и среди народа. Батик рассматривался как одно из умений, которым должна обладать каждая Яванская женщина, также как и кулинария и домоводство.

Различные способы окраски ткани известны давно, достаточно вспомнить финикийских мореплавателей, которые доставали со дна моря моллюсков, способных дать лишь одну каплю драгоценного красителя. Разбавляя этот краситель водой, можно было добиться богатых оттенков пурпурного цвета.

Способ окраски ткани индонезийцы хранили как великую тайну, распространялись только готовые изделия.

Родиной шелка считают Китай (провинция Шан- Тунг). Шёлк ещё называли «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло дальней, кружной дорогой. В латинском языке существует слово «сэрикус», означающее «китайская материя». В Средние века вместе с шелковыми изделиями оно добралось до Скандинавии, где превратилось в «сильки». Согласитесь, что преобразовать «сильки» в «шелк» не так уж трудно. Возможно, что словотворчество шло следующим образом: «сильки», «сильк», «сельк», «селк», «шелк». Уже в 12 в. до н.э. в Китае изготовлялись тончайшие, особо искусственные ткани, требовавшие сложнейших технологических методов. Шелкопрядов китайцы разводили на специальных плантациях и очень долго держали секрет получения шелка- сырца. Особенно в глубоком секрете сохранялась окраска тканей и способ получения красителей из растений. Дошедшая до нас книга древнего Китая «Чжоу ли» периода Хань (2 век до н.э.) раскрывает некоторые тайны красильного мастерства, передававшиеся от поколения к поколению, и даже содержит описание рецептов получения красок, изготовления и окраски шелковых тканей и других таинств шелка, в том числе и его лекарских свойств.

Существовала глубокая вера в благотворное влияние шелка на здоровье человека, тело которого было им окутано. В старинных китайских рукописях упоминается также о целебных искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которого лечили людей. Более поздний китайский манускрипт 8 в. рассказывает об особой росписи шелковых тканей посредством воскового рисунка, который выполняется на ткани с помощью кисточки, окунаемой в горячий воск. Рисунок, выполненный таким образом, не окрашивается никаким цветом, а остается белым.

В эпоху феодализма китайские художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности шелковые свитки с первыми в мире пейзажными композициями. Шелковые свитки - это своеобразная форма картин, помогающих показать природный мир во всем его многообразии. Вертикальные свитки вешались для обозрения на стену, что позволяло взгляду разом охватить изображенные на них просторы. Уже в 8 в. китайцы наравне с прозрачными водяными красителями стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же начинали складываться различные способы и приёмы живописного изображения. С одной стороны, очень тщательная и подробная прописка натуры - «чун-би», что в переводе означает «прилежная кисть», а с другой стороны- как бы незавершенный сюжет, быстро написанный, позволяющий зрителю дофантазировать идею художника- «сё-и», в переводе- «живопись идеи».

Этот вид живописи на шелке писался не с натуры, а по памяти и вбирал в себя все самые характерные черты природы.

В 3 в. до н.э. шелководство из Китая распространилось в Индию, а затем в Корею и Японию. Для получения узорных тканей здесь использовали различные способы нанесения на ткань узоров краской, применяли при этом и восковые приемы ручной росписи, т.е. получение белого рисунка на цветном фоне.

Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском; последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, удаляют воск или другой резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Описанный способ резервирования сохранился и до нашего времени под названием «восковой батик» или просто «батик».

В украшении японского интерьера очень широко использовались ширмы с росписью по ткани. Они украшались живописью, каллиграфиями и стихами. Живописные приемы, техника, сами материалы (тушь, шелк) весьма близки к китайской каллиграфии. Техника росписи требовала большого умения, шелк предварительно обрабатывался специальными составами, рисовым крахмалом, квасцами, и на нем писали, как на бумаге.

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом; после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Как видим, описание очень похоже на современные определения батика.

Жители Африканских стран Нигерии и Сенегала, используют технику «батик» вот уже на протяжении 1500 лет. Вместо воска, для нанесения узора на ткань, они использовали пасту в виде смеси из муки, маниоки, риса и квасцов (или сульфат железа), сваренных вместе. Технику росписи горячим воском праздничных ритуальных яиц «писанок», предки современных жителей Украины начали применять за 5000 лет до Рождества Христова. При помощи специального инструмента «кистки» или «писачка», рисунок наносится горячим воском на поверхность яйца. Затем яйцо опускается в растворы красок. Места, покрытые воском, остаются незакрашенными. До сегодняшнего дня вид искусства является одним из самых популярных направлений народного искусства в Украине.

В одном из древних штатов Индии Бихар сохранилось с давних времен искусство росписи тканей, которое называется «мадхубани». Возникло оно от обычая нанесения рисунков, обладающих магической силой, на стены домов. Такие же рисунки, якобы изгоняющие злых духов из жилища человека, украшали и чистую площадь земли во дворах. У каждой отдельной семьи, живущей в своем доме, были определенные, свойственные только ей, узоры. Эти же узоры переносились и на ткань, из которой шили свадебную одежду для дочери. Узоры эти наделялись магической силой, связывающей узы новой, мужниной семьи с отцовской. Примечательным является то, что этим видом декоративно-прикладного искусства владел очень ограниченный круг лиц - только женщины из местных каст.

Узоры «мадхубани» отличаются специфической композицией. Фигуры богов, людей и животных помещаются обычно в рисованную рамку, всё пространство которой заполнено изображениями цветов, птиц, рыб, змей, условных символов космогонического содержания, религиозных символов. Все это рисуется от руки и отличается чрезвычайной, как бы нарочитой примитивностью, непосредственностью и живостью изображения. Его яркость и красочность делают узор необыкновенно привлекательным.

Из-за постепенно проходящего интереса к ручной росписи ткани в XIX веке метод батицирования переходит в сферу кустарного ремесла, и лишь благодаря германцам сохранялись традиции, появлялись новые технологии, способы окраски, красители и другие материалы.

Современный батик — это ничто иное, как техника росписи ткани, которая черпает свои корни из древнего Китая, Индонезии, Африки, а также Южной Индии. Традиционно эскизы для батика наносились на очень тонким слоем воска, после чего материал погружался в специальную краску. Стоит отметить, что при такой процедуре покрытые воском ткани не окрашивались.
Многие археологические находки подтверждают факт существования батика в древних цивилизациях. Стоит вспомнить, к примеру, древние перуанские ткани, которые были распространены много тысяч лет тому назад. Технологию батика применяли в древней Японии, Китае, Шри-Ланке, Шумере, а также в различных африканских государствах.
Искусство тканей — батик, принесло миру сари Индии, кимоно Японии, сарафаны России. В качестве оригинального украшения в японском интерьере очень часто использовались ширмы с применением техники батика. Они украшались стихами, каллиграфией и живописью. Животные приемы, сами материалы (шелк, тушь), техника и методика весьма близка к древней китайской каллиграфии. Методика росписи требовала огромного умения, ведь шелк предварительно подвергался обработки рисовым крахмалом, специальными составами, квасцами. На полотнах зачастую писали полусухой кистью. Полностью готовое изделие создавало ощущение дороговизны, роскоши в традиционном лаконичном японском интерьере.
Сравнительно недавно в нашем государстве возникла ручная роспись хлопчатобумажных и шелковых тканей. В начале 20-го века отечественные художники, которые изучали технику росписи на тканях, создали абсолютно новую технологию "ГУТТА" (применение резервирующего состава для точного нанесения контура рисунка), которая на сегодняшний день, является чрезвычайно популярной во всем мире. Современная методика батика вобрала в себе все самые лучшие художественные особенности многих изобразительных искусств — пастели, мозаики, витража, акварели и графики. В отличие от других художественных ремесел, тут нет прямых преемственных взаимосвязей с крестьянским бытовым и натуральным искусством и нет прочно утвердившихся традиций.
, оформляет идеи на изделиях, которые, так или иначе, дополняют костюм (галстуки, палантины, шарфы, шейные и головные платки), а также портьеры, панно, придающие абсолютно любому своеобразную изысканность. Как бы там ни было в наши дни, как и прежде больше всего ценится ручная роспись на тканях, поэтому многие художники в основном создают ручные произведения искусства, сочетая традиции японско-китайской росписи и технологию яванского батика.

В данной статье вы сможете увидеть подборку эскизов для батика, которые помогут вам в начинании дела ручной росписи.





А знаете ли вы, что любой рисунок на вашей одежде, вплоть до рубашки в клеточку, - это «батик»? Но начнём по порядку: люди с седой древности украшали свою одежду – обшивали бисером, вышивали и, конечно же, украшали ткань рисунками. Именно так родилось удивительной красоты искусство – батик (batik), что в переводе с индонезийского означает «капля воска». Прежде чем покрыть ткань красителями, мастерицы с острова Ява догадались обрисовывать контуры будущих рисунков расплавленным воском, который не даёт смешиваться краскам и сохраняет чёткие очертания орнамента. С чего всё начиналось и куда эволюция завела батик – читайте дальше!

Зарождение батика

Трудоёмкая технология создания потрясающих рисунков на ткани по сей день остаётся для яванцев практически неизменной. Для этого на полотняную основу наносится растопленный воск – делается это традиционным прибором «чантинга» (медный чайник с тонким носиком, из которого может вытекать небольшой «ручеёк»). Затем хлопчатобумажная ткань погружается в раствор с натуральным красителем из корня местного растения, – моринды цитрусолистной (Morinda citrifolia), - той самой, на которой растёт малоизвестный у нас фрукт нони. Далее ткань вынимается и просушивается, а затем яванки наносят новый слой воска, чтобы окунать изделие в более тёмную краску (которая не затронет уже окрашенные в светлые тона участки). Завершается процесс на самых тёмных оттенках, а потом воск соскабливается. Эта самая первая технология сегодня называется горячим батиком.

На Яве батик до сих пор имеет огромное значение: к примеру, девушка не может выйти замуж, пока сама не разукрасит таким образом свадебное платье. Новобрачных обвязывают тканью с батиком; в шали из батика, перекинутой через плечо, носят детей; платком укрывают людей с недугами – чтобы помочь им выздороветь. И даже провожая человека в мир иной, его накрывают батиком, дабы он благополучно добрался до рая. На острове своя символика цвета – лиловый и розовый сохраняют молодость и красоту, пурпурный пробуждает патриотизм, небесный символизирует благородство. Рисунки бывают различными – мифологическими, геометрическими и, конечно, с изображениями ярких тропических цветов, птиц, животных и буйства тропической природы Индонезии.

Батик в Индии


Индийские женщины пользовались несколькими натуральными красителями, и придумали новый способ «живописи» - перед покраской они завязывали на ткани маленькие узелки с помощью нитей. После окрашивания их удаляли и получали узор «в белый горошек». Техника эта называлась «планги», а ныне носит название «бандан», - и процветала она до конца 17 века. Именно здесь в это время рисунки начали печатать (набивать) различными штампами с орнаментом. Добравшись до Европы, это новшество произвело настоящую модную революцию! Кстати, зайдя в бутик или банально на рынок, всегда можно отыскать какую-нибудь вещицу с орнаментом «индийский огурец» - его индусы позаимствовали у внешнего облика момордики, или «бешеного огурца» (по другим источникам - дыни). По правде сказать, этот орнамент больше похож на инфузорию-туфельку, но факт остаётся фактом - он не выходит из моды уже несколько столетий, и регулярно появляется в новых коллекциях одежды. А может, вы найдёте его и в собственном шкафу?

Батик Китая и Японии


Первые упоминания об окрашенных тканях отмечены в китайских текстах, датируемых серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Здесь это искусство очень тесно связано с шёлком – именно в таком виде батик стал известен всему миру, путешествуя по Великому шёлковому пути и ценясь на вес золота.

Страна Восходящего солнца обзавелась батиком благодаря тому сильному влиянию, которое Поднебесная оказывала на Японию во времена династий Суй и Тан (581-907 гг н.э.) Здесь создавались великолепные кимоно и ширмы. В начале 19 века Миязаки Юзен создал авторский стиль батика, используя трафареты и специальный защитный состав – поэтому его работы стали узнаваемы по чётким деталям рисунка.

Как в Японии, так и в Китае развивалась живопись тушью не только по шёлку, но и рисовой бумаге – так рождались воздушные сцены природы и быта, парящих над цветами бабочек и птиц. В наше время рисование на шёлке подразумевает техники свободной росписи (современными красками) либо холодного батика (без растопленного воска), хотя всё могут использоваться и другие ткани. В Японии так же возникла техника «сибори», или складной батик. Она напоминает индийские узелки – только здешние мастерицы предпочитали сладывать ткань для получения более сложных узоров.

Батик в Европе


Европейцы со своей тягой к «массовости» модернизировали батик, создав электрические штифты - эти приборы позволяли поддерживать воск в расплавленном состоянии. Открытие 1868 года подарило миру зелёнку и другие анилиновые красители, а спустя пару лет – такой же стойкий краситель индиго, что делало полученные ткани гораздо практичнее. На заре прошлого века был так же открыт клейкий материал «гутта», благодаря которому и стала возможной технология «холодный батик».

Современный ассортимент красителей и прочих материалов для батика в наши дни заставляет глаза разбегаться по полкам специализированных магазинов. К списку тканей давным-давно добавилась всевозможная синтетика. Краски ныне в предпочтении масляные и акриловые – во втором случае результат достаточно прогладить утюгом для надёжного закрепления (вместо того чтобы запаривать). Кроме воска существует так же резерв – закрепляющий состав, который разграничивает стыки между разноцветными элементами рисунка. В основе резерва могут быть парафин, бензин, резиновый клей, специальные смолы и лаки. Он так же может быть цветным или прозрачным.

Звучит странно, но в Европе батик бывает солёным – если в свободной росписи по ткани применяется солевой раствор. Им либо пропитывают «холст», натянутый на раму, и дают ему высохнуть перед росписью, - либо разбавляют этим раствором сами краски. Соль не даёт краске растекаться и позволяет живописать без предварительного нанесения контуров. В результате - свободные мазки и различная степень насыщенности цвета. А ещё сегодня рисунки на ткани нередко покрываются декоративным бисером.

Благодаря изобилию различных мастер-классов, простоте работы и доступности всех материалов искусство батика завоёвывает всё больше количество поклонников во всём мире. В результате творчества профессионалов и любителей рождаются живописные панно и картины, платки и элементы гардероба, элегантные сумочки и уютные подушки, абажуры и шторы – почему бы и вам не выразить себя в батике?


Введение

Живопись самое прекрасное из всех искусств;

в ней объединяются все ощущения,

при виде ее каждый может по воле своего воображения

создать роман, с помощью одного только взгляда

наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями;

и ни каких усилий со стороны памяти

все схвачено в одно мгновение.

Окружающий нас мир живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.

И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.

На протяжении многих веков художники пытаются c помощью окружающих их вещей выразить свое мнение мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально.

Написать красоту нельзя, важнее поймать ее красоту, выражающуюся в причудливых переливах красок, изменчивой игре света. С помощью своей работы попытаться обратить внимание зрителя на простое – прекрасное вокруг нас. Научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего мира, чтобы они ценили эту красоту.

Целью данной курсовой работы является изучение техники батик и создание оригинальной декоративной композиции.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить историю возникновения батика в декоративной живописи.

2.Изучить виды художественной росписи по ткани.

3.Изучить особенности «холодного».

4.Исследование творчества художников в технике батик.

5. Сделать вывод по проделанной работе.

История возникновения батика

Батик - способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому – то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

Но все же родиной батика принято считать Юго-Восточную Азию. К нам батик пришел из Индонезии ("анбатик" - рисовать, писать). При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Ткань вымачивали, отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке.

Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов.

В Индии этот способ окраски ткани носил название "бандхана" и "лахерия". Китайцы подарили миру шелк и как следствие, - способ его окраски. Техника "лацзе" (узоры воском) очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неокрашенной ткани. В Японии, куда батик попал из Индии или Китая, он назывался "рокэти". Такие ткани использовались для изготовления кимоно.

В начале XVII века, благодаря предприимчивым голландцам, батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик становится уделом кустарей-ремесленников.

Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится в другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер.


Похожая информация.