Ассоциативное мышление: его особенности и влияние на человека. Ассоциативное мышление у детей. Ассоциативная теория мышления Методологические основы исследования

Всего отражена в прозе и поэзии. Каждое явление, действие, предмет и даже человек невольно похожи на что-то уже виденное ранее, и напоминание об этом всплывает из глубины памяти. Так работает механизм ассоциации: все, что нашло отблеск в нашем сознании, взаимосвязано, для того чтобы надежно закрепиться в воспоминаниях.

Источник неожиданных воспоминаний

Мозг представляет собой большую подшивку листочков-образов, каждый из которых занимает строго определенное место — оттенки переживания относятся именно к данной группе предметов или явлений. Откуда берутся внезапные воспоминания? Ими руководит ассоциативная память. Например, леденец на палочке приведет по дороге в прошлое в парк, на карусели, а шум машин — в летний день, когда внезапно замолкла музыка в наушниках.

Ассоциации в качестве профессионального инструмента

Силой ассоциативных связей пользуются умельцы многих профессий. Маркетологи находят дорожку к с помощью тестов, предлагающих выявить аналогии между словами, звуками, цветами. Так появляется находят нужные слова политики или персонажи из рекламных роликов, придумываются слоганы, составляются логотипы и проходит все, что должно принуждать человека к определенному действию.

По пути маркетологов идут писатели, используя ассоциативные связи по многим направлением. Для сцепления одного эпизода с другим, для отражения интимных переживаний через характеристики объективных явлений или прорисовку характера на примере восприятия. Именно ассоциации делают мышление глубже, быстрее, искрометнее. Они представляют собой ловкий монтаж мыслей, при котором из цепочки вырезается все лишнее, поясняющее, а остается самый сок, концентрат идей.

Психология ассоциативной цепочки

Глубинные слои ассоциативных связей передает строка из песни Дольского: «Самолёт мой — крест нательный». Даже вне основного текста она указывает на явные ассоциации: крещение, судьба, распятие, конец всему, и каждое их этих значений действительно находит отражение в песне.

Кому помогает использование ассоциативных связей? Людям, которые стараются создать нечто новое, сочетая невероятным образом старое. Любителям докопаться до истинности образов фильмов и Дэвида Линча. Писателям, актерам, режиссерам, физикам, математикам — всем, кто умеет упорядочивать представление о реальности в простую и понятную формулу закономерностей.

Энергия ассоциативных связей чаще всего деструктивна. Она возникает, если человек неосознанно завидует кому-то, хотя для этого нет причин, во время депрессии и погружении в самокопание, а также при просмотре новостей, которые зачастую обращаются к человеческим страхам, чтобы привлечь внимание к проблеме. Заставить их работать на стороне света — титанический труд. Этим занимаются испокон веков сказители легенд о богатырях, воспитывая новые поколения русских героев. Аналогично действуют американские герои с приставками «супер», помогая поверить в себя или справедливость в этом мире. Умение найти ассоциацию своей жизни с судьбой успешного человека дарит мотивацию. Ассоциация дает возможность взглянуть на себя со стороны, для чего стоит разложить настоящее по полочкам самоощущений, углубляясь в причины текущего состояния простым вопросом: «Как?»

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Данная методика предложена американским психологом С.Медником в 1962 году и адаптирована в России Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой .

Задания рассчитаны на возраст 12 -14 лет.

Основными характеристиками, определяющими успешное выполнение теста, являются быстрота построения ассоциаций , оригинальность ассоциаций , целенаправленность ассоциирования .

В качестве стимульного материала в тесте используются 39 словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.

Перед основными заданиями обязательно проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия заданий проводится с детьми через 3-5 дней после первой серии.

Тест проводится индивидуально или группами по 5-7 человек. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых записываются и ответы.

Инструкция к тесту

«Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе ход их решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло бы составить с ним словосочетание. Например , вам даются слова: деревянная, пионерская . Ответом могут служить слова: линейка , комната . Какие еще слова вы можете предложить? Возьмем другую пару: горячая, кафельная . Ответ: плитка .

Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол».

Детям предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последовательно решают, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки :

  • фирменные, рекордные;
  • детская, чернильница;
  • изящная, шахматная;
  • бумажный, осенний;
  • вкусный, английский.

Во время разминки ведущий постоянно обсуждает с детьми возможность-невозможность употребления определенных выражений. Он подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.

Тестовый материал

Серия №1

Инструкция : «Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например : быстрый, зеленый, полный ; словом-ответом может служить слово поезд . Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например : часы, скрипка, единство . Ответом может служить слово мастер : часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или вариант с предлогом – мастер по часам.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то словосочетания записывайте целиком, если же не изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Таккак здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально».

Стимульный материал первой серии:

  1. громкая, правда, медленно
  2. холодная, зелень, мутная
  3. прошлое, море, друзья
  4. зоркий, ресница, стеклянный
  5. свежая, английская, новости
  6. кино, экзамен, проездной
  7. комната, положение, река
  8. трудное, истекло, золото
  9. мундир, городок, билет
  10. неожиданно, человек, улица
  11. холодная, дым, жестокая
  12. умная, косы, свежая
  13. прошлый, время, трудный
  14. дедушка, очки, добрая
  15. долго, вечер, друзья
  16. плохо, глаза, море
  17. слон, дом, великан
  18. снег, хлеб, медведь
  19. навсегда, домой, назад

Наиболее типичные ответы:

  1. говорить
  2. вспомнить
  3. газета
  4. билет
  5. войти
  6. время
  7. военный
  8. встреча
  9. война
  10. голова
  11. бабушка
  12. ждать
  13. видеть
  14. большой
  15. белый
  16. вернуться

Серия №2

Инструкция к данной серии дается другими словами: «Сегодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления.

Итак, постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных».

Стимульный материал второй серии:

  1. случайная, горы, долгожданная
  2. вечерняя, бумага, стенная
  3. обратно, родина, путь
  4. далеко, слепой, будущее
  5. народная, страх, мировая
  6. деньги, билет, свободное
  7. человек, погоны, завод
  8. дверь, доверие, быстро
  9. друг, город, круг
  10. поезд, купить, бумажный
  11. цвет, заяц, сахар
  12. ласковая, морщины, сказка
  13. детство, случай, хорошее
  14. воздух, быстрая, свежая
  15. певец, Америка, тонкий
  16. тяжелый, рожденье, урожайный
  17. много, чепуха, прямо
  18. кривой, очки, острый
  19. садовая, мозг, пустая
  20. гость, случайно, вокзал

Наиболее типичные ответы:

  1. встреча
  2. газета
  3. вернуться
  4. смотреть
  5. война
  6. время
  7. военный
  8. войти
  9. родной
  10. билет
  11. белый
  12. бабушка
  13. настроение
  14. струя
  15. голос
  16. говорить
  17. голова
  18. встреча
Обработка и интерпретация результатов теста

Все результаты, полученные на группе, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали – ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критерии оценки

1. Количество ассоциаций:

Na = X / Y ; где

  • X – общее количество ответов,
  • Y – общее количество заданий.

В данном варианте в каждой серии по 20 заданий.

Если испытуемый предложил 28 ответов, его индекс Na будет равен:

Na = 28/20=1,4.

2. Индекс оригинальности:

Сначала считается «индекс оригинальности» каждого ответа, а затем «индекс оригинальности» всех ответов испытуемого.

Подсчет проводится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов в группе – r ). Индекс оригинальности (Z каждого ответа равен единице, деленной на количество таких ответов в группе.

Zi = 1 / r ; где

  • Zi – индекс оригинальности каждого ответа;
  • i – номер задания;
  • r – частота встречаемости каждого ответа.

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.

Nop = (Z 1 + Z 2 + … + Zi) / X ; где

  • Nop – индекс оригинальности работы испытуемого;
  • X – общее количество ответов.

Например : на стимул быстрый, зеленый, полный из 50 испытуемых 46 дали ответ поезд , индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов всех ответов испытуемого:

1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 +… = 9,8.

Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен:

Nop = 9,8/20 = 0,49

3. Индекс уникальности ответов:

Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi = 1.

Nyn = I / X ; где

  • Nyn – индекс уникальности ответов (относительно данной выборки);
  • I – количество уникальный ответов, то есть имеющих Zi = 1,
  • X – общее количество ответов.

При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (Nop , Nya ).

Испытуемые упорядочиваются по шкале творческого мышления по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Семешкина Татьяна Владимировна. Роль ассоциативного мышления в архитектуре и дизайне: диссертация... кандидата: 17.00.09 / Семешкина Татьяна Владимировна;[Место защиты: Саратовская государственная консерватория (академия); имени Л.В. Собинова].- Саратов, 2016

Введение

Глава I. Исторические аспекты формирования ассоциативного мышления

1.1.Ассоциативное мышление в развитии человеческого сознания.10-50стр.

1.2 Технология ассоциативного мышления. 51-67стр.

Глава II. Истоки и метаморфозы художественного образа

2.1. Природные явления и генезис цивилизации как истоки художественной образности в архитектуре и дизайне. 68-109стр.

2.2 Структура творческой деятельности. Технология творческого процесса и креативная личность. 110-135стр.

Глава III. Восприятие и оценка художественного образа среды. Восприятие ассоциативного мышления .

3.1. Визуальное восприятие архитектуры и дизайна современности.136-156 стр.

3.2. Креативные функции ассоциаций в архитектуре и дизайне.157-185стр

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Ассоциация есть такая установленная мышлением (сознательно или интуитивно) связь между двумя и более понятиями предметов или явлений, что предъявление одного из них вызывает в сознании другие, отстоящие от первого на различной смысловой дистанции.

Осознанная ассоциативность сближенных пар усиливает взаимно их смысловое значение, способствует созданию новых, третьих понятий, индуктированных в практическую деятельность, то есть ассоциации играют роль креативных механизмов мышления . Их созидательные функции продуктивно проявляются в творчестве, особенно в искусстве, архитектуре, дизайне, где ценность результатов обнаруживается визуально, подтверждая справедливость мысли Леонардо да Винчи о креативной роли глаза в архитектуре.

В области архитектурной науки последней фундаментальной работой, где присутствует тема ассоциаций, была книга “Архитектура и психология”, опубликованная почти полстолетия назад преподавателями Московского Архитектурного института. В опубликованном тогда же сборнике статей “Архитектура и эмоциональный мир человека” ассоциации фигурируют в роли второстепенного эмоционального рефлекса при оценке архитектурной среды. Ближе к предмету диссертационного исследования работы А.В. Ефимова и В.Т. Шимко начала XXI века посвященные методологии дизайна. Этими работами фактически исчерпывается теоретический ресурс публикаций, предшествующих теме настоящей работы. Но методологический дефицит психологических исследований, проецируемых на область архитектуры и дизайна, автору пришлось погашать отталкиваясь от достижений общей психологии, затрагивающей проблематику ассоцианизма прямо или косвенно.

Постепенное признание, в той или иной форме, ассоциаций как обязательного
компонента, катализирующего мыслительный процесс, становится фактом истории
философии и психологии, что подтверждают труды Аристотеля, Платона, а затем, с XVI
по XX вв. английские, немецкие, французские философы, материалисты и идеалисты: Ф.
Бекон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Д.Локк, Б.Спиноза, И. Ньютон, Д.Беркли, Д.Гартли, Д.Юм,
Р.Миллс, а также Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, Г.Спенсер, Т.Циген, З.Фрейд, К.Г.Юнг, Л.Леви-
Брюль, М.Люшер, Г.Роршах, П.Тейяр де Шарден, А. Моль, А. Мальвер, М.Нельке и
другие. Масштабная обобщающая работа была проделана в нач. XXв. В.Н.Ивановским,
настойчиво проводившим идею о когнитивных функциях ассоциаций. Им

проанализированы труды европейских, в т.ч. современных ему ассоцианистов, среди которых Э.Гартман, Р.Блэкки, Т.А.Рибо, Р.Зоммер, М.Гиссман, Н.Мальбранш, Э.Клапаред, М.Троицкий, П.Мервуаяр, Л.Ферри, А.Франк, А.Нечаев, А.Бэн, Э.Галеви, Т.Липпс, И.Бентам. В советское время по проблемам психологии творческого мышления изданы труды А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, П.А.Шеварева, М.И. Меерович и Л.И.Шрагиной, Я.А.Пономарева, И.П.Калошиной, Г.С. Альтшулера, С.А Медник, Г.Э. Руубера, А.В.Славина, М.М.Бонгарда, В.Д.Глезера, В.А.Ганзена, Н.Н.Нечаева. Не обойдена тема ассоциаций в трудах по истории и теории архитектуры – О.Шуази,

Б.Николаева, З.Гидиона, Д.Саймондса, Р.Вентури, Р.Арнхейма. В последние годы в России увеличилось число публикаций по дизайну среды и костюма. Это работы В.Л.Глазычева, А.В. Ефимова, А.П.Ермолаева, Е.В.Жердева, Г.Б.Забельшанского, Т.Г.Малининой, Г.Б.Минервина, А.Г. Раппапорта, Е.А. Роземблюма, С.К. Саркисова, Н.К. Соловьева, В.Н. Ткачева, В.Т. Шимко; М.В. Коротковой, Г.И.Петушковой, Е.Н.Цховребадзе и др. Приведены в основном авторы публикаций, доступных автору в процессе работы над диссертацией.

В целом аналитическая и обобщающая работа по исследованию ассоциативного мышления, специализированного на архитектурной и дизайнерской тематике, проводится впервые.

Цель исследования

На основе анализа историко-культурных явлений выявить креативную роль ассоциаций в развитии творческого мышления, а также подготовить теоретическую и практическую базу для научно обоснованного использования принципов и методологии ассоциативного мышления в деятельности архитекторов и дизайнеров, оценке художественного уровня произведений, в профессиональном образовании.

Задачи

Проследить исторические тенденции влияния ассоциаций на формирование художественной образности в архитектуре и дизайне.

Обобщить теоретический материал по психологии творческого мышления, свойствах творческой личности.

Формализовать последовательность творческого процесса в архитектуре и дизайне.

Оценить роль психологических тестов в развитии сенситивности и творческого мышления в профессиональной подготовке архитекторов и дизайнеров.

Объектом исследования является историко-культурный потенциал цивилизации, на становление которого оказали влияние ассоциативные аспекты творческого мышления, а также архетипы общечеловеческих ценностей этики и эстетики.

Предмет исследования – морфологические процессы в области архитектуры и
дизайна, стимулированные ассоциативным мышлением в поиске истоков и формировании
художественной образности, преобразование объекта творческой деятельности,
формировании эстетических позиций, уровня эстетического восприятия художественной
продукции, а также вопросы совершенствования педагогической методики в
архитектурном и дизайнерском профессиональном образовании. Временные:

историческая динамика морфологических процессов в пространственных искусствах от древности до современности. Предметно-пространственные: объекты творческой деятельности в архитектуре и дизайне.

Рабочая гипотеза

Состояние современных пространственных искусств, осмысление технологии творческих процессов и методических приемов в архитектурном и дизайнерском

образовании фокусируют внимание на ассоциативном мышлении как универсальном
инструменте, регулирующем выбор истоков художественного образа, его метаморфозы в
ходе проектирования, формирующем резонанс замыслам автора при оценке завершенного
произведения и эффективность педагогики. Поэтому исследование ориентировано на
выявление конкретных рабочих свойств ассоциаций, подтверждение их креативной роли в
решении морфологических проблем современной архитектуры и дизайна.

Предполагается, что прикладное использование методов современной психологии даст новый импульс творческой деятельности архитекторов и дизайнеров.

Методологические основы исследования.

Методологической основой исследования стали общенаучные разработки по
теории творческого мышления, анализ, обобщение и проецирование на архитектурную и
дизайнерскую проблематику сложившегося философского и психологического научного
аппарата.

На историческом материале выявлялась динамика обогащения ассоциативного репертуара в формировании эстетических концепций эпох цивилизации и определялась коррелируемость художественных форм в пределах исследуемой тематики (архитектуры, дизайна среды, дизайна костюма).

На натурном материале архитектуры и дизайна современности исследовались художественные приемы достижения выразительности и коммерческой привлекательности объектов художественного творчества.

Проводились циклы экспериментов по тестированию сенситивности и развитию ассоциативного мышления в профессиональных высших школах архитектуры и дизайна.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

При относительно большом хронологическом разрыве между настоящей работой и предшествующими трудами, затрагивающими роль ассоциаций в творчестве, данная диссертация впервые дает развернутый анализ и обобщение научных исследований в указанном направлении, поднимает объект исследования до уровня его конструктивной значимости в творческом мышлении.

Автором подтверждается корреляция архитектурных и дизайнерских форм (одежды, аксессуаров) в становлении художественной образности каждой исторической эпохи, стилевого единства. Впервые сопоставляются морфологические преобразования современной архитектуры и одежды с позиций ассоциативного мышления.

Возобновляется вопрос о вводе в программы профессионального обучения архитекторов и дизайнеров курса психологии как практического средства развития художественного мышления.

Практическая значимость работы.

В теоретический и практический оборот вовлекаются принципиальные схемы технологии творческого процесса, показана реальная включенность ассоциаций в творчество: от поисков истока художественного образа, архитектурной идеи, через трансформацию замысла и его закрепление техническим решением до фазы критической

оценки итогов творчества. Ассоциативное мышление предъявляется в диссертации как базовый компонент критериев оценки результатов художественной деятельности.

Ассоциативное мышление вносит существенный позитив и реализм в систему обучения архитекторов и дизайнеров.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Достоверность и научная состоятельность результатов исследования

подтверждена положительными рецензиями на научные материалы автора,

представленные на конференциях и в научных сборниках МГСУ, НГАСУ, МСИ, МГАХИ им. В.И. Сурикова 2010-2014 гг.

Основные концепции диссертации изложены в ряде статей, а также в монографии “Ассоциации в архитектуре и дизайне” (28 п.л., в соавторстве). (Общее количество печ. листов 32.0, в т.ч. личный вклад автора 60%) Тема диссертации связана с планом научной работы Международного славянского института, а также с ООП (основной образовательной программой) факультета Дизайна МСИ. Рекомендации автора по вводу в подготовку дизайнеров дисциплины “Психология дизайна” реализованы в работе ф-та Дизайна МСИ, а также дисциплины «Архитектурная психология» в МГСУ ИСА, как и методика проведения тестов по развитию сенситивности и ассоциативного мышления. Целесообразность исследования подтверждена актами о внедрении результатов диссертационной работы в вузах Москвы.

На защиту выносятся

    Анализ и обобщение теоретических источников по психологии творческого процесса с проекцией их основных положений на область архитектуры и дизайна.

    Исследование творческого процесса как специализированной формы познания с акцентированием созидательной роли ассоциаций.

    Результаты исследования структуры и последовательности творческого мышления в проектной деятельности.

    Приемы воспитания творческой личности на основе методики выработки ассоциативного мышления.

5. Результаты морфологического анализа современного состояния архитектурной и
дизайнерской практики.

6. Обоснование предложения по вводу в ООП ВПО архитектурной и дизайнерской
специальности курса предметной психологии.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения с изложением основных выводов и предложений, списка литературы и приложений. Объем диссертации: 190 стр. текста, 39 иллюстративных таблиц.

Технология ассоциативного мышления

Вся история накопления и закрепления сведений о внешней среде была напряженным преодолением животных инстинктов, настойчивыми попытками вырваться из сумеречного состояния разума на простор осмысленного представления о мире обитания.

Жизненный опыт индивидуума приобретался только в обществе себе подобных, так что генезис разума и практики был исключительно общим социальным достоянием, которого лишался младенец, случайно воспитанный животными.

Человеческое сознание стартовало с нуля. В философии сознание определено как высшая, свойственная лишь человеку (?) форма отражения объективной действительности.

Чтобы отразить в своем мозгу и действиях внешний мир, нужно получить ощущения. Ощущения воспринимаются пятью органами-рецепторами, обладающими качествами взаимной компенсации. Для этого должна была образоваться опытная связь явлений, которая закреплялась впечатлениями, формирующими ассоциации. Но без развитых рецепторов это было бы нелегко, а приписывать нашим предкам тонкость чувств преждевременно, принимая как аксиому прогрессивную динамику совершенствования рецепторов. Быстрее реализовались те рецепторы, которые были необходимы в первую очередь, и особенно зрение как обобщающее средство получения информации. Кроме того, существование в постоянном напряжении во враждебном мире и отсутствии надежных средств защиты воспитало в человеке то, что мы называем “шестым чувством”, интуитивным ощущением опасности.

Именно шестое чувство стало впоследствии мотивом для обеспечения психологического комфорта в искусственных сооружениях, жилой среде, феодальных дворцах средствами пространственной организации: толстыми стенами, извилистым лабиринтом доступа, прочными воротами, устрашающими изображениями… С другой стороны, древний человек искал и магические средства защиты, выбирая себе “покровителей” в животном и растительном мире. Тотемическим изображениям покровителей посвящали различные ритуальные действия, не смущаясь тем, что живых аналогов тотема убивали и съедали.

Чувства зависимости от внешних мистических сил обстоятельств своего бытия освобождало первобытного человека от выяснения причин природных явлений, соединяя напрямую источники и результат действия, воспринимая как неизбежную данность бедствие и благополучие. Пока наш предок не научился сопоставлять события и предметы, он не был способен к ассоциативному мышлению, а следовательно, к прогрессу сознания.

Современный исследователь хорошо освоил различные модели логического мышления и, опираясь на изучение древних артефактов, вполне способен методом исторического погружения реконструировать процесс развития сознания первобытных людей. Работы выдающихся психологов прошлого и современности, посвященные этой теме, являются, в сущности, гипотезами людей с хорошим воображением. Таковы труды Л. Леви-Брюля, З. Фрейда, К. Г. Юнга, Дж. Фрэйзера, К. Леви-Строса, А. ван Геннепа, Л.Я. Штернберга, А.Н. Леонтьева, В.Н. Ивановского . Часто изложение мысли одних служило поводом для появления оппозиционного мнения других.

Дорелигиозное сознание первобытного человека опиралось на мнимую, но расцениваемую как вполне полезную поддержку “своих” духов.

Дж.Фрэйзер (1854 1941гг.), рассматривая стадии интеллектуального развития человечества, на первое место ставил магию, изначально имевшую амбивалентную природу, так сказать, “добро и зло приемля равнодушно”. Понимание мира через сопоставление бинарных оппозиций приписывает первобытному человеку и К. Леви-Строс, полагавший, что на этой основе наш предок научился впоследствии соединять в ассоциативные цепи даже весьма далекие друг от друга понятия . Недифференцированное мышление древних, то есть не накопленный еще опыт различать явления и предметы по их параметрам и свойствам (вредности-полезности) не давали оснований компоновать точные ассоциативные связи. Они были либо приблизительны, либо вообще ложны. К тому же – это еще один феномен первобытного мышления, доживший и до нашего времени – примитивные сопоставления, в том числе и себя с окружающими миром (как его части или отдельно от него) приводили к идентификации не только с тотемами, как показано выше, но и с изображениями – рисованными или объемными. Причем это не локальное явление. В Северной Америке, Китае, на Ближнем Востоке считалось, что изображение отнимало душу у живого оригинала, а то и жизнь.

Рецепторы подсознания, дающие пищу развитию интеллекта, еще не развиты, мышление синкретично, представления о мире неадекватны и рождают ложные ассоциативные связи относительно понятий, и потому мотивация поступков еще не получила поддержки в виде логики здравого смысла. В итоге: развитие сознания пошло по двум переплетающимся направлениям – религиозному, основанному на вере в догматы, и реалистичному, основанному на достоверности эксперимента.

Более поздние этапы становления человеческого сознания охватывают работы американки С. Лансер, окрестившей человека “символическим животным” (перерабатывающим эмпирику чувственных данных в символы); П. Бойера, внесшего в обсуждение мысль о том, что абсурдные, нелепые, противоречащие здравому смыслу идеи закрепляются в человеческом сознании намного прочнее, чем идеи логичные, но тривиальные – это во многом объясняет силу эмоционального воздействия “контрастных” ассоциаций – базовых для абсурдных метафор – оксюморонов. Сюда же примыкает теория когнитивного диссонанса американского психолога Л. Фестингера, по-своему поясняющая “тертуллианов” комплекс: вера сопротивляется противоречащей ей рациональной информации, осознат ее справедливость, но игнорирует ее . В завершение темы подчеркнем факт достижения человеческим сознанием выхода из сумеречной зоны беззащитности перед силами природы, разграничения и сопоставления ощущений, уяснения для себя права выбора из предлагаемых природой ресурсов, становления ассоциативного мышления не только в простейшем бинарном варианте, но и в виде понятий, соединенных в логические цепочки: прибавление солнечных дней таяние снегов скоро лето сытая комфортная жизнь! И подсознательный уровень мышления вовсе не создавал препятствий для его реального отображения в предметном мире человека.

Природные явления и генезис цивилизации как истоки художественной образности в архитектуре и дизайне

Но феномен ощущения не ограничивается, как известно, только воздействием внешних факторов. Сознание воспринимает информацию подготовленным, ориентированным на извлечение необходимых сведений, полезных или предостерегающих. Такие ощущения воспринимаются в режиме апперцепции. Готовность сознания принять ощущения выражается в различной форме. Трансдукция информации должна преодолеть пороги чувствительности. Субъект, обладающий высокой сенситивной способностью, имеет низкий порог чувствительности и потенциал более тонких ощущений, и, следовательно, рафинированных ассоциаций.

Один из контрольных пунктов процесса ощущений представляют фильтры сознания, действующие в агрегате с порогом восприятия и уровнем чувствительности. Они детерминируют факторы избирательности, узнавания, допуска, чувственной оценки явления, стремящегося, обосновавшись в ощущениях, созреть до уровня идеи, образа. Сознание городского ребенка, впервые увидевшего козу, чей образ так отличается от знакомых ему кошек и собак, немедленно сформирует ассоциации опасности и мотивацию побега. Фильтры ощущений расположены в зоне риска, поскольку на чувственном уровне чаще всего образуются подсознательные ассоциации, требующие в дальнейшем корректировки. Хотя и существует расхожее мнение о том, что первое впечатление самое правильное как возникшее интуитивно, трансцендентно (то есть за пределами сознания). В XVIII – XIX веках на поля философских сражений, выясняющих первостепенность значения в теории познания внешних ощущений или законов мышления, имманентных сознанию, вышли ассоцианистская психология и гештальтпсихология. “Отцы” ассоцианизма утверждают следующее. Дж.Локк в сочинении “Опыт о человеческом разуме” переведенном на русский язык в 1898г., писал: “Откуда получает дух все материалы мышления и познания? Но это я отвечаю одним словом: из опыта; на опыте основано все наше познание и из него оно, в конце концов, вытекает” . Д.Гартли придерживался механистических идей в объяснении психических явлений, в том числе законов ассоциативного мышления. Черту под естественно-научным объяснением ассоциаций подвел русский физиолог И.П. Павлов: “Ассоциативная психология объявила простейшими элементами сознания чувствования и хранимые их копии – простые идеи и представления” .

“Внешнему” происхождению ассоциаций противопоставлены идеи гештальтпсихологии, адепты которой настаивают на первостепенном значении в познании мира складывающегося в сознании его целостного образа, элементы которого находятся в тесном взаимодействии. Восприятие. В генетическом смысле восприятие есть зрелое ощущение. Если ощущение понимать как процесс, то восприятие выступает как результат “укладки” полученного материала в виде сырья для формирования представлений. Удобство складирования ощущений обеспечивается ранжированием информации по категориям, облегчаемым вербализацией понятий. Вербальная номинация хотя и дает эффект отчуждения от конкретно воспринятого образа явления, но придает бльшую степень оперативности восприятию и, что важнее, кладет начало процессу осмысления материала, подключая рефлекторные потенциалы сознания.

Структурирование данных восприятия по сравнительным признакам ориентирует на поиск аналогов, что требует привлечения категорий автоморфизма и гетероморфизма.

Принцип дихотомии в определении сходства – различия дает возможность не только конкретизировать базовые морфологические свойства, но и вовлечь в типологические “игры” дополнительные параметры объектов, оставивших след в восприятии.

К сравнению двух автомобилей (телевизоров) равных технических характеристик привлекаются показатели по силуэту, размерам, цвету, общей композиции, фурнитуре.

Гетероморфизм – контрастность (или полярность) сопоставляемых свойств и признаков – предлагает более широкий диапазон выбора и объектов осмысления. Привлекательнее кажется рынок, где торгуют разнообразными фруктами, а не тот, где продают, скажем, только яблоки.

Комбинирование гетероморфных пар – удачный прием сопоставительных операций, в которых высекается искра контрастных ассоциаций. Автоморфизм (фрактальность) и гетероморфизм (противопоставление) играют важную роль механизмов архитектурного и дизайнерского морфогенеза.

Оценивая креативные потенциалы восприятия среды, известный советский психолог А.Н. Леонтьев писал в работе “Эволюция психики”: “Как только среда из гомогенной (однородной) превращается в гетерогенную (дифференцированную), возникают дифференцированные ощущения, для которых требуется повышенная чувствительность” и которые, добавим, дают основание для более глубоких по содержанию ассоциаций. Для определения содержательного потенциала ассоциаций, возникших как результат освоения восприятия, П.А.Шеварев вводит понятие валентности . На наш взгляд, целесообразнее применить это понятие к характеристике воспринятой информации, выявляющей уровень энергетики, полноценности ментального материала, переходящего в фазу представлений.

Компоновка элементов восприятия может идти не только в режиме дифференциации, но и в виде синтеза. Принцип синтезирования информации на этапе предварительного накопления может идти по двум путям: 1. объединение по содержательному признаку, 2. объединение по формальному признаку. В первом случае детали информации (или объектные данные) синтезируются по принципу функционального или композиционного единства (например, подбор элементов интерьера, выдержанного в едином стиле). Во втором случае действует концепция аддитивности (сложения) или агглютинативности (приклеивания), когда эффект целостности усиливается путем добавления атрибутов к существующему целому, что свойственно, например, компьютерной архитектуре. Наконец, при решении вопроса соответствия восприятия реальности тестируется факт эквивалентности ощущения его натуральному источнику с учетом влияния рефлексов сознания. При рассматривании абстрактной картины (значит – беспредметной) мы можем акцентировать внимание на том, что художник полагал фоном. Например, “Черный квадрат” К. Малевича равным образом квалифицируется как “пустая белая рама”. Невнимательность дизайнера при прорисовке сложных силуэтов ландшафтной планировки может, в ракурсе соотношения фон-объект, поставить его в неловкое положение из-за смешной ассоциации, вызванной проектным образом, напоминающим странную фигуру, рожицу, потроха, осколки битого стекла и т.п. Умение предотвратить иллюзии подобного рода – достоинство тренированного воображения, контролирующего восприятие.

Структура творческой деятельности. Технология творческого процесса и креативная личность

Такой перевод ассоциаций с одних смысловых орбит на другие является исторически сложившимся архетипом метаморфоза понятий. Хрестоматийный пример: миниатюра вначале обозначала только книжную иллюстрацию, выполненную красным цветом; Канарские острова названы так из-за большого количества обитавших там собак (canis) – а канарейки получили свое название уже от имени островов, не наоборот. Ассоциативные “перескоки” свойственны китайскому искусству за счет омонимов – одинаковых названий разных объектов: “лянь” – лотос и год, “юй” – рыба и достаток, “бянь-фу” – летучая мышь и счастье. .

Вербализации образов свойственна “веерность” осмысления одного понятия или символа. Показательна в этом ракурсе методика Нострадамуса по зашифровке смысла своих катранов, которая заключается в интриге создания семантического поля, куда включены многочисленные варианты разгадки, сводимые в “истинное событие” только в фазе постфактума. Расшифровщики катранов, подтвердив “достоверность” предсказанных Нострадамусом событий на основе собственных пасьянсных методик, проецируют эту достоверность на события будущего.

Строить пророчества, предсказывать будущее можно с оглядкой на происходящие события, готовящие точность попадания предсказания. Здесь, конечно, необходим аналитический ум и виртуозно скомпонованные ассоциативные связи, собирающие слова в мозаики, образующие ошеломляющие своей проницательностью смысловые сочетания. Ассоциации идей в науке – форпосте технической цивилизации – работают как креативный механизм, преобразуя чувственные импульсы в анализируемые и синтезируемые образы когнитивного значения. В процессе мышления складываются конструктивно ориентированные метаморфозы ассоциаций, происходит их уточнение, гиперболизация в необходимых случаях, образуя смысловой мост от косных состояний цивилизации к новым, более высоким ее уровням. Подобно зооморфным и антропоморфным источникам, техногенные факторы ассоциаций оказывают заметное влияние на создание мировоззрения и психологического климата в архитектуре (конструктивизм, брутализм, структурализм) и движение моды в дизайне (хай-тек в интерьере, партикулярность в костюме).

Этнические составляющие культуры каждого народа представлены комплексом психологических и материальных проявлений, отображающих национальную самобытность народа и свойственных только ему. Причем из общего круга культурно-бытовых категорий отфильтровываются только особенные признаки. Испанские баски, финские саамы, сибирские алтайцы в будничное время носят обычную современную одежду, а в праздники достают национальные костюмы.

Но и в режиме “обычности” многочисленные народы, такие как китайцы, индусы, японцы, латиноамериканцы, дистанцированные друг от друга, адаптированные к климату и связанные традициями, также хорошо различимы в своих бытовых проявлениях. У некоторых народов принято не снимать головного убора, входя в чужой дом, а хозяин этого дома не вправе интересоваться, зачем пожаловал гость. Для разных народов привычно пользоваться вилками, руками, палочками; белый цвет для одних народов – символ торжества, для других – скорби. Ассоциативное мышление в значительной степени определяется границами этнического сознания. Ассоциативные импульсы, рожденные национальным видением природы, людей, форм общения, исторической памяти, преобразуются в самобытную музыку, особый стиль лирики, своеобразие архитектуры и народного костюма, отношение к труду и другим народам...

Отметим дополнительно некоторые особенности ассоциаций в роли познавательного инструмента сознания, не замыкая их в рамки классификации. Сами по себе ассоциации не могут быть ни позитивно-негативными, ни ложными, ни тормозящими работу сознания или балластными. Их качества устанавливает оценка, проводимая на стадии представленной ими информации.

Тормозящее влияние на процесс мышления может оказать ассоциация, актуализирующая балластные образы, заслоняющие главное, нужное. Неустойчивые, затухающие образы доставляет ассоциация, идущая от слабого импульса, экранированного “белым шумом”. Образная неясность ассоциации, порожденной тяжелым сном, может привести к ложным представлениям. Нередко при обдумывании идеи предпочтительной может оказаться ассоциация, возникшая как побочный эффект, как субдоминанта.

Позволяющие посредством эвристического индуктирования идей выйти на целесообразное и эффективное решение задачи, или на опосредованное промежуточными ассоциациями явление культуры.

На идею расширяющейся Вселенной вышли, наблюдая процессы изменения цвета удаляющегося источника света в красную часть спектра, т.н. красное смещение Допплера. А принцип плоскостного размещения зеркал, отражающих солнечные лучи в одну точку, вместо сферического зеркала, принадлежит французскому физику-оптику О.Ж.Френелю, остроумно воспользовавшимся цепной ассоциацией, связанной с эффектом преломления – отражения света. Та же ассоциация, узаконенная как принцип равенства угла отражения и угла падения, утилизована в акустике концертных залов системой отражателей. Достаточно длинные ассоциативные цепи последовательно подключаются при усовершенствовании различных технологических процессов: ткачества, металлургии, радио- и телетехники, архитектурного проектирования. Здесь в основном работают направленные, наведенные ассоциации. Например, связка: тень шляпа с широкими полями зонт зонт, смонтированный на шляпе.

Креативные функции ассоциаций в архитектуре и дизайне

Но тем не менее вопрос наиболее удачной постановки проектируемого объекта и тем самым наиболее выгодного ракурса его наблюдения – в статике, динамике, с привлечением окружения – всегда занимал практикующего архитектора. Его продукция, подлежащая оценке – не материал проекта, а осуществленный замысел, психологическая оценка которого зависит не только от изолированной инспекции объема (это дело приемной комиссии), а и от мастерства вписания его в среду. И тогда феномен соразмерности реализуется. Другое дело, что на взгляд ценителя гармония достигнута или не сложилась, вызывает чувства эстетического резонанса или… циничного неприятия. Вид храмика Темпьетто во дворе церкви Сан-Пиетро ин Монторио в Риме у известного архитектора А.К. Бурова вызвал ассоциации “огромной чернильницы” . Не будем, однако, забывать, что этот объект прошел штудию визуальной оценки на предмет применения центричной схемы пространственного решения в крупных сооружениях: купол собора св. Петра наследовал идею, удавшуюся на Темпьетто.

Синтетическое восприятие архитектурной среды не обязывает никого, кроме профессионала, анатомировать целое, анализируя роль и вес составляющих, характер артикуляции объектов в пространстве. Как ни странно, позитивное визуальное воздействие оказывает не абсолютное совершенство объекта или ансамбля, их гармоничная законченность, а композиции динамичные, предполагающие развитие, дополнение, преобразование. Мы уже упоминали приемы дзэн–буддистов демонстрировать художественные свитки в черно-белом варианте, оставляя зрителю удовольствие представлять картину в цвете сообразно своему вкусу. К направленному воздействию на сознание (или чувства) зрителя относятся приемы иллюзорных эффектов. “Насколько это возможно, он (архитектор) должен отыскивать средства для обмана глаз, стремясь достигнуть не истинной, но лишь видимой соразмерности и эвритмии” (Гелиодор из Лариccы, Iв. н.э.).

Позитивному восприятию среды препятствует несколько обстоятельств психологического характера. Играет роль общий градиент настроенности, зависящий от наведенных (предварительно повлиявших) причин. Существует и всеобщий феномен негативной стартовой реакции на новое. Хотя, с другой стороны, именно новизна впечатлений вызывает интерес – если она подана без психологического нажима.

Отрицательно воздействуют на благосклонность эстетических впечатлений визуальное утомление от вида одинаковых объектов, однообразного ритма сооружений и их членений, отсутствие оживляющего композицию диссонанса. Одинаковость или образная близость наблюдаемых объектов не дает пищи ассоциациям, которые активны при разнополярности сопрягаемых понятий. Нормальное восприятие пространства – в линейной, воздушной и цветовой перспективе. Используемая в иконографии обратная перспектива объясняется искусствоведами как прием демонстрации изображаемого предмета с максимально возможных ракурсов. Допустимость творческих методов изображения, преследующих цели выразительности, не обязательно объяснять извращенными представлениями о функции визуальных рецепторов человека, призванных доставлять сознанию адекватную информацию о мире, к которому относится и искусственная среда.

В работе над образом связь с реальностью, ее предпосылками обрывается (угасает) и тогда формообразованием управляет только рассудок художника, который, уклоняясь от ответственности за причудливость своих творений, ссылается на интуицию духа и всеобщую тенденцию движения эстетической мысли, выражающей идеалы эпохи. Как писал К. Малевич, “Творческая мысль давно уже убегает от путаных, может быть, красивых и узорных сплетений и украшений к простому экономическому выражению энергийного действа, так что все сложения этого действа уже слагаются не из эстетического, а экономического веления. Последние течения в искусстве [речь о начале XXв.]: кубизм, футуризм, супрематизм – основаны на этом действе”. И еще одна цитата из этого рукописного трактата автора “Черного квадрата”: “Кажущаяся примитивность во многих современных художниках – стремление к приведению форм к геометрическому телу, и к этой геометризации звал и указал Сезанн, приведением натуры к конусу, кубу, шару”.

Теоретическое возбуждение художественной общественности активизируется с французским импрессионизмом, на творческое поле которого вторглись дилетанты, заявившие своей деятельностью о понимании искусства как средства самовыражения. Отсутствие в их изобразительных навыках влияния академической школы открыло двери в мир искусства самобытным явлениям в стиле, сюжетах, технике, персонифицированным именами В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Руссо. Возможно, что именно дистанцированность от академического образования (против консерватизма которого неоднократно восставали художники разных стран в разное время) была обстоятельством вливания свежей крови в застаивавшуюся плоть искусства, сигналом нового понимания социального феномена искусства.

На переломе XIX и XX веков теоретическая аргументация творческих экспериментов в искусстве по активности сравнивается с баталиями между философскими школами на всем диапазоне направлений от идеализма к материализму. Но если философы и психологи выясняли как следует понимать соотношение мир – отражение, то для художников (всех областей художественного творчества) обострился вопрос какими средствами отображать это соотношение и доводить творческую мысль до современника.

Если мысль конформна идеологическим императивам, выражающие ее произведения поддерживаются официально и спокойная фаза существования общества отмечена уравновешенными, лояльными формами “стабильного” идейного пафоса. Идеологические функции искусства стали очевидными. Постоянное наличие в визуальном поле конформированных произведений искусства предполагало как бы непроизвольное влияние на умы через формирование позитивного ассоциативного мышления. Выставки, парады, плакаты, прикармливание лояльных деятелей искусства – весь этот политический инструментарий отлично работал и работает в любой форме организации общества. Периоды социально-политической и экономической неустойчивости естественно отражаются чутким художественным сознанием и выражаются, тоже естественно, в демонстрации дегенерации наличного мира и имитации разрушительных действий в авангардистских образах; самым безобидным из них является геометризация и выяснение “что внутри”. Показательны в этом смысле кубистические эксперименты П. Пикассо и его же “расчлененки”, выставленные в начале 2011г. в Пушкинском музее (серия “Женщины в кресле”), оставившие неприятное впечатление патологией розовых фрагментов тел.

УЕБТЫНС

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 159.9 + 72

В.Н. Ткачёв

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Проанализована последовательность творческого процесса в архитектуре и дизайне на проектной стадии: психология выбора источника художественного образа, его трансформации в ходе проектирования, создание архитектурной концепции на основе сопоставления вариантов, использования метафор и гиперболизации.

Показана роль таких психологических качеств креативной личности, как ассоциативное мышление, воображение, способность к озарению и критической оценке художественных достоинств произведения.

Рассмотрены общие вопросы преобразования сложившейся среды обитания городов, психологические аспекты конфликта старой и новой застройки.

Ключевые слова: творческий процесс, эстетический потенциал, художественный прообраз, креативная личность, ассоциативное мышление, художественный замысел, мимесис, озарение, метаморфозы образа, среда обитания.

В семействе пространственных искусств архитектура и дизайн выделяются по меньшей мере четырьмя основными особенностями.

Во-первых, они двухстадийны, так как состоят из фаз проектирования и реализации, причем предметное осуществление проекта не всегда означает реализацию замысла. Завершенность достигается средствами дизайна.

Во-вторых, внешний облик здания и его интерьеры как визуальное свидетельство потребительской ценности делегированы остальными качествами сооружения: целесообразной функциональной схемой, рациональными конструкциями, безотказной инфраструктурой.

В-третьих, многозвенность операций и емкость трудозатрат делают эти занятия по преимуществу коллективными, определяя индивидуальный вклад и авторскую персонификацию в зависимости от факторов, заслуживающих отдельного рассмотрения.

В-четвертых, архитектура и дизайн формируют вкупе образ обитаемой среды; их стилистические признаки определяют синхронное эстетическое мировоззрение людей и детали их бытия. В силу этого архитектура и дизайн являются фокусом естественной или идеологически ориентированной динамики сложения культурных архетипов и канонов, а творчество как инструмент этого процесса становится объектом изучения и контроля.

Цель творческого процесса в обозначенной области - комплексное произведение, обладающее признаками витрувианской триады: пользой, прочностью, красотой - взаимопроникающими и взаимно детерминированными.

Объединяющая их «упаковка» - гармонизация, интегрирующая все параметры в целостность, акцентирующую художественный образ. Гармония форм существует в пространстве объективно, что человек время от времени с удивлением обнаруживает в диапазоне от макромира до космоса, приписывая ее божественному промыслу. При всем том для узнавания признаков эстетического потенциала необходим медиатор - творческая личность с развитой сенситив-ностью, воображением, способностью к выявлению гармонии (цвета, звука, формы), профессионально воспитанной или, условно говоря, врожденной.

Креативная личность, обладающая необходимыми качествами сознания и навыками, позволяющими улавливать эстетические «сигналы», оперировать ассоциативным мышлением в ходе преобразования объекта творчества, быть в состоянии адекватно оценить художественный уровень произведения, становится субъектом созидательного процесса - главным персонажем в системе проектного дела.

А психология творчества опирается на ассоциативное мышление, способность воображения и высокую эстетическую чувствительность, умение сохранить яркость образа профессиональными приемами, важность владения которыми подчеркивал, между прочим, Г. Гегель: «Хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одаренности, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли, в размышлении о способе ее осуществления, а также в упражнении и приобретении навыков» .

Достижение цели творческого процесса раскладывается на последовательное решение задач:

1) создание предпосылок художественного образа, поиск источников вдохновения, стартового материала, обладающего эстетическим потенциалом;

2) собственно творчество с использованием механизмов ассоциативного мышления, усилением образности первоисточника метафорами и гиперболизацией, с допущением таких метаморфоз, которые сильно дистанцируют разрабатываемый образ от его истоков;

3) профессиональное завершение работы, причем готовность произведения к предъявлению оценивается не столько по технической реализации, сколько по достижению ожидаемого автором эффекта и духовного резонанса в общественном мнении (позитивного или негативного).

Акт предъявления произведения, который в архитектуре и дизайне носит перманентный характер (например, пирамиды), вполне может квалифицироваться как продолжение творческого процесса в виде сменяющих друг друга оценочных позиций с выявлением таких глубин замысла, о которых создатели и не помышляли.

Поисковый характер творческого процесса базируется на сопоставительных операциях: при отборе источника художественной образности (случайном или планируемом), метаморфозах объекта проектирования для достижения максимально адекватного цели эффекта, выборе и применении приемов реализации замысла. Основа этих операций - ассоциации - психологический инструмент креативной личности.

Поясним некоторые возможности ассоциативного мышления.

Каждый предмет или явление имеют ряд детерминирующих признаков, фиксирующих целостность представления. Гранитному блоку свойственны как объективные признаки тяжести, прочности, трудности обработки, так и метафоры мощи, неприступности, монументальности, вечности... С цветущей липой ассоциируются зрелая весна, тепло, завораживающий аромат ночных аллей.

Ассоциативная связь может быть установлена между объектами - символами близкого смыслового содержания (печь - тепло) или дистанцированными друг от друга короткой или длинной цепью ассоциативных звеньев (печь - комфорт - зима - заготовка дров - лес). Ассоциативные сопоставления нередко результируются решением, контрастным по отношению к первичным ощущениям: упорядоченная монотонная застройка вызывает желание «встряхнуть» ее включением динамичного яркого объекта.

Неясные образные видения креатора, объединенные системой ассоциаций в режиме ожидания, получают внешний импульс от объекта-явления, мощность воздействия которого зависит нередко не от прямого смыслового соответствия цели поиска, а от «субдоминантного», маргинального понятия , новизна которого становится решающим аргументом выбора решения. Это свойственно методике эвристического подхода к творческим задачам. Вообще говоря, проектировщик не несет никаких обязательств по отношению к стартовому образу; более того, привязанность к единожды найденному проектному варианту лишает автора холодного критического рассудка и тормозит творческий процесс. В этой связи нелишне упомянуть, что в ходе метаморфоз начальный образ может утратить свою яркость, оригинальность, свежесть идеи и легко подменяется возникающими попутно замыслами, и это нормально. В социологии есть феномен «6 рукопожатий», показывающий, что достаточно такого числа рукопожатий знакомых друг с другом по цепочке людей, чтобы оказаться в контакте с любым человеком планеты . Ассоциативные цепочки также имеют бесчисленное множество комбинаций.

При необходимости культивации полученного изначально образного источника до финишной стадии его угасание как доминанты останавливается, образ подкрепляется и усиливается дополнительными метафорами, гиперболизацией, вербальной фиксацией с переводом в статус абстрактной идеи, более устойчивой в процессе преобразований.

Несколько слов о феномене появления ассоциаций. В общем этот процесс управляем и приемы инициации идей, активизирующие психику творца на поиск плодотворного решения, описаны в различных эвристических методиках, в т.ч. мозговом штурме, техниках модерации и ментальных карт, синектики, би-социации и др. . И все же особой ценностью обладают ассоциации, возникающие неожиданно, как Венера в блеске морской пены, создающие иллюзию божественного откровения (покоряющие даже разум атеиста). Их источник: разведенные на большие смысловые дистанции объекты сопоставления, уводящие от рутинных связей вещей (подобно озарению инженера С. Брауна, случайно увидевшего в саду паутину, использовать в конструкции моста ванты

), и догадки, всплывающие из памяти глубокого заложения, расцениваемые как подарок интуиции.

Теперь обратимся к собственно творческому процессу, акцентируя психологические акты, прокладывающие дорогу от эмоционального восприятия первообраза к предметной реализации художественного замысла в произведении, «от поэзии представления к прозе мышления» . Его этапы иллюстрируют высказанные выше тезисы.

Первый этап - сознательный или интуитивный поиск источника вдохновения, некоего внешнего толчка, который приведет в действие внутренние ресурсы озадаченной творческой личности, послужит стимулом воображения, источником художественного образа:

а) Образ сохраняет свою изобразительную и выразительную сущность до финала творческого процесса и является опорой авторской интерпретации стартового образа; чаще всего такой прямолинейный перенос эстетического впечатления от истока на готовое произведение свойственно ранним культурам, заимствовавшим в своем наивном искусстве образы живой природы (этот метод мимесиса - прямого заимствования - отражен в архитектуре Древнего Египта, античности; примеры тому - лотосовидные стволы и капители мегалитических храмов Египта, притча Витрувия о Каллимахе - изобретателе коринфской капители , а также протомы капителей в ападанах Персеполя); но рецидивы мимесиса - зооморфные или техногенные - возможны и даже популярны в современной архитектуре, например, проекты Й. Утцона, Ф. Гери, Н. Фостера; это результат действия ассоциаций по принципу тождества.

б) Впечатление от первоисточника служит только катализатором идей авторской установки, намеком на возможные траектории морфологических преобразований прообраза усилиями подготовленного ассоциативного мышления, сохраняющего только аллюзию сходства за счет формализации образа источника, абстрагирования его параметров в силу технологических требований, скажем, приемов обработки камня; натуралистичные подражания, имитации форм уступают место подобиям, ассоциированным по более глубоким признакам; стремление древних греков достичь гармоничного обобщения образов природы и человека в скульптуре и архитектуре, канонизация наиболее совершенных пропорций человеческой фигуры, их перенос в абстрагированные антропоморфные элементы ордеров отразили факт включения в изобразительную практику ассоциативного мышления более высокого уровня; этим обозначился перевод архитектуры в искусство выразительное - при сохранении до некоторых пор связи с изобразительностью ортодоксального мимесиса; художественный намек становится утонченным приемом сопоставления с прообразом, свидетельствующим о возросшем уровне вкуса, профессионализма и индустриализации искусства архитектуры.

в) Образ уводится от прообраза на большие ассоциативные дистанции до полного отчуждения от смысла первоначального импульса (иного или контрастного), где подавляющее влияние оказывает ориентированное апперцептивное восприятие, в основе которого лежат внутренние образные ресурсы креативной личности (хрестоматийна легенда о вороне на снегу, вид кото-

рой сподвинул В.И. Сурикова на работу над «Боярыней Морозовой»; можно предположить, что И.И. Шишкин писал трагическое полотно «На севере диком», отталкиваясь от пережитой символики мертвенного лунного света; И.И. Левитан, создавая свою картину «Над вечным покоем», ассоциирует изначальный образ широкого речного простора с беспредельной печалью о судьбах России, возбуждая безальтернативный резонанс в душе и сердцах зрителей, даже спустя столетие; архитекторы также широко пользуются ассоциативно-образными заготовками, например, И.А. Фомин писал: «Когда в жизни возникает реальный вопрос о проектировке, приходится извлекать из склада готовых изделий некоторый образ и перекраивать его для жизни» .

Психологический механизм контрастных ассоциаций используется не для аннигиляции пар первичных впечатлений, а для усиления эмоционального напряжения в развитии темы; в архитектуре и дизайне контрастные ассоциации используются для создания образных акцентов, подчеркивающих целостность и гармоничную полноценность композиции (по Гегелю гармония - это единство, развитие, сочетание с дисгармонией, внутренним противоречием , по пифагорейцам, гармония есть соединение разнообразной смеси и согласия разнообразного).

Второй этап. Метаморфозы образного материала идут в режиме сопоставительно-вариативной работы, базирующейся на «взаимоузнавании» ассоциаций, фильтрующих выбор направления решения и, если необходимо, выстраивающих смысловые цепи.

На этом этапе формирования основной концепции художественного образа ассоциации:

уточняются, закрепляются вербально, что упрощает операции с их участием;

меняют свою смысловую ориентацию;

затухают как ведущая идея и требуют подкрепления со стороны метафор;

закрепляют концепцию или возвращают на исходные рубежи проектную идею;

не выдержавшую конкуренции или теста на целесообразность.

Сужение поиска, апробация ведущего направления осуществляется через озарение (инсайт) - высший пункт творческого процесса, выводящий на поверхность центральную идею, подставляемую под перекрестную проверку на соответствие главным требованиям. Предпочтительность выбора опирается, конечно, на все причастные критерии, но не является результатом их простого суммирования. Как правило, выигрывает идеологический критерий.

Концептуальная фаза разработки проекта требует ответа на вопрос об отношении креатора к конформности его художественного замысла. Автор либо встраивается в «мейнстрим», либо сознательно идет на ломку сложившихся стереотипов. На данном этапе завершается неопределенность путей решения задачи, отбирается вариант максимального соответствия замыслу вместе с вербальной аргументацией выбора. Возможны незапланированные рецидивы озарений, в корне меняющих ход проектирования процедурами перфекционизма. Особенно велика роль творческой личности, располагающей расторможенным воображением, ресурсом образов, заложенных в профессиональную память и «примеряемых» к каркасу работы.

Третий этап. Осуществление сложившегося замысла, реализация художественной концепции на основе профессиональных навыков и методов касается здесь, напомним, только первой, проектной стадии творчества. В пространственных и плоскостных изобразительных искусствах, включенных в архитектуру и дизайн, эта работа одностадийна (учитывая и эскизный поиск).

В любом случае художественный замысел получает предметную форму, адекватно отображающую суть, символику и свежесть эстетического импульса; следовательно, и ассоциативные ссылки профессиональных приемов должны обладать соответствующим образно-эмоциональным потенциалом: расположением проекций, оригинальными ракурсами общих видов, динамикой цветовых пятен, стилистикой иллюминаций.

В живописи энергетика изображения передается остротой композиции, яркой или приглушенной колористикой, фактурой и широтой мазка, неповторимой авторской манерой. Техника при этом не самоцель, а комплексное средство выражения собственно «эстетического предмета» , что выступает визуально наяву или скрытно, предоставляя зрителю намеки, которые тот должен разгадать и «довести» в своем сознании образ до совершенства. Но, если «концепт» заложен достаточно глубоко, то абстрагирование от смысловой содержательности, подмена ее техническими манипуляциями ведут к самостерилизации художника. Впрочем, патологические явления в искусстве тоже имеют свою привлекательность.

Особо следует остановиться на компьютерных средствах реализации эстетических программ проектирования. Спору нет, это высокотехнологичный уровень инструментального средства проектирования, и в тех случаях, когда автор (творческий коллектив) имеют дело с относительно устоявшимися функционально и конструктивно объектами, целесообразен прием аппли-кативного проектирования с использованием высококачественных эталонов матриц пространственного решения, особенно в жилищной и промышленной архитектуре.

В проектировании уникальных объектов компьютерщик легко может «сорваться» в избыточно выразительную, бутафорскую архитектуру, не требующую особого напряжения мысли и профессионализма. А очарование мнимым совершенством компьютерной продукции распространяется на заказчиков и строителей. Излишнее доверие к технике демобилизует критический и творческий потенциал проектировщика, выхолащивает его композиционные навыки и чувство человеческого масштаба, приводит к техническим и художественным ошибкам, свойственным незрелым работам. Вывод:

допуск дилетантов к компьютерной технике противопоказан; техническое совершенство компьютерной техники должно быть доведено до автоматизации, свободной от «человеческого» фактора;

компьютер следует использовать на предельно стандартных операциях. Четвертый этап. При оценке художественных достоинств произведения используется преимущественно тот же ассоциативный ресурс, который складывался на всем протяжении творческого процесса. По крайней мере авторы рассчитывают, что ассоциации, принятые ими в разработке художественного

образа, будут общепонятны. Учитывается психологическая готовность общества, его вкусовые приоритеты, обстоятельства форс-мажора, и в отдельных случаях резонанс может оказаться негативным. Эта ситуация хорошо иллюстрируется противодействием горожан попыткам «врезать» несанкционированные новостройки в сложившуюся среду обитания, психологическим феноменом отрицания новизны. Речь, понятно, идет о «старых» городах, где любое вмешательство в канву застройки с целью реконструкции требует серьезной аргументации, в которой ассоциации играют роль инструмента убеждения и приобщения оппозиции к сотрудничеству. Явные авангардистские намерения архитекторов вызывают локальные социальные бури.

В теоретическом ключе позитивные или негативные впечатления от новых включений зависят от искусства визуального вписания здания в среду. Адаптационные функции несут те части нового пространственного объекта, которые находятся в секторе бытового обзора; это первые ярусы сооружения и территориальное благоустройство. Таким образом, процедура оценки произведения возвращает авторов к проектированию ландшафтной архитектуры, если это не было предусмотрено заблаговременно или не показалось важным.

Опыт визуальной оценки произведения откладывается в следующих тезисах:

наиболее благоприятные впечатления вызывает сложившаяся, достаточно монохромная и в спокойных ортогональных формах застройка; для профессионального уровня организации интерьеров принято считать, что комфортность достигнута, если она незаметна;

монотонность не дает впечатления гармонии среды, необходимы акценты, не разрушающие общего визуального климата: малые формы, средства монументально-декоративного искусства.

Включение в среду элементов, несущих эстетический потенциал, дозируется. Развитое ассоциативное мышление современного горожанина, как инструмент сопоставления информации и понятий, насыщенных символикой и метафорами, позволяет уловить и усилить любой эстетически окрашенный импульс, утолить потребность в художественных впечатлениях. Более того, сознание потребителя тяготеет к восприятию и мысленному развитию, завершению художественного образа, получая психологическое удовлетворение от «соучастия» в творческом процессе, от попадания в резонанс замыслу художника, архитектора.

Этот феномен «искушенного ценителя» реверсивно отражается и на профессиональном мировоззрении творческой личности. Воспринимая гармонию красок, форм, звуков «нерукотворного» происхождения, подготовленный разум, развивший рафинированный, изысканный вкус, уже не нуждается в непосредственном контакте со сложившимися носителями эстетической информации (картина, скульптура, архитектурная форма), довольствуясь аллюзией, символом, случайной, даже контрастной ассоциацией на «продвинутых» носителях: 3D-кино, бодиарте, плоскостных или трехмерных опусах концептуализма, де-конструктивизма, абсурдизма, - заменяющих «пресную» информацию статичного реализма новыми острыми ощущениями. В архитектуре ослаблена

связь формы и содержания, внешний облик здания не раскрывает его конкретного назначения; архитектурный образ сооружения строится на композиционных соображениях, исходящих из имманентной мотивации, свободной от стилистических реверансов прошлому.

Вскрытие психологических аспектов творческих процессов демонстрирует утрату гуманитарных ориентиров проектной работы в области архитектуры и дизайна (хотя и очевиден перевес архитектурной проблематики в сторону дизайна, решающего задачи организации среды, максимально приближенные к человеку). Существующая проектная и строительная практика свидетельствуют о негативных тенденциях современной архитектуры на создание амбициозных, антисоциальных сооружений, разрушающих визуально и функционально сложившуюся среду городов, которые, бесспорно нуждаются в обновлении, но не стихийном, а программно освобожденном от персональных амбиций и коммерческой корысти.

Деструкцию городов нужно остановить, переключив архитекторов и дизайнеров на рациональное творчество, исключающее понимание архитектуры как игры капризных детей в кубики, и вместе с тем несущее в нее подлинно креативное начало.

P.S. Ознакомление с рядом исследований, посвященных психологии творческого процесса, в частности, работами Т. Любарта и К. Муширу , показало, что направленность наших исследований вписывается в рамки общего научного русла, что предполагает возможность международного сотрудничества в данной области, способствующей повышению уровня архитектурного образования.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М. : Искусство, 1968.

2. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества / Человек в системе наук. М. : Наука, 1989. 504 с.

3. Райгородский А. Ни один хакер не разрушит весь Интернет // Кампус. 2012. 10 (60), Х1. С. 58.

4. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики. М. : Архитектура-С, 2004. 352 с.

5. Нельке М. Техника креативности. М. : ОМЕГА-Л, 2009. 144 с.

6. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М. : Стройиздат, 1965. 194 с.

7. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения. М. : Знание, 1964. 350 с.

8. Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре. Л. : ОГИЗ, 1936. 343 с.

9. Мастера советской архитектуры об архитектуре: в 2 т. Т. 1. М. : Искусство, 1975. 544 с.

10. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М. : Наука, 1973.

11. Бычков В.В. Эстетика. М. : Гардарики, 2006. 572 с.

12. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс / пер. с фр. Е.А. Валуевой) // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. II. N 4. С. 74-80.

13. Lubart T.I. Modells of the creative process: Past, present and future // Creativity Research Journal. 2000-2001, 13 (3-4), pp. 295-308.

Поступила в редакцию в январе 2012 г.

Об авторе: Ткачёв Валентин Никитович - доктор архитектуры, профессор кафедры проектирования зданий и градостроительства, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].

Для цитирования: ТкачёвВ.Н. Психология творческого процесса в архитектуре и дизайне // Вестник МГСУ. 2013. № 5. С. 239-248.

CREATIVE PSYCHOLOGY IN ARCHITECTURE AND DESIGN

The author analyzes creative processes underway in architecture, particularly, at the stage of design. The author considers the psychology of choice of a source of artistic images, their transformation in the course of design, development of an architectural concept based on comparison of options, and use of metaphors.

The role of such psychological features of a creative personality as associative thinking, imagination, ability to get inspired and critical assessment is demonstrated and analyzed in the article. General issues of transformation of the habitat of cities, psychological aspects of a conflict between old and new buildings are considered.

The present-day design practice is a less creative process that the practice of the past, as the employment of information technologies accelerates drafting of documents and limits the involvement of creativity. The seeming simplicity of information technologies reduces architecture to the craft available to any "user". As a result, the urban environment is filled with computer design, or ambitious and fake buildings.

The psychology of creativity relies on associative thinking, imagination and esthetic sensitivity. The purpose of any creative process is achieved through attainment of the following sequence of objectives:

arrangement of preconditions for development of an artistic image; search for sources of inspiration; availability of the input material possessing esthetic potential;

use of mechanisms of associative thinking, intensification of figurativeness of the primary source using metaphors, so that the metamorphoses separated the new image from its original source;

professional completion of work.

The author proves that any creative process is based on comparisons, and associations serving as the basis for operations that consolidate into a creative process represent a psychological tool used by creative personalities.

1. Gegel" G.V.F. Estetika . Moscow, Iskusstvo Publ., 1968, vol. 1.

2. Ponomarev Ya.A. Psikhologicheskiy mekhanizm tvorchestva. Chelovek v sisteme nauk. Moscow, Nauka Publ., 1989, 504 p.

3. Raygorodskiy A. Ni odin khaker ne razrushit ves" Internet . Kampus . 2012, 10(60), X1, p. 58.

4. Sarkisov S.K. Osnovy arkhitekturnoy evristiki . Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2004, 352 p.

5. Nel"ke M. Tekhnika kreativnosti . Moscow, OMEGA-L Publ., 2009, 144 p.

6. Stepanov A.V., Ivanova G.I., Nechaev N.N. Arkhitektura i psikhologiya . Moscow, Stroyizdat Publ., 1965, 194 p.

7. Orlov V.I. Traktat o vdokhnoven"e, rozhdayushchem velikie izobreteniya . Moscow, Znanie Publ., 1964, 350 p.

8. Mark Vitruviy Pollion. Ob arkhitekture . Leningrad, OGIZ Publ., 1936, 343 p.

9. Mastera sovetskoy arkhitektury ob arkhitekture . Moscow, Iskusstvo Publ., 1975, 544 p., vol. 1.

10. Shestakov V.P. Garmoniya kak esteticheskaya kategoriya . Moscow, Nauka Publ., 1973.

11. Bychkov V.V. Estetika . Moscow, Gardariki Publ., 2006, 572 p.

12. Lyubart T., Mushiru K. Tvorcheskiy protsess . Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki . 2005, vol. II, no. 4, pp. 74-80.

13. Lubart T.I. Models of the Creative Process: Past, Present and Future. Creativity Research Journal. 2000-2001, 13(3-4), pp. 295-308.

For citation: Tkachev V.N. Psikhologiya tvorcheskogo protsessa v arkhitekture i dizayne . Vestnik MGSU . 2013, no. 5, pp. 239-248.