Армения христианская и первый ее царь Трдат III. Армения христианская и первый ее царь Трдат III Что же такое телевизионный формат

1700 лет назад классическая страна древнего мира Армения приняла христианство. Вернуться в те далекие времена, оценить это выдающееся историческое событие, вспомнить тех, на чью долю выпала ответственность принять это важное решение, помогают сегодня наши первые историографы и, в частности, Агатангелос - секретарь царя Трдата III, по его повелению описавший проникновение, укрепление христианства в Армении и принятие его в качестве государственной религии. В тот период Великая Армения стояла в одном ряду с передовыми цивилизациями. В стране богатой, населенной множеством народа, процветали большие и малые города с водопроводом, мощеными площадями и улицами, царскими дворцами, а также дворцами знатных горожан, храмами, украшенными статуями богов и обожествленных царей. Почти не оставалось невозделанных земель. Высаживались новые леса, где обитали быстроногие лани, серны, олени, куланы, вепри. Цари и опытные полководцы заботились о благополучии и безопасности народа и старались распространять свою заботу и покровительство на всех, а когда было необходимо, с оружием в руках отстаивали спокойствие страны от вражеских нашествий.

Блестящие победы над врагами в течение одиннадцати лет одерживал царь Хосров II (Нерсех), отец Трдата III, принося народу победы и богатые трофеи.

Однако со смертью царя Хосрова от руки наемного убийцы Анака (по роковому совпадению, отца Григория Просветителя) начались многочисленные набеги на Армению, сопровождавшиеся разорением страны и угоном населения в плен. Чудом удалось спасти одного из сыновей Хосрова II - маленького Трдата, которого увезли в Рим, дабы подготовить к царскому сану. Когда он вырос и возмужал, проявил успехи в ратном деле и воинских сражениях, возвратился на Родину, став последним царем языческой и первым царем Христианской Армении.

Он вошел в историю как царь Трдат Великий, которому удалось установить в стране сильную власть, укрепить армянскую государственность, вернуть Армении былое могущество. "Враги не могли его одолеть; исполинской храбростью своей он побеждал всех в бою, его невозможно было сломить силой, слава о его храбрости облетела всю вселенную... Он процарствовал более 30 лет."

На семнадцатом году царствования Трдата III на престол апостолов Варфоломея и Фаддея "после многих и невыносимых мучений, пятнадцатилетнего пребывания в глубокой яме замка крепости, что в Арташате, сел Григорий Просветитель, став священнодействователем святынь, нашим духовным родителем и началом патриархов наших".

Григор Лусаворич, обходя с царем Трдатом армянские земли, упразднял языческие храмы, разгонял жречество, разбивал идолы, основывая христианские церкви.

Историк так определяет пределы распространения христианства в Армении в IV веке: "Разлилось по всей Армении от края до края, от города Саталы вдоль Халдии, вдоль Каларджии до исхода пределов Маскутов, до ворот Аланских, до границ Каспия - Пайтакарана, города Армянского царства, и от Амиды, через город Насибин, задевая окраины Сирии, в странах Норширакан и Кордуена до неприступной страны Мидии, до области Махкерта, вплоть до Атропатены."

Просветив Армению Богознанием и всеми христианскими установлениями и законоположениями, рукоположив более 430 епископов, отправился Григор вместе с великим государем Трдатом в Рим для созерцания мощей апостолов Петра и Павла, свидания с великим императором Константином и святым патриархом Сильвестром и заключения с ним договора и союза.

"Константин святой и великий патриарх врат мира оказали почести святому Григору как исповеднику и как живого мученика почтили множеством любезных и подобающих почестей. Константин, пав перед ним на колени, просил его священных молитв и благословения. Передал ему частицы мощей апостолов, левую руку апостола Андрея и много других даров: в Иерусалиме им пожаловали Голгофу - место распятия Христа, храм святого Иакова и место для литургии у одра святого воскресения. Говорят, святой Григор повесил над гробом Христа светильник и с молитвою просил Бога зажигать его без видимого света во время праздника Святой Пасхи, и знамение это имеет место по сей день. Трдату Великому были оказаны почести, которые он заслужил своею храбростью."

Кровью Христа и верою в Него был скреплен договор, дабы и после них нерушимо хранить дружбу между народами. Этот документ - "Дашанц тухт" ("Договорная грамота"), удостоверяющий наличие союза и договора между монархами и патриархами двух стран, не только упоминается Агатангелосом и Павстосом Бузандом, но и существует поныне.

Воздав таким образом честь, Константин усадил Григора и Трдата на золоченую колесницу и с великой пышностью отправил в дорогу.

Вернувшись в великом ликовании и душевной радости в Армению, патриарх рукоположил сына своего Аристакеса главою епископов Армении, Грузии, Агванка. Сам же всецело отдался отшельническому образу жизни, чтобы добиться венцов: и апостольского, и подвижнического, и патриаршего, и отшельнического, которые более всего приближают человека к Богу, ибо дают возможность спокойно беседовать с Ним. С тех пор Григор больше не показывался никому. Он удалился в провинцию Даранали, где уединился в пещере Манэ. Прожив долгие годы, он почил во Христе, пробыв 30 лет патриархом.

Аристакес, пробыв епископом семь лет, мученически погиб от руки нечестивого убийцы. Царь Трдат посадил на патриарший престол старшего сына святого Григора - великого Вртанеса. Сам же, подобно святому Григору, полюбил уединенный образ жизни. Он стал порой уходить от своего воинства и проводить время в 40-дневных постах и молитвах. Являясь к нему, воины умоляли его вернуться к правлению, но он не соглашался, называя их предателями своего господина и притворными почитателями Бога. Те поклялись и подписали грамоту, обещая свято исповедовать Христианство и верно служить ему. Трдат, склонившись к их уговорам, вернулся на престол и являл собой пример всех добродетелей.

А те, так как им надоело его благочестие, решили коварно убить его. И, поехав с ним на охоту якобы для увеселения, выстрелили в него из лука и будто бы нечаянно ранили. Затем, видя, что он от этого не умирает, дали ему смертоносного зелья.

"Люди, непокорные нравом и упрямые, предательски убили его и сами погасили свой лучезарный светильник. Так скончался благочестивый и набожный Трдатиос. Тело его перевезли и погребли в гюхе Тордан, расположенном на берегу реки Евфрат, у подножия горы Сипикор (Сурб Григор) в гаваре Дараналеац, занимавшем долину реки Кемур, рядом с усыпальницей святого Григора, которому он равен, ибо всех удалял с путей безбожных, будучи вторым попечителем просвещения у нас. "

(Трдат) - царь Армении Великой (287-330). В борьбе с Ираном ориентировался на Рим, в союзе с к-рым нанес в 297 поражение иран. войскам и обеспечил независимое от Ирана положение Армении Великой. Стремясь укрепить царскую власть, Т. в 301 вместе с арм. знатью принял христианство, ставшее с тех пор гос. религией страны. Церкви были пожалованы большие зем. владония, а духовенство было приравнено по своему правовому положению к привилегированному сословию (азатам). Централизация власти, принятие христианства и антииран. ориентация Т. встретили сопротивление со стороны части нахараров, к-рые убили Т.

Лит.: Манандяи А., Критич. обзор истории арм. народа, т. 2, ч. 1, Ер., 1957 (арм. яз.).

"ТИРИДАТ III" в книгах

Телевизионный дебют

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Телевизионный дебют С Даниэлем Шорром связано еще одно примечательное событие: первое телевизионное интервью отца 31 мая 1957 года. Интервью западным журналистам отец давал охотно. Он считал, что так он доносит свое видение мира до их читателей, отгороженных от нас железным

Телевизионный сеанс

Из книги Записки с мертвой станции автора Савиных Виктор Петрович

Телевизионный сеанс Земля: “Отличная картинка. Только не пойму, как вы сидите. Это что, пост № 1?”Памир-2: “Да. Вот это - стул, на нем сидят. Вот это - стол, за ним едят”.Земля: “У вас уже нормально, все по-человечески”.Памир-1: “Общими усилиями. Хотя бы в одном углу

Что же такое телевизионный формат?

Из книги автора

Что же такое телевизионный формат? На международном рынке есть несколько крупных продавцов-производителей форматов. Изначально они придумали один-два очень успешных мировых формата, очень хорошо их продавали, потом набили руку на продажах, и сейчас, если где-то в мире

Растр телевизионный

автора Коллектив авторов

Растр телевизионный Телевизионный растр – это совокупность строк изображения, которая составляет телевизионный кадр.При считывании с мишени передающей телевизионной трубки, т. е. иконоскопа, передаваемое изображение раскладывается на совокупность строк, которая и

Телевизионный растр

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Телевизионный растр Телевизионный растр – это совокупность строк воспроизводимого телевизионного изображения. Передаваемое изображение, считываемое с мишени телевизионной передающей трубки, раскладывается на совокупность строк, которые и представляет собой

Телевизионный микроскоп

БСЭ

Телевизионный радиопередатчик

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный растр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный сигнал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный стандарт

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный телескоп

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный технический центр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Телевизионный детский сад

Из книги Через испытания – к новой жизни. Причины наших заболеваний автора Дальке Рудигер

Телевизионный детский сад Инфантильность нашего общества хорошо видна на голубых экранах. Телевизионное пространство заполняют глупейшие фильмы и скучные игры с мячом за такие денежные призы, что суммы не могут не вызывать недоумение. Жанр экшн, где герои часами

Телевизионный фон эффективной политики

Из книги Жёсткая ротация автора Топоров Виктор Леонидович

Телевизионный фон эффективной политики В телепередаче «К барьеру!» сошлись два знаменитых политтехнолога - Белковский и Павловский, - при всей антагонистичности сливающиеся в общественном сознании, как десятилетие назад - Гусинский и Березовский.Внешние различия

Телевизионный передатчик

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Телевизионный передатчик Существует несколько типов наборов оборудования ТВ передатчика, которые выделяются в два основных класса. Передатчики первого типа транслируют видео– и звуковой сигналы на частоте одного из стандартных телевизионных каналов. Телевизионный

Дополните информацию о персоне

Биография

По его инициативе в 301 г. христианство в Армении (раньше всех стран мира) было провозглашено государственной религией.

Тиридат III Великий, сын Хозроя I, вступил на престол в 286 г.; счастливо сражался с Сасанидами (новоперсидскими царями).

Христианство проповедовалось уже с 279 г. армянским апостолом Григорием, но христиане подвергались еще сильным гонениям.

В 301 г. Т. принял христианство, заменил языческие храмы церквами и монастырями, призвал множество священников из Сирии и Малой Азии и сделал христианство государственной религией.

С провозглашением христианства государственной религией, Армянская апостольская церковь, одна из древнейших христианских церквей, отмежевалась в религиозном отношении от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению.

В 303 был построен собор Эчмиадзин (близ Еревана), ставший религиозным центром всех армян и местопребыванием верховного патриарха и католикоса всех армян. По имени первого католикоса Григория Партева А. а. ц. иногда называется григорианской.

Изображения

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.40, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Болтунова А.И., Саркисян Г.Х. Армения Великая // БСЭ
  • Всемирная история, т. 2, М., 1956
  • Мамулов С.С. Удивительный народ из страны чудес. Книга 3. М., 2000
  • Манандян Я. А., Тигран II и Рим, Ер., 1943
  • Манандян Я. А., О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V в. до н. э.- XV в. н. э.), 2 изд., Ер., 1954
  • История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951
  • История СССР с древнейших времен, т. 1, М., 1966
  • Ованесян С. Н. Армянская апостольская церковь // БСЭ
  • Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958, с. 167-93. БСЭ

Про фильм “Дух времени” развились несколько оффтопних ветвей и в частности относительно вопроса принятия Христианства в 301-ом году. Дав например рассматривает как само принятие Христианства, так и события последующих десятилетий, а может и больше, как сукопопский© заговор против Великой Армении в целом и сюникцев в частности. Лично мне так совершенно не кажется, я далек и от версии, что Трдат превратился в кабана, и от версии сукопопского© заговора. На мой взгляд все произошедшее, это просто результат политических расчетов Трдата 3-го.

Скажу сразу, что я разделяю ту точку зрения, что Христианство насаждалось силой, что за это время было уничтожено культурное наследие предков, ну и все остальные прелести, но при этом считаю, что наезды на Христианство и ААЦ на этой почве безосновательны. Другими словами, разрушение языческих храмов и насаждение новой религии я рассматриваю просто как факт, а не что-то, из чего надо делать выводи.

Вообще, вся заваруха началось в 225-ом году. Это дата очень важна в армянской истории, так как перевернула абсолютно все в нем. До 225-го года в передней Азии все было предельно ясно: с одно стороны Рим, а с другой стороны Аршакиды, которые правили в большинстве странах и тем самим представляли собой единый альянс. Никакого внутреннего конфликта быть не могло, ибо по сути вся власть была сосредоточена в руках одной и той же семьи. Говоря современным языком двухполярный мир.

Но так было до 225-го года. В 225-ом году в Парфии Арташир Сасанид свергнул царя Артавана 5-го, а выжившие парфянские Аршакиды убежали в Армению. Ситуация для нас была очень сложной: во-первых мы потеряли кровного союзника, а во-вторых получили не менее кровного врага. Сасаниды понимали, что даже без укрывшихся в Армении парфянских Аршакидов, сами армянские Аршакиды тоже были претендентами на их престол. Армянские же Аршакиды понимали, что Сасаниды их не оставят в покое. Одним словом, это была вражда по определению. По сути у нас оставался один выбор: наладит дружбу с Римом, что ничего хорошего не сулило и тоже по определению.

Разумеется, что сразу же начались длительные войны между Арменией и Персией, которые продолжались с переменным успехом. Все закончилось убийством Хосрова 1-го в 247-ом году (по другим данным в 253-ом). В течении последующих 40 лет в Армении правили ставленники Сасанидов. Однако в 287-ом году сын Хосрова 1-го Трдат с помощью римлян возвращает себе власть в Армении.

Новый царь прекрасно понимал, что Сасаниды его в покое не оставят. Понимал он так же, что его власть уязвима ” 40 лет в стране правили чужие и никто и задницей не шевелил (и это страна со 100000-ой регулярной армией). Для этого были свои причины: Армения и Персия хоть и больше не были политическими союзниками, но по прежнему были связаны тысячью нитями, в том числе и многочисленные династические браки, и культура и многое другое.

В свою очередь языческие религии отличались крайней не устойчивостью, они легко поддавались влиянию чужим культам и в частности в пограничных районах преобладали культы соседних районов. В этом плане языческая религия армян не была исключением, ну а в сложившийся политической обстановке, такая религиозная раздробленность была опасна для Трдата. Ну кому понравится, что в пограничных районах с кровным врагом огромная масса населения поклоняется богам этого самого врага? Можно ли положиться на это население? Вряд ли. Короче говоря не было никаких внутренних барьеров против влияния Персии, а таким барьером мог стать другая религия.

Все эти обстоятельства видимо и привели Трдата к тому выводу, что надо менять государственную религию и его выбор пал на Христианство, которого он преследовал в течении 13-и лет. Какие плюсы были у Христианства? Главное отличие это то, что Христианство исключает существование любых иных богов. В христианстве изначально заложен механизм ревностной защити своих позиций, если хотите инстинкт самосохранения, что напрочь отсутствует во всех языческих религиях. Никакого нафиг свободы вероисповедания: “не поклоняйся другим богам, я единственный бог и тут жирнейщая точка”. Само собой это исключало возможность проникновения других культов. Никаких 5-х колон на религиозной почве быть не могло. Второй, на мой взгляд немаловажный факт это запрет браков с иноверцами. В будущем это лишила бы второго рычага персов в Армении ” династические браки с армянскими княжескими домами. Есть и ряд других преимуществ (например более предпочтительная, чтобы управлять страной), но эти два на мой взгляд основные и они соответственно покрывали две основные уязвимости языческой религии.

Так же надо полагать, что скорее всего в Армении уже тогда была довольно большая христианская община, особенно в юго-западных и западных районах страны, а так же в больших городах, так что социальная платформа у Трдата тоже была.

Окончательно убедившись в правильности такого шага, царь приступил к делу. На мой взгляд, расчеты царя были абсолютно верними, однако к сожалению сама форма изменения религии была далека от идеального. ИМХО, можно было бы устроить все меньшей кровью и с меньшими потерями, в том числе без тотального уничтожения культурного наследия. Впрочем именно такое решение тоже скорее всего была не безосновательной, видимо царь хотел уничтожить все возможные реакционные сили, чтобы в будущем не иметь лишней головной боли.

Тиридат III Великий Аршакуни - святой, равноапостольный царь Великой Армении в 286-342 гг., сын армянского царя Хосрова I. В 305 - 306 гг. утвердил христианство в Армении в качестве государственной религии. Вместе с первым архиепископом Армении св. Григорием Просветителем царь Тиридат в 324 г. побывал в Риме и, встретившись там с императором Константином Великим и римским папой Сильвестром , утвердил мирный договор и «вечный союз» между римлянами и армянами против всех язычников. В качестве символа союзных отношений император передал царю Армении особое знамя с изображением монограммы Христа (хризмы), и под этим знаменем армяне воевали с сасанидским Ираном . Тиридат III был убит в 342 г. вельможами-язычниками в результате придворных интриг.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.376.

Тиридат III (Трдат) - царь Армении Великой (287-330). В борьбе с Ираном ориентировался на Рим, в союзе с которым нанес в 297 году поражение иранским войскам и обеспечил независимое от Ирана положение Армении Великой. Стремясь укрепить царскую власть, Тиридат в 301 году вместе с армянской знатью принял христианство, ставшее с тех пор государственной религией страны. Церкви были пожалованы большие земельные владения, а духовенство было приравнено по своему правовому положению к привилегированному сословию (азатам). Централизация власти, принятие христианства и антииранская ориентация Тиридата встретили сопротивление со стороны части нахараров, которые убили Тиридата.

А. П. Новосельцев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Армения (подборка статей в проекте "Историческая география").

Хронологические таблицы и по векам -